Новейшие сентенции
-2-- Продолжу предыдущую тему. Что такое грех? Почему нужно бежать от него? Если я хожу голым в своей комнате на 11 – ом этаже с закрытым шторами окном, то грешу ли я? Уверен, что нет. Если я напился с друзьями, - то тоже не вижу здесь греха. Если я напиваюсь один и несколько раз в неделю – то я вижу в это грех. Если я постоянно стремлюсь к сексу, - это грех. А где маркер греха?. Он ясен: нельзя свою душу держать в объятиях блуда и пьянства. Что это значит? А – очень просто: нельзя получать от этого удовольствие и стремиться к нему. Это как наступил в кучу говна: его запах постоянно с тобой. Эти грехи внедряются в нас и тащат к себе. Наш взгляд, ощущения, сны становятся нечистыми. Бегите от греха, пока есть силы.
-3-- Ум и чувства…. Что важнее? Я всегда отвечал себе, что ум, но, как сейчас понимаю, всеми моими поступками руководили чувства. Именно они заставляли ум найти такие аргументы, которые нравились чувствам. Да, мысли, при этом, приобретали затейливые формы, бывали интересными и изощрёнными, но их суть сводилась к тому, чтобы угодить чувствам. Вообще материя мыслей, их связи и цепочки – загадочная мне область. Что есть мысль, а что – наше желание, но, оформленное как мысль? Когда чувства – ведущие, это не так обидно в случае неудачи, ошибки, по сравнению с обидой на себя, когда ведущей была мысль. В первом случае ты поступил в соответствии с тем, что ты хотел, а в случае, когда ведущей была мысль – ты поступил как дурак, неправильно думал. Впрочем, зачем рассуждать о тонких материях, когда мы все - вынужденные актёры чужой, непонятной пьесы, где действующие силы для артистов – вполне недоступны пониманию из-за их неизвестности или недосягаемости. Нами грубо управляют незнаемые нами люди и обстоятельства. Так случается в любом большом, сложноустроенном обществе с правительством, продажными полицейскими и безжалостными бандитами. А мы всё-таки живём как-то и выживаем, и радуемся, и постигаем себя.
-4-- Интересно, что для буддиста не существует личности, его Я. Буддизм утверждает что мы, в начале нашей жизни, развиваемся биологически, эволюционно, и лишь позднее начинаем понимать, что жизнь содержит в себе метафизику то есть нечувственные, только мыслимые объекты. Эти объекты: вера, добро, любовь, радость, …. И все они – не привязаны к личности, к Я. Но они, тем не менее дают нам энергию чувствовать их всё яснее и яснее. Это как в науке: учёные любят то, что они называют ИСТИНОЙ, и не привязывают её к себе, истина, которую они любят, не связана с ними и не зависит от них. Учёные и буддисты любят свои истины бескорыстно. Для меня позиция буддистов удивительна: как это мой путь, моя истина не зависит от меня! Ведь когда придётся умереть, моя связь с буддийскими истинами прекратится? Или нет? Думаю, что это неизвестно нам, живущим пока. Но отказ от собственного Я в буддизме – это новая парадигма жизни. Мы с младенчества чувствовали своё Я и опирались во всём и всегда именно на своё Я. И вдруг наше развитие выталкивает нас в мир, где этого нашего Я нет. Даже религии милосерднее: они тоже отрицают Я, но не делают это своим знаменем, наоборот скрывают отказ для паствы от своего Я. В буддизме был Будда, который открыл для всех единственно верный путь к просветлению, высшему сознанию себя и мира. И это сознание просветления, имея для каждого свои оттенки, не связано с тем отброшенным Я, которым мы были на эволюционном отрезке нашей жизни. Удивительно, но – факт. Будда тоже прошёл этот часть своей жизни по биологическим законам, он не родился просветлённым, но добился такого состояния своим трудом и талантом. А могу ли я обладать таким состоянием? Будда говорит : «Да, и вот путь к этому достижению» А подходит ли мне это просветление, или я пойму, что всё это чепуха? Ответа заранее нет. Как и в случае веры, или обретения какой-либо профессии. И это – тайна нашей жизни. Она заключается в большой, или бесконечной глубине самого себя. И это счастье, если глубина есть и несчастье, если дно сразу находится.
-5-- Интернет даёт нам возможность понять что убедить, кого-нибудь из украинцев в самых элементарных вещах – невозможно. Они уверены в своей правоте во всём, к каждому обращаются на «ты», оскорбляют и ни тени смущения. Мне всегда казалось, что каждый человек может верить в то, что говорит, но признаёт и за другими такую же уверенность в их правоте, которая отрицает верность сказанного тобой. А вот украинцы не допускают, что правым может быть кто-то другой, а не он. Это удивительный феномен – украинец.
-6-- Искусство доступно каждому. Это не квантовая механика и математическая логика понятные не всем. И я как простой обыватель люблю поэзию и прозу, графику и живопись, музыку и архитектуру. В этих жанрах много спорного: ни критики, ни философы и прочие не пришли к единому мнению. Я хочу высказать своё понимание особенности этих жанров. Они не имеют дело с чётко определяемыми объектами, как, скажем, в математике. Всяк понимает эти объекты – художественные образы по-своему. Скажем течение кубизма. Многие считают кубизм болезнью психики у художника. Абстракционизм, когда пятна, кляксы, линии разных цветов нанесены чем-то на полотно, и многим это тоже кажется галиматьёй. Это можно сравнить с писаниной сумасшедшего, когда написаны только слоги, буквы, но нет слов. Однако ни у кого нет никаких доказательств является ли абстрактная живопись объектом культуры или нет. Мы знаем, что у нас, в России многие любят, до обожествления, русский язык. Он кажется нам океаном, а мы – пловцами, и наслаждающимися и спорящими с этой стихией. Она нас поддерживает и угрожает нам тем, что она – живая стихия и как она с нами поступит – не в нашей власти. Мы чувствуем глубины языковой стихии, восхищаемся славными мореходами, подружившимися с языковой стихией: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Мандельштамом, Самойловым и другими. Мы можем высказать это своё восхищённое отношение простыми ясными словами, мы тоже мелкие мореплаватели на своих лодчонках. А как быть тем людям, чувствующим красоты линий, и пятен, цветовых переходов и столкновений? Как им высказать своё волнение и ощущение от формы и цвета? Словами? - Нет, их стихия, и их убедительная правда в линиях и красках. Многие не способны нарисовать дерево, человека, улицу, потому что чувствовать краски живописи или музыки – это один талант, а сотворить: спеть, написать – это совершенно другое свойство, талант человека. Это напоминает певца без слуха, от которого все бегут, но он любит петь и поёт. Так я понимаю абстракционизм, кубизм и прочий модернизм в живописи. То есть человек не способен писать, рисовать, но чувствует живопись, графику и он пытается выразить себя в модерне, где нет чётких критериев и каждый может сказать: « А я – ТАК вижу» В отличие от музыки и математики невозможно признать абстрактную картину галиматьёй, а не шедевром - нет ни критерия, ни общепризнанной теории.
-7-- О музыке, в основном западной эстраде и блюзе. Музыка вообще – это земля, почва разных растений и деревьев. Симфонии - как дубы и секвойи, концерты – как сосновый бор, прелюдии, мазурки, вальсы – как цветы и изящные кустики. Западную музыку я, не понимая слов, могу сравнить с травой, иногда подстриженной и не мешающей ходьбе. Я, слушая западную музыку, не понимал слов и не мог понять того восторга, которая она вызывает в мире молодёжи. Переводы текстов на сайтах ничего убедительного мне не дали. А наложить эти переводы песен на музыку я не умел. И вот мне встретился текст об очередном Фестивале русского блюза с подзаголовком «Честный блюз», который прошёл о 25 марта 2021 года в клубе Tabula Rasa. Там были коллективы, певшие западные блюзы под западную музыку, но на русском языке и со своими словами. Для меня, желавшего понять что собой представляет западная молодёжная музыкальная культура – лучше не придумать. Что же я понял. Мне стало ясно, что это музыка агрессивна и это, видимо, нужно для молодёжи, и не только для юных. Во-вторых, тексты: они примитивны и талантливы. Как это может быть? Возьмите Маяковского – он как раз писал так. В-четвёртых, и это вытекает из второго, она не допускает сомнений и колебаний, чувства, которые она вызывает – всегда абсолютны, как кристаллы. В классической музыке не так: там Вы как будто сидите перед раскрытым волшебным сундуком и перебираете его наполнение, которое как матрёшки никогда не бывает до конца ясным: предметы раскрываются то блестящими алмазами, то тухлой рыбой, то непонятными механизмами, то заманчивыми текстами и картинами, то страшными предсказаниями и обещаниями ужасов, то отчаянием, то непонятной радостью, и так далее. Много есть в волшебном сундуке, но ничего нельзя рассмотреть, он лишь чувствуется и исчезает, оставляя в след другие чувства. Конечно зачем это всё молодёжи, очень решительной в своих мыслях и фантазиях и не ищущей ни истины, ни сомнений. Им нужна решительность и сила, смягчённые общим пониманием, что победа – невозможна, но есть вероятность исключения. Я не хочу сравнивать, но только показать особенности классики и лёгкого и тяжёлого рока и блюза. Родители любят своих деток в силу их особенных черт, а не потому, что их дети – доктора наук и распорядители финансовых фондов. И это справедливо и правильно. Что же до остальных болельщиков музыкальных фестивалей, то каждый находит близкий по духу именно ему, и тоже нет нужды в сравнениях и спорах. Каждому – своё.
-8-- Православие в России. Немного раздражает, что священники всегда поучают. При этом утверждают, что они не поучают, а растолковывают Христа или святого. Это для меня самое незначительное препятствие в признании церкви. Самое важное и невозможно трудное – это отношение с Богом. Утверждается, я так воспринимаю, что нужно принимать Бога безропотно. Всё что происходит – это ниспослано Всевышним, и не осуждается. В книге «Книга Иова» подробно описывают эту ситуацию. Там Бог, сговорившись с Сатаной, гнобит и уничтожает своего праведника и говорит, что тот и не должен роптать, потому, что Бог может всё, а праведные люди обязаны это всё смиренно принять. Я вынужден умом согласиться с этой позицией, иначе, где здесь вера в абсолютного Бога, который есть абсолютная любовь? Но сердце протестует. Мы, люди, с детства заботимся о себе и родных и не приемлем незаслуженных бед и страданий. И Иов не прав, требуя от Бога ответа, за что он, Иов, наказан. И одновременно Иов прав, ибо нет человеческих сил перенести незаслуженные несчастья и беды.
-9-- Женщины и мужчины живут рядом, решают похожие задачи, имеют схожие цели, но они разные и не перенимают свойства друг друга. Причина в качественном отличии материальной части - физиологии. Женщин я сравниваю с аналоговыми ЭВМ, а мужчин - с цифровыми. Цифровые машины работают с алгоритмами и опосредованными схемами. Это и замедляет работу получения результата и делает её более точной. Женщины, как аналоговые машины, строят в уме модели ситуаций и ясно видят как развитие их во времени и значительно быстрее чем цифровые машины получают пусть и не точный но качественно верный ответ, который они не рассчитывают, но чувствуют. Частенько мужской мир отвращает от себя сложными, неестественными алгоритмами, заполняющими головы мужчин. Женский мир, в свою очередь, иногда возмущает примитивностью выстроенных моделей, хотя их результат, обычно, правильный. Бог сотворил тягу между столь разными существами и в счастливых семьях и мужчина, и женщина начитают ощущать и чувствовать друг друга. То есть и такое возможно.
-10-- У меня в юности был случай. Мои родители решили в выходной день поехать на машине за город, на берег Финского залива в районе Репино – Зеленогорска. Я отказался ехать с ними, сказав, что самостоятельно поеду на электричке в те же места. Мне, мол, нужно быть в одиночестве: обдумать свою жизнь. Я не эпатировал, но говоря, это испытывал смущение: не хотелось обижать родителей, которых я любил. Я искренно надеялся, что одинокое пребывание на природе даст мне озарение о моей жизни. Просветления я не дождался, а родителей обидел, хотя они не показали мне своей обиды. Я вижу здесь две проблемы: во-первых, выбор между важной личной потребностью и близкими. Во-вторых, поиск смысла жизни не может быть достигнут созерцанием, размышлением, старанием. Нужно что-то другое. И, подозреваю, что это другое связано с накоплением жизненного опыта и памятью обо всех своих безрезультатных поисках, и чтением книг, и чем-то вроде медитаций – одиноким пребыванием на природе при этом нужно ничего не делать, но быть чутким к своим чувствам и мыслям. Мне этот случай почему-то нередко вспоминается, и я вижу в этом пример, как простые события оказываются впоследствии вовлечены в многослойные смыслы. И эти понимания содержатся только в моей голове и сильно влияют на мою жизнь.
Свидетельство о публикации №224073101516
Касабланка 2 29.12.2024 22:45 Заявить о нарушении
Поляков Лёша 30.12.2024 02:46 Заявить о нарушении