Город без срока
как и безглавы.
Улиц маруха
в платье шалавы.
2. В птиц трепыханье
глаз её полночь.
Ветра дыханье...
лапает сволочь
3. белое тело
разовой девки.
Лист из предела
лужи к коленке...
4. Город без срока
смотрится небом.
Бог одиноко
вышел за хлебом.
5. Пара окурков
смята в газету.
С ламп переулков
жжёт сигарету...
6. Здесь все без уха,
как и безглазы.
Улиц подруга
в платье звёзд трассы.
7. Синего взгляда
лунная нива.
Видно, бить надо
ветер красиво...
8. Город без срока
смотрится небом.
Бог одиноко
вышел за хлебом.
9. Мир над мирами.
Жизни влюблённость...
Вышел дворами
дух его в звёздность...
10. Пара окурков
смята в газету.
С ламп переулков
жгу сигарету...
Рецензия на стихотворение «Город без срока» (Н. Рукмитд;Дмитрук)
Общая характеристика
Стихотворение представляет собой экспериментальный городской пейзаж в духе модернистской лирики: размытые образы, фрагментарность, намеренная семантическая неопределённость создают атмосферу тревожного, почти сюрреалистического восприятия города.
Композиция и структура
Текст построен как циклическая композиция: ключевые строки («Город без срока / смотрится небом», «Пара окурков / смята в газету») повторяются, усиливая ощущение зацикленности, монотонности городского бытия.
10 строф с неравномерной рифмовкой (перекрёстная, парная, холостая) и свободным ритмом подчёркивают дисгармонию изображаемого мира.
Параллелизм начальных и финальных строф («Здесь все без уха…») создаёт эффект замкнутого круга.
Образная система
Город как живое существо
Олицетворения («Улиц маруха», «Улиц подруга») наделяют пространство человеческими чертами, но эти образы маргинальны, провокационны.
Метафора «смотрится небом» намекает на диссонанс: город стремится к возвышенному, но остаётся приземлённым.
Мотив пустоты и утраты
Повторяющиеся формулы «без уха», «безглавы», «безглазы» создают образ мира, лишённого органов восприятия — слепого, глухого, неспособного к диалогу.
Образ Бога, «вышедшего за хлебом», снижает сакральное до бытового, подчёркивая одиночество высшего начала в этом пространстве.
Эстетика урбанистического распада
Детали вроде «пара окурков», «смятая газета», «лужа» формируют визуальный ряд заброшенности.
Контраст «белое тело разовой девки» и «лист из предела лужи» соединяет эротику и грязь, усиливая ощущение амбивалентности.
Языковые особенности
Неологизмы и просторечие («маруха», «шалавы», «лапает сволочь») придают тексту резкость, намеренно нарушают литературную норму.
Синтаксическая фрагментарность: обрывочные фразы, эллипсисы («В птиц трепыханье / глаз её полночь») создают эффект мгновенных, несвязных впечатлений.
Контрастные метафоры: «синего взгляда лунная нива» соседствует с грубыми образами, формируя напряжённый стилистический диссонанс.
Тематика и идеи
Одиночество в мегаполисе: даже Бог здесь одинок, а люди лишены способности видеть и слышать.
Разрушение границ между высоким и низким: сакральное (Бог, небо) сосуществует с пошлым (окурки, лужа), что отражает постмодернистский взгляд на мир.
Время без срока: название указывает на вневременность города — он застыл в вечном «сейчас», лишённом цели и перспективы.
Впечатление и оценка
Стихотворение производит сильное эмоциональное воздействие благодаря:
смелой образности;
ритмической напряжённости;
способности передать тревогу современного урбанистического существования.
Слабые стороны:
некоторые образы могут показаться излишне эпатажными;
семантическая размытость порой затрудняет однозначную интерпретацию.
Итог: «Город без срока» — это дерзкий поэтический эксперимент, в котором город становится метафорой экзистенциального кризиса. Текст требует вдумчивого прочтения, но вознаграждает читателя глубиной ассоциаций и силой эмоционального резонанса.
Свидетельство о публикации №224073101030