С чего все начиналось

Аня и Володя их сын Славик. Аня и Володя встретились во время учебы в Харьковском сельскохозяйственном институте. Аня училась на экономиста, Володя на инженера-землеустроителя. Вместе учились, вместе отдыхали, факультеты разные, но как-то они друг друга нашли. Когда заканчивали институт, в деревне у бабушки Кати уже подрастал маленький комбайнёрчик, так сказали Ане в роддоме. Тогда еще УЗИ не было, и то, что в семье родился мальчик, Аня узнала в роддоме. Володя продолжал учебу в Харькове, а Аня перед рождением наследника жила в селе Мирополье. Роддом находился в сосновом бору в Запсёлье, есть такое место в Сумской области на границе с Белгородской.  По веткам скакали неугомонные белки. Весна, половодье, речка Псёл вышла из берегов и затопила мосты. Бабушка Катя, переправляла свою дочь Аню в больницу на лодке, течение сильное, ледоход. Вода мутная, по берегу ходили рыбаки и в мутной воде сачком ловили мелких ершиков, пескарей, окуньков. Пока шли к речке, по самую макушку вымазались в подтаявшем чернозёме. Переправились на другой берег, а там сосновый бор и снег почти не растаял. Пятьсот метров до больницы прошли за два часа, наследник уже собирался появляться на свет, и потому отдыхали часто. Воздух, как масло, запах хвои, легкий ветерок и уже теплое солнышко. Бабушка с удовольствием рассказывала потом внуку историю о его рождении, о переправе, прогулке по лесу, пушистых белках, которые встречались на каждом дереве.

После рождения Славика, так назвали мальчика, Аня вернулась на учебу, а на руках бабушки Кати, деда Андрея и дяди Коли, младшего брата Ани, подрастал наследник семьи Заходякиных. Первые улыбки, первые шаги. Володя каждый день, как только мог, приезжал в Мирополье, чтобы увидеть сына. Он фотографировал, держал за ручку, смотрел,  как малыш спит, улыбается, кушает. У Славика остался целый чемодан детских фотографий.

Наследник подрастал, учился ходить, говорить. Говорил он, как все местные жители,  на суржике, смеси украинского и русского языков, С самого детства в голове Славика мешались русские и украинские слова. Когда приезжали родители, в доме звучала русская речь, как только они уезжали, все переходили на украинский язык.

        Себя в возрасте до трех лет Славик не запомнил и узнал об этом периоде, когда ему уже было лет десять или даже больше.
В стареньком глиняном доме с соломенной крышей была большая печка, плитка для еды, лежанка в спальне, которая топилась в холодные дни отдельно. Летом еду готовили на керогазе в саду, чтобы не коптить потолок в доме, если была сырая или холодная погода в доме протапливалась русская печка, сверху была огромная лежанка, там, в основном, и мелькали пятки юного наследника. И дед Андрей, и бабушка Катя всегда баловали внучка. Бабушка была очень строгой и изредка потчивала неугомонного отпрыска лозовым прутиком за шалости. В доме всегда размачивались в ведре прутья лозы, с их помощью вязали веники из сорго (проса) если говорить по местному.

       Сорго - недооцененное древнее зерно,  в настоящее время собирается для животноводства; устойчиво к засухе, не требует полива. Сорго легко включать в разнообразные рационы питания, потому что это зерно без ГМО и, естественно, без глютена. Стебли сорго также можно выращивать для различных целей, от молочной каши с пшеном до экологически чистого биотоплива. Существует множество причин, по которым сорго стоит добавить в свой рацион, если вы его еще не пробовали. В Мирополье сорго выращивали в каждом дворе, потом зерном кормили кур, обрушивали, получали очень хорошего качества пшено, из метелок делали крепкие веники, переплетая их прутьями из лозы, а длинные, до трех метров стебли сушили и использовали как топливо вместе с углем, дровами и торфом.

       Иногда в село приезжала машина с керосином, тогда к бочке, где его сливали, выстраивалась длинная очередь  местных жителей. Славику нравилось ходить на эту своеобразную заправку. Это было недалеко от дома, дорога проходила мимо озера с дикими утками. Бабушка выделила для таких целей двухлитровый бидончик, Деду Андрею давала десятилитровую канистру. Она вручала пятерку и махала пальчиком, при этом улыбаясь:
       - Тике нэ набериться, як прошлый раз, я вас, мужикив, знаю!
Дед прятал в фуражку деньги и с внуком отправлялся на закупки.
Дальше следовал целый ритуал, он повторялся каждые две недели с небольшими изменениями. Сначала они шли в лавку (магазин),  покупали пол литра или четверочку (250 гр.) водки, дед любил с красно-белой этикеткой, ЭКСТРА. Он всегда пояснял мешая русские и украинские слова :
       - ЭКСТРА значить так «эх как стало трудно русским алкоголикам» бачишь, власти понимають, як за цэ нэ выпыть?
Потом дед брал пачку папирос «Беломорканал», если они были Харьковской или Ленинградской табачных фабрик. Остальные он не призвал;
       - Будешь  курыть, быры тике ци, други –дерьмо собаче, воняють, а от таки пахнуть табаком. В бидончик мы всегда переливали четыре бутылки лимонада, покупали хлеб, булочку для бабушки, 100 гр. долгоиграющих конфет, других в местную лавку  тогда просто не завозили и шли к бочке с керосином. Там уже собиралась очередь. Дед с внуком затаривались и отправлялись к озеру.

       На берегу всегда сидели местные рыболовы, в озере водились красные, желтые и белые караси, если клевало, то за пару часов можно было поймать  штук пятьдесят. Дед заводил разговор, угощал рыбаков папиросами, иногда тут же распивал с ними бутылку, закусывая мятными карамельками. Внучёк получал от рыбаков, нанизанных на веточку лозы, крупных карасей.

       Шествие домой продолжалось в замедленном темпе. Дед шел, немного покачиваясь, в руках у него была авоська с продуктами и канистра с керосином, внук плелся рядом, потому  что уже устал, и канючил, уговаривая посадить на плечи.
       - Диду, я ж просыла, нэ пый, а ты?
       - Отстань, стара, мы с внучком заморылысь, яка тут выпывка, дойшлы до дому и хорошо.  Славик, пишлы пэрэдыхнэм.
После этого, нагулявшись на свежем воздухе, внучёк с дедом ложились на кровать и засыпали, а бабушка принималась за рыбу.

        На выходных ожидался приезд Ани и Володи в печи, распространяя аромат творога и вишен, допекались пироги, а в доме повисла подозрительная тишина.  Что-то уже произошло! Бабушка Катя заходит в зал, мимо неё пытается прошмыгнуть внучок, которого она тут же ловит за шиворот. По залу, перебивая запах пирожков, распространяется посторонний запах:
        - Ага, опять наделав у куточок!
Бабушка хватает веточку лозы и несколько раз шлепает по грязной заднице:
        - Я тэби покажу куточок, так покажу.
На мягком месте у внука красуются несколько алых полосок, он верещит, как поросенок, услышав крик, в дом вбегает дед:
- А ну отпусты, не обижай моёго любымчика.
- Вин упьеть наделав у коточку пид столом, иды и прыбырай.
- Ёму так лэкше, нэ бый малого.
Дед всегда жалел Славика, даже если случались неприятности. Дед Андрей ушел прибирать пахучую кучку, а бабушка Катя посадила внучка перед печкой и велела немного подождать, в печке готовилась рисовая каша и вот-вот должна была образоваться поджаристая пенка. Бабушка ловко, ложкой достала её и отдала внуку. Поджаристую сладковатую пенку от рисовой каши можно получить только в печи.

По выходным в четыре утра бабушка отправляла деда на рыбалку, а сама шла на базар за молоком и мясом. Опоздай хоть на пять минут и все мясо разберут, неделю придется жить на постной еде. В местном магазине мясных консервов и мяса не продавали. Возвращается бабушка Катя с базара, растапливает керогаз и готовит украинский борщ, обязательно добавляя в него кусочек старого соленого сала для любимого внучка. Больше никто его не ел, а в организме Славика чего-то не хватало,  он уплетал его с удовольствием. На второе была гречка или макароны с котлетами или поджаркой,  на тарелке всегда стояли пампушки с чесноком или оладьи. Завершал обед стаканчик узврара или чай из липы,  листьев смородины, вишни и мяты. После обеда можно было выходить за двор и встречать деда после рыбалки. Он приносил плотвичек, пескарей иногда попадались щуки и окуни. Дед любил ловить рыбу в реке, а не в озере.

Славику нравилось пройтись с дедом по улице, схватив его за руку, он держал удочки, а внук махал котелком с рыбой перед завистливыми взглядами соседских старушек. Дед Андрей отдавал рыбу бабушке Кате и закадычные друзья шли в сад искать ягоды малины или крыжовника, он такой сладкий, прозрачный, спелый, внутри видны косточки. Старый и малый собирали ягоды в литровую кружку, а потом бабушка делала вареники на пару. Она лепила их, раскладывала на столе, ждала, пока закипит кастрюля с водой, потом обвязывала её куском марли, раскладывала вареники сверху и накрывала миской. Через десять минут пропарки вареники готовы. Бабушка Катя поливала их свежим мёдом, и Славик с дедом Андреем, наперегонки, ели их с холодным молоком. Вареники были крупные, размером с ладошку, нравились всем за вкус и запах.


Рецензии