Глупый и умный мышонок С. Маршака. Грани свободы

Почему удовлетворение всех желаний ребенка это прямой путь к беде?
Предлагаю сегодня вашему вниманию разобрать две сказки: «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» С. Маршака. Эти сказки прекрасный воспитательный инструмент как для детей, так и для их родителей.

 

Как часто стоит вопрос у родителей: «Когда давать свободу выбора решения ребенку, а когда сказать свое родительское НЕТ?». Где та самая грань, которая разграничивает вседозволенность и исполнение любых желаний ребенка, даже тех, которые приносят ему скрытый или явный вред, и та, которая помогает воспитывать ребенка, формировать в нем новый ОБРАЗ, та, что способствуют его улучшению, формирует в нем здоровую духовно-нравственную личность.

 

Как часто у самих детей на консультациях выходит обида на родителей, что они не исполняют все их желания, с виду даже самые безобидные. Как происходит подмена желаний у детей, где деструктивные желания обретают маску добра, а запрещающий родитель встает на злую сторону, символизируя то, с чем нужно бороться и победить, чтобы исполнить, то, что хочется?

 

И как же «Сказка о глупом мышонке» нам помогает выстроить доверительный разговор с ребенком. Рассмотреть через историю мышонка и его мамы, исполняющей любые его желания исход, то, к чему все это привело. Как мягко мы можем этот сюжет перенести на современные детско-родительские отношения, разобрать спорные ситуации и понять, а к какому же результату они могут привести.

 

Если исходить из такого посыла, то при спорном для себя моменте любой родитель может задать себе один простой вопрос: «Это мое решение, чему будет способствовать в ребенке?». Сформирует ли оно в нем, то, что сделает его сильнее, мудрее, ответственнее и т.д. или даст ему вседозволенность, разовьет в нем потребительство, непонимание в подобных ситуациях в жизни, с другими людьми, а не только с вами.

 

Ребенок всегда слышит спокойное категоричное нет родителя. Всегда. В нем есть то, что не позволяет эту черту переходить дальше и он это с благодарностью принимает, потому что в нем, пока еще нет этой устойчивости, способности управлять своей волей. Он подвержен страстям, порывам души, именно в родителе он ищет эту опору, которая позволит ему четко чувствовать и свои, и чужие границы, учиться с ними взаимодействовать и их принимать.

 

Что же происходит в «Сказке о глупом мышонке». Подобное поведение мамы приводит сына к беде. Закон причины и следствия работает неумолимо. Хочется нам этого или нет. Верим мы в это или нет. Что посеешь, то и пожнешь. Жизнь мудра, но кто-то скажет и жестока. Да, потому что нельзя получить хороший плод от дурного дерева, как и дурной плод, от хорошего дерева. Глубокие и мудрые слова Иисуса Христа. Можем ли мы на это влиять? Конечно. Меняйте причину, автоматически изменится и следствие.

 

Рассуждая с детьми о поведении мышонка и мамы мы рассказываем, показываем, обращаем внимание. Проводим прямые параллели с жизнью современных мамы и ребенка, которые пришли за ответом. Сравниваем желание мышонка и желание ребенка. Поведение мамы мышонка и поведение мамы ребенка. Сколько же открытий происходит при таких беседах. Как же меняется взгляд ребенка, когда приходит осмысление. Это очень ценные моменты в работе. А когда инсайты посещают родителей и их взгляд светлеет, то радость происходит обоюдная.

 

Для самих родителей это сказка является прямым руководством к действию. «Давай мой хороший разберемся в чем же наше противоречие с тобой? Ты хочешь этого, а меня что-то останавливает, сдерживает и т.д. для того, чтобы исполнить твое желание? Может быть не все гладко с ним?». Это конечно диалог уже с ребенком постарше. А если ребенок слишком мал, но уже говорит, нужно ли с ним договариваться, ему что-то объяснять? Есть дети развитые они услышат вас, а есть те, для которых спокойное решение родителей, приправленное любовью и заботой, даст им понять и принять этот отказ, а также чтение сказки. Ведь сказки общаются с душой ребенка напрямую. То, что не дойдет обычным разговором, прекрасно доставит нужный образ через язык сказки.

 

Если мы заканчиваем разговор на истории глупого мышонка, то у нас не происходит выход в позитивный сценарий, для многих детей этот момент может быть очень травматичный, хоть и жизненный. Поэтому после прочтения одной сказки и ее обсуждения я перехожу плавно к чтению продолжения истории мышонка, спрашивая детей: «Интересно ли им продолжение истории глупого мышонка? Ведь есть еще история об умном мышонке. Как же глупый мышонок смог стать умным? Хочется ли им это узнать?». Конечно же да! Глаза горят, а детские души ждут продолжения.

 

И мы продолжаем. «Сказка об умном мышонке». Какой путь он проходит, чтобы поумнеть. Может ли этот путь пройти за него его мама? И почему он это делает самостоятельно? Способен ли каждый родитель в подобной ситуации, условно беды ребенка, позволить ему действовать? Самому принимать решение? А мудрому родителю остается ждать и молится за свое чадо, которое сейчас проходит свою жизненную дорогу. В чем заключен успех мышонка? Каким он стал, вернувшись домой? Можем ли мы в нем сейчас увидеть того самого, глупого мышонка? Чем они отличаются друг от друга? В сказке умнеет не только мышонок, но и его мама. В чем же заключается ее изменение?

 

Каждый вопрос — это целый разговор с ребенком и родителем. Возможность узнать, как мыслит, как чувствует ваш ребенок, чтобы делал он в подобной ситуации. А чтобы делали вы?

 

В конце подводим итоги. Послевкусие. По опыту могу сказать, что по силе своего воздействия эти две сказки подобны волшебной палочке, которую в любой момент мудрый родитель может достать и использовать в конструктивном диалоге со своим ребенком.


Рецензии
Интересная статья! Очень умная! В следующей сказке мышонок поумнел

Элина Шуваева   01.08.2024 13:18     Заявить о нарушении
Благодарю вас Элина! Подскажите умность статьи это преимущество или недостаток, мешающий что-то воспринять?

Ирина Алиева   01.08.2024 16:45   Заявить о нарушении