Воспоминание о службе в армейке. Глава. 62 Мемуары

Глава. 62            Многострадальная стройка.




Нужно видеть разницу между тем, что действительно от начала до конца есть зло, и тем, что являясь злом само по себе, тем не менее преследует благую цель.

Вальтер Скотт - Известный британский писатель, поэт, историк и адвокат шотландского происхождения. Считается основоположником жанра исторического романа.




Видимо документы предварительно уничтожили. В этот раз туннель был практически построен в соответствии с проектом. Не буду утомлять. Далее он пишет: «Со стороны Ургала (Западный портал – женский - прим. от автора), находился женский лагерь, где были три чаши фонтанов и использовалась плотина, которую поставили на ручье, который впадал в речку Солони».

Невероятно, но портал туннеля оборудовали фонтанами, которым не нужны были ни насосы, не электроэнергия, они подпитывались самотёчной водой. Далее он пишет: «До одного момента после постройки туннеля чтобы он не замёрз, там жила семья якутов они раскладывали костры и обогревали туннель.

Но вскоре якутам перестали платить и они ушли, а туннель начал затягиваться льдом и в 1974 году лёд уже выпирал из порталов метров на пятьдесят. Когда бойцы дошли до центра туннеля, то хлынула вода.

На подходе к туннелю возникала потрясающая картина - на макушках деревьев висели зэковские тачки, которые поднимались вместе с растущими деревьями». Дело в том, что в окружности портала, остались брошенными тачки, при помощи которых зеки выкатывали за пределы туннеля вырубленный скальный грунт.

Видимо под тачками уже находились семена лиственниц и берёз. В этих местах очень короткое лето, но семена всё – таки дали всходы и постепенно превратились во взрослые деревья. За десятилетия они поднимались и, следовательно, поднимали вверх тачки.  Можно представить этот фантастический пейзаж.

Туннель достроили бы до 100% готовности, если бы не одно обстоятельство. Как известно 05 марта 1953 года умер «вождь» и «отец» всех народов И.В. Сталин. В конце апреля 1953 года Нижне - Амурское строительство восточного БАМа решением Совета Министров СССР от 22 апреля 1953 года, передали МПС СССР.

 Путейцы мне рассказывали, что вход в оба - восточный и западный порталы, заделали досками. Поначалу выделяли мизерные средства и людей, которые поддерживали туннель в соответствующем состоянии. Затем рабочих сократили до минимума. До 1959 года было два истопника: Воронков и Балашов и смотритель Трушин поддерживали туннель.

В это время внутри туннеля установили несколько печей буржуек, которые периодически отапливали. После 1959 года, и эти три должности сократили, и туннель постепенно промёрз, так как внутрь него проникала вода. Дело в том, что дренажную штольню не достроили по проектному заданию.

Водопропускные устройства туннеля были заморожены и не действовали. «….вода, смёрзлась, забила проход снизу доверху льдом, длинным языком высунувшись на западном портале.

Язык не стаивал даже летом, и постепенно здесь выросла огромная ледяная гора. Даже в самую жаркую пору здесь было прохладно и пахло зимой». (В.Ф. Зуев «Первопроходцы восточных магистралей России»).

Ветеран железнодорожного транспорта - Анатолий Раков, побывавший на Дуссе - Алиньском туннеле в 60 годы пишет: «Со стороны Комсомольска на Амуре (Восточный портал - мужской прим. от авт.) над порталом находился барельеф Ленина и Сталина и год постройки 1947-1950 годы. 

Но, потом прилетел референт Косыгина (председателя СМ СССР  - прим. от авт.), и он дал команду комкору Грибову убрать этот барельеф. Лёд уже убирали железнодорожные войска. Поначалу они использовали жильё зеков на берегу реки Аваха, а после посещения референта, им выделили щитовой фонд».

МПС СССР всеми правдами и неправдами, путём хитроумных закулисных интриг добилось решения правительства, и в мае 1953 года строительство Восточного участка БАМа, в том числе и Дуки - Ургал в который входил и туннель прекратили, а затем законсервировали.

Однако о тачках на деревьях ничего не пишет В.Ф. Зуев, в своей книге «Первопроходцы Восточных магистралей России», побывавший там с отцом и другими энтузиастами в 1964 году.  Может, не обратил на это внимание ? «Перед нами предстала панорама грандиозного лагеря, покинутого  при амнистии 1953 года.

Видимо, лагерь опустел быстро, так как в бараках и служебных помещениях всё было брошено и не трогалось никем, как - будто люди оттуда вышли только что, на минуту, и сейчас вернутся. Это жуткое впечатление не покидало нас и в других лагерных пунктах, которых много было на трассе.

Но в лагере у туннеля оно была особенно сильным, то ли в силу грандиозности лагеря, то ли в силу сурового и мрачного окружающего  пейзажа Дуссе - Алиньского хребта». В очередной раз вспомнили про многострадальный туннель, после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало - Амурской железнодорожной магистрали», от 08 июля 1974 года за № 561.

Я его называю «БАМ – 2» и это честно и правильно. К тому времени дренажные устройства тоннеля стали ветхими, смотровые колодцы завалены породой.

Туннель полностью забило льдом. Для того, чтобы начать работы по приведению туннеля в рабочее состояние, требовалось, прежде всего, убрать из него 32 тысячи кубометров льда !!!



Продолжение следует …


Рецензии
Интересно! Зеленая.

Елена Коновалова   07.12.2024 23:21     Заявить о нарушении
Благодарю Елена, за отзыв !

Величественная, легендарная, но в то же время многострадальная стройка БАМа, как известно из истории несколько раз по разным причинам прекращалась и возобновлялась вновь.

Сейчас идёт её расширение, я имею ввиду уверенно прокладывается вторая ветка, дополнительная коммуникация и инфрастуктура, чтобы повысить эффективность и работоспособность магистрали !

Спасибо за прочтение.

С теплом ...

Сергей Никитин7   10.12.2024 11:51   Заявить о нарушении