Жизнь без жены

   

               
Прошло 11 лет, как умерла моя жена. Пятьдесят лет прожили вместе, и отпраздновали Золотую свадьбу. Через полгода она умерла. Ей шёл в ту пору, 74-й год, а мне – 73-й. Это был 2013 год.

 Наступило одиночество. Спасало то, что я умел готовить. И, вот, уже более шестидесяти лет стою у плиты. Город наш маленький. Но он всего в ста километрах от Москвы. Электрички, в том числе и скоростные ходят часто.
В первый год после смерти жены я каждый день слушал «Реквием» Моцарта. В нём не так звучала скорбь, я почувствовал в нём ноты какой-то надежды на то, что это не так, что это не меня коснулось.  Или мне так казалось. Но я понял, что нужно как-то жить дальше.
 
Прошёл год, поехал в Иваново. Там была хорошая гранитная мастерская. Ко мне персонал отнёсся с большим участием. Вместе с их художником мы создали конфигурацию памятника жене. У них было два куска красного гранита. Мне предложили именно их. Я согласился, хотя стоили они дорого. Из такого же гранита был сделан Мавзолей В.И. Ленина.
          
 Через месяц я снова приехал к ним – памятник уже стоял в углу и был готов. А через неделю он уже стоял на могиле жены. До сих пор на этом кладбище все памятники у людей из черных сортов китайского гранита, а её памятник был виден издалека.
                ***

С 14 лет я посещал Оперный театр в Алма-Ате. Мои родители были очень музыкальными людьми. Видимо это передалось по наследству и мне. С этого возраста я уже жил в мире музыки, и она меня спасала везде и всегда.
Эти 11 лет они не были в буквальном смысле одиночеством. Одиночество было только дома. Меня пригласил к себе начальник пассажирских перевозок, которому принадлежали все автобусы города и ближайшие несколько лет я проработал у него.

                ***
                Прошли ещё годы.

Наворачиваются слёзы. Танцует моя бесконечная любовь: Екатерина Максимова – первый Акт из балета «Щелкунчик».  И я давно уже не сижу в Большом театре, а сижу перед компьютером, и наслаждаюсь её искрящимся танцем. Не было недели, чтобы я два раза не посмотрел этот акт с милой Екатериной.
               
Увлекла 9-я симфония Бетховена, единственная симфония, где в конце поёт хор. Это было божественно (племянник Бетховена не любил музыку и пришёл в театр, когда начал петь хор. По его лицу текли слезы). Конец симфонии с хором на меня действует также.
В этой симфонии была торжественность и надежда. Жизнь продолжалась.
Отвлекали от потери жены частые командировки. Новые люди в поездах, самолётах.

                ***

С 2000-го года и по 2004 годы я был завсегдатаем Большого театра, и если подсчитать вместе с посещением Бетховенского зала, то получится цифра пятьдесят пять. Да, столько раз я приезжал к Большому театру, в надеже приобрести заветный билет. Все лучшие оперы и все лучшие балеты были прослушаны и пересмотрены в нём.
В то время в Большом была специальная касса и открывалась она за один час до начала спектакля. По командировочному удостоверению можно было получить билет. Если на ярусы, то просил первый ряд. Партер в эту кассу не попадал, а ложи были редкостью.

 Но когда танцевала Максимова, или пела Елена Образцова, то было неважно где сидеть. В то время Тамара Синявская уже готовилась покинуть Большой и ухаживать за мужем Муслимом Магомаевым.  Обе певицы обладали выдающимися голосами: сопрано у Образцовой и лирическое сопрано у Синявской. И у обеих голос в нужных местах переходил в неповторимое Контральто. Это было чудо. Зал взрывался аплодисментами.
 
И, несмотря на то, что я могу воспроизвести на мониторе любой балет, любую оперу, любого исполнителя из любой страны, например, выдающегося скрипача Джошуа Белла, исполняющего отрывок из сложнейшей оперы Глюка «Орфей и Эвридика», то всё, что на мониторе, не идёт ни в какое сравнение с Большим Театром, с его особенным запахом, с его гаснущей люстрой, с его неповторимым занавесом. Настройка в оркестровой яме музыкантами инструментов вызвала неповторимое волнение, руки потели перед ожиданием того действа, которое всегда обещал подарить Большой.

И теперь этого ничего нет. Да, я смотрю и слушаю, но нет того волнения, которое я испытывал в Большом, Нет Екатерины Максимовой (она недавно покинула этот мир 28 апреля 2009 года, нет и Елены Образцовой (тоже покинувшей этот мир 12 января 2015 года). Слава Богу, Тамара Синявская преподаёт в ГИТИСе в качестве заведующей вокальной кафедрой.

Так и живу в мире музыки, но у монитора. Здесь я ещё буду возвращаться к миру музыки и выдающимся исполнителям в балетах и операх.

Мой мир музыки никому из моих детей не передался ни по наследству, ни по генам.

 Я в разные годы поделился своим миром музыки с несколькими женщинами. Это были совершенно разные женщины с разным менталитетом. Это была большая дружба, переходящая в любовь, но по разным причинам союз с ними продолжался недолго и в основном из – за внешних  причин.

 Одна из этих женщин (Н) выделялась среди двух других. Я взял её с собой в Большой театр. Она быстро усвоила азы оперы и балета и в скором времени знала все либретто наизусть. Мы одинаково понимали оперу и балет. Все спектакли в Большом заканчивались поздно и в метро бегом вверх по лестнице, задыхаясь бежали вверх. Были случаи, когда, вбегая в тамбур, за нами захлопывались двери и электричка трогалась. Она была последней. Мы долго смеялись то ли от удачи, то ли от нервного перенапряжения.

Когда мы познакомились, разница в десять лет была почти неразличима. А теперь, через одиннадцать лет: она была разительной. В её королевстве я мог бы всего лишь зажигать свечи или хуже того – лакеем без имени.

Сегодня рядом нас поставить было НЕЛЬЗЯ! А, ведь гуляли в С-Петербурге по набережным Невы, по аллеям Петродворца, любуясь фонтанами, и много ещё где!

Преклонение  перед её прелестью осталось прежнее… Но повторить прошедшие времена я бы не хотел НИКОГДА!!! Это были попытки вернуть молодость, но, как известно, молодость возвращается только в сказках...Мы расстались.

                ***
 
Наступил 2017 год.  В мою жизни пришла Она. То-ли это было немыслимое совпадение, то - ли так сошлись звёзды, то - ли, наконец, это было проявление высших космических сил. Верю в последнее. Кто-то недавно доказал, что человек был создан Высшим разумом!!

Когда мы познакомились, то жили в разных концах света. Я – недалеко от Москвы, она - на западном берегу Атлантики.

Все подробности в моём рассказе «Её Юбилей наступил» здесь на «прозе».

Совпадение характеров, общие ценности и взгляды на искусство, музыку, самою жизнь и, наконец наши встречи, пусть не такие частые, привели нас к возникновению большой любви. Во мне проснулось новое вдохновение. И полились рассказы о нас.
               
 Если прочитать хотя бы часть этих рассказов, то можно понять, как два человека – мужчина и женщина могут полюбить друг друга. Но это даётся не просто так и не каждой паре. Для этого нужно множество совпадений в характерах, приоритетах, взглядах на жизнь. Если что –нибудь из этого перечня выпадает, то у вас ничего не получится.

Если вы не сумели добиться в себе божественного отношения к Женщине, то у вас       тоже ничего не получится.
 Делиться своим отношением к женщине невозможно.  Каждый вырабатывает своё отношение к ней, но с условием, что это – ваше отношение ей нравится, она это чувствует и понимает, она этим живёт и всегда будет стремиться к вам. Здесь нет рецептов, здесь только ваш взгляд на жизнь, ваше воспитание, отношения ваших родителей, климат в семье. Всё это вместе с вами переходит в вашу жизнь.

 И когда вы встречаете ту или иную женщину, то даже при первом знакомстве вы понимаете, что это не она и не для вас. И вы расстаётесь, не успев продолжить знакомство. Не тратьте время зря.

            Не тратьте жизнь
Не тратьте жизнь на тех, кто вас не ценит,
На тех, кто вас не любит и не ждёт,
На тех, кто без сомнений вам изменит,
Кто вдруг пойдёт на "новый поворот".

Не тратьте слёз на тех, кто их не видит,
На тех, кому вы просто не нужны,
На тех, кто, извинившись, вновь обидит,
Кто видит жизнь с обратной стороны.

Не тратьте сил на тех, кто вам не нужен,
На пыль в глаза и благородный понт,
На тех, кто дикой ревностью простужен,
На тех, кто без ума в себя влюблён.

Не тратьте слов на тех, кто их не слышит,
На мелочь, не достойную обид,
На тех, кто рядом с вами ровно дышит,
Чьё сердце вашей болью не болит.

Не тратьте жизнь, она не бесконечна,
Цените каждый вдох, момент и час,
Ведь в этом мире, пусть не безупречном,
Есть тот, кто молит небо лишь о вас!

Автор: Любовь Козырь

Источник: https://www.stranamam.ru/post/7845204/

1 августа 2024 год


Рецензии