Светлана Савич. Чешский ад для эстонских эсэсовцев
Десятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года в чешском местечке Яблонец-над-Нисоу местные партизаны без суда расстреляли несколько сотен сдавшихся солдат Двадцатой эстонской дивизии СС. Массовая расправа над безоружными военнопленными вошла в историю под названием "Чешский ад". Жерт могло быть гораздо больше, если бы кровавые действия партизан не остановили проезжавшие мимо советские офицеры. В итоге тысячи эстонских карателей остались в живых и были отправлены в лагеря, а позже многие из них вернулись на родину.
Вскоре после нападения на СССР, двадцать пятого августа тысяча девятьсот сорок первого года, главнокомандующий группой "Север" генерал-фельдмаршал фон Лееб отдал приказ о наборе представителей прибалтийских народов на службу в вермахте. Из латышей, литовцев и эстонцев формировались особые команды, в задачи которых входила борьба с партизанами, а также карательные операции и охрана концлагерей. Местное население связывало службу в составе германских войск с освобождением своей страны от большевистских оккупантов - поэтому новые воинские подразделения не испытывали затруднений с комплектацией и поначалу формировались в основном из добровольцев. К прибалтийским (в том числе эстонским) солдатам немцы относились с большим доверием - к примеру, в подобных войсках командовали местные офицеры, за исключением одного немецкого наблюдателя на батальон.
В октябре тысяча девятьсот сорок второго года началось создание Эстонского легиона СС, весной тысяча девятьсот сорок третьего года его численность составила тысячу двести восемьдесят человек, позже он был реформирован сначала в Эстонскую добровольческую бригаду, а потом в Двадцатую гренадерскую дивизию, насчитывавшую около пятнадцати тысяч бойцов.
Бригада, а затем дивизия считалась войсками СС - с небольшой оговоркой. Подобные соединения, созданные не из представителей германских народов, называли ваффен-дивизиями при СС. Немецкое слово "waffen" переводится как "оружие", в данном случае это указание на то, что подобные войска относятся к системе охраны, то есть являются вспомогательными: служившие в них солдаты даже не имели права носить в петлицах молнии-руны.
Эстонские каратели отличались особой жестокостью. В частности, в тысяча девятьсот сорок четвёртом году они отметились кровавыми акциями против мирных жителей оккупированной Белоруссии. Их "боевой путь" отмечен многими сожжёнными деревнями, растерзанными белорусами и евреями, тысячами отправленных в рабство женщин и подростков. Эстонцев население на оккупированных территориях боялось больше, чем немцев.
Воевали прибалты гораздо скромнее - во время Нарвской операции и битвы за Таллин они понесли большие потери. Дивизии кое-как удалось вырваться из окружения и перебраться в Силезию, на границу с Чехией.
Как известно, в марте тысяча девятьсот тридцать девятого года правительство Чехословакии согласилось на германский протекторат - и немцы оккупировали страну практически без сопротивления. А после того как фашисты приравняли зарплаты чехословацких рабочих к заработкам трудящихся Германии, на местных заводах в течение всей войны бесперебойно осуществляось снабжение войск вермахта оружием и боеприпасами.
Тем не менее уже с момента оккупации в Чехословакии появилось движение сопротивления. Достаточно вспомнить ликвидацию главы Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха двадцать седьмого мая тысяча девятьсот сорок второго года, которую осуществили подготовленные в Великобритании чешские диверсанты Ян Кубиш и Йозеф Габчик, или Словацкое национальное восстание в сентябре тысяча девятьсот сорок четвёртого года, подготовленное с помощью советских войск. В конце тысяча девятьсот сорок четвёртого года в стране было организовано партизанское движение, командиры которого проходили обучение в СССР.
Седьмого мая тысяча девятьсот сорок пятого года Двадцатая дивизия СС получила приказ добраться до города Пльзень - и там сдаться американским войскам. Подразделение разделилось на несколько групп. На следующий день на пути одной из них, проходившей через местечко Яблонец-над-Нисоу, оказались местные партизаны. Они окружили прибалтов и потребовали, чтобы те сложили оружие. Деморализованные эстонцы послушно выполнили приказ.
Группа эсэсовцев насчитывала три тысячи человек - это достаточно серьёзная сила. Но воевать против вооружённого противника совсем не то, что проводить карательные операции. Эстонцы и раньше не отличались боевым умением - а в данном случае они всё равно шли сдаваться, так что без колебаний отдали себя в руки партизан.
Согласно сохранившимся документам, в конце войны набор в ваффен-подразделения проходил в порядке общей мобилизации - и только треть контингента были добровольцами. Подавляющее большинство пленных не имели отношения к преступлениям против гражданских лиц.
Несколько дней чехословацкие партизаны издевались над безоружными эстонцами. Им не давали воды и еды, их унижали и избивали. Потом начался массовый расстрел пленных. Их подводили к краю обрыва над рекой и стреляли в затылок. По разным данным, таким образом было убито от пятисот до тысячи трёхсот человек.
На счастье отсавшихся легионеров, мимо проезжала машина с советскими офицерами. Наперерез ей бросился эстонец-штурмбаннфюрер (майор) по фамилии Сууркиви. Он владел русским языком и объяснил ситуацию, очень вовремя вспомнив, что пленные являются гражданами СССР (Эстония была присоединена к Стране Советов в тысяча девятьсот сороковом году).
Офицеры вышли из машины. Человек с погонами капитана (его фамилия осталась неизвестной) спросил, почему убивают советских граждан, которых нужно судить. Он распорядился дать военнопленным воды и объяснил: самовольные казни не допускаются.
Партизаны стали возражать: они расстреливают преступников, которые уничтожали мирное население. Но капитан был твёрд: это граждане СССР, они сдались в плен, и их должны судить в Советском Союзе.
Спор закончился неожиданно. По воспоминаниям штурмбаннфюрера Сууркиви, советский офицер предложил чехам:
- Покажите мне одного из военных преступников!
Далее предоставим слово штурмбаннфюреру: "Среди нас был один молоденький (пятнадцатилетний-шестнадцатилетний) паренёк из немецкой вспомогательной службы. В последние дни войны он получил Железный крест, который время от времени доставал из кармана и гладил; это не осталось незамеченным чехами. Они и указали на этого парня. Русский подозвал парня к себе, дал ему левой рукой по плечу, так что тот повернулся вокруг себя, и выстрелил ему точно в затылок, сказав, что вот теперь всё, конец. Больше ни одного самовольного расстрела не будет".
Выживших легионеров отправили в концлагеря. Уже летом тысяча девятьсот сорок шестого года Совет министров СССР принял постановление об освобождении служивших немцам прибалтов, не замешанных в преступлениях против мирного населения. А в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году, после смерти Сталина, все пособники нацистов были освобождены по амнистии.
Известно, что другая группа эстонсикх эсэсовцев численностью пять тысяч человек благополучно добралась до расположения английских и американских войск и сдалась им в плен. Союзники использовали легионеров по назначению: создали из них сторожевые подразделения, которые охраняли арестованных нацистских военных преступников - их вчерашних хозяёв, попавших на скамью подсудимых.
Многие выходцы из Эстонии, служившие в дивизии СС и оказавшиеся в плену у англичан и американцев, позже поселились в Западной Германии, США и Канаде и благополучно избежали ответственности за расправы над мирными жителями. Например, бригадефюрер СС Йоханнес Соодла (единственный эстонец, получивший генеральское звание вермахта), лично причастный к геноциду евреев в Эстонии и Белоруссии, а также карательным операциям на территории Ленинградской области, некоторое время жил в Западной Германии и Италии, затем перебрался в США, где активно сотрудничал с ЦРУ. В тысяча девятьсот шестьдесят первом году СССР потребовал у американцев выдать военного преступника - но из-за намеренных бюрократических проволочек депортация так и не осуществилась, и в итоге суд над Соодла, переехавшим в Западную Германию, не состоялся из-за смерти генерала в мае тысяча девятьсот шестьдесят пятого года.
Избежал преследования и штандартенфюрер (полковник) СС Альфонс Ребане, последний командир Двадцатой эстонской дивизии СС. В начале войны он руководил батальоном, занимавшимся расправами над мирным населением в районе города Кингисеппа. Сдавшись союзникам, Ребане перебрался в Англию и стал сотрудничать с британской разведкой, курируя антисоветские акции в Прибалтике. Позже бывший штандартенфюрер переехал в Германию, где скончался в тысяча девятьсот семьдесят шестом году. В тысяча девятьсот девяносто девятом году его тело с воинскими почестями перезахоронили в Таллине.
Один из тех, кого спасли советские офицеры, бывший унтершарфюрер (младший командир) Харальд Нугисекс, награждённый Рыцарским крестом, семь лет провёл в советских лагерях. Освободившись по амнистии тысяча девятьсот пятьдесят третьего года, он сначала жил в Сибири, потом переехал в Эстонию. После выхода республики из состава СССР был награждён почётным знаком "Надломленный василёк" и медалью "Благодарность эстонского народа". Скончавшегося в две тысячи четырнадцатом году легионера также похоронили с воинскими почестями.
Безусловно, массовый расстрел эстонских эсэсовцев чехословацкими партизанами был варварской акцией. Но вспомним, что руководство рейха присвоило территории Эстонии статус "юденфрай" ("свободной от евреев") - то есть все представители данной национальности, включая стариков и младенцев, в республике были уничтожены. Акции проводились с участием местных легионеров - и события мая тысяча девятьсот сорок пятого года выглядят возмездием судьбы.
Свидетельство о публикации №224073100409