Фрагменты. Пётр Патриций, 98-114
Вителлий взошел на Капитолий и приветствовал свою мать - она была порядочной женщиной. Впервые услышав, что ее сына называют Германиком, сказала: «Я родила Вителлия, а не Германика».
Taцит Hist. II.89 упоминает встречу Вителлия с его матерью Секстилией на Капитолии, хотя у него нет сведений о ее реакции на титул «Германик».
F 99 (69 г.)
Вителлий излишне сохранял связи и общался со своими старыми друзьями, ведя себя несколько необычно. Ведь многие, неожиданно возвысившись, презирают тех, кто был знаком с ними в их прежнем скромном состоянии.
Ср. Tac. Hist. II.87.2 и Suet. Vit. 12.1 о предполагаемых друзьях из неблаговидного прошлого Вителлия.
F 100 (69 г.)
Цецина, покинув Вителлия, вступил в союз с Веспасианом, а позже, раскаявшись, снова провозгласил Вителлия императором. В гражданских войнах такие смены союзов были обычным делом.
Ср. Tac. Hist. III.13-14.
F 101 (69 г.)
В ужасе Вителлий надел потрепанную и грязную тунику и спрятался в темной комнате, в которой держали собак, намереваясь ночью бежать в Таррацину к своему брату. Но солдаты нашли и схватили его, так как он, будучи императором, не мог долго скрываться.
Ср. Tac. Hist. III.84.4 и Suet. Vit. 16
F 102 (70 г.)
Муциан всегда повторял «деньги — это сухожилия правления». Он очень ревностно собирал в казну неописуемые богатства отовсюду и всеми возможными способами, навлекая порицание за это на себя, а не на Веспасиана.
Ср. Tac. Hist. II.84.1
F 103 (70 г.)
Александрийцы были недовольны Веспасианом; они высмеивали его алчность, крича: «Подай тебе еще шесть оболов», из–за чего тот, хотя и был очень кроток, вспылил.
Светоний (Веспасиан 19.2) рассказывает схожую историю.
F 104 (70 г.)
Когда Тит запросил прощения для александрийцев у Веспасиана, последний не пощадил никого из них. Александрийцы не оставили его в покое и, собравшись, громко закричали в адрес Тита, говоря: «Мы жалеем его (Веспасиана), ибо он не умеет быть цезарем».
F 105 (70 г.)
Кто–то очень изящно ответил тому, кто спросил, чем занят Домициан: «он уединился и даже мухи рядом с ним нет».
Светоний (Домициан 3.1) приписывает этот комментарий Вибию Криспу, о котором см. выше F 95.
F 106 (70 г.)
Веспасиан смешил всякий раз, когда, оплачивая расходы, говорил: «Отдаю из своего кармана».
Ср. Suet. Vesp. 16 и 19.2 и Zonar. XI.17.
F 107 (70 г.)
Веспасиан любил шутить как простолюдин и наслаждался, когда шутили над ним самим.
Ср. Suet. Vesp. 12-13 и 22-3.
F 108 (70 г.)
Веспасиан не гневался на оскорбительные в его адрес письма, которые называются «анонимами» или по–латыни «фамозами». Он отвечал на них и приписывал дополнения.
F 109 (70 г.)
Некий Феб просил Веспасиана не сердиться на него за то, что он однажды при Нероне сказал ему идти куда подальше. Он посмеялся и ответил: «Пусть будет так, чтобы и ты пошел куда подальше». И он не наказал его.
F 110 (70 г.)
Когда Вологез, государь персов, написал ему: «Царь царей Вологез шлет привет своему другу Веспасиану», не назвав его ни автократором, ни августом, он не обругал его в ответ, но написал ему: «Царю царей Вологезу Веспасиан Цезарь».
F 111 (70 г.)
Когда некоторые были заподозрены в стремлении к тирании, Веспасиан не рассердился, а разрыдался и покидая сенат, сказал: «Мой сын преемник или никто».
У Светония Vesp. 25 «сыновья», а не «сын».
F 112 (71 г.)
Муциан наговорил Веспасиану много удивительного против стоиков — что они полны пустого тщеславия, и если кто–нибудь из них отпустит бороду, поднимет брови, перекинет плащ через плечо и ходит босиком, то тут же заявляет, что он мудр, храбр, справедлив. Напускает на себя важный вид, даже если, как гласит известная поговорка, он ни букв в книге, ни корабля в море не знает; и они смотрят на всех свысока и называют родовитых баловнями, простолюдинов тупицами, красивых — развратниками, подлых простаками, богатых скрягами, а бедняков рабами …
F 113 (87-88 гг.)
Децебал, правитель Дакии, обещая мир, послал вестника к Домициану, но тот отправил против него большое войско с Фуском во главе. В ответ Децебал снова послал к императору делегацию и передал в насмешку, что если каждый из римлян будет платить ему в качестве дани два обола в год, он заключит с ними мир, иначе он начнет войну и причинит им великое зло.
Правление Децебала началось в 87 г., и F 113, вероятно, относится к операциям Корнелия Фуска в том году. Следовательно, предполагаемое высокомерие Децебала предшествует уничтожению им войск Фуска в 88 г. Предложение о римской дани могло служить предвестием согласия Домициана в 89 г. на ежегодную выплату Децебалу.
F 114 (102 г.)
Децебал отправил послами к Траяну «шапочников». Ибо они пользуются большим почетом среди даков. Ранее он посылал менее достойных среди них, «косматых». Послы, представ перед Траяном, бросили оружие и, связав себе руки, как военнопленные, стали умолять Траяна прийти к Децебалу для переговоров.
Историческим контекстом является Первая дакийская война Траяна 101-102 годов. «Косматые», по–видимому, составляли широкий резервуар дакийского населения, из которого набирались воины, а «носители шапок» были людьми, выдающимися на местном уровне и которых отличали по пилеусу, конической шапочке из войлока (войлочный колпак Тарквиния Гордого).
01.08.2024 (20:31)
Свидетельство о публикации №224080101459