Грядет Эпоха Огня!
вооружённым к грядущим природно-космическим изменениям
Друзья!
Из Сети
"Будущее земного мира по Агни Йоги
Из книги «Сокровенное знание. Теория и практика Агни - Йоги» Е.И. Рерих:
(Стр. 48) «Планетарное значение Огненного Опыта (Е. И. Рерих) состояло в том, что его
энергоинформационное содержание, навсегда запечатлённое в свитках Акаши,
сформулировало в ауре нашей планеты новое культурное пространство – то самое, в
котором предстоит развиваться будущей эволюции человечества.
Само учение Агни Йоги представляло собою ту информационную (духовную и
интеллектуальную) основу, восприняв которую сознание человека оказывалось духовно
вооружённым к грядущим природно-космическим изменениям, наступление которых
предсказывалось ясновидящими и пророками всех времён.
Новое астрономическое положение Земли принесёт в атмосферу планеты, новые,
неизвестные пока современной науке сверхмощные энергии – это объективный природно-
космический фактор. Но каково будет восприятие этих энергий людьми – это зависит уже
от нас самих, точнее, от духовно-нравственного уровня нашего развития…»
Эти энергии вряд ли будут видимы, действие их мы почувствуем.
«… человеческий организм напоминает собой айсберг, небольшую, видимую часть
которого составляет физическое тело, а большую, скрытую от обычного глаза – невидимые
энергоинформационные субстраты, называемые в Агни Йоге тонкими телами. Эти
невидимые компоненты организма, созданные из более разрежённых видов космической
материи, после смерти физического тела человека становятся носителями его сознания-
души, переходящей вместе с ними на иной план существования.
Тонкие тела располагают особыми энергетическими центрами – чакрами, являющимися
главными силовыми узлами энергоинформационной структуры человека, своеобразным
генераторами тонких видов энергии в его организме. Низшие чакры обеспечивают
организм человека более плотной, низковибрационной энергетикой, необходимой для
существования физиологических функций, высшие центры связаны с творческой,
интеллектуальной и духовной деятельностью индивида».
Вот за счёт чего работают днём и ночью все органы нашего физического тела. Они
снабжаются энергией питания из определённых чакр. То же самое происходит, когда мы
занимаемся творчеством.
«Уровень активности высших центров определяет и степень духовного развития человека.
Природно-космические условия будущего будут способствовать духовному преображению
человечества и нарождению новой расы… людей более совершенного эволюционного типа,
отличающегося большой духовностью и связанными с ней творческим, в том числе и
паранормальными, способностями: ясновидением, яснослышанием, творческой интуицией
и т.д.
Высшие энергии, которые придут из Космоса на Землю, в значительной мере активизируют
энергетику высших центров сознания у людей, нравственно эволюционирующих, а не
деградирующих. … для того, чтобы организм человека смог ассимилировать
(воспринимать) высшие космические энергии, необходима хотя бы минимальная степень
активности высших центров сознания (чакр), т. е уже имеющийся духовно-нравственный
потенциал. Если его не окажется – организм человека не сможет ассимилировать новую
пространственную энергетику, и в этом случае ему могут угрожать новые виды опасных
заболеваний».
Людей можно сравнить с семенами души. Те, у которых они проросли, будут дальше
расти, а другие годны только на переработку.
«Считается, что, когда спиралевидная сила Кундалини, продвигается вверх по
позвоночному столбу, достигает высших чакр, открывая их, человек приобретает высшие
психодуховные способности и достигать духовной самореализации.
… при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые
будут относиться невежественной наукой к самым несоответственным заболеваниям.
И пока дух человеческий не проснётся и пока не переродится мысль, равновесие стихий не
установиться. Всё есть единое, и всё связано между собой. Новая эпоха будет
сопровождаться изменением пространственных токов и астрологических условий планеты.
Если планета войдёт в гармонию с ними, на земле установится мир и преобразиться мысль
коллективная, если же нет, катастрофы мирового порядка или частичной не избежать …
Древние предания об Армагеддоне – битве Добра и зла – отразили реальное положение
вещей. … Главная опасность Армагеддона состояла в том, что перенасыщенная негативной
энергией аура Земли вызвала страшное нагнетение энергии «подземного огня», в свою
очередь, оказывающего воздействие на состояние земного ядра. В результате этого
энергетического дисбаланса существование планеты могло быть окончиться глобальным
катаклизмом и подлинным концом света. … Как писала Е.И. Рерих в письмах друзьям,
размеры предстоящей катастрофы удалось существенно уменьшить – но не отвратить
полностью. Причина будущих катаклизмом остаётся всё той же – перенасыщенность
энергоинформационного поля Земли негативной энергетикой, являющейся следствием
низкодуховных психических проявлений человечества. Несоответствие между
загрязнённой аурой Земли и высоковибрационной сверхмощной энергетикой, приходящей
на планету из Космоса, станет основным фактором стихийных катаклизмов и разрушений в
будущем. Изменить существующее положение может только одно – повышение духовного
уровня социума и очищение ауры Земли от мыслеэнергий взаимной вражды, эгоизма и
ненависти…
Цель Агни Йоги, как нового учения, и состояла в том, чтобы утвердить новое
мировоззрение, чтобы не только ещё раз, вслед за духовными учениями прежних эпох,
сказать человечеству: «Не убий!», но и показать последствие нарушения законов Космоса
уже не на религиозной, а на научной основе. Живая Этика не просто говорит людям нашего
времени «делай это» или «не делай того». Она обосновывает этику научными законами.
Она вооружает человека знанием последствий совершаемых поступков. Если бы убийцы
понимали суть закона кармы и неотвратимость его действия – стал ли бы он убивать. Если
бы правители государств знали о личной кармической ответственности за проводимую ими
политику – случались бы тогда на Земле войны и кровопролития?».http://proza.ru/
...Други!
Есть в Сети книга "Предчувствие Ленина" Г. Хмуркина.
Вот выдержка из неё.
"Космопланетарный феномен Владимира Ильича Ленина не
укладывается в тесные рамки привычных схем. Осмыс;
ление жизни и деятельности Вощдя требует привлечения
более широкого – метаисторического подхода.
Его основой может послужить Живая Этика (Агни Йога),
этико-философское учение Рерихов, которые иначе, нежели
последователи или критики коммунизма, оценивали
Ленина.
Великие Учителя Востока назвали Ленина Махатмой –
«наделенным великой душой». Как примирить эту высокую
оценку с суровыми распоряжениями Вождя? Можно ли счи;
тать духовным подвижником человека, находящегося вне
религии? Как он относился к духовенству и вообще к
верующим?
Какими огненными качествами обладал Владимир Ильич?
Что о нем говорит Живая Этика? Какие принципы и
реформы, созвучные Плану Великих Учителей, проводил в
жизнь первый руководитель Советской России? Почему он
так рано ушел из жизни? Чем объясняется изъятие всех
упоминаний о Ленине во втором издании книги «Община» из корпуса Живой Этики?
Менялось ли отношение Рерихов к нему на протяжении
жизни?
Таковы главные вопросы, стоящие перед автором.
Особое внимание уделено анализу многочисленных
живучих мифов о Ленине. Обо всём этом и не только в книге "Предчувствие Ленина" (Г. Хмуркин)
...Найду и прочту обязательно!
В.Н.
***********
1.Изменения,катаклизмы и солнечная активность в
предсказаниях Агни-Йоги
"Мир переживает те стадии, которыми знаменовались все решительные моменты в истории
человечества. Стадии разрушения предшествуют строительству. Творчество, напрягаясь,
вызывает к жизни все энергии. Та эпоха, в которую вступило человечество, неминуемо выявит
все потенциалы сил, ибо эта эпоха есть решающая, и поворот в истории наступает.
Ведь состояние планеты не является случайным, и каждое напряжение
свидетельствует о том потоке, который захватывает все сферы. Если борьба
неумолима, то и победа будет решительная. Ибо все силы и сферы участвуют в этой
Космической Битве. На пути к Миру Огненному нужно принять Меч Света для
строения Новой Эпохи." (Агни Йога, "Мир Огненный", книга 2).
Новое "Тяжкое время для зрячих. Кипит мировой котел, и в нем выкипают микробы и бациллы
зла. Болезнь планеты должна полностью быть вызвана наружу к выявлению, нарыв набухнуть,
прорваться и гной удален. Полюс Света по степени силы своей освещает полюс тьмы и
вызывает к видимости и проявлению тени мрака. Так движется к полной победе и утверждению
Мир Новый, побеждая мир старый, который обречен на уничтожение эволюцией сущего. Оскал
уходящего, и все еще сильного, старого мира похож на гримасы безумца. Истинно, до безумия
доходит он в неистовстве своем удержаться. Но он обречен, и никакие потуги и усилия его
удержаться и удержать власть не будут успешны в конечном итоге."
"Идет завершение кармы планетной. Каждое явление при этом имеет глубокие корни. Нити
кармы тянутся далеко в прошлое. Причина и следствие при разрядке кармических узлов
соприкасаются. Набухание и разрядка кармы необходимы для того, чтобы очистить ауру Земли
от накоплений, задерживающих течение эволюции. Все сметено будет, что мешает течению
Космической Эволюции человечества."
"Точно так же, как в течении кармы планетной наружу выявляется все, подлежащее переработке
и уничтожению, так и в каждом человеке из глубины его сущности поднимается весь сор
вековых накоплений для изживания и преодоления его новым пониманием жизни. Все, что
преуспеет в этом процессе, останется на планете, все, что подпадет под власть прошлого и не
будет в состоянии освободиться от него, с планеты уйдет, ибо станет космическим сором. Идет
на планете Великий Отбор, последний." (Грани Агни Йоги, книга 3, 1962 г.)
* * *
"Когда планета теряет свое равновесие из-за потери духовного понимания, то неминуемо то,
что ждет планету; ибо нет кармического следствия без причины и нет причины без следствия.
Проявление, которое вызвано утерею духовных устремлений, конечно, даст те импульсы,
которые принесут планете возрождение. Явление физических перемен даст планете понимание
Агни Йоги. Упадок финансов даст переоценку ценностей. Искажение религий даст искание
нового духовного подвига, потому, истинно, крушение старого мира есть новое утверждение,
ибо на явлении новых ценностей Мы даем миру спасение духа." (Агни-Йога, "Иерархия")
* * *
"Там, где духовный и нравственный уровень опускается ниже определенной черты,
человечество может быть вновь направлено к принятию духовных основ, лишь пережив какое-
нибудь потрясение или целую серию потрясений, которые, обращая индивидуальное сознание
внутрь себя, к постижению вечных истин и божественности своей природы, предотвращают
таким образом дальнейшее погружение в мир соблазна, ложности внешнего блеска и
чувственных иллюзий.
От «Тех, Кто знает» нам известно, что не такое уж редкое явление, когда вследствие воздействия
воздающих сил планета разлетается на куски в том случае, если ее обитатели упорствуют в
злоупотреблении высокими духовными энергиями, накапливая таким образом избыток
разрушительных сил, перевешивающих баланс созидательных, что в конечном счете приводит к
гибели самой планеты.
Подобная судьба угрожала и нашему собственному миру в 1899 году; но тогда он был спасен
многими Учителями высокой ступени и мощи, собравшимися с других планет в определенных
зонах земных центров и удерживающими равновесие до настоящего времени. «Темная Звезда»
была на время спасена, но кто знает, надолго ли? С тех пор научное знание, а вместе с ним и
технические достижения шагнули далеко вперед, и мы все больше и больше используем тонкие
силы природы ради наших личных и коммерческих нужд, а также для развлечений. Но эти силы
являются силами самой Жизни – лучами Божественной Энергии, исходящими из самого Сердца
Бога и Природы, и если не использовать их надлежащим образом, в духе бескорыстного
служения и для всеобщего блага, то неизбежна реакция, вызванная отклонением от
божественных качеств. Реакция, несущая самые ужасные последствия для человечества,
подвергающего опасности само существование планеты, на которой мы живем. Подобно
Братству Миров в небесных пространствах, на Земле должно существовать Братство Народов,
воплощающее истинный дух Вселенского Братства без различия рас, возраста, цвета кожи и
вероисповедания. Только так можно избежать угрозы космической катастрофы." ("Учение Храма"
Т. 1, Предисловие)
* * *
"Спросят: «Чем можем сейчас служить на земле с наибольшею пользою?» Нужно оздоравливать
Землю. Нужно в целом ряде мероприятий провести мировую задачу оздоровления. Нужно
вспомнить, что люди беспощадно истребляют запасы земные. Они готовы отравить землю и
воздух. Они уничтожили леса, эти приёмники праны. Они уменьшили количество животных,
забыв, что животная энергия питает землю. Они подумали, что неиспытанные химические
составы могут заменить прану и земные эманации. Они расходуют недра, забывая, что
равновесие должно быть соблюдено. Они не думают о причине катастрофы Атлантиды. Они не
думают, что химические составы должны быть проверены в течение века, ибо поколение ещё
не покажет эволюцию или инволюцию. Люди хотят вычислять расы и подрасы, но самое
простое явление вычисления разгрома планеты не входит в расчёт. Думают, как-то по
милосердию разъяснится погода и обогатится народ! Но вопрос оздоровления не входит в
расчёт. Так возлюбим все творения!" (Агни-Йога, "Мир Огненный", книга 1)
* * *
"Если жизнь - это путь человечества к Свету, то задержки на этом пути будут явлениями,
идущими против эволюции. Как темные пятна на ауре планеты эти задержки. Они, нарушая
вибрации аурических излучений, нарушают течение магнитных токов и вызывают расстройства
обмена веществ в организме планеты. Эти нарушения уявляются в засухах, наводнениях,
колебаниях неожиданных температуры и очень похожи на симптомы заболевания
человеческого тела - аналогия полная. Человечество, составляя высшие принципы планетного
тела, имеет огромное влияние на правильное функционирование жизненных сил Земли. При
разновесии они истощаются, вызывая заболевание тверди. Не упорядочить сада земного и не
украсить его и плодородие почв не поднять, если нарушения будут продолжаться столь же
напряженно, как раньше. Может не выдержать твердь. Ведь это же реакция материи на
воздействие неорганизованной психической энергии. Мир во всем мире многое поможет
упорядочить и привести в равновесие силы." (Грани Агни Йоги, книга 2, 1961 г.)
* * *
"Разновесие природных условий весьма очевидно, что могут противопоставить ему люди?
Вражду и войну? Но вражда и война может закончиться гигантским взрывом, который
уничтожит планету. О единении всех и во всем следует думать, пока еще можно планету спасти.
Каждый может в этом направлении сделать что-то, хотя бы немногое, но столь настоятельно
нужное для равновесия мира. Ведь даже две объединенные ауры могут творить чудеса. ("Грани
Агни-Йоги", книга 6)
* * *
"Указаны страшные катаклизмы, но что может быть ужаснее, нежели катастрофа в духе. Никакое
землетрясение несравнимо с разложением сознания. Нужно напрячь все силы, чтобы удержать
человечество от пропасти, потому каждое размышление о Мире Высшем есть необходимость
дня." (Агни-Йога, "Аум")
* * *
"Антиподом хаосу будут гармония, равновесие, согласованность и приемлемость принципов
созидания, строительство и созвучие с Космическими Законами жизни. Если не обратятся люди
к Свету и Жизни, но предпочтут разрушения и смерть - катастрофы не избежать." (Грани Агни
Йоги, книга 11, 1971 г.)
* * *
"Особенно теперь, на пороге смены Юги, мы все должны понять, что самое светлое будущее
возможно, но лишь зло людское может препятствовать скорейшему наступлению светлой эпохи.
Спросят как совместить опасность существования самой планеты с возможностью светлой
эпохи? Людям дается полная возможность вступить в счастливую эпоху великих открытий. Но
если свободная воля удержит их от новых продвижений, они могут создать катастрофу любого
размера. Так, люди не могут жаловаться, что им не предоставлен удел прекрасный. Лишь злая
воля может толкнуть народы к планетным катаклизмам. Невозможно отменить свободный
выбор, полный несчетных возможностей, но люди менее всего помышляют, как применить
данную свободу.
Мы наблюдаем удивительные контрасты мышления. Ученые собираются, чтобы строить будущее,
и не замечают над собою дубины дикарей. Так, Наша Обитель постоянно шлет предупреждения,
но люди отмахиваются от них, не желая замечать опасности." (Агни-Йога, "Братство", книга 2)
* * *
"Спросят: "Как же все-таки допускается то, что сейчас происходит на планете?" Эволюция
добровольна, воля человека свободна, и лишить его этой свободы - значит отнять у него
будущее, ибо только в борьбе и свободном устремлении к Свету может развиваться и восходить
человеческий дух. Мировые катаклизмы, уничтожавшие целые материки и их население,
посещали Землю не раз. Это было реакцией стихий на отклонения человечества от пути
Эволюции." (Грани Агни Йоги, книга 8)
* * *
"Один философ учил, что равнодушие равняется бездушию. Он был прав, ибо сознание
равнодушных столь низко, что оно не может служить эволюции.
К сожалению, число равнодушных велико. Они не только содействуют гибели планеты, но
являются самым тяжким грузом Тонкого Мира. Они переходят туда без одухотворенных
желаний и не знают, как приобщиться к условиям Тонкого Мира. Они требуют особого
попечения, и лучшее руководство преломляется о тупое безмыслие. Они приносят с собою
тесные границы земного быта, который вообще не должен отягощать возвышенную сферу
Тонкого Мира. У них нет устремления, и они не имеют понятия о значении силы мысли.
Прозябание земное приносится ими в прекрасные обители. Они не умеют пользоваться своими
мощными заданиями.
Нельзя даже представить себе, какое безобразное зрелище являют эти двуногие! Они даже не
могут озаботиться об одеяниях. Они не влекутся к Руководителям и бродят в тумане потемок. На
Земле они представляют главную беду. Мы называем их очагами бедствий. Как разлагающиеся
трупы кишат червями, так эти двуногие несут в себе зачатки мировых бедствий." (Агни-Йога,
"Надземное", книга 1)
* *
"К сожалению, настоящее время совершенно соответствует последнему времени Атлантиды. Те
же лжепророки, те же лжеспасители, те же войны, те же предательства и духовное одичание. У
нас гордятся крохами цивилизации, так же точно атланты умели промчаться над планетою,
чтобы скорее обмануть друг друга; так же осквернились храмы, и наука сделалась предметом
спекуляции и раздора. То же самое происходило в строительстве, точно не дерзали строить
прочно! Так же восставали против Иерархии и удушались собственным эгоизмом. Так же
нарушали равновесие подземных сил и создали взаимными усилиями катастрофу." (Агни-Йога,
"Иерархия")
* * *
"Не только людская безработица образуется в пределах опасности, но также и безработица
природы должна, наконец, обратить внимание. Нужно только представить себе, как быстро
цветущая растительность сменяется мёртвыми песками. Не бесхозяйственностью, но
самоубийством нужно назвать это омертвление коры земной. Пески, льды, оползни не являют
блестящее будущее. Ведь невозможно ускорить излечение природы, даже если бы люди
обратились к здоровому мышлению; потребуются десятки лет, чтобы оздоровить разрушение
коры планеты. Но для таких особо благих мер необходимо человеческое сотрудничество. Но
разве видны признаки такой совместной работы? Разве разрушение и разъединение не
владеют умами? Разве каждая попытка объединения не встречается насмешкою? Люди не
желают мыслить о реальности будущего. Мы говорим о великом Агни, но только тысяча умов
решится подумать, насколько это неотложно." (Агни-Йога, "Мир Огненный", книга 1)
* * *
"Среди необозримого количества звезд наша планета Земля является космическим домом для
населяющего ее человечества. В течение многих сотен миллионов лет шло приспособление
всех форм растительной и животной жизни, включая и человека, к условиям существования на
ее поверхности. Состояние планеты и все формы жизни на ней связаны в одно стройное,
гармоническое, живое целое. И поля, и леса, и моря, и реки, и горы, и недра земные - все
приспособлено для эволюции всего, что живет на Земле. Человечество достигло такой ступени
развития, когда от него зависит улучшение и благоустройство сада земного. Техника настолько
шагнула вперед, что преобразование природы стало возможным. Но вместо заботы о
единственном космическом доме своем, в котором живет, о его украшении и улучшении,
человечество всеми доступными ему средствами разрушает его, разграбляет недра планеты,
уничтожает леса, загрязняет и отравляет реки и моря, обезображивает красоты природы, душит
ядовитыми газами растительность и все живое и не думает о том, какое страшное будущее
готовит себе. Ведь если этим путем будут истощены производительные силы планеты, как смогут
существовать на ней люди? Нет пощады ни животным, которые зверски и стремительно
уничтожаются, ни растительности. Эрозия почвы достигает угрожающих размеров. Засухи и
песчаные бури поражают огромные площади. Нарушено в корне равновесие климата.
Психическое состояние человечества, наделенного сильными энергиями, вызывает ответно в
состоянии планеты такое же неуравновесие, которым страдают люди в массовом масштабе.
Земля катастрофически идет к полному расстройству всех функций своего организма. И за эту
болезнь планеты ответственны люди. Общее планетное невежество и отрицание заставляют не
видеть и не понимать происходящее разрушение. Жестокость, ненависть и жадность во
взаимоотношениях народов создают новые страшные виды оружия массового уничтожения.
Вместо строительства энергии людей направлены на разрушение и взаимоуничтожение. К чему
все это ведет и каков будет конец этих человеконенавистнических действий? Призывы к
мирному сосуществованию цели не достигают. А между тем, если бы все возможности
человечества устремить на созидание и мирное сотрудничество, расцвела бы планета, исчезли
бы пустыни, уничтожены были бы бедность и нищета, были бы помилованы животные и
окружающая природа, и прозревшее к пониманию Законов Мироздания человечество могло бы
создать счастливую жизнь для всех народов планеты." (Грани Агни Йоги, книга 10, 1969 г.)
* * *
"В Космосе непрестанно происходят нарождения и разрушения миров. И часто разрушающиеся
миры далеко не закончили своей эволюции. Причин такому разрушению много. Одной из самых
прискорбных является омертвение духа в человечестве, населяющем планету." (Письма Е.Рерих,
Т.3)
* * *
"Опора одна - Иерархия Света. Только она одна незыблема и непоколебима. Только Твердыня
стоит, как скала, среди бурного океана мятущихся и выведенных из равновесия стихий." (Грани
Агни Йоги, книга 5)
* * *
"Гибель Планеты уявляется от лени и неподвижности сознания ее человечества. Гибель Планеты
утверждается из-за отсутствия устремления к высшим вибрациям, идущим от высших сфер.
Гибель Планеты утверждается из-за отсутствия сотрудничества с дальними и высшими мирами."
(Е.Рерих. Космологические записи)
* * *
"Человек - часть мира, часть Земли, и несет он на себе тягость людских порождений. Будучи
частью целого и принимая вольное или невольное участие в его жизни, может каждый вносить
в структуру этого целого свет или тьму и облегчать или отягощать общую карму планеты. И
каждый может спросить себя, каков его вклад в общее дело, хорош он или плох, мал или велик.
В 11 50999+999+
Как тяжко бывает порой от нагнетения пространства тьмою. Не своя это тягость, но за Землю.
Ответственность за умыслы всех несут все. Если бы поняли это, если бы старались улучшить и
осветлить свой вклад, жизнь облегчилась бы сильно и эволюция потекла бы быстрее. Слишком
много задержек, и слишком велико невежество, и губительно отрицание Основ." (Грани Агни
Йоги, книга 8)
* * *
"Вы знаете, куда направлена свободная воля человечества. Можете предупредить ее любыми
мерами, хотя бы до землетрясений включительно, но свободная воля будет тонуть по своему
произволу. Люди знают, что взрывы способствуют дождю, и все-таки они будут потрясать
атмосферу, хотя бы их ждала судьба Атлантиды. Некоторые ученые пытаются напомнить
человечеству о стройности физических законов, которые не должны быть легкомысленно
оскорбляемы. Но люди даже в открытиях своих не задумываются о вреде вызывания из
пространства сил не координированных. Много труда нужно положить для обуздания такой
свободной воли. Мыслитель говорил: "Разве можем мы усмотреть все препятствия? Печально
зрелище закованного человека, который не думает, насколько он связан. Но каждую цепь
можно распилить". (Агни-Йога, "Братство", книга 2)
* * *
"Что защищает нас от нас же самих? На мой взгляд, ответ здесь один: если мы продолжаем
земное существование, хотя должны уже давно погибнуть, то только благодаря невидимым, но
самоотверженным усилиям наших старших братьев по разуму. Елена Ивановна Рерих была в
этом твердо убеждена и писала об этом четко и прямо в письмах своим американским
сотрудникам. ... Однако не надо забывать, что прямое космическое вмешательство всегда
диктуется особыми обстоятельствами и оно ни в коем случае не должно порождать чрезмерные
иллюзии и иждивенческое поведение. При всем сострадательном отношении к нам никто,
никакие Учителя и никакие святые не в состоянии искупить за нас нашу собственную Карму. В
конечном итоге спасение планеты, над которой, как дамоклов меч, продолжает висеть угроза
космической катастрофы, зависит от соборной воли всего человечества." (Валентин Сидоров, "О
Блаватской")
"Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-
сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца.
...Можно считать ритм сердца как ритм жизни. Каждый изумлялся, как мгновенно отепляет все
луч восходящего солнца. Так же может действовать сердце!" (Агни-Йога, "Сердце")
* * *
"Именно Солнце в свою очередь получает отработанные энергии от планет, уявляющихся на его
притяжении, и трансмутирует их в своем Огненном Горниле и затем снова высылает их в свою
Систему." (Е.Рерих "Космологические записи")
* * *
"Ярые взрывы в электромагнитной сущности Солнца выбрасывают новые ингредиенты из
Солнечного Горнила и по-новому воздействуют на Солнечную Систему." (Е.Рерих
"Космологические записи")
* * *
"Солнечные вспышки это усиление импульсов по выдаче нужных ингредиентов. Определяет
работу светила потребность космическая. Солнце как жизнедатель системы строит свою работу
по замыслу Всевышнего. По законам космического взаимодействия Светил и происходят
пертурбации, нужные по усилению или равномерной выдаче светоносной энергии. Но в каких-
то моментах развития и положения на определенных планетах приходится резко усиливать
обычную активность, иногда даже в целях спасительных. Такое нагнетание высшей энергии
тяжко переносится, особенно организмами с утонченной чувствительностью. И такой работы
Светила требует высшая необходимость. Если человечество осознает свою мощь мыслительную
и перестанет нарушать нормальный ритм работы энергетического окружения планеты, то и
исчезнет надобность усиленных посылок и Солнечной, и энергии других Светил,
предназначенных для Земли исключительно. Нарушение гармонии и равновесия на отдельной
планете как части составной макрокосмоса определенной системы сказывается на общем
равновесии этой системы. Ответственность лежит на нарушителях. Это человечество должно
осознать: нельзя ограничивать жизнь мирком личных выгод, если живешь в великом коллективе
Вселенных. Солнечная светоносная энергия несет системе миров жизнь в равновесии
гармоничного излучения. И только преступная несознательность человеческого мыследействия
вынуждает его усиливать активность для установления нужного сочетания в околоземном
пространстве его ингредиентов: они могут быть жизнедательными, но могут быть
испепеляющими. Все планеты солнечной системы находятся на разном уровня развития жизни,
и если солнечные вспышки для одних оказывают незначительное нарушение в равновесии
энергетического окружения, то для других они значительны. Земля входит в число последних.
Нужно бережно относиться к дому, в котором живешь." ("У Огненной Черты", 1 января 2000 г.)
* * *
"Солнце является центром нашей солнечной системы. Жизненные энергии поступают в эту
систему именно через солнце, которое является как бы уменьшенной моделью, или отражением,
истинного центра всего мира. Через него к нам поступает не только сама жизнь, но и другие
элементы, духовные по своей сути. И следовательно, людям надлежит обращать к солнцу не
только свои тела, но и мысли. Ведь оно как бы демонстрирует всему миру, чем является для
человека его Высшая Сущность. Это духовный центр мира со всеми своими шестью эманациями,
так же как Высшая Сущность человека является центром для шести его принципов. И поэтому
оно обогащает шесть принципов человека многими духовными силами и энергиями. Вот почему
человек должен размышлять о значении солнца, а не просто взирать на него. Его обычные
материальные функции, такие, как свет, тепло и гравитация, остаются при нем; но человек как
мыслящее существо должен задумываться еще и о духовных функциях солнца, дабы получить
от него то дополнительное благословение, которое целиком зависит от его (человека)
собственных осознанных действий и душевного настроя. ...Это можно делать и в пасмурный
день, когда солнца на небе не видно; все равно при этом будет достигнут некоторый
положительный эффект. Прирожденные мистики — ученые и нет — нередко открывали для себя
это важное обстоятельство и впоследствии охотно им пользовались. Однако оно целиком
зависит от нашего разума." (Е.П.Блаватская "Беседы об оккультизме")
* * *
"Солнце и все солнца, которые появляются на Заре Манвантары, исходят или рождаются от
Центрального Солнца." (Е.И.Рерих "Космологические записи" )
* * *
"Центральное Солнце Вселенной - что знаете вы о Нем? Сердце есть центр организма. Такой
центр имеет все существующее в Космосе: от атома - до планеты и системы миров. Центральное
Солнце есть средоточие, или Фокус, Космической Жизни, вокруг которого вращается
проявленная Вселенная. В Космосе в движении находится все. Нет неподвижных систем и
миров. Пульсирует также и атом - энергией, в нем заключенной. Это движение ритмично, и
фокусом, его обуславливающим, является Центральное Солнце. Атомы огненны, и Центральное
Солнце - Огонь в его высочайшем проявлении. Магнитная сила Его огромна и не поддается
никаким вычислениям. Если солнце нашей системы убрать, разрушится наша система. Если бы
исчезло Центральное Солнце, Вселенная прекратила бы свое существование. Наша система
мчится в мировом пространстве к Далекой Звезде. Почему? Магнитная мощь притяжения
влечет ее неодолимо вперед. Движутся миры, и системы миров, и целые галактики, но в
стройном порядке, не уничтожая друг друга и совершая это движение в конечном итоге вокруг
Великого Центрального Солнца. Его эманации, или магнитная мощь и Лучи, наполняют весь
Космос, и чувствуется их сила везде. В этом единство Вселенной." (Грани Агни-Йоги, книга 11).
https://mirtesen.ru/
*********
2.А. А. Юферова. Иван Ефремов и "Агни-Йога"
Встреча с чудесами наяву, которыми манили нас, подростков первого послевоенного поколения,
ефремовские "Рассказы о Необыкновенном", произошла у меня неожиданно на выставке полотен H. К.
Рериха в 1959 году. Тогда, вместе с группами очарованных и растерявшихся от новизны и необычности
впечатлений зрителей, я, экскурсовод Третьяковской Галереи, вновь и вновь пыталась понять в
сверкающей сказочности его гималайских пейзажей природу их неотразимой, живой убедительности. А
когда вышел из печати большой, издательства "Гознак", альбом о творчестве H. К. Рериха, где была
помещена моя вступительная статья, мне, как молодому автору, посчастливилось встретиться с Иваном
Антоновичем Ефремовым.
Сейчас, спустя много лет, отчетливо помнится поразившее при первой встрече ощущение контраста
размеров обычной московской двухкомнатной квартиры и величественной фигуры отворившего дверь ее
хозяина. Огромного роста, косая сажень в плечах, в свободной серой рабочей куртке, он внимательно
просветил меня жестким излучением светлых пристальных глаз. А потом взгляд смягчился, засветился
доверием и даже, показалось, каким-то по-мальчишески задорным выражением. Ни разу за все так
незаметно пролетевшее время наших бесед мне не пришло в голову, что он похож на "пришедшего из
будущего" Дар Ветра, героя первого его фантастического романа "Туманность Андромеды", как это
виделось А. И. Шалимову. Хотя, прочитав статью "Дар Ветер среди нас" /Шалимов А. И. Дар Ветер среди
нас В сб.: "О литературе для детей". Л., 1981/, я не могу не признать, что ощущение этого несомненного
сходства неосознанно жило во мне, но относясь, так сказать, к прошлому.
Очевидно потому, что я увидела Ивана Антоновича уже немолодым, главной его чертой показалась мне
не богатырская удаль и сила, но глубокая, какая-то издревле идущая мудрость, и в славянских его чертах я
с удивлением узнавала чеканную эпическую пластику давно ушедших великих и мудрых народов. Конечно,
такому впечатлению в немалой мере способствовал и "музейный" интерьер ефремовского дома. Все в нем
было редкостно, доподлинно, чудесно — коллекции минералов, книги по всевозможным отраслям знаний,
документальные фотографии, рисунки и картины, настоящие тибетские танки-иконы на шелке,
завораживающие магией строго центрических композиций красочных изображений-символов. По обеим
сторонам всегда открытой двери в рабочий кабинет симметрично, "стражами порога", высились два
огромных африканских копья с мощными короткими лезвиями, а поодаль стояло и третье — точная
деревянная копия боевого копья масаев с длинным и широким острием. Над входной дверью в квартиру —
другой страж — древний буддийский керамический арслан, фантастический лев с хвостом яка — память о
трехлетней комплексной советско-монгольской экспедиции в Гоби, которой Иван Антонович руководил в
1946-1949 годах. Широко известным естественнонаучным ее результатом стала уникальная коллекция
скелетов исполинских динозавров в Государственном музее палеонтологии, а результатом художественным
— документальная повесть "Дорога ветров". Вспоминая и снова переживая те вольные и счастливые дни,
Иван Антонович доставал из потаенных своих архивов, показывал и комментировал экспедиционные
фотографии.
Особенно запомнилось мне описание раскопанного древнейшего захоронения, в котором под
неподъемным даже для экспедиционной лебедки каменным монолитом лежал огромный, свыше двух
метров, костяк человека какой-то неизвестной пока науке домонгольской народности. "Эта находка
настолько противоречила всему уже известному и устоявшемуся, что ее нельзя было опубликовать", —
сетовал Ефремов. И, конечно, разговор неизменно возвращался к Центрально-Азиатской экспедиции
Рерихов, монгольский отрезок пути которой пролегал в непосредственном соседстве (по гобийским
масштабам) с маршрутами экспедиции Ефремова.
"Старого" Рериха Иван Антонович лично не знал, но успел познакомиться и один раз встретиться и
побеседовать с возвратившимся из Индии его старшим сыном, выдающимся ученым-тибетологом Юрием
Николаевичем Рерихом. По словам жены Ивана Антоновича, Таисии Иосифовны Ефремовой, Юрий
Николаевич — во многом подтвердил то, что узнал Ефремов об экспедиции Рериха в Монголии. Со знанием
дела, трезво анализировал Ефремов ход и особенности легендарной для меня рериховской экспедиции. Но
не эти, в общем-то "земные", обычные подробности увлекали меня. Хотелось возможно достовернее и
полнее узнать о самых главных, малоизвестных ее результатах, о которых коротко поведала в 1965 году
публикация в журнале "Международная жизнь", — "Путь к Родине". Кто они, Махатмы Гималаев,
приславшие с H. К. Рерихом в 1926 году послание Советскому правительству? Раджа-йоги, люди огромного
древнего знания, — был ответ. — Того знания, которое представлялось запретным и колдовским
европейскому мышлению эпохи христианского средневековья, и, по традиции, — если не колдовским, то
сомнительно-мистическим — мышлению нового времени. Но именно наш космический век позволяет и
обязывает современную науку трезво и непредвзято оценить это пришедшее из дали тысячелетий
драгоценное наследие. Путь его современного нового открытия и возвращения в жизнь особенно труден —
"как по лезвию бритвы". Архаична и невежественна косность запрета знания, и так же недопустима и
опасна всякая его мистификация, "безответственное, скороспелое любопытство, потребительское к нему
отношение". Поэтому неизменно, полушутя-полусерьезно — "Мы чел (чела-ученик. — А. Ю.) не берем", —
отвечал он на просьбы обращавшихся к нему романтиков, сразу же обезоруживая и возвращая на землю
всех готовых воспарить в "высшие сферы". "Я свое мировоззрение и знание создал сам, а не получил
готовым", — объяснял Иван Антонович невозможность стать чьим-либо "гуру".
— Но у него и не было свободного времени, чтобы лично учить других. Все свое время и знание он
вложил в свои книги,— говорит Таисия Иосифовна Ефремова.
Мы ведем разговор в его рабочем кабинете. Теперь это кабинет-мемориал, с большими
фотографическими и живописными портретами писателя, с памятными сувенирами, подаренными
почитателями его таланта. И так же, как при нем, летит на репродукции со старинной гравюры британский
красавец-парусник "Фермопилы", и все на том же месте, за стеклом книжного шкафа, неприметная на
первый взгляд фотография русского броненосца "Ретвизан", о подвиге которого в цусимском бою[1]
Ефремов хотел написать героический рассказ. Таисия Иосифовна бережно достает стопку старых тетрадей.
На одной из них, выцветшей за 30 лет, голубовато-серой, общей, в клеточку, надпись: "1956. Материалы по
Великому Кольцу". Это — та из "премудрых тетрадей", как величал их сам писатель, в которой
зафиксирована предварительная работа над "Туманностью Андромеды".
Среди плотно заполняющих записей по всевозможным энциклопедически широким проблемам — от
сугубо фантастических (как "чертеж идеи" биполярной математики) и "обычных", статистических расчетов
процентных соотношений воды и суши (70:30), оптимальных для развития жизни на планетах, — до
полного поименного списка танцовщиц-апсар древнего индийского неба четыре странички убористого
текста занимают выдержки "Кое-что важное из А. И.". Каждая фраза обозначена порядковым номером,
всего их 86. На первый взгляд эти отдельные положения не представляют собой какой-либо смысловой
целостности. Это скорее глубоко эмоциональный, художественный текст, изложенный размеренным,
торжественным, строфическим слогом:
25. Каждый помнит детей, ушедших из дома за счастьем, и сказки всех времен отдают счастье этим
детям.
33. Магнитная волна, искра электричества и мысль — эти три путника встречают стремящегося в
Беспредельность.
36. Роящийся столб мыслей проникает пространства дальних миров.
54. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.
Здесь космологические положения (70. Космическая жизнь состоит из действия притяжения и
отталкивания, иначе говоря, из ритма взрывов и накоплений) переслаиваются нравственно-практическими
максимами (57. Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живет!) и
выводами политико-мировоззренческого характера (56. Человек, отдавшийся очень государственной
религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз); оценки особенностей религиозного мышления
средневековой Европы (11. При средневековом идолопоклонстве Христу голос Фомы Кемпийского звучал
протестом) дополняются суждениями о характере древнеиндийских систем (18. Хатха-Иога не должна
рассматриваться как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу). И вот он, конец нити, могущий
помочь в определении этого законспектированного Ефремовым источника, принадлежащего, по-видимому,
и по содержанию, и по слогу одновременно и западной, и восточной традиции: 38. Молитва Шамбале. "Ты,
позвавший меня на путь труда, прими умение и желание мое. Прими труд мой, Владыка, ибо видишь меня
среди дня и среди ночи. Яви, Владыка, руку твою, ибо тьма велика. Иду за Тобою!"
В "Выдержках из А. И." дважды (38 и 65) упоминается легендарная Шамбала, тема которой проходит
лейтмотивом и в индийском цикле полотен H. К. Рериха, и в многотомной "Агни Йоге" ("Живой этике"),
записанной в 20-30-х годах в Гималаях Еленой Ивановной Рерих. Ее образ, "Матери Агни Йоги", со
стилизованными чертами прекрасной и мудрой Уты Наумбургской, запечатлел H. К. Рерих в одной из
поэтичнейших своих картин "Камень несущая" ("Держательница мира"). Стоя на горном склоне, у самого
порога словно видимой в прозрачном кристалле волшебной голубой страны, она несет в ларце ее
бесценный дар.
— Да, "Выдержки из А. И." — это конспект книги "Агни Йога"[2], — подтверждает мою догадку Таисия
Иосифовна. — С "Агни Йогой" Иван Антонович познакомился еще до встречи с Юрием Николаевичем
Рерихом. Может быть, он читал ее еще в 30-е годы в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-
Щедрина в Ленинграде, а, может быть, встретился с нею во время своей экспедиции в Монголию в 1946-
1949 годах. Там было много серьезных специалистов. Уже само присутствие конспекта Агни Йоги в
"премудрой" ефремовской тетради — свидетельство творческой дерзновенности, фундаментальности и
ответственности предпринятой в романе "Туманность Андромеды" разработки темы космической
коммунистической культуры Земли как синтеза многонациональных историко-культурных традиций
народов. На то, как оценивал Ефремов проштудированный им источник, косвенно указывают находящиеся в
"премудрой тетради", непосредственно за "Выдержками из А. И.", два небольших фрагмента-тезиса речей
главных героев романа — Председателя Совета Звездоплавания Земли Грома Орма и историка Веды Конг.
"Никакие документы истории (письменные), — набрасывает писатель речь Веды Конг,— не имеют
значения для народной памяти, которая фиксирует только знаменитые дела. Но для знаменитых дел
народная память очень долга — литература за 11 тысяч лет, наводнения, Атлантида и т. п. Поэтому всякая
фальсификация истории путем уничтожения архивов, создания подбора документов, называния мест и
городов бесполезны перед столетиями. В этом — народная история сказок, преданий и другого искусства,
фольклора полностью расходится с историей так называемой научной, оперирующей письменными
источниками и беспомощной перед фальсификацией".
Душой художника и интеллектуальной интуицией ученого-энциклопедиста Ефремов открыл и принял для
себя в Агни Йоге красоту и энергию живого, "некнижного", не искаженного знания тысячелетий. Даже при
беглом сопоставлении текстов его "Выдержек из А. И." и прогремевшего на весь мир романа о Великом
Кольце их идейно-содержательная близость становится не только несомненной, но подчеркнуто открытой.
На протяжении всего романа — почти дословно цитируемые автором чеканные афоризмы "Выдержек". Так,
изменив лишь архаическое обращение "Владыки" на современное — "Старшие", Ефремов повторяет текст
"Молитвы Шамбале" в "Клятве Геркулеса", которую в его обществе будущего дают все переступающие
школьный порог молодые люди, перед выбором наставника на новом этапе жизненного пути. Эту клятву
произносит и анализирует в своей лекции психолог Эвда Наль: "Семнадцать лет — перелом в жизни. Скоро
вы произнесете традиционные слова в собрании ирландского округа: "Вы, Старшие, позвавшие меня на
путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте
мне руку помощи, ибо труден путь, и я пойду за вами". В этой древней формуле между строк заключено
очень многое, и сегодня мне следует сказать вам об этом". Характерно, что Эвда Наль определяет текст
"Клятвы Геркулеса" как древнюю формулу и в ее речи можно найти еще несколько непреложных,
актуальных для космического века установок древней мудрости. "Когда мы говорим "Хочу", мы
подразумеваем: "Знаю, что так можно",— говорит Эвда Наль. Нет личного желания, но непреложность
законов материи. Не хочу, но — знаю ("Выдержки", 21). "Когда-то люди называли мечтами стремление к
познанию действительности мира" (Эвда Наль). Учение, которое ведет к истокам действительности, люди
обычно называют мечтами ("Выдержки", 16). "Не обращайте внимания на спады после взлетов души,
потому что это такие же закономерные повороты спирали движения, как и во всей остальной материи"
(Эвда Наль). Не обращайте внимания на ныряния и взлеты духа, ибо это могут быть лишь кольца спирали
движения ("Выдержки", 47). "Действительность свободы сурова, но вы подготовлены к ней дисциплиной
вашего воспитания и учения" (Эвда Наль). Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова
действительность свободы ("Выдержки", 54). Облекая живой, образной плотью всеобще-императивные
формулы "древней мудрости", Ефремов делает их средством характеристики своих героев будущего. Они
становятся конкретными, содержательными формами масштабного и свободного мышления историка Веды
Конг. "Веда Конг думала о подвижном покое природы и о том, как удачно выбираются всегда места для
постройки школ. Важнейшая сторона воспитания — это развитие острого восприятия природы и тонкого с
ней общения.
Притупление внимания к природе — это, собственно, остановка развития человека, так как, разучаясь
наблюдать, человек теряет способность обобщать". /Ефремов И. А. Туманность Андромеды Соч. в 3-х томах.
Т. 3, кн. 2. М., 1976. С. 199./ Приостановка осознания духа — притупление внимания к явлениям природы.
Разучаясь наблюдать, человек теряет способность синтеза ("Выдержки", 14).
Глубокое диалектическое положение "неаристотелевой логики" Агни Йоги ключевой момент в речи
Председателя Совета Звездоплавания Грома Оpма: "Мы решаем проблемы использования
производительных сил в крупном масштабе, отбросив мелкоутилитарные приспособленческие тенденции
старой экономики. Однако и до сих пор иногда люди не понимают момента удачи, потому что забывают о
непреложности законов развития. Им кажется, что строение должно подыматься без конца. Мудрость
руководителя заключается в том, чтобы своевременно осознать высшую для настоящего момента ступень,
остановиться и подождать или изменить путь. /Туманность Андромеды… С. 225./ Люди обычно не понимают
момент удачи. Им кажется, что строение должно подниматься без конца, вне всяких строительных законов.
("Выдержки". 17).
При сопоставлении текстов "Туманности Андромеды" и "Выдержек из А. И." нельзя не видеть, как
планомерно и многогранно введены писателем их мысли-указания в идейно-композиционную структуру
романа от самого поверхностного, описательно-сюжетного уровня до самых глубоких концепционно-
образных и жанрово-стилевых его планов. Вот на страницах книги появляется яркий фрагмент жизненного
уклада общества будущего — "Праздник Пламенных Чаш", весенний радостный праздник женщин,
возродивший древнеиндийский обычай "выбирать красивейших женщин, которые подносили
отправлявшимся на подвиг героям боевые мечи и чаши с пылавшей в них ароматной смолой". В этой сцене
Ефремов, всегда с особым увлечением изучавший историю танца с древнейших времен и до наших дней,
развертывает в зримые образы одну из завершающих записей своих "Выдержек": "Как пылала смола в
чашах древних и жена возносила чашу, опираясь на меч подвига" (84).
Сцена Праздника Пламенных Чаш — это, в свою очередь, непосредственный пролог к событиям
дерзновенного опасного Тибетского опыта — первого межгалактического контакта (с планетой Эпсилон
Тукана)[3]. Крылатые фразы "Выдержек" (4, 9, 10) — "Каждая ошибка, совершенная для Нового мира,
превращается в цветок смелости" (4); "Лучшую песню поем дерзновению" (9); Самый маленький обратился
к зажигающимся звездам и сказал: "Здравствуйте, братья!" (10) — фактически являются эпиграфами к этой
главе. "Последствия действия можно заживить лишь действием" (1), "Слово раскаяние отсутствует в
словаре Сензара. Оно заменено выражением "Разумное сотрудничество" (2) — эти записи из "Выдержек"
послужили писателю отправными при создании глав "Остров Забвения" и "Ангелы неба", повествующих о
раскаянии и самоосуждении Мвена Маса, одного из главных участников Тибетского опыта, о его
возвращении к жизни современников, о восстановлении погибшего спутника N 57. Запись 67: "Разве герои
древности похожи на героев современности? Разве герои древности нуждались в запасе неистощимого
энтузиазма? Их подвиги были кратки, и один взрыв огня мог напитать их энергию" — звучит идейно-
образным лейтмотивом завершающей главы романа, в которой экипаж звездолета "Лебедь" отправляется в
невозвратный 140-летний полет к планете зеленого солнца Ахернара.
И центральная идея романа — мысль о новом человеке-герое, "ненасытном в подвиге", как о норме для
общества будущего, — также находит свое подтверждение в записи 61: "Герой, истинно, ненасытен в
подвиге". Атмосферой подвига, высокой героики в романах Ефремова люди будущего окружены с малых
лет — с первых мгновений появления на свет, как в исключительном случае с родившимся в звездолете
Эргом Ноором, увидевшим "свое первое небо" в системе двойной звезды Теты Волка — "черное, с чистыми
огоньками немигающих звезд и двумя солнцами невообразимой красоты — ярко-оранжевым и густо-синим".
Со времени свершения каждым молодым землянином опасных и тяжких "подвигов Геркулеса" открывается
нескончаемая дорога труда, познания и восхождения. Высоким, торжественным и одновременно лаконично-
репортажным, "утверждающим" слогом описываются в космических романах Ефремова незабываемые,
видимые и переживаемые его героями, — дарованные им судьбой, венчающие их подвиг, сцены
рождающейся в опасностях героической красоты ("Опасность есть венец подвига", (44)). Это картины
победного прорыва давящего мрака планеты железной звезды; трагической экспедиции к "планетам-
жемчужинам" Веги; восстановительных работ на спутнике на высоте 57 тысяч километров над Землей;
вхождения в "нуль-пространство"; полета в "бурях аммиачного снега" Плутона; содрогающихся земных
недр в титановых рудниках под Южной Америкой и т. д. Эти, как и многие другие, героические пейзажи
романов Ефремова воспринимаются прямым продолжением "отграненных" его "изящным и холодным
стилем" (в оценке А. Толстого) реальных чудес ранних "Рассказов о Необыкновенном".
Приобщая читателя к ежеминутно творимым на Земле, сию минуту рождающимся подвигам,
выхватываемым крупным планом из тысяч других, писатель вновь возвращается к ним спустя 300 лет,
давая уже ретроспективно легендарную их интерпретацию устами другого историка, Фай Родис, героини
романа "Час Быка", вспоминающей о героях древности Рен Бозе, Мвене Масе, о Дар Ветре и Веде Конг, о
легендарных пионерах заселения Ахернара (то есть, о героях осуществившегося полета "Лебедя"). Для
"Туманности Андромеды", так же, как и для всех более поздних романов Ефремова, характерна особая
"атомистическая", многоцентрово-динамическая композиция, широчайшая временно-пространственная и
причинно-следственная связь ситуаций, событий, судеб, характеров. Невольно вспоминается запись в
"Выдержках": "Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа" (40).
Неслучайно жанр "Туманности Андромеды" вызывает такое обилие определений: "роман-энциклопедия",
"роман-утопия", "социально-философский роман". А можно было бы назвать ее и "космическими
хрониками", поскольку в них автор описывает становящуюся на его глазах "реальную историю"
космического будущего, находясь в самых горячих точках ее стремительного потока. Или — "поэмой в
прозе о Беспредельности", поскольку в ней он вдохновенно воспевает открывающиеся "взлетевшему"
человечеству бесконечные горизонты блистающего мира звездной Вселенной.
Перенасыщенность информацией — характернейшая черта произведений Ефремова, подчас
оборачивающаяся калейдоскопическим мельканием сюжетов и образов. Но неизменно в них убеждает
непосредственность и яркость как бы воочию видимого, чудо предстояния несомненной реальности,
которая, как и факты жизни, не требует доказательств. И в неиссякаемо-щедром творении образов
стремительных потоков жизни могучей зрительной энергией и памятью геолога и палеонтолога,
дисциплинированных и насыщенных самостоятельным чтением великой миллиарднолетней книги природы,
Ивана Ефремова настраивала и вдохновляла "самоотверженная" Агни Йога. /"Именно стихия огня дает этой
самоотверженной йоге наименование" ("Выдержки из А. И.", 46)./ Спрессованная в ее мозаически пестрых
строфах нравственная и интеллектуальная энергия стала для писателя-ученого тем чудесным "кремнем", из
которого его талант щедро высекал пламя художественных образов. Максимы "Живой этики" вдохновили
писателя на создание целого нового народа не условно-фантастических, но осязаемо-реальных образов
людей коммунистической Земли, помогли развернуть огромную панораму героических человеческих
характеров уходящей в беспредельность спирали эволюции. Герои романов Ефремова — Таис и Эрис в
"Таис Афинской", Иван Гирин и Сима, Даярам Рамамурти и Тилоттама в "Лезвии бритвы", Веда Конг и Дар
Ветер, Чара Найди и Мвен Мас — в "Туманности Андромеды" — это люди вечного поиска и светлого
нравственного потенциала, непримиримые борцы со злом во имя Добра, Истины и Красоты. Венчают эту
восходящую ефремовскую спираль героев образы новых людей Земли эры Встретившихся Рук, которой
проложил путь воспетый в "Туманности Андромеды" дерзновенный тибетский опыт. Герои романа "Час
Быка", принесшие своим задыхающимся в аду бесправия и невежества братьям все безграничное
космическое знание и самоотверженную помощь Земли, предстают перед жителями опустошенного,
изверившегося Торманса в обличье легендарных Раджа-йогов древности. /"Фай Родис — это Раджа-Йог", —
подчеркивал в разговоре с автором статьи И. А. Ефремов./ И вместе с тем их образы полны глубокой
человечности, теплоты и обаяния, они убеждают узнаваемой портретностью реалистических характеров-
типов. Лирический герой Ивана Ефремова — человек, прочно стоящий на Земле, чувствующий и
осознающий свою неразрывную, кровную с ней связь и свою ответственность за нее. И всегда над ним,
ведя его мечту все вперед и выше, "прорезая световые облака Млечного Пути, сияет распростертый
Лебедь, вытянув длинную шею в вечном полете к грядущему" /Ефремов И. А. Обсерватория Нур-и-Дешт.
Собр. соч. в 5-ти томах. Т. I. М., 1986. С. 316./, горят те же мириады солнц бесконечных миров, которые
открывают людям своими "звездными рунами" тайны мироздания на полотнах Николая Рериха.
Николай Рерих и Иван Ефремов! Счастливое сцепление этих имен, сохраняя для меня все очарование
редчайшей, "дарованной судьбой", субъективной случайности, открывает в то же время свою внутреннюю
непреложную объективную логику. Теперь это сопоставление видится доказательным утверждением
явления современной науке новой исследовательской проблемы, столь же увлекающе манящей, сколь и
грандиозно необозримой. Как две стыкующиеся, каждая своим неповторимым и ярким блеском светящиеся
грани единого целого, живопись и искусство слова всемирно прославленных художника-мыслителя и
писателя-ученого проявляют проступающий рельеф неуклонно растущего в пространстве отечественной
художественной культуры XX века кристалла крылатого космического устремления. И убеждающую, острую
достоверность реальности его явления сообщает самая разительная контрастность этих граней. Если в
полотнах Рериха идеи космической эволюции воплощены в образах фольклорно-романтических, то живой
плотью романов Ефремова стала полная борьбы, страданий и побед прогнозируемая им история
человечества. В метафорически-условных полотнах-мистериях Рериха Великая Матерь Мира напитывает
светом духа и мысли все существующее, и сияющие сказочные цветы этого живого огня плывут в синеве
вечности. В романах Ефремова "роящийся огненный столб мыслей" устремляется в открытый космос с
вершины Кении посылкой объединенной энергии всех силовых станций Земли; и пронизывающая
межгалактические пространства, несущаяся сквозь дали световых лет, всепроникающая космическая мысль
есть результат направленных передач Великого Кольца высших цивилизаций. Ефремов неизменно
стремится дать материалистически-научно доказательным, открытым текстом, в земных, реалистических
образах то, что в картинах "идеалиста" Рериха облечено в плоть сокровенного иносказания. За каждой из
этих методологически-полярных творческих концепций — глубокая личностная убежденность в
настоятельном, не терпящем отлагательств, обращении внимания современных землян к теме актуальной
огненной Беспредельности. В этой воинствующей убежденности, вдохновенной программности ее
авторского утверждения — тайна неизменной, все растущей для человека конца XX века притягательности
и светоносных полотен Николая Рериха, и героико-романтических книг Ивана Ефремова — их, закономерно
становящихся явью наших дней, вчера еще казавшихся фантастическими, "мечтаний".
1. Эскадренный броненосец "Ретвизан" входил в Первую Тихоокеанскую эскадру, которая обороняла Порт-Артур и не
участвовала в Цусимском сражении.
2. Речь идет о четвертой книге Живой Этики (Агни Йоги) - "Знаки Агни Йоги", записанной Е.И.Рерих в 1927-1929
годах. См. "Знаки Агни Йоги", - М., Международный Центр Рерихов, 1994.
3. Звезда Эпсилон Тукана находится в нашей галактике, соответственно контакт нельзя назвать межгалактическим.
https://efremov-fiction.ru/razdel/3
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
31 июля 2024 года
Свидетельство о публикации №224073100221