Оренбургский край в древности
История нашего края – Оренбуржья - начинается с появления на её территории первобытных людей.
Случилось это во времена каменного века.
Каменный век — это самый длительный период в истории человечества.
Продолжался более 2 миллионов лет.
Он подразделяется на 3 этапа:
• Палеолит (по-гречески «палайос» — древний, «литос» — камень) – древнекаменный век.
• Мезолит и
• Неолит.
1) Палеолит – первый этап развития человечества.
Самым ранним и наиболее продолжительным периодом в истории человечества была эпоха древнекаменного века — палеолита.
Он продолжался от начала использования человеком каменных орудий (на Земле это случилось 2,5 миллиона лет назад) до отступления ледников в северном полушарии (10 тысяч лет назад).
Как пишут авторы учебника «Палеолитоведение», - это была эпоха «всех начал. Именно оттуда идут корни искусства, религии, семьи, социальной организации».
Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад.
Климат в то время был более мягким и тёплым, что способствовало расселению людей.
Было 2 направления переселения:
• одно – из Средней Азии,
• второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья.
Первые люди пришли в наш край из более южных широт, вероятно, из пределов Южного Казахстана и Средней Азии, постоянно продвигаясь к северу в поисках новых охотничьих угодий.
***
Это были архантропы (древнейшие люди).
Их также называют «хомо хабилис» (с латинского – «человек умелый», питекантроп).
Этот «брат наш меньший» сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну.
Он имел рост 165-175 см, ходил сильно наклоняясь вперёд, руки свешивались до колен.
Лоб у него низкий, покатый, надглазничный валик выступает вперед и тяжело нависает над глазницами. Челюсти массивные, подбородок круто срезанный.
Мозг у него был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей (около 880-900 см. куб.). То есть питекантроп явно не был отягощён интеллектом.
Говорить он ещё не мог, издавал лишь немногие отрывистые звуки. Ими выражал гнев и страх, призывал на помощь и предупреждал других об опасности.
Питекантропы были людоедами (каннибалами). Они с аппетитом пожирали себе подобных. Об этом свидетельствуют сотни обожжённых и расколотых человеческих костей – объедков весёлых каннибальских пиров.
Пути, по которым 1-е люди прошли на территорию современной России, окончательно не выяснены. Исследователи считают, что они продвигались из Восточной Африки, где была их прародина, через Западную (Переднюю Азию) и Балканы.
***
Основные орудия труда тогда изготовлялись из камня.
Потому что:
• Во-первых, камень в изобилии встречался в природе.
• Во-вторых, орудия из камня надежно заменяли острые клыки, которые были у животных, но уже отсутствовали у человека.
• В-третьих, для выживания в суровых условиях человеку нужно было срезать палку, разрезать шкуру убитого животного.
Другого доступного для людей материала, который одновременно давал почти готовое прочное острое, режущее орудие, в природе не было.
Наиболее древние каменные орудия делались из кремня:
«Универсальность кремния, его широкая распространённость, способность раскалываться на тонкие пластинки с острыми режущими краями при высокой твёрдости делали этот камень незаменимым сырьём для изготовления орудий труда». (Матюшин Г. И.)
Первым орудием труда у древнейших людей было ручное рубило.
Оно весило от 500 граммов до одного килограмма при длине в 10-20 см. Это – миндалевидное орудие, представлявшее грубо обитый с двух сторон кремневый валун с заостренным зигзагообразным рабочим краем на одном конце и утолщенным и закругленным, оставленным без обработки, гладким противоположным концом, который захватывался рукой. Встречаются орудия треугольной и овальной формы.
Рубила имели универсальное назначение. Они употреблялись для нанесения удара, резания, пиления, скобления, изготовления деревянных орудий (палки-копалки, дубины или рогатины с заостренным концом, обожженным на огне).
***
; Ещё в эпоху раннего палеолита человек овладел членораздельной речью и научился пользоваться огнём.
Теперь мы уже никогда не узнаем, кто был, как выглядел тот безымянный гений, который впервые взял в руки горящую ветку.
Сколь острый взор и нестандартный ум нужны были, чтобы заметить всеобщий страх земной жизни перед огнём. И сколь велика должна была быть сила духа, чтобы подавить страх собственный, чтобы сделать то, что никто и никогда ранее не делал! Тысячи и тысячи раз били из туч молнии, зажигали деревья, жадно ревел огонь – и всё и вся бежало от него. И тигров, и медведей, и мамонтов загонял он в воду, сбрасывал в ущелья. И люди бежали вместе со всеми другими животными и вместе с ними гибли или спасались.
И вот нашёлся же кто-то, сообразивший, что если огонь гоняется за деревьями, то можно и деревья подтаскивать к нему, «кормить» его понемногу и тем держать на месте, в своих руках. Открытие, с которым трудно что либо сравнить по значению для человеческой истории. Ведь именно огонь, говоря словами поэта, «из зверя выжег человека». С той минуты, когда ветка зажжённого молнией дерева дала жизнь первому костру, наш предок уже прочно держал свою судьбу в своих руках.
И дело тут не просто в том, что огонь поставил человека над всеми другими существами природы.
Без огня наш далёкий пращур мог питаться в основном лишь растительной пищей. Прометеев же дар открыл ему вкус бифштекса. Это имело значение отнюдь не только гастрономическое. Мясная пища способствовала стремительному росту физической силы человека, делала его более активным, наделяла вид Хомо сапиенс повышенными способностями выживания.
Но главное заключалось, как указывал Фридрих Энгельс, в том, что благодаря мясу мозг получил гораздо в большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития. Это дало ему возможность быстрее и полнее совершенствоваться из поколения в поколение. Без мясной пищи человек не мог бы стать человеком. Без огня он не получил бы мясной пищи.
***
Наши древние предки вынуждены были постоянно бороться за свою жизнь. Их подстерегала опасность со стороны хищных зверей, угроза голодной смерти, болезни. Большинство людей гибло, не дожив до 30 лет, - природа давала возможность выжить лишь сильнейшим из сильных.
Собираясь в группы, люди чувствовали себя более защищёнными.
Так появляются первобытные человеческие стада – праобщины, в которых люди вместе добывали пищу и защищали себя.
Фридрих Энгельс называл первобытное стадо «детством человеческого рода».
Стада насчитывали примерно от 20 до 40 человек. Они возглавлялись стихийно выдвинувшимися вожаками, выступавшими организаторами примитивного труда.
Половые отношения в первобытном человеческом стаде были промискуитетными, то есть нерегламентированными, унаследованными от животных предков. В тот период существовала стадная общность жён и мужей. Брачные отношения определялись биологическим инстинктом – наследием животного прошлого. Брачных ограничений между кровными родственниками не было. Кровная связь не осознавалась, счета родства не велось.
Стада вели независимый друг от друга и относительно оседлый образ жизни, передвигаясь с места на место лишь в связи с необходимостью перемены кормовой территории. Они отличались от стад обезьян большей сплочённостью необходимой для совместной защиты от хищных зверей и трудовой деятельности.
***
Судя по находкам в соседних областях, исследователи предполагают, что территория нашего края была заселена древним человеком во время среднего палеолита (150 тысяч – 40 (35) тысяч лет до нашей эры).
Тогда (где-то около 100 тысяч лет до нашей эры) появились люди нового антропологического типа – палеоантропы (неандертальцы) - предшественники человека современного типа.
При взгляде на неандертальца вы уже никак не подумаете, что это обезьяна. Но как он ещё похож на обезьяну!
Он был приземистым существом со средним ростом (155-165 сантиметров), коренастым, широкоплечим, очень сильным.
Большая голова удлинённой формы с низким, убегающим назад лбом, и нависающим надбровьем, под которым прятались глубоко посаженные небольшие глаза, сидела на толстой короткой шее.
Мозга у него прибавилось по сравнению с питекантропом – 1350-1700 см. куб. (для сравнения – у современного человека 1350-1500 см. куб.)
Походка неандертальца была крайне неуклюжа. Тяжёлое короткое туловище сидело на крепких ногах с короткой голенью и широкими массивными ступнями. Могучие руки имели широкие кисти с толстыми короткими пальцами.
• Вот что писал Г. А. Бонч-Осмоловский к примеру о кисти крымского неандертальца:
«Она была относительно крупной, очень мощной, грубой и неуклюжей, с широкими, как бы обрубленными пальцами, заканчивающимися чудовищными ногтями. Толстая в основании, она клинообразно утончалась к относительно плоским концам пальцев. Мощная мускулатура давала ей колоссальную силу захвата и удара. Захват уже был, но он осуществлялся не так, как у нас… Кииккобинец не брал, а «сгребал» предмет всей кистью и держал его в кулаке. В этом зажиме была мощь клещей».
И, тем не менее, как считают некоторые антропологи, если неандертальца помыть, постричь, одеть в современный костюм и посадить в вагон метро в любом большом городе, то люди не обратят на него никакого внимания, настолько он похож на нас с вами.
***
В среднем палеолите наступил ледниковый период (Днепровское и Валдайское оледенение).
В природе произошли грандиозные перемены: тёплый субтропический климат сменился резким похолоданием. Северные льды тронулись со своего места и стали ползти на юг. Мощные ледяные потоки потекли по холмам и равнинам, бороздя и царапая склоны, сглаживая вершины холмов, ломая и обтачивая скалы, унося с собой, как добычу, груду обломков. Как наступающие колонны завоевателей, двигались льды с севера. Они покрыли огромное пространство к северу льдом толщиной иногда до 2-3 километров!
Не стало теплолюбивых растений (кипарисов, лавровых деревьев, секвойи).
Вместе с теплолюбивыми лесами исчезли и их обитатели. Не стало больше жирафов, страусов, мастодонтов. Погиб старый враг человека - саблезубый тигр.
На смену им пришли громадные мамонты, шерстистые носороги, овцебыки, быки-бизоны, благородные северные олени, пещерные львы и пещерные медведи.
Север России был покрыт ледником, остальная территория представляла собой холодную равнину – тундру, а кое-где лесотундру.
Там свирепствовали морозы и бушевали метели, южнее простёрлись холодные степи.
К тому времени человечество уже прочно освоило районы Южного Урала и Зауралья.
Здесь простиралась лесотундра.
***
Для наших пращуров настало время тяжёлых испытаний.
Чтобы выжить, им надо было напрячь все силы в борьбе с суровой природой.
В тяжёлых испытаниях наши далёкие предки не только выжили.
Но и начали подчинять себе природу, сделали новый шаг в своём развитии.
; Неандертальцы улучшили технику обработки кремня, разнообразили орудия труда.
Появились скребла, остроконечники, дротики.
- Остроконечник – это орудие повседневного мужского труда (употреблялся он и как орудие метательного назначения, и в качестве ножа для свежевания дичи).
- Скребло – по преимуществу орудие женского труда. Оно служило для обработки шкур и самых различных хозяйственных потребностей.
- Очень широко использовались и плоские кремнёвые отщепы. Края таких орудий служили для резания, скобления, строгания и т.п.
- Дротик, оснащённый кремнёвым остроконечником, был первым целенаправленным, специально изготовленным орудием дистанционного действия и многократного употребления.
; Началось изготовление жилищ.
Используя крупные кости мамонта и других млекопитающих, а также дерево для возведения остова или каркаса жилых конструкций с последующим перекрытием его шкурами, человек строит наземные жилища. По форме и внутреннему устройству они очень напоминают яранги северных народностей.
Если архантроп (древнейший человек) только укротил пламя и научился поддерживать огонь, возникший помимо его воли, то неандерталец научился его искусственно добывать.
А добывал он его таким вот макаром:
• или вращая ладонями деревянную палочку в отверстии дощечки,
• или высекая искры на сухую траву ударом камня о камень.
Овладение огнём стало одним из величайших достижений древнего человека.
Отныне могучая сила природы, склонившись перед человеческим разумом, стала служить людям.
Владея огнём, подчинив себе силу самой природы, её процесс, человек сумел универсально применить его – и как оружие защиты, и как оружие нападения.
Огонь:
; давал тепло (согревание), т.е. защиту от холода;
; позволил людям употреблять пищу в жаренном и, позднее, в варенном виде.
А это, улучшив качество пищи:
- уменьшило нагрузку на челюсти,
- сократило во времени процесс пищеварения,
- способствовало лучшему усвоению пищи, особенно мясной, которая оказала влияние на биохимические изменения в человеческом организме, сыгравшие большую роль, по утверждению Энгельса, в становлении человека;
; сыграл важную роль в обработке орудий труда из дерева и кости;
; широко применялся при загонной охоте;
; защищал от постоянно угрожавших человеку самых страшных хищников;
; содействовал объединению людей;
; он же позволил людям, ставшим независимыми от климата, широко расселиться на поверхности Земли.
; Чётко определилось разделение труда между мужчинами и женщинами:
- мужчины охотились на мамонтов, бизонов, оленей, диких коней (загонная охота);
- женщины вели домашнее хозяйство, перерабатывали добычу, поддерживали огонь, воспитывали детей.
; Основой жизни людей этого времени была коллективная охота на крупных животных, особенно на мамонта (огромного травоядного животного, покрытого желтовато-бурой шерстью; его рост в холке доходил до 3,5 метров, вес – до 6 тонн, бивни – до 4, 5 метров длины).
Мамонт был во много раз больше и сильнее человека, но люди были хитрее.
Мамонт был так тяжёл, что ему ничего не стоило растоптать человека. Но люди самой этой тяжестью воспользовались для того, чтобы победить великана. Они вырывали большие ямы-ловушки, укрепляя на дне ямы заострённый кол, замаскировывали западню жердями, зелёными ветками. Окружив мамонта, криками и пылающими головнями охотники направляли его к ловчей яме. Когда громадный мамонт проваливался в яму, люди камнями, копьями, дубинками добивали его.
Весной и летом мясную пищу дополняли растения – съедобные коренья, плоды, ягоды, грибы, собранные женщинами и детьми.
При употреблении пищи неандертальцы пользовались кремнёвыми ножами.
; Так как температура летом тогда составляла лишь 10° тепла, неандертальцы изготовляли одежду, сшивая шкуры животных жилами.
; Зарождаются в это время и религиозные представления.
Надо сказать, что сотни тысяч лет никакой религии у людей не было.
Но постепенно обогащался человеческий опыт, развивалось сознание человека. Люди пытались понять окружающую их жизнь, явления природы.
Но они не знали:
• почему человек видит сны, болеет, умирает,
• почему один раз охота бывает удачной, а другой – нет,
• почему гремит гром, льёт дождь или наступает засуха.
Часто человек был бессилен в борьбе с природой, от которой он целиком и полностью зависел.
И страх перед грозными и непонятными силами природы породил верования в сверхъестественные силы духов природы, а затем – и богов.
Первобытному человеку казалось, что природа наполнена какими-то невидимыми силами (духами), что именно эти силы, то добрые, то злые, и совершают все перемены в природе.
Вера в духов (дух дерева, дух зверей, дух предков, дух ветра и т. п.) порождала представление, будто на них можно воздействовать в своих целях.
• Во-первых, злых духов можно отпугнуть.
С этой целью охотники носили ожерелья из когтей и зубов хищных зверей. Считалось, что эти предметы (их называют амулетами) ограждают от всякого зла.
• Во-вторых, духов можно подкормить, поблагодарить за удачную охоту, выделив им часть добычи.
Обычно эту жертву духам сжигали на огне, считая, что запах дыма насытит духа.
• Третий способ – воздействовать при помощи определённых обрядов – называют магическим или колдовством.
Дикарская вера в силу магических обрядов и привела к возникновению религии.
; Возникает также изобразительное искусство.
***
Первые, самые ранние следы обитания человека на территории Оренбургской области относятся к началу позднего (верхнего) палеолита, завершающего древний каменный век (40 тысяч лет до н. э. – 10 тысяч лет до н. э.).
Это было время, когда в результате постоянного развития и биологических изменений первобытных людей – неандертальцев – появился новый современный тип человека – Гомо сапиенс («человек разумный», кроманьонец, неоантроп).
Разумный человек практически ничем не отличался от нас с вами, разве что несколько более массивным телосложением. У него был слишком крупный череп, но эта голова имела уже прямой лоб, высокий черепной свод, резко выступающий подбородок.
Кроманьонский человек не знал, что такое металл. Он не подозревал ни о земледелии, ни о скотоводстве. Но, если бы мы могли перенести его через четыреста веков, он, по-видимому, всё легко бы сообразил и сумел бы составить уравнение, написать поэму, поработать на станке и выступить в шахматном турнире.
В течение 5 тысяч лет неандерталец и гомо сапиенс существовали одновременно. Потом неандертальцы исчезли, проиграв соперничество с гомо сапиенс, которые были более ловкими, сообразительными и умелыми.
***
Во время верхнего (позднего) палеолита природа по-прежнему была сурова, ледниковый период ещё продолжался.
Наш край тогда был занят тундрой и большими массивами торфяных болот, располагавшихся в низовьях крупных рек.
Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны от ледника.
На территории области паслись стада диких лошадей, огромных мамонтов, сайгаков. Здесь водились гигантские олени, широколобые лоси, туры, шерстистые носороги. В степях обитали медведи, волки и другие животные. Их кости часто находят в обрывистых берегах рек, особенно после весенних разливов, при различных земляных работах.
Климат был относительно мягкий – снежная зима и влажное лето.
Но человек был уже достаточно вооружён для борьбы за существование.
Именно в этот период максимального развития достигают:
• охотничий промысел и
• рыболовство.
• Люди научились делать до 80 видов орудий труда (из камня: скребла, резцы, сверла, проколки, ножи, наконечники копий; из кости и рогов животных: шила, иголки, гарпуны).
• Строили жилища из костей и бивней мамонтов, шерстистых носорогов, оленьих рогов, деревянных брусьев и покрывали шкурами животных.
• Усложняются религиозные верования.
Главной особенностью религиозного миропонимания людей было то, что они пока не выделяли себя из окружающей природной среды. Природе приписывались человеческие свойства, человеку – свойства природы. Это нашло своё отражение во всех ранних видах религиозных представлений:
Анимизм. Вера в существование души у людей и предметов, которые их окружали.
Тотемизм. Вера в то, что каждый род имеет общего предка-тотема, которым могло быть животное, птица или растение.
Магия. Вера в возможность с помощью определенных действий или заклинаний влиять на предметы, явления или события.
Фетишизм. Вера в сверхъестественные свойства предметов.
• В процессе мыслительной и трудовой деятельности у кроманьонцев накапливались полезные знания об окружающей природной среде.
• Искусство уже существует в нескольких формах: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной:
- скульптура – женские статуэтки («палеолитические Венеры»);
- пещерная живопись;
- обрядовые танцы и музыка.
• В период верхнего палеолита на смену стаду приходит род – объединение кровных родственников.
Это была более стабильная форма объединения людей в отличие от стад, которые часто распадались или смешивались.
Когда род увеличивался численно, он делился на родовые общины.
Для родовых общин были характерны:
o коллективная собственность на землю (промысловую территорию), охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, добычу, жилища, пищу и огонь;
o уравнительное распределение продуктов;
o совместное производство;
o экзогамия – брачные отношения внутри рода запрещались. Они осуществлялись между членами двух родов. Брак был групповой – женщины одного рода вступали в брак с мужчинами другого рода, поэтому известна была лишь мать ребёнка, и родство определялось по материнской линии.
Женщина была хранительницей семейного очага, ведала запасами продуктов, занималась собирательством, ухаживала за детьми. Женщины были более стабильной и постоянной частью коллектива, тогда как мужчины чаще всего гибли на охоте или в стычках.
При таких условиях благосостояние рода зависело от трудовой деятельности женщин.
Поэтому именно они занимают ведущее место в человеческих коллективах.
И поэтому 1-ю форму родовой общины называют материнской родовой общиной (матриархат).
; В родовой общине действовал принцип народовластия, при котором
определяющее значение имела коллективная воля всех её взрослых членов.
При этом каждая община выбирала себе главаря – самого опытного и авторитетного мужчину, хранителя обычаев рода.
Большое влияние на общинников имели также колдуны.
• Появились социальные нормы, т.е. обязательные, общественно-охраняемые правила поведения. Применяясь из поколения в поколение, они превращались в обычаи и закреплялись идеологически-религиозными предписаниями и мифами.
К нарушителям общепринятых норм применяли различные способы убеждения и принуждения (от осмеяния и порицания до физической расправы).
Главным хозяйственным занятием кроманьонцев являлась охота на мамонтов, носорогов, северных оленей и других крупных животных.
Охотники были вооружены:
- копьями с каменными наконечниками,
- костяными гарпунами,
- кремневыми ножами,
- костяными и каменными кинжалами,
- деревянными палицами.
Люди уже умели добывать огонь, одевались в звериные шкуры, жили в землянках, пещерах.
Древнейшие следы обитания человека на территории современной Оренбургской области эпохи верхнего палеолита:
• Стоянки Лабазы I и Лабазы II в низовьях реки Бузулук на севере Курманаевского района. Стоянки эти располагается у села Лабазы.
Они существовали 35 – 26 тысяч лет назад.
Здесь обнаружены фрагменты и заготовки костяных и кремневых орудий: резцов, ножей, молотов, ножевидных пластин и т. п. Найдены миниатюрный каменный сосуд и примитивные костяные скульптуры, отражающие процесс зарождения первобытного искусства (изображение головы лося, быка и антропоморфной фигуры).
• Идельбаевская стоянка в районе нынешнего села Идельбаево (Кувандыкский район).
• Местонахождения кремнёвых орудий на окраине села Новоузели и в овраге у посёлка Интернациональный в Матвеевском районе.
• «Донгузская плита» с изображением оленя на Илекском плато.
• Ириклинские стоянки I - V.
Они расположены на левом берегу реки Урал в верхней части Ириклинского водохранилища, возле села Покровка Орского района Оренбургской области.
Занимают площадь около 4 кв. км.
Ириклинские стоянки относятся к наиболее раннему периоду эпохи позднего палеолита.
Предположительно они являлись недолговременными мастерскими.
Территориально они являются самыми северными из памятников с поверхностными культурными остатками палеолита.
2. Мезолит.
Дальнейшие следы пребывания человека на территории нашей области относятся уже к эпохе среднего каменного века (X – VII тысячелетие до нашей эры) – мезолита.
В эту эпоху происходит потепление климата.
Огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту начал интенсивно таять.
Уходя, ледовый панцирь оставил после себя множество новых рек и озёр.
Изменились природные зоны.
Тундра отступила далеко на север, к побережью океана.
А в Южное Приуралье пришла лесостепь.
Природные условия на землях Оренбуржья стали напоминать современные.
Следом преобразился и животный мир.
Многие звери, которые служили пищей древним людям, вымерли.
Постепенно исчезли мамонты, шерстистые носороги, становятся редкостью бизоны.
Им на смену пришли лоси, косули, кабаны, волки, зайцы и другие, ныне типичные для наших широт животные.
Это меняет образ жизни древнего человека, его привычки, способы добывания пищи, заставляет выдумывать новые орудия труда и приспособления.
Люди больше не живут подолгу на одном месте, как в предшествующее время. Они строят лёгкие наземные жилища круглой формы, с одним очагом посередине. А через некоторое время уходят на новое место.
Люди селились по берегам рек и озёр. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах.
***
Основными занятиями в это время были:
- охота,
- собирательство,
- рыболовство.
Принято считать, что люди тогда постоянно передвигались в поисках добычи, а останавливались только на время промысловых сезонов.
Переход к охоте на менее крупных животных и птиц потребовали усовершенствования охотничьего оружия.
; Были изобретены:
- лук со стрелами,
- духовая стрелометательная трубка и
- копьеметалка.
; Человек изобрёл очень важные вещи, служившие ему затем не одно тысячелетие. Это, прежде всего, лыжи и сани.
; Появились 1-е плавсредства - плоты и лодки.
; Усовершенствовались рыболовные снасти (люди научились плести сети, мастерить рыболовные крючки и гарпуны) и приёмы рыболовства.
; Появился каменный топор.
; Уменьшился вес каменных орудий, широко распространились микролиты и вкладышевые орудия (основу их составляла деревянная или костяная заготовка, в которую вставлялись мелкие кремнёвые пластинки – микролиты).
; Была приручена собака. Она становится верным другом и помощником человека.
***
В Оренбургской области стоянка древних охотников найдена на берегу реки Ток (Старо-Токская стоянка), в Красногвардейском районе у села Ивановка.
Здесь найдено было более 3-х тысяч микролитов.
На стоянке на реке Ток у села Юлта в Красногвардейском районе найдено жилище с очагом, собрано более 3 тысяч кремневых и костяных орудий труда. Хозяин жилища сам изготовлял орудия из камня. Вокруг очага обнаружены также наковаленка, отбойники и ретушеры — из различных по размерам речных галек.
Несколько кратковременных стоянок охотников той поры известны на дюнах по берегам рек Сакмары, Урала, Джарлы.
3) Неолит (6-4 тысячелетия до нашей эры).
С конца VII тысячелетия до н. э. в Южном Приуралье наступает новая эпоха – неолит (новый каменный век).
В период неолита происходит так называемая «Неолитическая революция» - процесс перехода от традиционного присваивающего хозяйство (охота, собирательство, рыбная ловля), к производящему (земледелие, скотоводство, ремесло), при котором человек всё необходимое для жизни воспроизводил сам в результате своего труда.
Предпосылки:
; Увеличение количества населения – всё сложнее было прокормиться всем членам рода только охотой и собирательством (истощение природных запасов).
; Присваивающие формы хозяйствования исчерпали свои возможности, всё менее удовлетворяя потребности людей – необходимо было найти более надёжные пути обеспечения себя продовольствием.
Выход был один – совершенствовать орудие труда, учиться самостоятельно выращивать, производить продукты питания, одомашнивать диких животных.
Основное содержание:
; Появляются новые орудия труда – мотыги, серпы, зернотёрки и т.д.
; Выращивают ячмень, пшеницу, рожь, просо, овёс.
; Зарождается и развивается скотоводство. Одомашниваются кроме свиньи и быка, коровы, овцы и козы.
; Важную роль сыграло изготовление глиняной посуды (керамики) - гончарство.
; Посуда давала возможность делать большие запасы продуктов питания,
употреблять вареную еду, что вместе с развитием земледелия способствовало переходу к оседлому образу жизни.
; На этом этапе основным поделочным материалом по-прежнему остаётся камень: кремний, кварцит, яшма.
Но совершенствуется технология и мастерство его обработки.
Наряду с традиционной техникой скалывания пластин теперь применяется:
- сверление,
- пиление,
- двустороннее ретуширование поверхности и её шлифовка с помощью песка и высокопрочных камней.
; Получили распространение инструменты, для обработки дерева: топоры и тесаки, тесла, долота, стамески.
; С изобретением прядения и простейшего ткачества стала появляться также одежда из растительного волокна и шерсти.
Последствия:
• Миграция населения в плодородные долины рек с мягкими почвами («плодородный серп»).
• Возникновение искусственной среды обитания, новых видов производства
(ремесла) и новых искусственных продуктов (обожжённая глина, тканое полотно).
Переход к оседлому образу жизни, появление постоянных поселений, протогородов, толчок к возникновению цивилизаций.
Стали строиться большие жилища из брёвен.
• Формирование стад домашних животных, использование их как тягловой силы.
• Увеличение численности населения и продолжительности жизни человека, изменения в мировоззрении человека, появление земледельческих культов.
• «Неолитическая революция» дала толчок развитию производства.
***
На территории Оренбургской области неолитические стоянки открыты:
; в Бузулукском районе – у села Елшанка, а также
; в Красногвардейском – у села Ивановка.
Лучше всего изучена последняя из них.
Данное поселение расположено в пойме реки Ток, при впадении в неё реки Турганик. Его площадь превышает 3 тысячи квадратных метров.
Судя по археологическим находкам, жители Ивановской стоянки занимались охотой, рыболовством и скотоводством.
Главным объектом охоты были лоси, бобры и медведи – кости этих животных встречаются среди археологических материалов чаще всего.
Из рыб преобладают сом, осетровые, щука и судак.
Среди домашних животных – мелкий рогатый скот (козы и овцы) и коровы.
Спорным остается вопрос о разведении лошадей. Находки костей этих животных значительны. Но пока не совсем ясно, была ли лошадь в то время одомашнена или же она служила охотникам в качестве добычи.
По мнению Н. Л. Моргуновой, есть основания говорить о существовании в междуречье Волги и Урала особой «волго-уральской культуры», в состав которой входили Ивановская и Елшанская стоянки.
Границы этой культуры охватывают бассейны рек Самары, Сока и их притоков.
В неолите Западное Оренбуржье входило в лесостепную зону.
Здесь в изобилии водились лоси, медведи, бобры, выдры, барсуки, кабаны, косули и другие животные, на которых охотились жители стоянок.
При помощи сетей, а также гарпунов, острог в реках и озёрах ловили осетра, щуку, сома, судака.
Таким образом, охота, рыболовство и, видимо, собирательство в неолите Приуралья продолжает играть ведущую роль в добывании пищи.
Но уже в VI—V тыс. до н. э. неолитические племена региона начинают переход и к производящему хозяйству, к скотоводству. Это показало исследование Ивановского поселения.
Стоянки людей этого периода найдены также в Сакмарском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.
В ходе разведочного обследования долины реки Ушкатта, Орского бассейна в 2004 году выявлено 5 стоянок неолита (Ушкатта IV-VI, VIII, IX).
II. Энеолит (медно-каменный век).
Примерно в начале IV тысячелетия до н. э. в нашем крае наступила эпоха энеолита.
Климат в это время стал более прохладным.
Уже начала осваиваться металлургия.
Человек начинает использовать первый металл – медь.
Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками.
Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень.
В Оренбургской области памятники этого времени открыты на территории:
• Бузулукского (у села Елшанка),
• Красногвардейского (у села Ивановка) и
• Ташлинского (у села Кузьминка) районов.
Раскопки выявили высокую степень развития скотоводства.
На Ивановской стоянке кости крупного и мелкого рогатого скота, а также лошади составили более 50% от всех обнаруженных костей животных.
Образы домашних животных стали использовать в искусстве и в погребальных ритуалах.
Так, в могильнике у села Съезжее на реке Самаре обнаружены фигурки лошадей и быков, вырезанные из кости, а на жертвенных площадках вместе с сосудами из глины помещались черепа лошадей и кости других животных.
В западных районах Оренбургской области энеолитические слои зафиксированы:
• на стоянках Елшанской, Турганикской,
• у с. Кузьминки,
• Ивановском поселении.
В Восточном Оренбуржье исследованы:
• могильник Ишкиновка I в Гайском районе,
• так называемый Новоорский могильник в одноимённом районе,
• Новокумакское поселение и
• поселение Ударник в городе Орске.
Распространение скотоводства и металлургии положило начало разложению родового строя, утверждению патриархального этапа его развития. Изменилось общественное устройство: главой рода стал мужчина.
В могильниках выделены погребения родовой знати — вождей — с богатым набором украшений и с особыми знаками власти — каменными скипетрами.
III. Бронзовый век.
Постепенно люди научились смешивать медь с оловом и изготовлять бронзовые орудия труда – более надёжные по сравнению с медными.
Во 2 тысячелетии до нашей эры бронзовые орудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход населения нашего края.
Наступил бронзовый век.
Древние скотоводы, земледельцы и металлурги степей жили оседлыми поселениями.
Каменными мотыгами они обрабатывали мягкие заливные участки земли вдоль рек. Сеяли пшеницу. Жали медными и бронзовыми серпами. Зёрна растирали на каменных тёрках.
Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей.
Добывали и плавили медную руду, отливали бронзовые орудия — топоры, кинжалы, серпы и т.д.
В III тыс. до н. э. на раннем этапе бронзового века отмечено наступление засушливого климата.
Это стало одной из основных причин перехода населения степей в Волжско-Уральском междуречье к кочевому скотоводству.
Часть населения продвигается к северу в лесостепь.
Жизнь людей в бронзовом веке, как и прежде, сильно зависела от природно-климатических условий и их изменений.
Данные различных наук для степей Северного Казахстана и Южного Зауралья говорят о том, что во II тысячелетии до н. э. климат несколько раз менялся.
Влажный и тёплый климат в начале II тысячелетия до н. э., к ХIII веку до н.э. сменился на очень сухой. А затем, в первой половине I тысячелетия до н. э. вновь постепенно стал влажным.
1. «Ямники» .
С начала эпохи бронзы вся евразийская степь от Приуралья до Причерноморья и даже Дуная принадлежит племенам, ведущим своё происхождение от населения волго-уральского региона периода энеолита.
Это были люди европейского типа, которые вели кочевой образ жизни.
После себя они не оставили никаких следов поселений.
Об их существовании свидетельствуют только могильные курганы.
На основании особенностей погребального обряда – захоронение в глубоких ямах – археологи называют это сообщество индоевропейских племён древнеямной культурой.
Её носители господствуют в евразийских степях с конца IV до начала II тысячелетия до н. э.
Группы представителей ямной культуры, или, как её ещё называют, культуры «окрашенных костяков» расселяются вдоль рек Урала, Илека, Чагана, Киндели, Иртека и Самары.
Они были носителями протоиндоевропейского языка.
«Ямники» принесли курганный обряд погребения.
На территории Степного Приуралья выявлено свыше 120 таких курганов, в Оренбургской области – по берегам Урала, Илека, Киндели, Самары и некоторых других рек.
«Ямники» в основном разводили лошадей и овец, передвигаясь вместе с ними на значительные расстояния.
«Ямники» были кочевниками-скотоводами со специализацией в коневодстве.
Они стали первыми или одними из первых, кто увидел в лошадях не только ценное мясо, но и передовое транспортное средство.
Кому из «ямников» пришло в голову использовать лошадей в качестве тягловой силы – неизвестно. Но они это сделали, обеспечив себе непревзойдённую мобильность.
Ямная культура была преимущественно кочевой скотоводческой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов).
Оренбургские историки полагают, что им принадлежит одно из величайших открытий в истории – колесо. В захоронениях «ямников» находят остатки самых древних колёсных повозок.
Погребения подобного рода открыты у:
• сёл Герасимовка (Новосергиевский район) и
• Шумаево (Ташлинский район) - Шумаевский могильник.
Колёса, которые использовали «ямники», изготавливались из трех скрепленных дощечек. В диаметре они обычно не превышали 60 сантиметров.
Другим важным занятием «ямников» была металлургия.
Они первыми начинают разработку месторождений меди Каргалинского рудного поля.
Древний Каргалинский горно-металлургический центр, расположен на стыке Октябрьского, Переволоцкого, Сакмарского и Александровского районов - в районе водораздела Самары и Сакмары в 50 километрах к северо-западу от Оренбурга.
Это уникальный для Северной Евразии комплекс — шахты, штольни, карьеры, поселения разных эпох от раннего бронзового века до XVIII-XIX столетий, а также металлургические мастерские бронзового века. А еще это сотни километров подземных ходов, перекрытых окаменевшими стволами доисторических деревьев и даже россыпями так же окаменевших древнейших рыбок.
История комплекса насчитывает более 5 тысяч лет.
Составляющие его памятники объединены в 12 обособленных участков. А площадь всего каргалинского рудного поля около 500 квадратных километров.
По масштабам и научной значимости Каргалы не имеют аналогов в России. А в мире с ними можно сопоставить только знаменитые горно-металлургические комплексы Вади эль-Араба в долине Тимны на границе Иордании и Израиля (знаменитые «Копи царя Соломона») и Странджа — на границе Болгарии и Турции.
Всего же за две тысячи лет древнейших разработок на Каргалах, по очень грубым и весьма приблизительным оценкам, было добыто никак не менее 2-х и, видимо, не более 5-ти миллионов тонн руды (не породы, но именно руды). Из всей этой массы, по всей вероятности, было выплавлено от 50-60 до 120-130 тысяч тонн меди!
Начало освоению рудников было положено в последние столетия IV тысячелетия до новой эры (либо на рубеже IV и III тысячелетий до новой эры) горняками так называемой «ямной» археологической культуры, относившейся к раннему бронзовому веку.
По мнению исследователей месторождения, металлурги в то время не проводили горно-технических работ, а использовали минералы, выходившие на поверхность.
Предполагается, что руду они добывали во время кратковременных визитов, а затем увозили на своих повозках вслед за кочующим племенем.
Медные изделия из каргалинского сырья известны в Поволжье и других районах евразийской степи, где кочевали «ямники».
Из каргалинской меди в III-II тысячелетиях до н.э. отливалось:
• оружие — проушные топоры, клевцы, молоты, кинжалы;
• инструменты — долота, тесла, шилья;
• украшения.
***
Древние скотоводы хоронили своих умерших в больших ямах.
Изнутри ямы выстилали растительными циновками. Покойника укладывали на спине, с согнутыми в коленях ногами, положив под голову подушку из трав. Обсыпали охрой. Оставляли рядом глиняный горшок с едой, костяные украшения, медные ножи, пластины, кремневые отщепы. Сверху яму перекрывали деревянными балками и насыпали холм — курган.
В степи курганы служили ориентирами, своеобразными верстовыми столбами. Всё, что известно о ямниках, добыто из этих подкурганных погребений.
Обряд захоронения говорит о том, что представления о загробной жизни у этого народа были довольно развитые.
***
Древние пастухи обладали европеоидной внешностью: светлая кожа, карие глаза, высокие, стройные.
Питались мясом и молочными продуктами, добавляя дикие злаки в мясные похлебки, ловили рыбу.
Здоровая диета и свежий воздух способствовали большой продолжительности жизни — в среднем 60 лет.
***
Курганные могильники древнеямной культуры оставили и первые в нашей стране следы сложных социальных отношений.
Наряду с мелкими курганами – от 15 до 20 метров в диаметре и высотой не более полуметра – с бедным инвентарём или вообще без него известны огромные курганные насыпи – в диаметре от 40 до 100 метров и высотой до 6 метров, с разнообразным вещевым материалом.
Такие курганы известны у:
• села Болдырево (Ташлинский район). Один из элитных и самых крупных курганов ямной культуры, выявленных в северной части Волго-Уралья - курган-1 могильника Болдырево-4,
• села Нижняя Павловка (Оренбургский район),
• села Тамар-Уткуль (Соль-Илецкий район) и
• хутора Барышникова (Новосергиевский район).
У села Пятилетка (Илекский район) открыто богатое захоронение, в котором обнаружен скелет человека, принесённого в жертву.
Предполагается, что это был иноплеменник, захваченный в плен и превращённый в раба.
Находки разнообразного медного оружия – боевых топоров, длинных кинжалов, наконечников копий – свидетельствуют о войнах, которые вели древние скотоводы.
В конце III тысячелетия до н. э. «ямники» подверглись нападению с юга какого-то неведомого народа.
Археологи на основе принятого у него обычая делать подкопы в могильных ямах называют оставленную завоевателями культуру катакомбной.
Захватчики сумели вытеснить носителей древнеямной культуры из Причерноморья, но за Волгой были остановлены восточной частью ямных племен.
2. Страна городов.
На рубеже III – II тысячелетия до н. э. на территории современной Челябинской области и восточного Оренбуржья складывается первая в нашей стране цивилизация, современная Древнему Египту эпохи Среднего царства.
Историки называют её «страной городов».
А в археологических исследованиях она получила название аркаимо-синташтинской культуры – по двум наиболее характерным для неё городищам:
• Аркаим и
• Синташта.
Время её существования по историческим меркам небольшое – с XX по XVII век до н. э. – всего около 300 лет.
Основатели этой цивилизации, возможно, связаны с населением древнеямной культуры.
Они принадлежат, как и «ямники», к европейской расе.
Объединяет их и обычай хоронить умерших в глубоких ямах.
Многие учёные полагают, что это были арии – раса высоких, светлокожих людей – предки всех индоевропейских народов, в том числе и славян.
Язык ариев – санскрит, сохранившийся в древнеиндийских гимнах (ведах), имеет немало общих слов с русским и другими славянскими языками.
***
• Основу хозяйства ариев составляло пастушеское скотоводство.
Они разводили лошадей (по археологическим раскопкам выявлено четыре породы), крупный и мелкий рогатый скот.
В захоронениях воинов наряду с предметами конской упряжи археологами обнаружены остатки древнейших в мире двухколёсных колесниц.
• Занимались жители «страны городов» и земледелием – первыми в Северной Евразии.
Оно было поливным: с помощью каналов вода подводилась к полям и распределялась по канавкам.
В основном выращивали лук, просо и ячмень.
• Развивалось также ремесло и торговля.
***
Судя по археологическим раскопкам, страна древних ариев представляла собой объединение из 20-ти городских округов.
Туда, кроме самих городов, занимавших центральное положение, входили некрополи (могильники), рудники и неукреплённые селища.
Города имели в плане круглую, овальную или прямоугольную форму.
Структура их хорошо продумана.
Основу планировки Аркаима составляют 2 кольца оборонительных сооружений:
• внешнее – в диаметре 145 метров, и
• внутреннее – 85 метров.
Стены внешнего кольца и в ширину и в высоту превышали 5 метров.
Внутренняя крепость по ширине стен уступала внешней (она составляла около 3 метров), но была в полтора раза выше.
В основе своей стены состояли из деревянных клетей, которые заливались грунтом с добавлением извести. Снаружи они были облицованы сырцовыми блоками.
У основания крепостных сооружений был прорыт сухой обводной ров глубиной до двух метров.
В центре города располагалась почти квадратная площадь (25 ; 27 метров).
Жилища горожан примыкали непосредственно к стенам. Друг от друга они не отличались. Площадь их составляла в среднем 118 кв. метров.
В каждом из них был дворик (тамбур), комнаты для семей, помещения для общих сборов, трапезы и хозяйственной деятельности.
В доме находились печи с дымоотводными системами, хозяйственные ямы и колодцы.
Городские улицы были вымощены брёвнами.
Имелась система ливневой канализации.
В пределах Оренбургской области существовал точно такой же по форме, размерам и внутренней структуре город.
Его остатки обнаружены у села Аландское на территории Кваркенского района.
***
Религия ариев включала 2 основных культа:
• воды и
• огня.
К рекам и другим водоёмам относились как богиням. Им молились, совершая ежедневные возлияния, состоявшие из молока, сока и листьев растений.
Огню, культ которого был не мене важен, приносили сухие дрова, благовония и небольшое количество животного жира.
Арии никогда не убивали животных без освятительной молитвы, благодаря чему, как они думали, душа зверя продолжала жить.
Богов, которым поклонялись арии, было много. Кроме Огня и Воды, существовали божества природных явлений: неба, земли, солнца, луны, ветра и т.п.
Они верили, что существует закон природы, благодаря которому солнце движется равномерно, сменяются времена года, и тем самым обеспечивается мировой порядок. Молитвы и жертвоприношения ощущались как принадлежность этого порядка вещей. И сами они способствовали его поддержанию – молитвы усиливали действия богов и укрепляли мир, населённый людьми.
Главными ценностями арии считали истину, справедливость, верность и смелость.
Огромное значение придавалось человеческому слову, выраженному в клятве и договоре.
Арии склонны были обожествлять то, что мы сейчас называем абстракциями.
У них богами считались и истина, и ложь, и любовь, и победа, и мудрость.
Они говорили не «Бог – это любовь», а «Любовь – это бог».
По их представлениям, пока продолжалась связь между людьми и богами, не мог наступить ни конец мира, ни конец человечества.
***
Арийское общество делилось на 2 основные группы:
• жрецы-священнослужители и
• пастухи-воины.
Политическое устройство, скорее всего, соответствовало полисному типу.
Каждый город был самостоятельной общиной, владевшей окружающей его землёй: лесами, огородами, реками, пастбищами.
Об этом свидетельствует наличие в городах центральной площади, их жилая однотипная застройка, связь городов с округой.
Исчезновение арийской цивилизации на территории Челябинской и Оренбургской областей представляет собой научную загадку.
Судя по всему, жители «страны городов», сами сожгли свои жилища и ушли.
Часть из них отправилась в Индию, часть – в Иран, остальные расселились по всей евразийской степи, как их предки – «ямники».
3. «Срубники».
Начиная с третьей четверти II тысячелетия до н. э., исследователи ведут отсчёт новой археологической культуры, получившей название срубной (по погребениям в деревянных срубах, над которыми возводились земляные курганы).
Памятники этой культуры известны на очень большой территории – от Приуралья до Северного Причерноморья.
В лесостепном Волго-Уралье известно несколько сотен таких памятников: поселений, курганных групп, кладов бронзовых предметов и литейных форм.
Население срубной культуры вело комплексное хозяйство, сочетая:
• скотоводство,
• рыбную ловлю и
• охоту.
«Срубники» продолжили разработку Каргалинского медного месторождения.
Они первыми стали добывать руду шахтовым способом и здесь же, поблизости, обрабатывать её.
В последней четверти II тысячелетия до н. э. срубная культура гибнет в результате вторжения с востока неизвестных племен.
В начале I тысячелетия эти места оказались заброшены и вновь осваиваются только в эпоху железа.
С середины II тыс. до н. э. по территории края проходит граница между двумя крупнейшими союзами племен, культура которых получила название срубной и андроновской.
Срубная культура, занимавшая районы от Урала до Днепра, сформировалась на основе ямного населения.
Население обеих культур оставило нам сотни могильников и поселений во всех районах области. Их многочисленность говорит о значительном росте населения в позднем бронзовом веке (2-я половина II тысячелетия до н. э.).
Демографическому взрыву способствовали как природные, так и экономические факторы.
Развивается комплексное хозяйство, обеспечившее стабильность существования людей.
На первом месте в нём стоят:
• скотоводство и
• земледелие.
Они удачно дополнялись:
• охотой,
• рыболовством и
• собирательством.
В стадах преобладал крупный рогатый скот, большую роль играло коневодство и овцеводство. Впервые в стаде появляются свиньи.
Население вновь вернулось к оседлому образу жизни.
Селились по берегам рек.
Плодородные поймы были основой для кормления скота, позволяли запасать корм на зиму.
Некоторые участки расчищали под посевы пшеницы, проса, ячменя.
Установлено, что срубные племена уже знали плужное земледелие и использовали тягловую силу животных.
На поселениях найдены бронзовые серпы и орудия для размола зерна — каменные зернотёрки.
У с. Чесноковка Переволоцкого района, Сухоречка Бузулукского района, Юлта, Ивановка, Пролетарка Красногвардейского района, Покровка Новосергиевского района и др. на раскопках поселений срубной культуры изучены остатки жилищ — полуземлянок с деревянной каркасной конструкцией, с хозяйственными ямами, в которых запасали на зиму мясные и другие продукты.
Многочисленные находки свидетельствуют о разнообразных занятиях жителей посёлков:
• косторезном,
• ткацком,
• гончарном,
• металлургическом.
Учёные считают, что в эпоху бронзы металлургия уже обособилась как ремесло. Об этом говорят найденные металлургические мастерские, литейные формы, плавильные чаши, куски медной руды и шлаки, песты-молоты и т. д.
Известны погребения людей, занимающихся изготовлением различных изделий из металла. Такие погребения совершались с особым почётом.
Свидетельства жизни и деятельности людей того времени обнаружены в ряде мест нашей области.
Следы их поселений открыты:
• по берегам реки Джарлы (Адамовский район),
• на территории совхоза имени М. Горького (Новоорский район),
• на реке Чебеньке у села Гавриловки (Саракташский район),
• у села Колтубанки (Бузулукский район) и т.д.
Следы добычи медной руды открытым способом обнаружены и:
• у с. Еленовки (Домбаровский район),
• между речками Средней и Верхней Каргалками (Сакмарский район).
Много погребений изучено археологами в Домбаровском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.
В 2022 году археологи обнаружили в в Адамовском районе Оренбургской области поселение бронзового века XVII–XV веков до н. э. — «Нижняя Кийма I».
В ходе раскопок были найдены:
• большое количество фрагментов глиняной посуды;
• заготовка каменного топора;
• обломок каменного молотка;
• каменное пряслице и костяное орудие для обработки шкур;
• костяная заготовка орудия для горных работ.
Находки свидетельствуют о том, что население древнего поселка вело комплексное хозяйство:
• выращивало скот,
• обрабатывало продукты скотоводства,
• изготавливало керамику (вся она относится к алакульской культуре андроновской культурно-исторической общности),
• а также занималось горнорудными работами.
Помимо срубников, в позднем бронзовом веке здесь обитали представители многих других культур – так называемые андроновская, фёдоровская и другие.
Племена контактировали, воевали, торговали, соединяли своих представителей в браке и так далее. Иначе говоря, варились в одном котле, где появлялись новые народы.
С первых веков II тысячелетия до н. э. и до VII века до н. э. древние народы Урала жили в бронзовом веке, то есть более чем на тысячу лет основным материалом для изготовления орудий труда и предметов вооружения стал сплав меди с другими металлами, преимущественно с оловом, называемый бронзой.
Эпоха бронзы — время активных контактов и переселения народов.
Но взаимодействия различных культур не всегда носили мирный характер.
Именно для эпохи бронзы впервые отмечено обилие боевого оружия — копий, ножей-кинжалов, полированных каменных топоров, наконечников стрел и т.д. Встречаются погребения воинов-колесничих, основным делом которых была война и в иной мир их сопровождали оружие, колесница и конь.
Военные столкновения были следствием углубления процесса имущественной и социальной дифференциации, дальнейшего разложения родового строя, происходившего в результате прогресса экономики.
IV. Появление железных орудий.
В VIII–VII вв. до нашей эры древние жители южноуральских степей освоили плавку железной руды и начали изготовлять железные орудия труда и оружие.
Каменные орудия были полностью вытеснены железными.
Медь и бронза применялись для изготовления наконечников стрел, различных предметов быта и украшений.
Железные орудия сделали труд человека намного производительнее, чем раньше. Употребление их совершило настоящую революцию в технике, оказало огромное влияние на дальнейшую историю человеческого общества. С появлением железных орудий заканчивается бронзовый век и начинается ранний железный век.
Одновременно с появлением железных орудий древние оседлые скотоводы и земледельцы перешли к новому типу хозяйства — к кочевому скотоводству.
Этот переход обусловливался дальнейшим ростом поголовья скота в общине и наличием благоприятных природных условий для его выращивания — бескрайних степных пастбищ.
Свидетельство о публикации №224073100079