Сделал ли НТП людей лучше?

Что дал человечеству научно-технический (НТП) прогресс? -- ( статья не моя, взята с христианского источника)

Спрашивается -  а если бы Каин не усугубил бы грех отца своего, и все потомки Адама подражали бы праведным Авелю и Сифу, что, тогда так и жили бы люди в пещерах и обгладывали бы сырое мясо с костей убитого камнями мамонта?

-------- Вопрос примитивен. Картинка с пещерой и сырым мамонтом взята нЕ из Библии, а из полуфантастических описаний современных антропологов. Конечно, племена дикарей, живущих собирательством и охотой с помощью самых примитивных орудий, жили в древности и живут сейчас на окраинах цивилизованного мира. Но это племена нЕ изначально дикие, а одичавшие.

А как же рисует нам жизнь предков точное слово Библии? По этому слову, Авель был пастырем скота, а Каин – земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением, или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.

Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и познают такое блаженство, которое никто в мире познать не может.

Возьмём людей душевных, плотских. Конечно, мы не можем вызвать таковых из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворённое ими искусство, в особенности литература.
О чём радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении?

Нет, они радовались о том же, о чём радуемся мы: о красоте окружающего их мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.
О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке,
а потом хранить её в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чём плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.

« шедевры искусства»  говорят о вечных проблемах человека, а значит, ни одной из этих проблем научно-технический прогресс (НТП) не решил.
Чего же всё-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед НТП, было освобождение человека от тягот физического труда….

-- Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъёмные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве.
Но каков же результат? Большинство людей (как белки в колесе) мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно.

Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счёт других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд.
Единственное заметное изменение – это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный.
В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц – издёрганные нервы и «едущая крыша», но вряд ли таким изменениям можно радоваться.

Другая  цель, которую ставили адепты НТП, – победить нужду, то есть через достигнутое с помощью НТП материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Опять же успехи НТП в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата не достигли.
Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за чёрствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.

Отметим ещё один аспект проблемы имущественного неравенства: помимо людей, действительно лишённых необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделёнными из-за жадности и зависти к более богатым. Чувство же «обделённости»  невозможно насытить никаким НТП, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец «жигулей», взирающий на владельца «мерседеса».

К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества  умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множество созданных на основе этих знаний хитроумных технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удаётся.
Ощущение движения вперёд поддерживается ещё и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения НТП кажутся нам жизненно важными.

Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок НТП, освоенных в обиходе в самое последнее время.
Писатель Ф. М. Достоевский написал все свои сочинения от руки,  писатель Л. Н. Толстой дожил до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает «мама мыла раму» на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки. Другой пример – происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны.
Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без неё очень плохо.
НО стали ли люди от этих изобретений лучше, возвышеннее, здоровее, добрее, сильнее, духовно-свободнее, милосерднее, истинно радостнее?

Итак, реального движения к блаженству духовному не происходит, но наша жизнь становится зависимой от всё большего и большего количества вещей, то есть мы как бы «подседаем» на каждый внедрённый в жизнь продукт НТП. В русском языке такая ситуация называется «как белка в колесе», в науке принят английский термин «Red Queen effect».
В чём же причина этого бега на месте? ------------------

Причина коренится в человеческой греховной природе, которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не под влиянием НТП, но под действием совсем других сил. ---
Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а материальные блага, сколько их ни давай, насытить её не способны. Душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям.
 
И «премудрость» человеческих творений -- есть НИЧТО -- по сравнению с непостижимой до конца для человека Премудростью Божьего мироустройства.
Другая задача, поставленная человеком перед НТП, – вернуть утраченную при грехопадении власть человека над природой.
Отметим, что власть эта понимается, как насильственно добываемая в некой войне с природой.
Вспомним, например, хорошо знакомый старшему поколению висевший в школах плакат: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача». Вспомним слова песни В. Высоцкого о физиках: «Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра…»

Становится ли человек победителем в этой войне? 
--  Нет. Человек покоряет природу и дерзко нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания человека.
В Божьем мироустроении учтено всё, а человек не в состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих усилий.

Здесь прежде всего вспоминаются техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас локально, но грозят поразить глобально. Это и загрязнение среды обитания человека, и истощение энергетических ресурсов, и уничтожение растительного и животного мира, это и изменение климата.
 
Техногенное изменение климата привело к тому, что уже сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение осаждённого города, и хотя НТП дал человеку мощные средства защиты от стихийных бедствий, нО он же сделал человека и более уязвимым,  человек стал заложником собственных изобретений и внедрений ими в природу..
И теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а всё это подвержено разрушительным ударам стихии.

И поскольку цели НТП не соответствуют Божиему определению о человеке, то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество, как нам повествует Библия (Быт.;11:1–9), уже попадало при строительстве Вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд.
 
С высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то определённой поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до духовного неба, то есть места обитания Бога и Ангелов, никакой башней невозможно (хотя и сегодня атеистическая пропаганда в своих примитивных формах доходит до высказываний типа: «В космос летали, а Бога не видали»).

Да, затея с башней крайне наивна, а не такой же ли наивной глупостью выглядят, если вдуматься, «блестящие» планы идеологов НТП? Достичь человеческого счастья с помощью кучи материальных благ – этот план выглядит наивным и глупым не только с точки зрения библейского учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта.
Более того, этот план, как план строителей башни, не только наивен и глуп, но и пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей НТП, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради хлеба насущного.

Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди, непросвещённые библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть на мир. В западной литературе возник целый жанр «антиутопии», где писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия человечества.

Особого разговора заслуживает НТП в медицине. По первому впечатлению, здесь преследуются самые благородные цели – избавление человека от приносимых болезнями страданий и преждевременной смерти. Но даже не являясь профессиональным медиком, любой человек назовёт вам помимо болезней, практически изгнанных научной медициной с лица земли, множество других, новых, возникающих болезней, эпидемий, уродств…

Итак, с НТП в медицине наблюдается та же ситуация, что и с НТП в производстве. Мы бежим всё быстрее и быстрее, но нЕ сдвигаемся с места. Безбожное мышление, похоти души и тела ведут к губительному для здоровья образу жизни, сводя на нет усилия врачей.
Каждый, наверное, может привести тому множество примеров, но один из ярчайших – это СПИД, распространение которого в 99 процентов случаев обусловлено грехом.
Искажение с помощью НТП богоустановленного порядка жизни наносит мощные удары по здоровью человека, выводя на арену вместо изгнанных медициной чумы, оспы и других новые болезни. Так, невооруженным взглядом видно, насколько участились и «помолодели» сердечно-сосудистые заболевания (наиболее распространенная сегодня причина смерти) и рак (вторая по распространению причина смерти).

В случае сердечно-сосудистых заболеваний – это все неправедные эмоции, страсти, нервные стрессы, постоянно сопутствующие человеку в мире, построенном на успехах НТП,  нарушения липидного обмена, вызванные неправильным питанием и дефицитом физического труда в современном обществе.
В случае рака тоже самое…, а также порождаемые современными технологиями канцерогены в пище и окружающей среде.

Примеры вредоносного действия НТП этим, конечно, не исчерпываются.
На наших глазах набирает силу новая напасть – болезни позвоночника, так что в медицине возникает новая специальность – вертебрология. Вероятная причина – изменение метаболизма костной и хрящевой ткани позвоночника под действием стрессов, всех негативных эмоций, неправильного питания и химического загрязнения окружающей среды. Итак, НТП одной рукой побеждает старые болезни, а другой рукой создаёт новые.

Одной из главных проблем, порождаемых прогрессом медицины, является всё убыстряющийся рост генетического груза в человеческом роде, то есть накопление неблагоприятных мутаций. Раньше носители этих мутаций не выживали или, по крайней мере, не оставляли потомства, а теперь медицина даёт им такую возможность, и вредные мутации не устраняются.

Сегодня проблема стоит настолько остро, что гуманное человечество подумывает о евгенике, то есть каком-либо «гуманном» убийстве носителей неблагоприятных мутаций. В сущности, евгеника уже в действии: когда пренатальная диагностика обнаруживает дефекты у плода в утробе, матери предлагают его умертвить.

Причина неэффективности НТП заключалась в прямом вмешательстве Божьего Промысла, пресекающего небогоугодные начинания человечества. Ярким примером такого вмешательства является уже упомянутый выше СПИД. Когда научная медицина научилась справляться с сифилисом, поражавшим развратников и прелюбодеев, но после этого пришла новая болезнь -  грянувший как гром среди ясного неба СПИД. Эта появившаяся как бы ниоткуда во второй половине XX века болезнь поражает не только прелюбодеев и развратников, но и новоявленных грешников – наркоманов.

Конечно, наше мирское «мудрование» протестует: почему же цели научной медицины являются небогоугодными? Неужели Бог хочет, чтобы человек страдал и умирал от болезней? Как ни трудно нам это воспринять, но если мы истинные христиане, то мы должны признать, что болезни и смерть образовались в  человеке от грехопадения -- как результат греховного изменения всей человеческой природы естества, созданного изначально Богом…

Яркой иллюстрацией сказанного является рассказ Библии о том, как Господь сокращал сроки человеческой жизни. Адам и Ева после грехопадения и все их потомство стали смертными, но первые люди жили почти по тысяче лет. С более глубоким проникновением греха в человеческий род срок жизни патриархов сокращался, но всё ещё составлял несколько сотен лет.

С дальнейшим умножением греха Библия приводит следующее определение Божие: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть: пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.;6:3). Ко дням царя Давида Господь, как мы видим в словах псалма (Пс.;89:10), еще сократил срок жизни человека до 70–80 лет, и таковым этот срок пребывает и доселе, несмотря на все усилия медицины.

Совместимо ли все это с образом Всеблагого и Любящего Бога? Да, совместимо, но только в том случае, если мы твёрдо веруем в вечную жизнь человеческой души. Если умирает только тело, а душу за гробом ожидает вечность, то уже неважно, сколько лет прожил человек, а важно то, как его временная жизнь скажется на его вечной участи.

Церковь Христова учит нас, что болезни и смерть (даже если она кажется нам по человеческим понятиям преждевременной) всегда даются во благое, или даруя душе вечное блаженство, или, по крайней мере, облегчая, её загробную участь. Если же мы не верим в вечную жизнь, то смысл болезней и смерти остается от нас сокрытым, но и тогда мы не можем не видеть (если смотрим без шор и предрассудков), что прогресс в медицине является таким же «бегом белки в колесе», как и НТП в других областях.

Так, Господь положил после грехопадения особое наказание женщине – в муках рожать чад своих. Раньше это определение исполнялось естественным путём, а теперь человек решает сам, терпеть ли родовые муки или обезболить роды и бежать от Божьего наказания. Современные медицинские методы позволяют многие годы поддерживать беспомощных больных, жизнь которых становится в тягость и им самим, и их близким.
---------- долгие годы поддерживается искусственно жизнь больных с распадом личности (более 90 процентов людей старше 85 лет страдают болезнью Альцгеймера, а ведь есть еще болезнь Паркинсона и многие другие, поражающие мозг) и даже больных, с полностью или почти полностью отключенным мозгом (жизнь таких больных поддерживается искусственным сердцем и лёгкими).

Кто и когда должен принять решение об отключении этого аппарата? А вот ещё ряд вопросов: можно ли лечить людей клетками из убиенных младенцев (абортивного материала)? Можно ли клонировать себе «на запчасти», то есть, как источник иммунологически совместимых клеток, близнеца? Можно ли вообще клонировать людей с какими-либо целями?

Все эти и многие другие вопросы Господь человеку не задавал, но человек сам взвалил их на свой ограниченный разум и теперь стонет под их тяжестью.  НТП порождает морально-этические проблемы не только в области медицины.
Исторический период человеческого бытия начинается с цивилизации Передней Азии и Северной Африки (Египет, Месопотамия, Палестина, Персия и др.).

Хотя сведения о состоянии науки в этих обществах достаточно скудны, мы видим, что наука и религия в них фактически нераздельны.
И то и другое сосредоточивается в храмах, и храмовые жрецы являются обладателями знаний, полученных как путём научного исследования, так и путём религиозно-оккультных практик.

Языческие религии – это служение бесам, то есть магия. Характерная особенность магии – это тайное знание,  дающее обладающему им власть над природой и людьми. К сожалению, в таком же ключе использовались и результаты науки. Более того, на радость пропагандистам атеизма, до нас дошли сконструированные жрецами механические и гидравлические конструкции, которые использовались для фабрикации ложных чудес (привлечение к себе людей и утверждение власти над ними с помощью лжи и жульничества – тоже характерная черта магии).

В VI веке до Рождества Христова угасающие цивилизации Древнего Востока передают эстафету научного познания бурно развивающейся цивилизации Древней Греции. По преданию, отцы древнегреческой науки Пифагор и Фалес Милетский учились науке (да и магии) у жрецов Египта и Вавилона. Даже если эти предания ошибочны, преемственность науки древних греков от древневосточной несомненна.

Рассуждая о роли языческого наследия (в том числе и наук), святые Отцы, прежде всего, подчеркивали главную цель жизни христианина – стяжание Царства Небесного.
Для этого христианин должен иметь некоторые знания.
Во-первых, некоторые знания о Боге, которые доступны человеку на земле, и, во-вторых, знания пути, которым человек восходит в Царство Божие.
--------------   Чтобы взойти в Град Божий, человек должен прожить какое-то время на земле, подвизаясь душою и телом в исполнении христианских добродетелей.

Оставляя в стороне античное искусство и философию, рассмотрим, что же вредного находили святые Отцы в научных достижениях Античности. Во-первых, вред был в самих целях научного познания. Христианство, как мы видели, предлагает только две цели: высшую – помощь в Богопознании, и низшую – помощь в практической жизни.

Таким образом, отметаются не только те цели, которые вносила в науку магия Древнего Востока, – власть над природой, власть над себе подобными, стяжание мирового богатства (например, через алхимические превращения простых металлов в золото), но и высшая цель античных ученых – познание истины – объявляется пустым и ненужным любопытством. Во-вторых, вред был в примеси философских измышлений, «басен», как говорили святые Отцы, которые нЕ вытекают из Священного Писания или даже противоречат ему.

После грехопадения человек был изгнан из рая, и ему было сказано: «Терния и волчцы произрастит тебе земля… в поте лица будешь добывать хлеб свой» (Быт.;3:18–19). Эти слова относятся прямо к хлебу материальному – то, что произрастало на райских деревьях, теперь надо растить со многими трудами, выпалывая терния и волчцы, и, прикровенно, к Хлебу духовному: та же Божественная пища дается душе человеческой, но теперь душа должна добывать её многими трудами в поте лица своего».

Христос своим воплощением, крестной смертью и воскресением открыл человеку возвращение в рай. Сначала только лишь душой после смерти тела, а потом и телом, после общего воскресения мёртвых. Но и это возвращение человек должен добыть в поте лица своего многими трудами, из которых главными являются покаяние, кротость и смирение. Он должен нещадно выпалывать терния и волчцы сатанинской гордости, плотоугодия и множества произрастающих из них грехов.

В эпоху Возрождения, взбунтовавшись против Бога, человек более всего восстал на покаяние и смирение, расценивая их как несправедливое рабское унижение такого прекрасного существа, как он. При этом некоторые взваливали всю вину на Бога и становились богоборцами, другие обвиняли учение Христово и отпадали от Христа. Бунтари не принимают данный от Бога труд в поте лица как спасительный и хотят своими силами вернуть хлебу земному райское качество, добывать его без трудов и вообще вернуть данное изначально, но утраченное после грехопадения владычество над природой.

У отринувших Бога и потому лишившихся благодатной помощи людей нарушается согласие души и тела. Тело из слуги становится господином, а его потребности – самодовлеющими, подчиняющими себе всю волю и могучие способности ума.
Поскольку Образ Божий в человеке не может быть разрушен, то, хотя бы в спящем состоянии, в нём сохраняется высшая часть души – Богоподобный дух, который мучается голодом, лишившись Божественной пищи. Лучшими суррогатами для него теперь являются наука и искусство.

Классическая античность силами искусства воспевала свободу человека со всей красотой его тела и души. В ту эпоху люди были как боги, а боги как люди, и в идолах богов передавалось совершенство и могущество людей. Подчеркнём, что воспевался именно земной человек, а не святой в христианском смысле.

Слово «гуманизм» означает здесь помещение человека (Homo) во главу мироздания. Всю суть гуманизма можно передать одной фразой: «Человек есть мера всех вещей». Созданная гуманистами этика (Лоренцо Валла, Леон Альберти и другие) полностью игнорирует последствия грехопадения человека и полагает, что он может достичь подобия Божьего своими собственными желанием и усилиями, нисколько не ограничивая себя при этом в удовольствиях, которые ему дарует Божий мир.

Социология и политология гуманистов планировали создание идеальных систем организации общества на земле.
Если вначале это были сладкие утопии содружеств свободных людей, среди которых царит братство, равенство и справедливость, то потом в этих утопиях появляется своеобразное КГБ, жесткой рукой поддерживающее этот «свободный порядок» («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы),
а затем появляются граничащие с моральным уродством произведения, в которых гражданское благосостояние поддерживается циничным принципом: цель оправдывает средства (знаменитый трактат «Монарх» Никколо Макиавелли).

Теоретическую подкладку под все это давали сочинения Марсилио Фичино – переводчика Платона – и основателя Платоновской академии Пико делла Мирандолы («Речь о достоинстве человека»). Создается образ человекобога, небесного Адама, которого Бог создал как бы в качестве Своего товарища, чтобы он подражал Ему в Его могуществе и красоте,
но совсем не обязательно в добродетели и жертвенной любви. «Человек, – говорит М. Фичино,– не желает ни высшего, ни равного себе, и не допускает, чтобы существовало над ним что-нибудь, не зависящее от его власти… Он всюду стремится владычествовать, повсюду желает быть восхваляем, и быть старается как Бог повсюду…»


Рецензии