Пустота рокенролльной честности. Джонни

Людям 1967-77 примерно годов рождения хочу порекомендовать фильм «Джонни», который вчера посмотрел. Два раза подряд. Алексей Рыбин – бывший соратник Цоя по тем временам, когда «тот ещё не задирал носа», – снял фильм-притчу, которая, как бы, о Майке Науменко, но не совсем о нём.

Фильм о Русском Роке. О том, что хотя в песнях русских рокенролльщиков 1980-х – одни лишь фантазии, но там нет лжи.

В картине три линии: существование спившегося кумира 1980-х, не пожелавшего вписаться в реалии шоу-бизнеса – это то, каким мог бы стать Науменко, если бы не ушёл из жизни в 1991-м. Николай Фоменко (из «Секрета») изображает существование живого трупа весьма талантливо.

Вторая линия – воспоминания о 1980-х.

И фантазии о том: кем бы мог стать главный герой, если бы «вписался в реалии».

Стадионов там нет. Всё скромнее. Есть лишь некие «квартирники для очень богатых», где через весь фильм звучат отдельные фрагменты кавер-версии эпической песни Майка Науменко про «Уездный Город N».

Эта линия, несомненно, могла бы быть гораздо глубже – можно было бы показать те искушения, с которыми пришлось бы столкнуться главному герою, если бы он согласился бы «подписывать контракты».

Собственно говоря, особых вариантов нет: поскольку «мода на рокенролл» давно прошла, то «звёзды андерграунда» просто стали бы тем, кем стали рокеры на Западе – просто элитарным – типа джаза – сегментом эстрады, без гламура, ясное дело, но зато с уверенностью в завтрашнем дне. Не таком уж кричаще роскошном – чтобы на лимузинах, но тем не менее.

Во всяком случае, свою порцию иллюзий рок-музыканты могли бы избавлять от непременной лжи и пошлости попсарей или придурковатости и агрессии всяческих речетативщиков.

Итак, главная мысль создателей фильма вполне прозрачна: показать то – как могла бы в 2000-х сложиться жизнь наших ЛОМов из 1980-х. Тех, кто вписался в товарно-денежные отношения, и тех, кто не вписался.

«Майк Науменко на роль проводника идей выбран как нельзя лучше. Современникам он запомнился как человек, которого идеалы интересовали намного больше, чем материальный мир и когда в конце 80-х начались титанические сдвиги в сторону капитализации всего и вся он остался на обочине.

Умер он в 91-м как и Цой, оставшись навсегда прикованным к эпохе, но в отличии от последнего, ушел фактически забытый. Благодаря двум альтернативным линиям повествования хорошо показано, как могли развиваться события «если»…», пишет кинокритик AkhmetovRE

Несмотря на то, что фильм не о Майке Науменко, его нельзя отнести к автобиографичеким картинам, повторюсь, я бы рекомендовал эту картину тем, кто в теме. Американцы сняли немало неплохих картин о рок-музыкантах. Многие помнят «Дорз» Оливера Стоуна. Немногие – «Переступить черту» Джеймса Менголда.

Герой первого фильма – Джим Моррисон на протяжении картины непрерывно деградирует, «раздвигая двери восприятия», пока не оканчивает свою жизнь «в городе Париже в начале июля» под аккомпанемент Адажио Соль-минор Томазо Альбинони.

А вот герой второй картины, кантри-исполнитель Джонни Кэш проходит через мытарства наркотической зависимости – и с Божией помощью благодаря заботам любящей женщины, возвращается к жизни.

Герой фильма «Джонни» умирает не так красиво, как Джим Моррисон. «У него в коммуналке и ванны-то нет». Просто спивается и исчезает.

Нет у него и шансов к возрождению во Христе, ибо советским правдоискателям Христос не нужен.

Джонни (который не баптист Кэш, а который наш прототип Науменко) бормочет: «Если бы Бог был, я бы дал Ему…»

Такой вот Русский Рок. Фабрикует песни о фантазиях, но, типа, честен.

Я бы сказал иначе.

Честен. Но подменяет жизнь фантазиями.

Пустотой.

О том и кино.


Рецензии