Изящная словесность. Рассказ

 Ирма устало потёрла аккуратно подведённые  глаза и отложила планшет в сторону.
 Рабочий день давно начался, но она никак не могла настроиться на привычный, уравновешенный лад.
 Ведь читать бред сочинительства
новоявленных гениев пера из - под Жмеринки или Ростова, уже не было просто никаких сил.

 ..."Сусанна, одетая в нежно - голубенький халатик, тяжело сглотнула соленый ком, стоявший колом у нее во рту",- мило вещало следующее, юное дарование из Саратова, описывая восход солнца в деревне.
.."Долгожданный дождик фонтаном брызнул с серого неба, по которому бегали клочкастые облака",- вторило другое дарование, но теперь уже из Сургута.
"Там зябко шуршал колючий снег или ослеплял стекла холодный ливень" - сообщал аффтор из Перми.
" В груди женщины тихо забилась надежда", -с жалобными нотами, вторило ей  ещё одно сочинительство литературного гения из Алапаевска.
-" Разведчики незримой тенью прошли окопы противника"- это уже было сочинительство на тему героизма,из далёкого алтайского села .
 
 Ирма достала тонкие  сигареты и, нервно прикурив от зажигалки, встала из - за стола и с тоской посмотрела на полку, где стояли словари.
"Что ж..Понятно,что сии гении пера и чернил никогда не читали того же Бианки, ни Барто, ни Пришвина, ни Баженова, ни  Паустовского, ни Некрасова.Они и слышать - то о них, не факт, что слышали.Кто такой Фет или Батюшков, им вообще неведомо. Вряд ли они вообще читали стихи эпохи Пушкина. Не ходили они в театр, и, скорее всего, кроме, как на рыбалке и краеведческом музее, они вообще  нигде не бывали!"
Тут она нервно передёрнула плечами.
" Ну, откуда..ну,откуда такой тупизм кругозора?" - в который раз уговаривала она сама себя, тщетно
оттягивая время возвращения к своим обязанностям.

- Эй, Самойлова! Тебя там начальник ищет! - подбежала к ней секретарша Леночка и, выхватив у неё из рук пачку сигарет, стала энергично махать ладошкой, показывая Ирме в сторону большого холла, где должна была состояться очередная конференция.
 Ирма вздохнула, отряхнула бархатную юбку от крошек табака и, стараясь не сильно стучать высокими каблуками,
направилась по коридору в сторону мирно гудящей толпы журналистов,
которые прибыли на фестиваль, под громким названием:
   
   "Изящное слово литературного
           наследия".

 Нужно было опять врать, выдумывая на ходу хвалебные эпитеты всем эссе
детской наивности и  даже глупости нарратива из  серой, замшелой глубинки, которыми было засыпано жюри фестиваля.А самое плохое было то, что ни одна из работ, присланная на этот конкурс,  даже отдаленно рядом не лежала с названием "литература".
Стихи, как на подбор, были написаны коряво, отдавали набором дешёвых образов и рифм. Или простым плагиатом.
 Про прозу не хотелось даже говорить: образ ленивой и тупой обывательницы, озабоченной приготовлением жрачки и ублажения себя маникюром и виски, подлая свекровь или невестка, уже вызвали при прочтении первых строк нервное дёрганье глаз.
Сочинения про войну - были простыми пересказами кинофильмов.

 - Ага! Самойлова! Вот, держи текст..Быстренько его обработай!Это надо представить, как призовую работу из детского дома в Верхнем Саранске! - подбежал к ней юркий порученец шефа и, быстро сунув ей в руки пару листов набранного текста, моментально испарился.
 Ирма успела только хлопнуть пару раз ресницами и, просто не успев сказать заветного слова "Нет", обречённо уставилась на чуть скомканные листы, с трудом продираясь сквозь красоты изложения уровня третьего класса.

.."Среди комнаты стояла очень большая белая печка, мило отражая игру солнечных зайчиков, которые били из - за занавешенного окна деревянной избы...
 Ирма опустила голову и постаралась,
чтобы выражение её лица не выдало бы все те эмоции, которые родились сразу при прочтении текста.
" Они что? Совсем идиоты?? Изба какой может быть?Каменной?Или  они не знают, что комната, где стоит печь называют кухней?"- дикое раздражение просто готово было захлестнуть девушку.
 - Т - а-ак..Успокойся! Понятно и ёжику, что сие чудо прозы сляпала какая - нибудь нянечка или, в лучшем случае, воспитательница. А те, кто отправлял работы на конкурс, даже не читали текста!- подошла к ней её приятельница Галка и понятливо хмыкнула, заглядывая через плечо в текст призового шедевра.

 Ирма посмотрела на часы и нервно оглянулась в сторону фойе, где уже начали собираться гости фестиваля.
 - Х-мм..Странно другое..Отправители уверены,что их "посылка" принесёт им призовое место. А это означает, что текст обработает нейросеть и жюри увидит образец глупости, но поданный под соусом грамотности!- ответила она Галине, ещё раз перечитывая текст.
  Та лишь кивнула головой и успокаивающее похлопала Ирму по спине.
- В первый раз,что ли? Вспомни осенние чтения ?
 Ирма заулыбалась.
- "Э - ссе- енинские", - смешливо
добавила она, - одно название чего стоит!
 Она вспомнила, как они спорили о названии чтений, приводя доводы о Болдинской осени, но всё было напрасно.
 Глава жюри Алевтина Матвеевна,
бывшая комсомолка, стареющая красавица, к тому же и бывшая
предводительница областного горкома, стояла насмерть, чванливо доказывая обратное.
 Вспоминая об Исидоре Дункан, но никак не о самом Есенине.
 И, конечно же,  имя "Айседора" - даже и не упоминалось в праведной речи этой начальницы.
 
 Ирма снова усмехнулась, вспоминая эти доводы.
- Слышь..да не переживай ты так!Тебе, видно, текст - то  всучили по ошибке.Все же знают, что тексты нейросети мы не принимаем на конкурс.Или..Значит..Кто - то гребёт нехилые деньги, выдавая призы за отсканированную глупость!- усмехаясь произнесла Галина
- М-да..времени маловато,но надо проверить!- хлопнула Ирма папкой по руке и, наклонившись к Галине, стала что - то шептать той на ухо, дёргая её за руку и периодически оглядываясь по сторонам.
 Галина внимательно слушала и только вздрагивающий плечи показывали, что она еле сдерживает смех.
- Ну, что? Вперёд,на мины?- воскликнула она, когда Ирма обрисовала ей детали,- не дадим уронить честь русской словесности!
 И мило улыбаясь, девушки стали аккуратно пробираться к столу, где лежали пухлые папки с рассказами и стихотворениями, изображавшие объём рассмотренного материала, который прислали на конкурс со всей области .

 Подойдя к столу, они увидели, что папки были разворошены, а недалеко сидела секретарша Леночка, мило держа в одной руке букет из белых ромашек, а в другой руке папку, очень похожую по цвету с той, что передал Ирме запыхавшийся порученец.Перед секретаршей, на столе,  стоял высокий серый, пластмассовый стакан с кофе.
  Сама Леночка увлеченно обсуждала фасон летних джинсов, болтая по телефону и даже не взглянула в сторону Ирмы и Галины.
 
   Это была не просто удача!
 
  Девушки переглянулись и быстро начали воплощать свой хитрый план.
  Галина неловко толкнула стол, кофе полился на папки с материалами, а некоторые вообще упали на пол .
 Леночка заголосила и стала судорожно вытаскивать файлы из папок.Ирма нервно выдохнула, азартно прикусила верхнюю губу и, стараясь не выдать себя, плавно нагнулась и быстро стала подобирать несколько валяющихся файлов.
 Именно они - то и  были ей нужны для их плана спасения конкурса.
А заодно и для полного развенчания глупости и продажности областного жюри, которое состояло, увы, вообще не из литераторов и не из писателей.
Даже доморощенных.
 Весь этот великий вердикт "знатоков" состоял из бывших работников РОНО, ГОРОНО и горкома комсомола.Плюс  представителей жёлтой прессы и, конечно же, рекламы. Была ,конечно, парочка учителей литературы, которых пригласили для проформы, но она не могла повлиять на его состав.Да и были они там чисто для проформы.
Просто отвечая требованию богатых спонсоров из Москвы и Санкт -Петербурга....

Ирма взглянула на большие, настенные часы.
"Пора!" - прошептала она сама себе
 
  Через пару минут зазвенели тревожно звонки, призывая всех гостей в зал.
 Из громкоговорителей полилась негромкая музыка.
 Засверкали вспышки фотографов, чуть слышно засновали вездесущие блогеры.
 Фальшивое действие, запущенное умелым режиссером, стало набирать силу.

 Ирма неспешно отошла за кулисы и терпеливо приготовилась ждать.Финал должен был быть ошеломляющим ...

 И вот, наступил торжественный момент.
 Спустя два часа представления, со сцены полилась слащавая речь, объявляющая имена номинантов.
 Ирма, плотно сжав губы платком, стояла среди кулис,  еле  сдерживала смех.
Она знала - чей текст теперь лежал в папке. И ждала развязки, ибо по правилам фестиваля, председатель жюри должен был прочесть либо отрывок рассказа или повести, либо прочесть отрывок  стихотворения,
которое заняло призовые места.

..И когда из динамика зазвучали стихи Байрона, которые были встречены гулом одобрения и овациями зала, она уже еле сдерживала себя.

 "Был тихий час,когда спокойно -
 алое
 Садится солнце за грядою гор
 И вся земля, притихшая, усталая
 Молчит и ждёт, вперяя в небо взор"-
зазвучали красивые строки поэзии.

 Жюри жадно внимало голосу чтеца, но чем дальше продолжалось чтение, тем более  интересным становилось выражение некоторых лиц слушателей.
На которых скользило недоумение и скрытая усмешка.

Но на это никто не обращал внимание.

 Ведь для прессы, по всем правилам, праздник должен был состояться и должен был продемонстрировать знания литературы подрастающим поколением !Ведь не зря кругом, словно гончие, услужливо сновали пронырливые журналисты, и вездесущие фотографы. Которые четко фиксировали то,что происходило в зале.
Ещё бы! Оплата оповещения фестиваля была весьма щедрой!А банкет сытным.

 А на сцене....Там был феерический праздник!Глупости и невежества.
 Ведь гостям, сидящим в зале  было всё равно, что восхвалять или чему рукоплескать, посему эмоции в зале просто зашкаливали.
 
 Жюри понятливо и гордо кивало,
слыша  взрывные хлопки восторга.

 Видя такую странную реакцию, председатель, бывшая заместитель мэра по идеологии, поправляя бейджик на шёлковой блузке, чуть - чуть виляя полными бёдрами, вышла к микрофону и услужливо поклонилась спонсорам.
 
Те сидели молча, никак не проявляя эмоций.

 Но по удивлённым лицам было понятно,что они просто шокированы таким финалом

 Председатель, по своему поняв их молчание, тут же занервничала, её полные щеки пошли алыми пятнами и она от волнения толкнула чтеца.Как бы
спрашивая того о смысле прозвучавших строк.Терзая свою память, что где она слышала эти стихи.А то, что она их слышала, это было неоспоримо.
 Но после вчерашнего банкета, где был выпит  не один бокал виски, ей  уже в голову ничего не приходило.
 
 Чтец, понимая, что накосячил не по свой воле, непроизвольно сделал шаг назад, как бы ища поддержки, но запнулся и уронил из рук шагреневую папку, где лежали белые листы с текстом.
Те , словно лепестки лотоса, плавно улеглись около его ног.

  Возникла непредвиденная пауза.

 - Ну,что же Вы, дорогая Алевтина Матвеевна, продолжайте! - сзади к председательше подошла невзрачная, седовласая женщина, легко подбирая рассыпавшиеся листы.
  Это была её заместитель, которая просто была номинальный фигурой в жюри. Хотя и работала давно уже в местном музее и ранее работала в школе преподавателем литературы.
 Алевтина, поправив жабо на кофточке, переложив микрофон из одной руки в другую, растерянно улыбнулась и, взяв новые листы, пыталась прочесть что - нибудь из того,что там было напечатано.
Но кроме текста "Гимна России", там ничего не было.

- Х-мм..Видно, уважаемая  Алевтина Матвеевна от волнения забыла изящный слог словесности?- пришла к ней на помощь её заместительница и аккуратно взяла из рук растерявшейся патронессы листы с текстом.
- Я помогу ей и прочту на память..
Хотя это и не Байрон,что звучал до этого.

    Зал затих.
Даже жующие чипсы готы и пару рокеров,сидевшие на полу около плакатов на задних рядах, закрыли рты.
 
И тут..среди наступившей тишины  зазвучали слова Гимна России.Гимна красоте России...

  Все замерли..
 
  И, ведомые одним порывом, один за другим, зрители  начали вставать и сначала тихо, а потом набирая силу, запели песню.
 
 Песню любви к своей Родине.

 Которая на века останется венцом изящности словесности .



   


Рецензии