О мышлении предпринимателей

Сейчас я погружаюсь в коучинг руководителей высшего звена и владельцев бизнеса. На старте обучения коуч-преподаватель обозначила разницу между классическим коучингом и коучингом ТОПов: с топами не прокатит инструментальный подход.

«БИНГО! Это же мой кейс!»,- такой была моя реакция, потому что сама я люблю импровизировать, обладая системой и инструментами, а не идти по шаблону, пытаясь дать один и тот же рецепт на все боли клиентов.

Я проработала рука об руку с владельцами бизнесов в нефтегазе более 10 лет и научилась различать психологические портреты наемных сотрудников (топ-менеджеров) и владельцев бизнеса (предпринимателей).

*хотя у топ-менеджеров может быть предпринимательский дух, тем не менее, быть в духе и быть феноменом - разные состояния. Феномен управляет всей картинкой реальности, а наемный игрок имеет пределы.

Во владельцах бизнеса хорошо прослеживается деление на бизнесменов, которые строят бизнес, и предпринимателей, которые играют и идут ва-банк.

На практике есть условные «технари», выходцы из инженерных специальностей, которые отвечают за физический/информационный продукт и его разработку, чаще всего они в бизнесе не про деньги, а про технику / технологию, и есть импровизирующие игроки с превалирующими софт-навыками и коммерческой жилкой, они отвечают за стратегию, захват рынка, достижение коммерческих целей.

Креатив и визионерство присущи и тем, и другим, но чаще это опции играющих предпринимателей-творцов.

На переговорах бизнесмены-технари могут по-своему «тупить» и мешать убеждать клиента своими умными длинными ремарками о конкретике процесса, тогда как на коммерческих переговорах нужно затронуть невидимые нотки внутреннего желания клиента стать партнером.

Поэтому так много значат софт-навыки: выбирают для сотрудничества не только компанию, выбирают по сути партнеров, конкретных людей с конкретным бизнесом, которые помимо того, чтобы обладать качественной репутацией, связями в рынке, капиталом и банковской гарантией, еще должны как-то попасть в сердечную чакру клиента.

Так чем отличается предприниматель от наемного топа? Что особенного в этом типе мышления?

По моим наблюдениям, у предпринимателей есть свои жизненные и бизнес-ценности, на основе которых они двигаются по жизни, создают партнерства и акционерные общества, выбирают направление развития своего бизнеса.

Я была свидетелем того, как ведущий партнер в компании, от которой в рынке есть ожидание наличия своего собственного производства в сфере тяжелого машиностроения, отказывался становиться изготовителем потому, что производство потребует постоянной включенности и капитальных затрат, тогда как ему ближе по духу пробовать разные ниши и делать короткие инвестиции.

Бизнес предпринимателей-игроков похож на рисковую игру на бирже:  они ищут, какая инвестиция выстрелит и даст выхлоп.

** С такими предпринимателями интересно, непредсказуемо и местами опасно (иногда в офисе появляется охрана с оружием, так как не всем на рынке подходит такая нестабильная игра и есть недовольные).

Оглядываясь назад, я могу определить, что лично мне максимально интересно и вовлечено было именно с таким профилем предпринимателей, потому что они запускают во мне ценные трансформации моей личности: со свободными игроками-создателями бизнесов я научилась тотально выходить из любой зоны комфорта, импровизировать и выдерживать неопределённость.

Под их наставничеством я научилась оперативно реагировать в моменте на изменяющиеся ситуации и кризисы, всегда иметь внутри себя личный вектор движения и не ждать решения от руководителя - принимать решение самой, опираясь на свою интуицию. Я научилась быть предприимчивой и постепенно стала переносить этот навык в свою жизнь.

*** Правда благодаря длительной психотерапии, где я исследовала свои способы жить и делать выборы, я стала быстро определять психотипы людей, в том числе, коллег и руководителей, и поняла, почему я выбирала нестабильных, непредсказуемых работодателей. Но это история для другой главы.

Возвращаясь к теме  коучинга - он мне видится максимально перспективным для российского бизнеса, потому что позиция коучинга - я тебя тренирую, помогая найти / сформировать свою цель в жизни / бизнесе и красиво к ней пойти в свойственном тебе (твоему психотипу) темпе и с доступными тебе ресурсами, а по ходу нашей работы ты можешь найти новый взгляд на себя и свой потенциал (у меня сильная вера в то, что каждый имеет скрытые резервы и возможности раскрыть себя, реализовать себя), сформировать желаемый темп движения с дополнительным объемом энергии и открытием новых ресурсов, но ответственность за реализацию и результаты - на тебе.

Это подход «Взрослый» - «Взрослый», качественная коммуникация / транзакция, если по Эрику Берну. Потому что исторически в России сформировалась коммуникация «Родитель» - «Ребёнок», где есть Отец народа и есть его дети, но нет взрослой осознанности и индивидуальности. Такая психологическая игра, в которую играли люди, лишала возможности эмоционально детский тип личности решать самому и брать на себя ответственность, выбирать, кем быть и смело следовать своим путем. Потому что открывать новые горизонты и делать шаги в неизведанное у советских людей не было возможности. 

Как следствие - наемные руководители усвоили диктаторский тип руководства, где доминирование над сотрудниками и переход на эмоциональный крик - стали нормой. Но теперь это не ок. Мне лично уже не ок эмоционально несбалансированный диалог в бизнесе, когда на меня кричит коллега или руководитель. Так я теряю мотивацию быть с ним в коллаборации и работать над общими задачами. 

Тут я могу написать уже полноценную диссертацию о том, что ТЕМП БИЗНЕСА И ЕГО СТРУКТУРА - ЭТО ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ПСИХОТИПОВ ЕГО СОБСТВЕННИКОВ. БИЗНЕС И КАРЬЕРА - ЭТО ПРОЕКЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ, как и вся наша жизнь.

Поэтому Вы не вытащите коучингом высокой эффективности повышенную динамику из флегматиков-интровертов, которые являются хорошим надежным фундаментом в корпорации, потому что они стабильны, предсказуемы и держатся за комфорт.

Но вы можете сформировать такие рабочие команды, которые будут работать качественно и решать задачи бизнеса, исходя из индивидуальных особенностей каждого члена команды. И эти особенности желательно считывать лидерам команд.

В России коучи и бизнес-тренеры пока на этапе формирования профессии, мы еще в стадии, когда нужно объяснять, для чего вообще это всё?

Как Брейер и Фрейд открывали лечение словом, Юнг открывал скрытые силы и ресурсы бессознательного и Самости - личной аутентичности, так и коучи открывают работу над личными целями, неся идею о том, что сам человек и его жизнь - такой же бизнес-проект, в котором можно заниматься стратегическим развитием, перспективным планированием, оценкой рисков, совершать прыжки веры до мечты, превращая мечту в яркую цель, выходить за свои пределы и дать себе шанс стать выдающимся или, как минимум, навести качественный порядок во всех сферах своей жизни, предать ей желаемую структуру и создать свой идеальный ворк-лайф баланс.

Мне нравится проводить аналогии и приводить метафоры. Например, уборка в доме - нам всем понятно, для чего наводить порядок, структурировать пространство, выбрасывать хлам, отбирающий кислород и сковывающий свободу движения. Но не всем очевидно, что человек, супер-сложная система, требует регулярной уборки и настройки, чтобы выдавать качественный человеческий продукт.

Или также нам понятно, для чего мы ежедневно совершаем гигиену: принимаем душ, умываемся, моем волосы, чистим зубы. Мы понимаем, что это важная часть процесса обеспечения чистоты тела.

А как насчет чистоты и ясности ума? Чувств? Действий?

Другой важный критерий, отличающий мышление предпринимателя: у них есть личные якоря-идеи, на основе которых они действуют, это я называю фундаментом ментальной конструкции. Например, мой первый руководитель-он же мой наставник в ведении бизнеса, говорил: «Победитель забирает всё». Это означало, что у нас есть один путь - побеждать. Потому что вторых никто не вспомнит. И мы побеждали. Даже в ущерб себе (под его напутствием я вытаскивала на победу супер-тяжёлые тендеры в Газпроме и Газпром-нефти, потому что я шла за победой, а не за участием).

Другой мой руководитель подарил мне два якоря:
«Не трать время на мышей» (где мыши - проекты с бюджетом менее 500 000 000 рублей),
«Я бы никогда не стал работать на кого-то» (за эти слова, сказанные как ответ на мой вопрос о моем дальнейшем пути, я ему очень благодарна).

Я много лет изучаю биографии великих предпринимателей, таких как Джобс, Трамп и других выдающихся личностей, и вижу совпадения между мышлением и действиями этих Великих игроков. Они рискуют, блефуют, часто эпатируют нестандартностью и всегда верят, что у них в итоге получится воплотить свою мечту. А если не получилось - они придумывают новую мечту и восстают из пепла.


Рецензии