3. 2. Совет князей на Долобском озере
1103-й год мыслился благодатным для Руси. В конце января три дня стояла над Русью пожарная заря, начинавшаяся от востока; 5 февраля было знамение на Луне, а 7 февраля знамение на Солнце. И все люди, радуясь, мнили, что эти знамения не на зло, а на добро, потому что дуги, появившиеся на Луне и Солнце, обращены были хребтами внутрь.
Всё говорило о переменах – и переменах в лучшую сторону, а смотрели люди на Владимира Мономаха, ставшего вдохновителем и одним из руководителей совместных наступательных военных походов против половцев.
Половецкие орды накатывались на русские княжества, убивая, грабя, уводя в полон и продавая в рабство славян. Больше всего от их набегов страдало пограничное Переяславльское княжество Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, стоявшее на защите без малого пол-Руси.
В начале 1103 года на озере Долобское, недалеко от Киева, на взгорке раскинулся княжеский шатёр. Неспроста, неспроста он стоял…
Князь Владимир сидел неподалёку на скамье с накинутым на неё ковром, возле озера. Весна пригревала, но прохлада пробиралась ещё под одежду, особенно по утрам, да в ночь… На то она и ночь, что без тёплого солнышка. Плечи Владимира были прикрыты затканным золотом пурпурным плащом, одетым на тунику с длинными рукавами.
Думы одолевали всю прошедшую ночь, да и теперь из головы не выходили. Засухи прошли в прошедшие годы да «великий трус» (землетрясение) прокатился по земле, потрепало малёхо в прошедшие годы. Умерло людей немало, а теперь и вообще беда с этими половцами, не дают ни хлеб садить, ни детей растить. А сеять надо, земля вон греется! Всё с набегами приходят на Русь окаянные! Решать с ними надо, отваживать от Руси.
Князь расправился, посмотрел по сторонам, на шатёр, подвинул плащ на одно плечо. Стали подходить уже воеводы да дружинники. Совет нужно держать, объединяться да отпор нечисти давать!
Вот и собрались в шатре на важный Совет русские князья: Владимир Мономах, князь Переяславльский, и Святополк Изяславич, великий князь Киевский, со своими боярами и воеводами да приглашены ещё были поучаствовать дружинники князей.
Святополк приехал веселый и добрый. Лишь незадолго перед этим умер в Киеве в оковах его враг – племянник Ярослав Ярополчич, послы от Болеслава III сосватали его дочь Сбыславу за польского короля, и с осени замуж за него и вышла. Дочь венгерского короля Ласло I замужем за сыном Ярославом. Угры пытались помочь киевскому князю сокрушить его противников на Волыни – Ярослав сам ходил в посольстве к новому венгерскому королю Коломану и привел тогда сорокатысячную венгерскую рать. И теперь союз Святополка с уграми прочен, и с этим нельзя не считаться.
Начал Совет Владимир Мономах.
– Дорогой брат, Святополк, вы люди мои, спасибо, что собрались для важного для Руси дела! Одолели уже всех половцы, не стало жизни на Руси от набегов проклятых! Пришла пора объединиться и дать отпор нечисти!
– Да, пора, брат Владимир, поэтому мы сюда на совет и пожаловали, нужное дело! Пора прекратить споры между русскими князьями и сформировать прочный союз перед лицом куманской угрозы. Вот отпашут землю люди, зерно бросят в борозду, и к оружию руки тогда и применим.
– Поздно будет, брат Святополк, сейчас нужно, – Владимир посмотрел на прибывших, – весной нужно в поход идти, сейчас кони у половцев худы после голодной зимы, нуждаются в длительной подкормке, вот мы и ударим по ним!
Святополкова дружина зашумела, воспротивилась. Все в один голос твердили, что нужно засеять поля весной и только потом в поход.
Владимир Мономах поднялся, оглядел всех тяжёлым взглядом и в волнении произнёс:
– Дивно мне, дружина, что лошадей жалеете, которыми пашут; а почему не подумаете о том, что вот начнёт пахать смерд, а половчанин застрелит его стрелою, лошадь его заберёт, али, в село его приехав, возьмёт жену его и детей его, и всё его имущество? Лошади вам жаль, а самого не жаль ли?
Притихли все в шатре, на Святополка смотрят. Встал великий князь Святополк Изяславич, шапку снял с головы, посмотрел Владимиру в глаза и произнёс:
– Вот я готов уже! И ещё клич бросим к русским князям присоединиться к дружинам нашим! Перестанем платить половцам дань и не будем ждать очередного набега, а нанесём упреждающий удар!
Отлегло в душе у князя Владимира:
– То ты, брат, великое добро створишь земле Русской!
3 апреля (1103г.) у Сутени (сейчас – река Молочная) в бой и вступим с погаными! Конницу пустим к месту боя по Дикому полю, а пеших, дабы им сохранить силы, ладьями отправим в путь до порогов у Xортицы, там и выгрузятся.
Обнялись князья, по рукам ударили.
Первым отозвался Давыд Черниговский, сказав, что будет сам со своею дружиной. Впервые с 1060 года откликнулся Полоцк – сын Всеслава Давыд прислал гонца с вестью, что полоцкая дружина уже идёт к Переяславлю. Согласились и Мстислав, племянник Давыда Игоревича, Вячеслав Ярополчич, племянник Святополка.
Шли дружины из Смоленска, Ростова, над которыми должен был взять начало пятый по счету сын Мономаха – Ярополк Владимирович. Не пришел лишь Олег, князь Черниговский, сославшись на нездоровье.
Русское войско шести князей под командованием Святополка Изяславича Киевского и Владимира Мономаха выступило, как и договаривались, как Днепр очистился ото льда, аккурат к апрелю месяцу. Четыре перехода ушло до днепровских порогов. Через четыре дня войско вышло к Сутени (Молочной реке). Битва с главными силами кочевников состоялась 4 апреля 1103 года.
Продолжение следует. http://proza.ru/2024/08/14/986
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №224080101280