От маленькой идеи - к кулинарному путешествию

«Сочи на вкус» родил «Жизнь на вкус». Парадокс и факт. Думала ли я зимой 2021 года, что летом 2024-го буду писать предисловие к альманаху Союза литераторов России? Разумеется, нет. А чудеса берут и случаются.

Как появилась идея проекта «Сочи на вкус»? Очень просто. В конце пандемии мне захотелось создать и издать сборник кулинарных рассказов моей мамы – Лидии Петросян. Во-первых, я давно хотела это сделать. Во-вторых, мама прекрасно пишет такие рассказы, хорошо готовит и ей всегда есть, что рассказать. В-третьих, чувствовалось, что в период ковида люди истосковались по теплым семейным праздникам, по счастью быть рядом с близкими, слушать семейные истории и есть приготовленную всеми вместе еду. Мне хотелось все это объединить. Как? Сделать книгу.

А потом в Сочи повалил снег. Выключилось электричество, вода в трубах остыла. И когда это все наладилось, я пошла греться в душ. Простите меня, читатели, за такие подробности. Но это важно. И вот, греясь и благодаря кого-то там за тепло и свет, вдруг «увидела» готовую книгу – оранжевую, и на обложке написано: «Сочи на вкус». Внутренне уловила, что в ней не только рассказы мамы, но и моих друзей и коллег. За последующие весну и лето рассказы были собраны. Откликнулись все, кому предложила написать семейную кулинарную историю о любимой еде. Рецепт был необязателен, по желанию автора. Осенью мы с художницей Ольгой Бровка приступили к созданию иллюстраций к каждой истории. Я отправляла ей рассказ, примерно описывала, что вижу. Если не видела, доверялась ее чутью. Дизайнер Максим Заплатников смог реализовать мою идею обложки, которая уже стала легендарной: на фоне куркумы – белая тарелка, а в центре – морячки, Он и Она, нарисованные Олей. А потом всё как в тумане. Шучу. Помню каждый день, каждый шаг.

22 января 2022 года первые 100 книг лежали на переднем сиденье нашей машинки. Мы забирали их из сочинской типографии. За два дня книги исчезли. Потом, весной, -
доптираж 500 книг.

И через год – 2-й том. Зеленый. Солидный. Напечатан в московском издательстве. 500 экземпляров. С репродукциями картин Владимира Переверзева и Натальи Русиновой. А какие рассказы! СМИ подхватили идею проекта, и писали, и снимали сюжеты, и звали на ТВ и радио. Люди присылали отзывы и новые рассказы, благодарили. Книга пошла в мир и начала жить своей жизнью. Нырнула я глубоко. И со всей ответственностью и радостью продолжила.

Весной 2024-го – 3-й том. Уже 1000 книг. Конкурс коммуникаций. Десятки грамот от разных организаций. Серьезная статистика по проекту. Иногда не верилось, что это все выросло из маленькой семейной идеи. На обложке – хурма Александра Отрошко, внутри – акварели Екатерины Быкадоровой. Под сто историй в одной книге. Живет, дышит. Интересно наблюдать, как появляются друзья, партнеры, единомышленники, как тают границы стран, как на самом деле твои люди близко, несмотря на.

Вот в эти дни московское издательство напечатало доптираж 2-го тома, 1-й том в процессе печати. И скоро полтонны книг отправятся в Сочи. А их ждут, очень ждут. И не только в Сочи. По всей стране.

Не знаю, допустимо ли такое публиковать в этом предисловии, но мне очень хочется поделиться именами тех, кто поддержал меня в стремлении издавать книги о Сочи. Ведь если бы не их своевременная поддержка, не о чем было бы говорить сейчас, не произошло бы этого уникального взаимодействия людей – через воспоминания о семьях и кулинарных традициях, и через это – переход к чему-то большему.

Первый том я напечатала на деньги моей подруги Симы Айвазян, переиздавала на средства нескольких партнеров.
Второй том издан при финансовой поддержке Евгения Дёмина, гендиректора «Сплат Глобал» и моей подруги Марии Харлампиди.
Третий том материализовался на средства Благотворительного фонда «Улучшим жизнь» и его президента Натана Раппопорта.
Четвертый том будет напечатан также при поддержке этого Фонда и его руководителя. И выходит, что за 4 года существования проекта издано более 3000 книг о Сочи и его вкусах.

Идея «Сочи на вкус», по сути, простая: читать хорошую литературу с кулинарным флером и знать, что от этого люди становятся хоть на чуточку счастливее. Еда – такая же вечная тема, как любовь и смерть. Не устаю это повторять. И поняла я это довольно поздно, годам к 40. Зато теперь наслаждаюсь путешествием. Мне нравится знакомить с душой города Сочи саму себя, своих друзей и просто незнакомых людей по всему миру –
через авторские истории о его кулинарных особенностях и многонациональных вкусах.

Знаете, как я иногда начинаю некоторые свои презентации? Вот так: «Я Анна Петросян, журналист и руководитель корректорского бюро, и я не очень-то любила готовить, но люблю читать, поэтому стала издавать сборники кулинарных рассказов».

В 4-м томе «Сочи на вкус» есть рассказ Анны Горностаевой, вашего прекрасного предводителя. И как много общего, включая любимые местечки курортного города, у нас обнаружилось. Меня не удивило рождение идеи альманаха «Жизнь на вкус»: за эти годы слоган подхватили многие, и конкурсы называли подобным образом, и фестивали (в том числе федеральные), и всякие номинации и проекты. Всем стало интересно попробовать жизнь в ее разнообразных проявлениях именно на вкус. В книге представлены репродукции картин сочинских художников Александра и Ирины Антоновых. Каждая их акварель – это гимн сочинским вкусам, специалитетам, изобилию и уникальности.

Итак, «Жизнь на вкус». Рассказы авторов вашего альманаха меня просто захватили в литературный плен. Как много искренности, юмора, желания поделиться теплом и интересной информацией – в каждой истории.

Анна Горностаева, «Капустник» Чехова».
Чехов в Ялте на своей «Белой даче», как известно, постоянно принимал гостей, его сестра Мария прекрасно готовила и была в этом доме радушной хозяйкой. Сам писатель из-за болезни ел мало, зато любил обильно угощать. Из рассказа мы узнаем не только происхождение слова «капустник», но и рецепты блюд, которые наверняка ел сам Антон Павлович. Это суп-пюре из черного хлеба и суп из чечевицы.

Е. Евстигнеева и ее «Он, ду, труа…». С юмором описано, как деревенский мужик Пахомыч готовит французское блюдо, рецепт которого он вычитал в Интернете. Заменив диковинные ингредиенты привычными, кулинар сделал всеми нами любимый салат оливье, которым они с другом успешно закусывали водку.

В. Мукасеева внесла свой литературно-гастрономический вклад в альманах в виде «Рецепта запеченного гуся от бабушки» и подробно описала способ его приготовить. А поводом послужило школьное задание для ее сына по русскому языку. Автор так удачно все рассказала, в рецепте такой интересный маринад, что, вспоминая этот текст, непременно начинаешь хотеть есть.

Е. Обухов, «Беф-амбре». В своей кулинарной зарисовке автор с юмором рисует картинку общения недовольного гостя ресторана, официантки и качка в поварском одеянии. Миниатюра заканчивается добротным рецептом жареной свинины. 
Кроме «Беф-амбре», в этом же сборнике – юмористическая проза «Обед роскошный» и поэтическое произведение «Сводное меню для ударников капиталистического труда». Каждый их поймет в меру своей кулинарно-житейской фантазии.

В. Грубов в «Огуречной оде» воспевает пользу всеми любимого зеленого героя – востребованного и на кухне, и в косметологии. А «Именины» обещают не только обильную трапезу, но и релакс на чердаке.

Н. Силаева написала «Зефирное счастье», а в нем – и детектив с элементами гастрономического триллера, и рецепты как таковые, и пестрый хор всем нам знакомых героев. Мурашки по коже, холодок под ложечкой…

Н. Хозяинова в «Рецепте счастья» со знанием дела после цифр неумолимой статистики проводит аргументированные параллели между засолкой огурцов и счастливой семьей. И в этом есть определенный смысл, «Ведь заключение брака есть ни что иное, как консервация надежд». И не поспоришь.

Жизнь на вкус разная. Сладость может сменяться горечью, приятная кислинка превратиться в нечто иное, и умение, как алхимик, из простых продуктов сотворить философский… ужин – это дело, требующее и навыков, и желания. Благодарю московских коллег за доверие. И желаю нам продолжать любимое дело.

Антуан де Сент-Экзюпери в «Планете людей» говорит, что мы постигаем жизнь через природу, искусство и своё ремесло. Природа вокруг, хотя человек – ее часть; искусство рядом и иногда внутри. Были и будут. Видимо, сейчас у меня период «Делать книги с любимыми людьми и дружить с теми, кто их тоже создаёт».


Рецензии