Мой город

            
   
               


 Отечество моё — в моей душе
 Таится, словно штрих в карандаше,
 Как птица в ощущение полёта.
 Покажутся седины городка,
 Морщины улиц, сонная река -
 И спрячутся под крышку переплёта.
          Борис Юдин


 





Недавно я побывала в городе где  родилась, и где прошли мои детство и юность. Привела в порядок могилки родителей, прошлась по городу. Вот моя школа с памятной доской на стене в честь любимого учителя от благодарных учеников. В этой школе с 1962 года по 1998 преподавал математику Аркадий Курмелёв.  Думаю, что не много школ, где есть такие памятные доски. Но и педагогов, как Аркадий Курмелёв,  мало. А вот район и дом, где жила.  Как я любила свой город! Особенно, когда возвращалась после летних каникул. Поезд прибывал ранним утром.  Я шла по сонным центральным улочкам с типичными еврейскими, красного кирпича домиками, украшенными кирпичным же кружевом, и не могла надышаться воздухом родного города.  А сейчас он всё тот же или другой?  Хуже? Нет. Чисто, красиво, ухоженно. Но город всегда был таким. И всё же он другой, а тот что был, сидит до сих пор сладкой занозой в моём сердце.

   На территории современной Латвии на протяжении многих веков шли войны между немцами, шведами,   поляками и русскими. В 13-ом веке немецкие крестоносцы, чтобы противостоять русским князьям и держать в повиновении местное население, построили Динабургский замок на берегу реки Дина (Зап. Двина. В Латвии-Даугава). За более чем семисотлетнюю историю город имел различные названия в зависимости от подчинения — Динабург, Борисоглебск, Двинск, Даугавпилс. Понятно, что из-за того, что город переходил из рук в руки, он был многонациональным и многоконфессиональным.

Одна из достопримечательностей города - Церковная горка. Теперь и трамвайная остановка так называется, а раньше называлась Локомотиворемонтный завод. Помню, мы производственную практику на нём проходили.
 Кстати, трамвай в городе был пущен в 1946 году и долгое время был единственным видом общественного транспорта.
Вид церковной горки производит впечатление. На небольшом расстоянии друг от друга по обе стороны улицы расположены четыре храма.
Первой была построена кирха, единственный лютеранский храм в городе. Я помню, что в 70-ых годах в кирхе была школа бокса, а до этого склад.  Теперь кирху вернули лютеранской общине.
Рядом  римско-католический костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Построен в 1905 году. Проектировал В. Нейман. В костёле большой орган - памятник государственного значения.
На другой стороне улицы  сверкает позолоченными куполами православный Борисоглебский собор, построенный в том же 1905 году. Купола покрыли позолотой не так давно, на сборы от жителей города.
И чуть в отдалении самый молодой храм старообрядческой общины. Начали строить его в 1908 году. Строили 20 лет. Старообрядцев в Даугавпилсе всегда было много. Откуда взялись? Бежали из России во время гонений на них.
 Надо полагать, что в этом районе была и синагога.  Перед Второй мировой войной их было сорок пять. Сейчас сохранилась  центре города одна.

Была ещё одна православная церковь . Находилась она в парке « Тарелочка». В советское время - сквер  Андрея Пумпура ( латышский поэт), но народ всегда называл  по-старому, потому что  в центре парка был фонтан в форме трёх тарелок, по которым  сверху вниз каскадом падала вода. Потом фонтан заменили на «Девочка с лилией». Всё равно парк Тарелочкой называют. Кстати, это первый в городе парк. В 1910 году  в нём установили солнечные часы.  Вот в этом парке и был собор Александра Невского. Храм простоял 100 лет до того, как в 1969 году его взорвали.  Ночью. Так организованно. Утром народ проснулся, а на месте церкви пусто и  чистенько. Ломать не строить. Быстро управились.

  Расскажу ещё об одном замечательном парке города. С 1876г по 1890г городским главой был Павел Дубровин. Он много сделал для развития города. В 1882 году он купил  болотистый участок возле городской дамбы. Привёл его в порядок, засадил деревьями.  Вход в парк был за деньги, но эстрада, пруд, фонтан, коллекция деревьев со всего мира, летние кафе - всё это привлекало горожан. При советской власти назывался « Парк Имени Комсомола». Ну кто будет говорить: « Пойдём в Парк имени комсомола?»  По выходным народ принаряжался и чинно, семьями, направлялся в Дубровинку. На эстраде шли концерты самодеятельности, играл духовой оркестр, мужчины играли в домино, шахматы, пили пиво в павильоне. Нам, ребятне, газировка и мороженое. Нарядные молодые мама с папой. Счастье.
Сейчас в парке установлен  памятник Павлу Дубровину.

 Один из символов Даугавпилса единственная в Европе сохранившаяся в первозданном виде крепость 19-го века.  Начали её строить  в преддверии вторжения Наполеона в 1810 году, а в 1812 году, ещё недостроенная, успешно отразила атаки наполеоновской армии. Строили крепость 70 лет, а когда достроили она почти утратила своё значение, как оборонительное сооружение. В крепости четыре года отбывал наказание В.Кюхельбекер. В советское время  в крепости было военное училище.  Женихов горожанкам хватало, но были и разбитые сердца, и слёзы.  Теперь в крепости  центр искусств Марко Ротко ( Маркус Роткович)- художник , абстрактный экспрессионизм, уроженец Даугавпилса.

 Ещё одно уникальное сооружение это защитная дамба. Город расположен на самом берегу Даугавы, в низине. А потому неоднократно затапливался. В том числе затапливалась и строящаяся крепость. Вот тогда и стали думать, как защитить город от наводнений.  В 1830 — 1841гг по проекту военного инженера Павла Мельникова была построена дамба. Высота от  четырёх до шести с половиной метров. Протяжённость семь километров. Облицована дамба булыжником и гранитом. Причём, дамба  одновременно является дорогой. На вершине дамбы построили шоссе, по обочинам обсадили тополями, установили перила. Во времена моей юности по дамбе прогуливался народ.  Теперь вряд ли. Стало столько машин. Жаль, что не так давно срубили тополя.  Раньше на берегу реки был благоустроенный городской пляж. Купались, загорали, даже к экзаменам готовились на пляже. По реке от центра до Погулянского леса ходил речной трамвайчик.  Сейчас трамвайчика нет, а берег зарос. Народ купается и загорает на Стропском озере.

Первый театр в Латвии  открыт в 1850 году. В Даугавпилсе. Основал его полковник, военный инженер Динабургской крепости Гагельстром. Навсегда я запомнила встречу с театром на спектакле по сказке Шварца « Два клёна». Как я переживала  за героев пьесы! И вдруг такое чудо - клёны превратились в мальчиков. Не помню сколько мне было лет тогда, но в школу ещё точно не ходила. Спустя какое-то время театр закрыли и восстановили только в 1987 году.

 Вот и  почти все главные красоты города описала кратко. Все они на месте. Все в полном порядке.  Так чего же мне не хватает?  Что изменилось?   Нет евреев, то есть почти нет.

   Евреи в Динабурге появились в 1772 году, когда после раздела Польши город был включён в состав Псковской губернии. В 1784 году в городе 1773 еврея. А с 1785 года  евреи уже избирались в самоуправление города. Евреи в Динабурге , в основном, занимались торговлей, арендовали мельницы, так как в Польше им было запрещено иметь землю и заниматься сельским хозяйством. В1862 году, со строительством железной дороги Санкт-Петербург- Варшава, город стал промышленным и торговым центром. В 1893 император Александр Третий переименовал город в Двинск. К началу 20-го века евреи уже играли большую роль в жизни и развитии города. По числу торговых предприятий Двинск занимал первое место  Витебской губернии, к которой он тогда принадлежал.

  Накануне Первой мировой войны в Двинске  проживало 55 тыс. евреев или 50% населения.  Анекдот той поры:
Сколько евреев в Даугавпилсе?
Полгорода.
А вторая половина?
Вторая половина- их жёны.
 


  В 1935 году в городе каждый четвёртый житель -еврей.  34 синагоги, 36 еврейских детсадов и школ, 4 организации, объединяющие еврейских учителей, еврейские профессионально технические школы. Большинство евреев кормились своим трудом, а значит надо было владеть профессией. Евреи, как притесняемый веками народ, всегда старались дать своим детям образование. А это, в свою очередь, оказывало влияние на культуру города.

В Даугавпилсе родились:


Соломон Михайлович Михоэлс ( Шлоймэ Михоэлс Вовси), народный артист, художественный руководитель Государственного еврейского театра. Родился  4 марта 1890 года в семье торговца лесом. Семья жила в центре города на Постоялой улице. Сейчас эта улица Михоэлса. На доме мемориальная доска. Интересно, что лишь в 13 лет, после окончания хедера,  начал обучаться русскому языку будущий известный театральный деятель. У Михоэлса был брат-близнец - Ефим Михайлович Вовси (1890-1959), адвокат.

Оскар Давыдович Строк (1893-1975), композитор, король танго.

Марк Ротко( Маркус Роткович), художник.

Авраам Ицхак Кук ( 1865-1935)-первый главный ашкеназский раввин Земли Израиля.

Александр Борисович Столпер ( 1907-1979), кинорежиссёр, народный артист ( «Живые и мёртвые», « Повесть о настоящем человеке»)

Ну и российский поп-певец Витас ( Виталий Грачёв)







В городе жил Илья Эренбург, который был депутатом  Верховного Совета СССР от Даугавпилса.
Детство и юность народной артистки Нины Ургант прошли в Даугавпилсе.

Тотальное истребление еврейского населения началось в первый же день нацистской оккупации 26 июня 1941 года. Было создано гетто, куда согнали 15 тысяч человек. Уже 13 июля 1941 года за городской тюрьмой убили 1150 человек. К началу декабря 41-го года в гетто оставалось 962 человека. В мае 42-го года уничтожено ещё 500 человек, оставшихся узников на пароходах отправили в Польшу и распределили по лагерям. Еврейское население самой Латвии к 1943 году было уничтожено практически полностью.

В 1942 году в Берлин отправили вещи, конфискованные у евреев: 60 кг золота в различной форме, 155 кг обручальных колец, 65 кг золотых серёг.
В живых в Даугавпилсе осталось 100 евреев.

Находились люди, которые, рискуя жизнью, спасали евреев.
У моего папы был друг Соломон Ляк. Он часто бывал у нас дома. Весельчак, добряк. Всегда с улыбкой и гостинцем для меня, маленькой.  Уже будучи взрослой узнала, что ему и его семье пришлось пережить. Игнат Матуль прятал его с женой, провизором Евой Ляк , более двух лет в яме до прихода Красной Армии. Троих детей Ляков до этого убили.

В 1991 году на братском кладбище в Погулянском лесу, на месте расстрела узников гетто, открылся мемориал в память о погибших евреях.


После войны в Даугавпилс вернулось 500 евреев, переживших Холокост, приехали из других республик.

В 70-х годах в городе проживало 2 тысячи евреев.  Ещё держалась традиция по вечерам и в выходные фланировать семьёй или группами молодёжи по центральной, выложенной брусчаткой, улице. Ещё можно было услышать в трамвае или возле базара как солидные дамы беседуют на идиш. 

В 80-х годах был массовый исход евреев в Израиль, США и Германию. В 2016 году в городе проживало 150 евреев. Действует одна синагога « Кадиш». Основана она была в 1850 году. По легенде синагога была  сооружена на средства верующего еврея в память об умершем брате. В 2006 году торжественно открыли отреставрированную синагогу, в которой есть музей « Евреи Даугавпилса и Латгалии». Действует еврейская  религиозная и светская общины. Но молодёжи в них мало.
 
Останется ли в городе еврейский след   лет через 50? Или останутся только музей и книги  о еврейском мире  моего города?






 

 


Рецензии
Нина, интересный экскурс в город детства, с удовольствием прочла)
Я тоже стараюсь почаще приезжать на малую Родину, там могилы родителей, бабушек и дедушек. Для меня это святое. Детей и внуков тоже с собой вожу, чтобы не забывали своих корней. Для каждого человека до конца жизни будет дорого то место, где он впервые появился на свет.

Удачи, Нина. С добрым теплом,

Клименко Галина   10.01.2025 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя!

Нина Юдина   11.01.2025 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.