Ч. 11 Непредсказуемость морской жизни
Не только рифы, штормы и несчастные случаи во время охоты на китов угрожали китобоям. В первые годы китобойного промысла, когда они заходили на многочисленные южные острова, чтобы пополнить запасы провизии и воды, им приходилось сталкиваться с аборигенами.
Иначе и не могло быть. После месяцев плавания в жутких условиях они попадали в земной рай, населённый смуглыми полуголыми красавицами. А если учесть, что в отношении нравственности на многих китобойных судах царила обстановка Содома и Гоморры, то о результатах этих встреч догадаться нетрудно.
Как правило, в книгах о китобоях эти неприглядные моменты истории обходят, предпочитая рассказывать об американских женщинах, которые иногда годами плавали на судах, где капитанами были их мужья.
Туземцы не раз мстили командам китобойных судов за грабежи продовольствия и изнасилование своих женщин. Вот, например, что произошло с командой судна «Awashonks» из Фалмута, капитаном которого был Принс Коффин.
5 октября 1835 года судно прибыло к острову Намарик в Маршалловом архипелаге. К китобойному судну подплыли на пирогах туземцы и поднялись на палубу. Это было в порядке вещей: обычно начиналась торговля, обмен.
Но в тот раз их было больше, чем обычно. Капитан, первый и второй помощники капитана спустились на ужин, оставив отвечать за порядок на палубе третьего помощника Сайласа Джонса.
Когда они поели, Джонс в свою очередь спустился внутрь судна поужинать. Команда в это время была рассредоточена по судну. Внезапно, по команде вождя, туземцы бросились к лопатам, которыми срезался жир у кита.
Капитан был первым, которого обезглавили остро заточенной лопатой. Вместе с ним убили рулевого. Первый помощник был зарезан во время прыжка в люк. Второго помощника забили дубинками.
Третий помощник, услышавший крики, выскочил на палубу, но мгновенно оценив обстановку, бросился вниз. Его туземцы не успели убить. Матросы все забрались по вантам на мачты. Туземцы закрыли все люки, а вождь встал за штурвал, направляя судно к берегу.
Матросы на мачтах сообразили, в чём их спасение. Они перерезали брасы (снасти бегучего такелажа, служащие для разворота паруса в горизонтальном направлении). Теперь реи стали свободно поворачиваться, а судно дрейфовать в сторону открытого моря.
Третьему помощнику пришла мысль установить на верхней ступеньке трапа, ведущего во внутренние помещения, бочонок с порохом и поджечь, а как только раздастся взрыв, выскочить на палубу.
Так и поступили. Туземцев ошеломил взрыв, а китобои принялись сбрасывать раненых и живых за борт, быстро очистив палубу от перепуганных нападавших. Потери экипажа составили четыре человека: капитан, два помощника, матрос, который умер от ран. Три других раненых матроса выжили.
Третий помощник принял на себя командование и привёл судно домой.
В апреле 1825 года судно «Oeno» из Нантакета налетело на риф около острова Черепахи, одного из группы островов Фиджи. Экипаж численностью в двадцать один человек сел на вельботы и высадился на острове, привлеченный туда дружелюбными жестами туземцев.
Но через две недели племя с более крупного острова посетило тот, на котором они находились, и видя их безоружными, вырезало всех. Спастись удалось только одному человеку.
В 1834 году команда брига «Waverly (капитан Уильям Кэткарт) была полностью перебита туземцами. В 1842 году та же участь постигла команду английского китобойного судна «Harriet» (капитан Чарльз Банкер).
В 1873 году семнадцать членов экипажа китобойного судна «Offly» из Лондона были убиты туземцами Соломоновых островов в отместку за убийство вора помощником капитана другого судна. В 1845 году капитан, второй помощник и две трети команды французского китобойного судна «Angeline» были убиты туземцами на островах Малгрейв.
В 1847 году судно «Triton» из Нью-Бедфорда зашло на остров Сиденхэма (один из группы островов Кингс-Милл) для вербовки туземцев в качестве матросов.
Пока капитан с командой своей шлюпки находились на берегу, туземцы, подстрекаемые дезертиром испанцем, захватили судно, убив одного из помощников и нескольких членов команды.
Второй помощник с несколькими матросами сбежал на вельботе. Судно отплыло от берега, и туземцы его покинули. После этого «Triton» отнесло к Папиете (одному из островов Собщества).
Китобойные суда «The United States» и «Alabama», оба из Нантакета, причалили к группе островов Кингс-Милл и сумели спасти выживших. Всего было убито пять и ранено семь моряков.
В 1852 году бриг «Inga» был захвачен туземцами острова Плезант. Всех членов экипажа убили. Это лишь несколько примеров из многочисленных случаев.
Иногда киты топили вельботы, либо утаскивали их далеко от судна. 23 июня 1843 года у берега Перу капитан брига «Janet» Хосмер распорядился спустить три вельбота для охоты на стаю кашалотов.
Каждая команда вельботов загарпунила добычу. Когда капитан Хосмер, который сам отправился на одном из вельботов, собирался буксировать своего кита к судну, вельбот перевернулся.
Бочонок с водой, фонарь, ведро, компас, вёсла и прочее - всё вывалилось из вельбота.
Его удалось перевернуть и забросить в него вёсла, но вычерпать воду было нечем. Волны перекатывались через вельбот. Подали руками сигнал бедствия, но его не увидели. Другие вельботы находились от них на расстоянии больше мили.
Хосмер видел, как другие вельботы отбуксировали своих китов к судну, которое направлялось к нему. Но вдруг он увидел, что барк изменил курс, наступившая ночь скрыла его от охваченной ужасом команды капитана, которая безуспешно ладонями пыталась вычерпать воду из шлюпки.
Оставив эту надежду, они отрезали канат, державший их около убитого кита, и на рассвете увидели, как их товарищи по команде режут своих китов, но все усилия привлечь их внимание были тщетны.
Расстояние между ними и судном не сокращалось, а увеличилось, пока не исчезло из вида. На второе утро ветер ослабел, и им удалось вычерпать руками воду из вельбота. За двое суток они потеряли двух своих товарищей. Сорок восемь часов моряки находились по горло в воде.
Не было ни крошки еды, ни глотка воды. Двое из выживших моряков бредили. Капитан знал, что ближайшая земля - остров Кокус на побережье Перу, до которого была тысяча миль.
Никто из них не в силах был держать весло, чтобы грести. Но уцелел небольшой кусок парусины. Капитан решил идти к острову Кокус. Из частей вельбота, которые удалось отломать, соорудили деревянный парус.
Как ни странно, они продержались семь суток без воды и еды. На седьмые сутки решили бросить ужасный жребий, кого убить, чтобы питаться его телом. Несчастный, на которого пал жребий, принял свою судьбу безропотно.
Продолжение http://proza.ru/2024/08/14/917
Свидетельство о публикации №224073001345
Игорь Леванов 26.08.2024 08:02 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 26.08.2024 09:52 Заявить о нарушении