Глава 7 - Пм
Дедушка бреет свою круглую красивую голову опасной бритвой. Он делает это виртуозно, почти не глядя в зеркальце, и никогда не доверяет бритьё парикмахеру. После встречи с острым лезвием кожа становится шёлковой, и дедушка любит демонстрировать мне это, гладя моей рукой своё лицо.
И при этом напевает, вспоминая свою молодость:
Ай, расскажи-и-и, расскажи-и-и, бродяга,
чей ты родо-о-ом, отку-у-уда ты?
Ай, да я не по-о-омню, ай, да я не зна-а-аю…
Ромалэ нэ, нэ, нэ…
- Дедуля! Что это за песня?
- Цыганская… Песня Ляли Чёрной…
Я вспоминаю, что цыганское пение – это дедушкина страсть, в особенности Ляля Чёрная.
В молодости он лихо играл на гитаре, и пел, и его каштановые кудри касались плеч. В репертуаре деда была и цыганщина, и оперетта. Гитару он любил самозабвенно – она была маленькая, изящная с пунцовым бантом на грифе – такие гитары называют «дамскими». Он крутил её в руках, ставил вертикально, припадал к ней щекой, наслаждаясь своим мастерством.
Однажды наша домработница чистила пёстрый настенный ковёр над кроватью и по неосторожности наступила на гитару. Гитара висела на своём привычном месте – на ковре. Нюша, так звали домработницу, аккуратно сняла инструмент с гвоздя и положила на кровать. Чистя ковёр, девушка приподнялась на цыпочки. Пружинный матрас предательски дрогнул под её немалым весом. Нюша потеряла равновесие и со всего маху наступила на гитару. Та жалобно хрустнула, звякнули лопнувшие струны… С тех пор я никогда не слышала дедушкиной игры, поскольку починить гитару было невозможно, а купить новую и подавно. Так она и лежала несколько лет под кроватью – выбросить рука не поднималась…
На память о дедушкиных музыкальных занятиях осталась только старинная тяжёлая пластинка – разудалый хор цыган пел «Пролётку»…
Бабушка поглядывает на дедушку и ждёт, когда придёт её очередь петь. Она пудрится и подкрашивает губы перед тем, как они с дедушкой пойдут в поход по магазинам в Куйбышеве. На её крепдешиновом платье как будто приземлились цветные бабочки – белые, оранжевые, зелёные:
Гляжу в поля-а-а просто-о-орные
на нивы золоти-и-истые,
а вижу брови чё-о-орные,
глаза твои-и-и лучи-и-истые…
Как в море, пле-е-ещет в по-о-ле рожь,
играет ве-е-етер ко-о-олосом,
а кажется, что ты поё-о-ошь
родным и ми-и-илым го-о-олосом…
У меня замирает сердце – я вижу только одни чёрные брови и только одни лучистые глаза… Других и на свете нет! И голос родной и милый… ясно чей!
* * *
В Куйбышеве Эдик идёт на экскурсию. На сей раз с ним отправилась и Фарида с бабушкой. Мои бабушка с дедушкой пошли в город. В конце концов, чего интересного может дать экскурсия в этом городе? Разве что можно узнать, что некогда он назывался Самарой по имени протекавшей возле него речки, а во время войны, когда гитлеровцы стояли под Москвой, этот город был весь перерыт бомбоубежищами – туда была просто переведена столица. Даже Большой театр. И был приготовлен бункер для Сталина. Однако Сталин и ставка не покинули Москву.
* * *
Мы с Лёней опять остались на пароходе. И, конечно, встретились в музыкальном салоне, где он снова пел, улыбался и сияли навстречу мне его непроглядные глаза:
Как была бы эта ночь светла-а-а,
если бы не тени облако-о-ов…
Если б догадалась и пришла-а-а –
догада-а-алась без слов!
Ждать я всю но-о-очь готов
легких твои-и-их шагов,
легких шагов твоих всю ночь ждать гото-о-ов…
Я сказал тебе не все слова-а-а…
И над городом плыли облака, а их тени скользили по земле… И я бы догадалась и пришла, если бы не робость… моя всегдашняя робость…
Потом мы ушли на корму, Лёня достал из кармана спички и, взяв в зубы одну, принялся крутить её в зубах и глядеть на берег. Довольно равнодушно он разглядывал набережную – хотя она и считается самой длинной в России. Надо о чём-то говорить – нельзя же просто молчать и наблюдать, как он грызёт спичку.
- Лёня, я хотела тебя спросить, почему роман «Герой нашего времени» - твой любимый?..
- Потому что Печорин – это личность. Никто не сравнится с ним в классической литературе. И умён, и талантлив…
- Пожалуй, я с тобой согласна. Только вот одна черта никак не дотягивает до совершенного героя.
- Какая?..
Я внимательно взглянула на Лёню, в его непроглядные глаза, которые вдруг начинали сиять, когда он смеялся. Обвела взглядом тёмные брови, белокурые волосы…
- Э-э… дорогой друг! Не думаешь ли ты, что похож на Печорина? Рисуешься?
- Нет… мне это не приходило в голову…
- Верится с трудом… Впрочем, ты, конечно, не сознаешься!
- Так какая черта не дотягивает до совершенного героя?
- Подожди. Сначала я хочу предупредить, что Княжны Мери из меня не получится…
- А Вера?
- Что Вера?
- А Вера получится? Ведь Веру Печорин любит…
- Вряд ли любит!
- Почему? Он же сам говорит об этом! И плачет, когда не может её догнать и с ней проститься!
- Да, но потом объясняет всё это расстроенными нервами… И не мешает ему эта так называемая любовь заводить очередной роман! Думаю, он просто не способен испытывать такое сильное чувство, как любовь.
- Но кто же способен, если не он?
- Онегин хотя бы. Вот он действительно любит Татьяну, и жизнь без неё для него теряет смысл:
Я знаю, век уж мой измерен.
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
я утром должен быть уверен,
что с вами днём увижусь я. – Любимые стихи Маяковского, между прочим.
- Да ведь Онегин не талантлив! Не может ямба от хорея отличить.
- Жаль, что не талантлив. Но более цельный, гармоничный человек, по-моему. И потом – он ведь в будущем обязательно уйдёт к декабристам.
- Давай не будем обвинять Печорина в отсутствии любви. Поверим ему на слово…
- Давай поверим! – сказала я и улыбнулась.
…Лёня протянул руку к моей руке, лежащей на перилах, коснулся осторожно, потом попытался нежно накрыть её своей рукой. Я выскользнула, не поднимая на него глаз. Всё-таки робость – моя главная черта… дурацкая…
- Лёня, напиши мне слова этой песни… - тихо прошу я.
* * *
- Ах, Самара-го-оро-одок! Беспокойна-а-я-а--а я…
Беспокойна-а-я-а-а я… Успокой ты-ы ме-е-ня! – напевала бабушка, возвращаясь из Куйбышева.
- И чего переименовали город? – ворчал дедушка. – Вернут, вот увидите, вернут историческое имя. Кто такой этот Куйбышев?..
А вот и Эдик. Спрашиваю, что интересного он видел на экскурсии.
- Да ничего особенного, - отвечает Эдик. – Впрочем, вот – мумию купца в музее.
- Мумию?.. – изумляюсь я. – Они же в Египте лежат в пирамидах…
- Ну, не мумию, - отвечает Эдик. – Такое тело… нетленное. Как в Мавзолее в Москве. Правда-правда, я видел Ленина, я там маленький был… с бабушкой.
Свидетельство о публикации №224073101637