Первый на Олимпе

Первый на Олимпе

С самого детства я слушал рассказы отца про послевоенный Ленинград.
Город восстанавливался, жадно впитывая мирную жизнь. Спорт был той самой отдушиной, позволяющей отвлечься от перенесенных тягот войны. Для многих ребят гребные клубы стали вторым домом, возможностью вырваться из коммунального быта. Я впитывал рассказы про лодочный Ленинград с бурлящей от весел невской водой, и передо мной возникали образы бескорыстных тренеров-общественников, фронтовиков, совмещавших основную работу с тренерской. Представлялись берега Малой Невки, заваленные бревнами, поскрипывающие цепями несуразные краны погрузчики, еще дикие, не закованные в гранит набережные с небольшими песчаными спусками к воде, закопченные и дымящие буксиры. Я перелистывал страницы отцовского фотоальбома, перебирал черно-белые фото, на которых отпечатались моменты гонок по классической ленинградской дистанции с поворотом.

Вот эти раритетные фотографии. Все они до сих пор  бережно хранятся в старом фотоальбоме.  Вытянутые, как селедки, лопасти деревянных весел, лодки: клинкерные и фанерные, тонкие, как стрела – гоночные, широкие – учебные, раритетные- еще довоенные. Массовость, борьба между гребными клубами, счастливые лица – все это было в послевоенное время. И все это запечатлено на старых фотоснимках, как мгновения особого счастья, безмятежной радости, невероятного желания насытиться воздухом мирной жизни.
 О том, как впервые пришел в гребной клуб «Знамя» любил рассказывать и Юрий Сергеевич Тюкалов. Он вспоминал, что бежал на тренировку, словно на праздник. Спорт и гребля в частности, действительно явились глотком свежего воздуха для переживших войну мальчишек и девчонок. Мой отец, ребенок блокадного Ленинграда, вспоминая время своей молодости, никогда не забывает рассказать про Юрия Тюкалова, упоминая следующее:

«Когда первый Олимпийский чемпион в одиночке Юрий Тюкалов выходил на тренировку и наматывал круги вокруг Каменного острова, жизнь в гребных клубах Ленинграда на время застывала. Гребцы собирались на клубных плотах и любовались за его греблей. Вернее сказать, собирались понаблюдать, как творит на воде художник Юрий Тюкалов.  Картина эталонного движения мотивировала молодых спортсменов к успехам на воде. Ведь в те годы методика только зарождалась, а понятие советской школы появится как раз после побед советских гребцов на послевоенных международных стартах. Первым на Олимпе был Юрий Тюкалов и у него учились все остальные. Старались подглядеть какие упражнения на своей «Ласточке» делает, сколько километров проходит, в каком темпе проделывает ускорения и так далее».

Кто же для питерских гребцов Юрий Тюкалов? Сейчас я могу об этом сказать. Юрий Тюкалов – охранитель питерской академической гребли, друг и наставник, патриот родного города.

Юрий Сергеевич Тюкалов - человек, который провел 900 дней и ночей в блокадном Ленинграде. Воспоминания о блокадном детстве впоследствии помогали ему в работе по созданию мемориального комплекса на площади Победы. В дни работы над мемориалом, к которой привлек его знаменитый архитектор Сергей Борисович Сперанский, Юрий Тюкалов вел затворническую жизнь: запирался в мастерской, отключал телефон, полностью уходил в работу, размышляя и делая наброски. «Высшая радость может прийти только через испытания всех душевных и физических сил человека», – говорил Юрий Сергеевич.

Непростую тему выбрали авторы будущего фильма «Первый на Олимпе». Однако, спасибо им за то, что вообще решились ее осветить. Хотелось бы пожелать успеха авторам и всей команде. А еще, пожелать избежать небылиц и неточностей.

В настоящее время актеры серьезно тренируются, осваивая азы академической гребли.И это проверенный факт. Кто может лучше передать новичкам тонкости, чем двукратный чемпион мира Виталий Елисеев и призер чемпионата мира Юрий Зеликович. Актеры попали в нужные руки, ведь очень важно, кто прививает основы вида спорта. Лучше, когда это люди профессиональные, знающие, авторитетные. Очевидно, что первооснова гребли, характер бойцовский – все это будет втолковано. Актеры должны прочувствовать, как бывает тяжело. Осознать, что никто кроме тебя самого не сможет двигать лодку. Должны появиться мозоли на руках, должна быть преодолена мышечная боль и неудобства. Уверен в том, что тренеры позволят актерам сполна насладиться всеми перечисленными гребными ощущениями. Ежедневно мы видим отчеты Юрия Зеликовича о тренировках актеров в Московском гребном клубе: начинали с ОФП, затем гребля в бассейне и вот, они уже немного коряво, но с большим старанием преодолевают первые километры на воде.

Осталось несколько месяцев до начала активных съемок. Хочется отметить, что для съемок фильма по крупицам воссоздается, восстанавливается старинный инвентарь: лодки, деревянные весла. Подготовка и сбор раритетного инвентаря ведется уже почти год под контролем Олега Волобуева. Затем, в мастерской, Алексеем Семиным проделывается масштабная и кропотливая работа по реставрации лодок из фанеры и шпона, лодок из красного дерева. Меняются переборки деки, меняются борта, волнорезы, восстанавливается поверхность корпусов и другие лодочные элементы. На обновленные рабочие поверхности наносится специальный лак, воскрешается аутентичная (родная)гребная обувь, заново в рабочее состояние приводятся лодочные кронштейны, серпы и вертлюги, восстанавливаются полозки, весельные каблуки и другие более мелкие детали.

Успехов и удачи!

А. Смирнов

kbstech.ru


Рецензии