Дворец Пусловских
Я с детства слышала в нашем доме фамилию «Пусловский». Мой папа часто её упоминал, что и неудивительно: с девятнадцатого века местечко Телеханы принадлежало семье Пусловских.
Отец говорил о вкладе Войцеха Пусловского в развитие региона: о строительстве дорог, мельниц и предприятий по изготовлению бумаги, железа, сукна, скипидара, смолы и др. Благодаря предпринимателю Пусловскому в белорусско-литовских губерниях в производственном процессе стали использоваться паровые двигатели.
Войцех Ян Пусловский – филантроп и благотворитель. В частности, в 1823 году в местечке Телеханы, на моей малой родине, он построил костёл Воздвижения Святого Креста, функционирующий и поныне.
Об этих фактах я вспомнила, подходя к величественному Коссовскому замку. Моя напарница, Любовь Фостикова, глядя на возвышающееся над окрестностями здание, эмоционально произнесла:
– Правильно мы сделали, что начали экскурсию с осмотра небольшого музея-усадьбы Тадеуша Костюшко. А здесь, посмотрите, какое великолепие!
И правда, расположенный на возвышенности замок словно парил в воздухе!
В дворце нас встретила экскурсовод, научный сотрудник дворцово-паркового комплекса Татьяна Василюк. Она рассказала об истории строительства дворца и его архитектуре. Подчеркнула, что замок построен на «естественном холме, оставшемся от ледникового периода».
Говоря о холме, Татьяна Петровна рассказала об одном из развлечений жены Войцеха Пусловского, княжны Юзефы Друцкой-Любецкой – катании с горы на санках … летом.
На склоны холма расстилались хлопчатобумажные полотнища, которые обильно посыпались солью, выполнявшей функцию снега.
– Всё был готов сделать для любимой женщины владелец замка! – прокомментировала экскурсовод.
В 1830 году Войцех Пусловский начал строительство дворца, который после его смерти перешёл к наследнику – сыну Вандалину, крупному промышленнику и любителю искусств. Он продолжил дело отца, и в 1838 году замок был построен.
Возводя резиденцию в этом месте, семья Пусловских связывала строительство дворца с соседним историческим домом Тадеуша Костюшко. Замок Пусловских с прилегающим парком и старинная усадьба семьи Костюшко создали уникальный дворцово-парковый ансамбль.
Здание имеет правильную геометрическую композицию со значительным перепадом высоты. Состоит из центрального двухэтажного корпуса и двух боковых крыльев и двенадцати зубчатых башен восьмиугольной формы, каждая из которых символизирует месяц года. Четыре центральные башни – в честь урожайных мая, июня, июля и августа – самые высокие.
В одном из крыльев размещались художественная галерея и библиотека, насчитывающая около десяти тысяч редких книг; в другом – спальные помещения.
Дворец имел сто тридцать два помещения, ни одно из которых не было похоже на другое. Благодаря системе коридоров и особому размещению окон, солнечный свет освещал одну из комнат два с половиной дня в году. Жильцы замка отмечали «День комнаты», проводя эти дни в богато украшенном помещении.
Каждый зал дворца имел специальное назначение и собственное название. Белый зал – танцевальный; в Чёрном зале играли в карты; в Розовом – работали и слушали музыку. Были также Синий, Серебряный, Золотой, Стеклянный, Зеркальный и другие. Залы были украшены коврами, гобеленами, мрамором, декоративными каминами и скульптурами.
По предположению реставраторов, под тонким прозрачным полом Парадного зала второго этажа, среди водорослей плавали экзотические рыбки.
Дворец Пусловских посещали известные личности: Наполеон Орда, Генрик Сенкевич, Элиза Ожешко, Юзеф Пилсудский, Вацлав Ластовский** и др.
Третий владелец замка, Леонард, сын Вандалина Пусловского, продал дворец для погашения карточных долгов. Родовое имение Пусловских ещё несколько раз перепродавалось, а во время Первой мировой войны дворец был разграблен и частично разрушен. Пропала коллекция редких рукописей, статуй, картин и другие ценности, значительная часть которых была вывезена за границы страны.
Был уничтожен сад, в котором росли более ста пятидесяти экзотических растений; для особенно редких видов была устроена оранжерея.
С 1921 по 1939 год дворец принадлежал Польше; в нём размещалась окружная управа и школа пчеловодов.
Во время Великой Отечественной войны на территории замка и в городе были созданы четыре гетто, в которых было уничтожено почти всё еврейское население Коссово; численность жителей населённого пункта уменьшилась в семь раз.
В ходе белорусской наступательной операции «Багратион» в июне-августе 1944 года в замке произошёл пожар, фактически уничтоживший помещения, отделку, крышу, часть стен и витражей. Поскольку во Всемирной паутине распространена информация о поджоге дворца белорусскими партизанами, я поинтересовалась у экскурсовода, соответствует ли это утверждение действительности?
– Партизаны ведь были разными. Одни воевали, а другие, под личиной народных мстителей, грабили и убивали свой народ, – ответила Татьяна Петровна.
Её поддержала одна из экскурсанток:
– Я недавно смотрела документальный телефильм, в котором говорилось о создании фашистами групп «лжепартизан», которые, покидая захваченные ранее территории, всюду оставляли «огненный след». Видно, о таких «псевдопартизанах» идёт речь.
Далее Татьяна Василюк рассказала о планах Коссовского райисполкома об открытии в замке в послевоенные годы детского дома. Однако объём предполагаемых ремонтных работ был не по силам скромному бюджету района; от планов пришлось отказаться.
До 1995 года замок представлял собой руины.
5 мая 2006 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ, который определил равнодолевое финансирование восстановительных работ Коссовского дворцово-паркового ансамбля: половина – из республиканского бюджета и столько же – из областного. Позже средства поступали также из фонда Президента по поддержке культуры и искусства.
Реставрация началась в 2008 году и длилась семнадцать лет. На восстановление затрачено тридцать четыре миллиона белорусских рублей (ориентировочно – в пределах двадцати миллионов долларов) из бюджета страны; специальная комиссия ЮНЕСКО признала дворец перспективным международным туристическим объектом и выделила на реставрацию замка грант в пятьдесят тысяч долларов.
В конце 2017 года в пяти залах открылась временная музейно-выставочная экспозиция. В 2019 году было создано государственное учреждение культуры «Коссовский дворцово-парковый комплекс», включающий два объекта – дворец Пусловских и мемориальный музей-усадьба Костюшко.
В холле дворца – сведения о местности, в которой располагается замок. В Белом зале – семейная история бывших владельцев Коссово – Пусловских. Экспозиции ещё двух залов посвящены событиям двадцатого века и недавней реконструкции дворца. Пятый зал – выставочный.
Об истории замка «Мечта рыцаря», как иногда называют Коссовский дворец, экскурсовод рассказывала при посещении залов, перемежая информацию о внутреннем убранстве помещений историческими фактами.
Поднимаясь на второй этаж замка, кто-то из экскурсантов заметил:
– Такое ощущение, что уже преодолел три этажа …
– Да, всё правильно, высота дворца приближается к высоте пятиэтажного дома, – откликнулась участница экскурсии, завершившая восхождение.
Интерьер залов выполнен в англо-итальяно-французском стиле восемнадцатого-девятнадцатого веков: консоли, часы напольные с лунным календарём и четвертичным боем, часы каминные и кабинетные, комоды, канделябры, рояли, туалетные столики, обеденный гарнитур, стол, два кресла и шесть стульев в стиле Томаса Чиппендейла, британского мастера мебельного искусства …
Российская промышленность представлена роялем концертный фирмы Карла Витта; иранское мастерство – персидским ковром ручной работы девятнадцатого века.
Демонстрируя ковёр, Татьяна Петровна прокомментировала:
– Почти в каждой экскурсии находится человек, который утверждает, что именно такой ковёр украшал бабушкину гостиную!
Переглянувшись, мы с Любовью Николаевной улыбнулись: и ей, и мне хотелось сказать примерно то же.
В Изумрудной гостиной экскурсанты задержались у выставки репродукций картин белорусских художников девятнадцатого века. «Руины замка на озере Трокском» и «Руины в Гольшанах» Винцента Дмоховского, «Печальные думы» и «Старая усадьба» Станислава Жуковского, «Пейзаж с рекой и дорогой» Апполинария Горавского и др.
Рубиновый парадный зал встретил нашу группу, состоявшую преимущественно из женщин, выставкой нарядов и дамских аксессуаров восемнадцатого-девятнадцатого веков, бОльшая часть которых произведена во Франции, Испании, США и Англии.
Шляпка-чепец, шляпка-капор для прогулок, дамский головной убор «turban», шляпка «вечерний клош» (cloche – колокол), шаль, платье «флаппер» («хлопушка») в стиле ар-деко (смешение стилей и элементов различных эпох и стилевых направлений), летнее платье для променада в парке, платье для визитов …
Свадебные туфли, вечерние полусапожки, сумочка в стиле ар-деко, зонтик от солнечных лучей …
Экскурсовод остановилась у возвышения, на котором находились дамские полусапожки и обувь без каблука, напоминающая чешки.
– Это – бальные туфли, так называемые «стерлядки», – пояснила Татьяна Петровна.
– Известны случаи, что некоторые дамы за один бал изнашивали до двенадцати пар туфель.
Осматривая экспозицию, я обратила внимание на размеры дамских нарядов: они были совсем малюсенькими.
– Вряд ли эти одеяния смогли бы надеть на себя нынешние девочки-подростки. А про взрослых – и говорить не приходится! – подумала я, оглядываю группу экскурсантов. – Изящные в те времена были дамы, ничего не скажешь!
Описывать великолепное убранство Коссовского замка – пустая трата времени: всю изысканность и величавость его нужно видеть.
В заключение экскурсии Татьяна Петровна рассказала о легендах Коссовского дворца. Местные жители утверждают, что в ночное время замок охранял лев, а между замком Пусловских и резиденцией Сапег***, находящейся в Ружанах, в двадцати километрах от Коссово, существует подземный широкий проход, по которому можно проехать в карете, запряжённой тройкой лошадей.
Предваряя вопросы экскурсантов, наш путеводитель пояснила, что это – только слухи; при проведении реставрационных работ подземный тоннель не был обнаружен.
Поблагодарив научного сотрудника дворцово-паркового комплекса за интересную и содержательную экскурсию, туристы с видимым нежеланием покинули замок.
*Земский подскарбий – должностное лицо в Великом княжестве Литовском в период его пребывания в составе Речи Посполитой. Подскарбий решал хозяйственно-финансовые проблемы, отвечал за доходы и расходы государственной казны, курировал работу монетного двора.
** Наполеон Матеуш Тадеуш Орда – белорусский, литовский и польский литератор, музыкант, композитор, художник, скульптор, педагог (1807-1883гг.)
Генрик Сенкевич – польский писатель, известный как автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года (1846-1916гг.)
Элиза Ожешко – польскоязычная писательница и общественный деятель (1841-1910гг.)
Юзеф Пилсудский – польский военный, государственный и политический деятель (1867- 1935гг.)
Вацлав Ластовский – белорусский общественный и политический деятель, писатель, историк, филолог, литературовед, этнограф (1883-1938гг.)
***Род Сапег – один из наиболее могущественных и влиятельных магнатских родов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Свидетельство о публикации №224073100926
И благодаря президенту А.Лукашенко, он восстановлен как историческое здание. И теперь является знаменитой достопримечательностью и объектом всяких экскурсий.
Здоровья Вам и всяких благ!
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 15.08.2024 04:58 Заявить о нарушении
Сердечно благодарю за отзыв!
Вы правы: благодаря нашему Президенту удалось возродить великолепный дворец Пусловских.
С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.
Нелли Фурс 15.08.2024 17:30 Заявить о нарушении