Почему я люблю букинисты?
Разумеется, на вправду старинные книги в жизни бы денег не накопил, но имелось немало советских, или иностранных, того же периода, те, что кому-то не пригодились, хотят реализовать хоть за какие-то наличные, причём стоили реально сущие копейки. То есть за десять рублей или чуть больше, можно было получить нечто редкое, тогда как в обычном магазине, с куда более скромным ассортиментом, пришлось бы выложить кратно больше. А учитывая, что и с деньгами тогда имелись проблемы, двух тысячные на дворе, зарплата четыреста рублей всего, а читать очень-очень-очень хочется, и не какой-нибудь беллетристики, то просто настоящее спасение. Без преувеличений могу сказать, что буквально удвоил если не утроил, личную библиотеку дома, а она и до того была не маленькой совсем, любитель чтения во втором поколении. И главное, чего только не нашлось в списке покупок.
Исключительно из-за дешевизны купил себе второй том «Гарри Поттера», хотя, никогда не был настоящим поклонником Роулинг. Тот случай, когда фильмов хватило вполне. Талант имеется у неё конечно, огромный, но, первое, огорчает чрезмерная жестокость, я вообще не люблю, когда персонажей убивают, даже и по делу, если речь не о триллере, а тут просто обожает отправлять всех подряд на кладбище, якобы, чтобы показать силу врагов. Не получается, от слова «совсем». Просто начинаешь думать, что автор маньячка. Второе, откровенная слабость сюжета, когда речь идёт о схватках, боевом противостоянии с врагами и прочем. Просто жизнь героев, быт, учеба в школе, как таковая, описывает блестяще, как доходит дело до войны добра и зла, плеваться хочется. И третья претензия, но это уже чисто как автора-сказочника, после «Гарри Поттера» стало решительно невозможно сочинять истории о школах магии, читатели или сразу в плагиате обвиняют, даже если все иначе и не похоже ни капельки, или принимаются сравнивать. Если Толкин жанр фэнтези для всех открыл, и можно работать в нем, не боясь сравнений, то Роулинг тему магической школы закрыла раз и навсегда. Про то, что она прогнулась под повесточку и сделала Дамблдора гомосексуалистом вообще молчу, за это в неё кто только не плевал. Извращенцы могут быть положительными персонажами, но точно не директорами учебных заведений, тем более в сказках, так я думаю. А лучше бы, чтобы такая тема вообще не поднималась, в литературе, особенно, в детской, если нет желания показать драму конкретной личности или не работаешь в жанре эротики. В общем, данную книжку я купил, зачем-то, прочитал, и куда-то отложил, возможно, подарил или выбросил, не помню. Единственное, что запомнил, момент, когда Гермиона стала антропоморфной кошкой.
Другим не совсем правильным выбором оказалась энциклопедия американской литературы. До того был уверен, что способен прочитать вообще, чего угодно, дабы писать нормальные книги, стараюсь изучать много справочной литературы, энциклопедий, учебников, дабы не допускать ошибок. Собственно говоря, многие не любят фэнтези и считают низким жанром, не хотят читать, именно из-за обилия авторов, не изучающих матчасть и несущих откровенный бред. Даже вооружить персонажа, чтобы он мог нормально функционировал, целое искусство. В общем, купил я ту энциклопедию и оказалось, так скучно написана, не смог прочитать даже первого тома, хотя, весьма интересовался темой, об американской литературе знал позорно мало. Поставил на полку хвастаться перед гостями эрудицией.
Однако, удач было кратно больше. Например, Александр Дюма, в обычных книжных магазинах продают «Трёх мушкетеров», «Учитель фехтования», ну, ещё пару-тройку, все, а тут я две полки в шкафу заставил весьма малоизвестными работами, мечта коллекционера, устанешь перечислять. И за те же демократические цены, спешу заметить. Даже знаменитый «Олимпийский», где тоже много чего можно было найти, и находил, не мог сравниться и близко. Конечно, не могло обойтись и без «Жуля Верна», с советских времён у меня имелись «Дети капитана Гранта», весьма любимый мною «Таинственный остров» и «Пятнадцатилетний капитан», а тут разжился целым собранием сочинений, по цене упомянутых трёх книжек, если не ниже. Думаю, даже обычные люди способны оценить такое вполне. Детей надо начинать приучать к чтению именно с таких авторов. Сколько уж книг из истории оружия, о средневековых замках и прочем отыскал, не перечислить, можно отдельную историю писать, а авторов перечислять на многих страницах.
Но, конечно, самым драгоценным сокровищем можно считать энциклопедию мифов разных народов. Я их и до того плотно изучал, и для общего образования, и для дела, ничего важнее для сказочника нет и быть не может в принципе, а тут получил тонны нужной информации. Это сколько волшебных народцев, сказочных существ и полезных артефактов можно отыскать и применить. Обычно, последователи Толкина используют стандартных эльфов, гномов, волшебников, вспоминают реже кентавров и сатиров, и все, а можно ведь создавать весьма населенные миры, с самыми удивительными существами, даже не напрягая фантазию. Я так и делал, долгое время. Да и по тем же мифам писать истории здорово. Скажем, у меня самого была очень недурная книжечка о стрелке И, весьма любопытном герое, не хуже тех же Геракла и Рамы, но менее известном обычному читателю. Ничего подобного этой энциклопедии я в обычных книжных магазинах не встречал, тем паче, за такие смешные деньги. Вторым сокровищем надо признать серию книг о разных народах, в которых культура, быт, традиции, верования и костюмы, описывались максимально подробно. То есть, если бы я захотел написать историю героев, попавших к ним, имел под рукой массу полезной справочной литературы в одном месте. Очень горевал, когда серию эту закрыли.
Там же повезло и с несколькими томами сказок, скажем, редкая «Муфта, Полботинка и Моховая борода» про троих друзей, крайне необычных созданий. Читая такое, учишься выдумывать оригинальное и сам. Там же попалась «Карандаш и Самоделкин». Этих персонажей из журнала «Мурзилка» я знал, а вот с произведением про них столкнулся впервые. Это же можно сказать и о «Приключениях Электроника», кои весьма сильно от фильма отличались. Ещё была «Василек Трубачёв и его товарищи», как-то так, если не путаю. Там же мне удалось приобрести Карла Мая, собрание сочинений, как более известные истории об индейце Венету, так и восточные приключения по самым экзотическим странам. Там же встретил и Яна Флеминга, все истории о Джеймсе Бонде. Тогда подобного было днём с огнём не сыскать, сколько не старайся.
Нельзя не упомянуть и о детективах, сам я читаю только настоящие, типа «Шерлока Холмса» или «Агаты Кристи», в худшем случае, Чейза, и то в юности, а тут и находились буквально залежи классического английского детектива, лучшие американские образцы. О сборниках классиков русской литературы и поэзии не говорю, полный набор, просто у меня все это уже было в наличии, прочитал давным-давно, еще в школе и в техникуме, мама и её покойная старшая сестра постарались, обеспечили ещё при СССР. Кому не хватало, мог себя обеспечить с легкостью, как для красоты, чтобы хорошо стояли в шкафу, так и для самообразования, и для удовольствия от чтения. Не могу не упомянуть несколько произведений по антропологии. Хочешь удивлять читателей, учи сам все, что под руку попадется, никогда не знаешь из чего родится сюжет и какой персонаж появится.
Вынужден признать, что к поэзии я почти полностью равнодушен, кроме разве Роберта Бернса, поэм о Робин Гуде и русских былин, такой человек, лишь одна тема в голове – героика любого рода, и все, что её окружает, но, если бы любил, то тоже нашел много разного, достойного внимания, наверняка. Присутствовали вообще все, целая стена заставлена. Фантастика тоже не является особо любимым мною жанром, хотя, самые знаменитые произведения все же прикупил, просто была большая серия именно таковых у одного издательства, занявшая целый шкаф, в едином стиле, не смог отказать себе и ознакомился. С фэнтези та же история, пишу её больше половины своей жизни, а прочитал лишь Толкина, правда, почти всего, и еще пару авторов из самых-самых-самых знаменитых. И не сказать, чтобы все понравились. Те же «Властелин колец» и «Хоббит» в виде кино, понравились кратно больше, из первого выжали лишнюю воду, оставив лучшее, второе сделали кратно логичнее. Вот к сказкам тоже Толкина вопросов и претензий нет. Огорчали лишь два момента, о которых большинство даже не задумываются. Первое, путаница с названиями волшебных народов. Эльфы классические, маленькие, Толкину не нравились, потому дал это имя альвам из скандинавской мифологии. Получилось, что волшебных народов стало меньше. А гномы вообще появились из-за бездарного переводчика, в оригинале значились «дварфы», то есть цверги, карлики тех же скандинавов, как раз изображались с рогатыми шлемами и любили топоры, как викинги. Гномы же – это маленькие создания, духи земли. Профессии схожи, по сути, а народы разные.
Второе, поделил народы на плохие и хорошие, я такое не приемлю, не бывает, подобного, в любом есть как хорошие отдельные существа, так и плохие. И как раз делая персонажами разных существ, можно придумать кучу сюжетов, чем я и занимаюсь. К другим авторам фэнтези, с которыми сталкивался, претензий ещё больше, схожесть сюжетов, небольшой набор народов, не знание мат части. Пришлось потратить изрядную часть жизни на то, чтобы доказать, виноват в упадке не жанр, а плохие авторы. Но, это немного личное…
Благо, ещё, в букинисте можно было не только покупать, но и рассматривать. В том же магазине продавались дорогие, но красивые альбомы с картинами всевозможными, изображениями статуй. Музеи я после школы как-то не посещал, времени нет, то работаешь, то книги пишешь, то дела домашние, минуты свободной нет, а тут шедевры мировой литературы и все под рукой. Есть шанс скоренько ознакомиться, и опять же уровень образования поднять, а кое от чего и вдохновиться. Скажем, моя история «Пинкас медуме» началась именно когда увидел один из альбомов и от него оттолкнулся, сочинив целую историю. Надо признаться, что позволял себе покупать и книжки для своей мамы, ей требовалось отдыхать, после работы, все стоящее прочитала в юности ещё, потому, предпочитала любовные романы всевсяческие, женские детективы и прочую макулатуру, вполне признавая, что это шлак и беллетристика, которая, по прочтении, сразу отправлялась на помойку, чтобы полки книжные не занимать. Книжицу за сто или двести рублей уже не выбросишь, жаба задушит, а за десять рублей, не задумываясь.
В общем, искренне советовал всем находить такие магазины, если любите читать, и достойную литературу, посещайте, наслаждайтесь и экономите. Об истинно старинных книгах, дореволюционных, можно говорить долго и с придыханием, но это уже больше предметы коллекции и вложение средств в выгодный товар. Читать их трудно в силу ветхости, лучше положить под стекло с идеальным микроклиматом и любоваться. Увы, как и коллекционирование холодного оружия, покупка таковых останется несбыточной мечтой. Однако, если у вас есть деньги и хороший вкус, спешите приобрести, однозначно не пожалеете, превосходное вложение в будущее, со временем лишь растут в цене и не теряют своего очарования ни капельки. Кто-то может резонно возразить, что сейчас в интернете, в электронном виде, есть все, в бумажном не модно, дорого, на одной флешке можно разместить целую библиотеку огромную, но, поверьте, это не то, причем, совсем. Все равно, что сравнивать классическую музыку и электронную. Есть любители, но лично я не вижу во второй души, просто шум, иногда отвратительный, иногда сносный.
Так же и с электронными книгами, подходят, когда нет других вариантов, по сути, суррогат и не более того. И ещё, не знаю, я многого из приобретённого в букинисте не находил, особенно, справочных материалов, а о существовании ряда приобретенных авторов не подозревал, трудно искать незнамо кого, в бумажной версии, хоть сразу видно, кто, чего и о чем вообще речь, к тому же, есть опасность подхватить вирус, и что тоже немаловажно, читать с экрана не так удобно, хорошо разве как формат «Прозы ру», с короткими вещами, способ ознакомиться с неизвестными никому авторами, да и сколько просидишь за компьютером? Электронные книжки же быстро ломаются весьма, побоишься брать с собой в дорогу, в лес или на дачу, я уже не говорю про бункер, или космическую ракету, их точно не оставишь детям и внукам в наследство. Да даже при самых тяжелых обстоятельствах, элементарно костёр развести и погреться в случае апокалипсиса или экологической катастрофы можно лишь бумагой. Страшно звучит, но нельзя исключать ни одной версии…
Свидетельство о публикации №224073101484
Тамара Нестерович 19.04.2025 11:07 Заявить о нарушении
Александр Михельман 19.04.2025 14:58 Заявить о нарушении