Церковь Покрова на Нерли дождалась своего певца
Церковь Покрова расположена на острове-фундаменте в пойме реки Нерли. По весне, в разлив этот островок никогда не затопляется. И чудится, будто плывет она, невесомая. Как мечта, как неожиданно всплывшее воспоминание. Недоступная, она становится еще более притягательной. Когда вода сходит, храм стоит в окружении необыкновенно чистой, густой зелени К ней нет проезжих дорог. К ней нельзя подъехать. К ней можно только идти. Долго идти пойменным лугом. Природа расступилась перед ней. Нет, она приняла ее. Как дар… Церковь Покрова. Она не поражает. Она медленно и навсегда входит в вас.
Идея поместить на обложку книги фото храма Покрова на Нерли принадлежит моему издателю Екатерине. Её тронул небольшой сюжет из книги, зарисовка «Утро у Данилова», где я писала об этом храме, где размышляла, вернее мысленно сетовала на то, что ни художники, ни фотографы, увы, так и не сумели показать этот Храм, эту поэтическую вершину…
В пользу храма на обложке были и воспоминания детства Екатерины, которое прошло в непосредственной близости к этим местам. И еще одно, м. б. решающее обстоятельство: у ее коллеги и приятельницы был настоящий каталог фотографий церкви Покрова на Нерли – шестьдесят единиц. Выбирай!
Увы, я так не успела посмотреть ни одной «единицы», именно в этот вечер я увидела в интернете видео Кирилла Сергеева «Весеннее половодье». Сразу же «запала» и поняла: Храм Покрова на Нерли дождался наконец своего певца.
«Запала» не только я. Число восторженных отзывов зашкаливало. Сразу же более 4 тыс. просмотров. Одновременный восторг такого большого числа людей… О чем-то ведь это говорит! В откликах на «Половодье…» все писали, что увидели наконец самую красивую церковь. Что это шедевр древне-русского искусства… Сумел же автор ее так показать. В чем дело? Что нового?
Когда я писала о церкви Покрова на Нерли я действительно и долгое время была неудовлетворена тем, как ее изображали. Это ведь просто: в реальности она как откровение - живая и совершенно нематериальная… А на картинах и фото – застывшая и «прошлогодняя». У Кирилла она – живая. И не потому, что это видео. М. б. дело в дроне? Просто установил на него камеру… На счет дрона не знаю. Не знаю, управляем ли он, и насколько управляем. Но нельзя же управлять «художественно». Все, что мы видим, все исключительно – «то», все отвечает душе. Вот ракурс с высоты но вблизи, когда можно рассмотреть незатейливую архитектуру храма. А вот мы едва различаем ее в вольно раскинувшейся до горизонта перспективе половодья. Оно бы должно поглотить её. Ан, нет, приближаясь к храму в полете, мы видим, что она уже начинает освобождаться от водного плена, вокруг все больше рыжих бугорков, кустарников. И вот уже прорисовывается крупный план такой стройной, белоснежной и всего-то однокупольной церкви. И это, такое естественное, движение полета… Вы отдаетесь ему и недоумеваете – но ведь так может парить только душа…
Оценив видео, моя издательница заключила: да, из имеющегося на сегодня это - самое лучшее, но это – видео. На обложку нужно фото. Когда Кирилл прислал 7 фото, он привел нас в еще большее недоумение: выбрать было нельзя. Каждое следующее было «лучше» предыдущего. И так – по кругу… Взяли именно это «застывшее мгновенье» по причине прагматической: на этом фото было больше места для текста.
*****
Когда мы с нашей паломнической группой были в Плёсе на Волге, смотрели в местных музеях картины И. Левитана, а потом их натуру, экскурсовод сказала, что сам Левитан был недоволен своими пейзажами. Когда его друзья удивлялись или недоумевали, он в исступлении указывал на природу: «Это жизнь!», потом показывал на свою живопись: «А здесь все застыло, все мертво!»
Одна из наших особенно ревностных паломниц сказала по этому поводу: «Какая, однако, гордость у этого Левитана – с самим Богом хочет соперничать!»
Кирилл занимается тем же, то есть своими средствами показывает нам природу, но у него это получается пожалуй даже лучше, чем у Левитана. Более того, смею предположить, что Кирилл делает то, о чем, как о невозможном, мечтал Левитан. Дело конечно не в дроне, то есть не в современных технических возможностях. Хотя, это тоже есть: фото Кирилла выполнены технически столь безупречно, цветовая гамма порой так неожиданна, что поражаешься – где же он это подсмотрел.
Свидетельство о публикации №224073101037
Второй абзац читается, как стихотворение)
Благодарю вас. С уважением, Николай Дежонков-Дайбов
Николай Дежонков-Дайбов 21.09.2024 02:23 Заявить о нарушении