Детская опера в Израиле

Б. Турчинский
 
Детская опера в Израиле
 
 
Детскому музыкальному творчеству я посвятил многие годы своей жизни. Преподавал кларнет и саксофон, был дирижёром студенческого духового оркестра в Ровенском институте культуры, а переехав в Израиль, уже больше 30 лет работаю в консерватории города Петах-Тиква – преподаю кларнет и саксофон и руковожу детскими духовыми оркестрами. Это моя стихия и, как бы высокопарно это ни звучало, мое призвание.
         Предлагаю читателю рассказ об уникальном музыкальном проекте, который, увы, давно закрыт. На протяжении долгого времени я участвовал в этом проекте в качестве дирижёра детского оркестра.
 
 
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
Фридрих Ницше
 
Мыслью насыщенная музыка
 
Школа имени Мозес Гесс – это начальная школа, в которой долгое время существовало музыкальное направление - оперная студия, в которой занимались ребята от б до 12 лет. Участие в музыкальных спектаклях давало детям возможность познакомиться с образцами классической музыки через живое её исполнение. Насыщенная мыслью, новая для детей музыка вливалась в их подсознание, становилась для них не утомительной, интересной. Петь, танцевать, играть любит большинство детей, творчество присуще ребёнку с самого раннего возраста, и важно дать возможность каждому попробовать свои силы. Когда рядом оказываются увлечённые и талантливые взрослые, отличные специалисты, как в школе Гесс, – обязательно проявятся тяга к творчеству, радость открытия прекрасного в жизни и в искусстве. Что может быть прекрасней!
         Школа им. М. Гесс – старше государства Израиль, она была основана в 1935 году. В 1990-е годы директором была Ханита Вайс. Именно при ее поддержке и в тесном содружестве с нашей консерваторией (которой руководил Эли Алон) в 1991 году и была создана школьная оперная студия. Художественным руководителем студии стала Ирина Ляховецкая, концертмейстером – Ирина Финкельсон. Хором руководила Анна Беренбойм, я – Борис Турчинский - руководил оркестром. С костюмами помогали все учителя школы и родители.
 
Первой постановкой была опера «Золушка» Дж. Россини. Премьера произвела огромное впечатление на всех, кто её видел и слышал. Тогда дирекцией и родительским комитетом школы было принято решение о ежегодном продолжении хорошего начинания.
 
Тут необходимо уделить отдельное внимание титаническому труду художественного руководителя студии. Естественно, осилить полноценную оперную постановку силами школы невозможно, и Ирина Ляховецкая взяла на себя создание своего рода сценария, в котором должны были сохраниться основные моменты сюжетной линии оригинала и, конечно же, основные музыкальные фрагменты. Плюс нужно было адаптировать сам материал, чтобы дети могли с ним справиться. Вся эта работа начиналась в сентябре и шла весь учебный год… Собственно постановочную работу вела тоже Ирина.
 
Следующим, через год, был не менее впечатляющий спектакль «Муравей и кузнечик» – мюзикл, новый для детей музыкально-сценический жанр, в котором сочетаются музыка, хореография, драматическое и вокальное искусство. Как жанр мюзикл появился в Америке, в театре на Бродвее, но корнями уходит во Францию середины XIX века с её знаменитой опереттой. Всё это мы рассказывали детям.
 
«Муравей и кузнечик» с замечательной музыкой Саши Аргова и стихи П. Розенберга – своего рода притча.
          Муравей (впрочем, друзья называли его не так официально – просто Муравьишка) жил на краю лесной опушки. Он, пожалуй, ничем не отличался от остальных муравьёв: как и они, сновал туда-сюда, таскал различные веточки-палочки-листочки и строил свой муравейник. Единственное, что отличало Муравьишку от окружающих, так это то, что у него была Мечта. Великая Мечта!.. Огромная! Она составляла цель всей его маленькой муравьиной жизни. Вот так же и человеку нельзя без мечты – такова поучительная мораль притчи!
 
Далее - 1995 год. Постановка оперы «Кармен» Жоржа Бизе. После неё о школе заговорили во всём Израиле. Дети были приглашены в Тель-Авив выступать в престижном Центре исполнительских искусств.
 
Следующие годы шла работа над целым рядом других спектаклей.
«Орфей и Эвридика» Глюка. С этой постановкой после премьеры захотели познакомиться работники Министерства просвещения Израиля. Их отзывы превзошли все ожидания!
 
«Рондо» Бар Ханса – о детском гетто Терезиен­штадт. История оперы взята из истории Холокоста. Идея – рассказать детям Израиля о жизни их сверстников в прошлом, в концлагере. Про жизнь и смерть, и опять про жизнь – с надеждой на будущее.
 
«Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова – вот далеко не весь перечень постановок, где дети проявили себя и как способные певцы, и как актёры, хорошо чувствующие условности сцены! Школу посетили тогдашний министр образования господин Йоси Сарид и великий израильский скрипач Ицхак Перельман, который впоследствии провел в школе несколько мастер-классов.
Спектакли были показаны родителям и жителям Петах-Тиквы, а также руководителям города, а в прессе появилось много положительных, лестных откликов.
 
Ещё один способ самовыражения
 
               
        Многие исследования показывают, что музыка затрагивает ум ребёнка, создаёт изысканную атмосферу, снимает напряжённость. Опера же в школе открывает окно в новый мир для всех без исключения. Опера – жанр синтетический: кроме музыки, поэзии, танца сюда входят драматическое, театральное и изобразительное искусства.
 
Основной целью наших постановок было создание в школе культурного климата. Совместное творчество способствует дружбе и сплочённости в детском коллективе, а затем – и в обществе в целом. И это, пожалуй, главное! У учеников появился ещё один способ самовыражения, и мы каждый раз убеждались, что они в этом нуждаются. Говоря языком учебника по педагогике, дети повышали свой социальный статус.
Во всех наших постановках участвовали и солисты-вокалисты, и ансамбль скрипачей, и детский хор, и танцевальная группа. Школьный оркестр, дети которого параллельно занимались в консерватории, вместе с ансамблем преподавателей, работавших в этой же школе, профессионально поддержали проект.
         И преподаватели, и родители детей отмечали, что создание детской оперной студии в школе и участие в ней большинства учащихся способствовали улучшению микроклимата в коллективе, оздоровлению отношений между детьми и повышению успеваемости.
         У ребят была возможность попробовать себя в пении и в танце, декламации или изготовлении костюмов, почувствовать в себе присутствие (или отсутствие!) того или иного призвания. Дети приобретали новые знания, расширяли кругозор.
 
        Юных музыкантов школы Гесс приглашали выступать на различных городских церемониях, благотворительных мероприятиях, семинарах, конференциях и конкурсах, организованных министерством просвещения.
 
        Во время своего визита в Израиль в 1997 году на выступление детей в "Центре искусств" в Тель-Авиве был приглашен Великий итальянский режиссер Франко Дзеффирелли. Вот его впечатления, которыми он поделился с корреспондентом центральной израильской газеты «А-Арец»: «Когда я послушал выступление детей из оперной студии школы Петах-Тиквы, я вдруг обнаружил, какое необычное музыкальное образование они получают, несравнимое даже с музыкальной, вокальной, оперной Италией».
 
В муниципалитете Петах-Тиквы заместитель мэра города Яков Бен-Симхон, который возглавлял городской отдел образования, говорил: «Город Петах-Тиква растёт, хорошеет, и мы надеемся, что язык музыки станет ещё одним, дополнительным связующим звеном между выходцами из различных этнических групп у нас в обществе. Мы верим в музыку как в образ жизни».
 
«Школа играет и поёт»
 
Всегда интересно послушать рассказ об опыте коллег. Именно поэтому в 2013 году я записал интервью с художественным руководителем нашей оперной студии Ириной Ляховецкой, моим давним товарищем по творчеству и по работе с детьми.
 
Б.Т. – Ирина, сегодня мы поговорим об опере. И не просто об опере, а о нашей детской оперной студии школы имени М. Гесс города Петах­Тиква. Об уникальном проекте, которому, я убеждён, нет равных в мире и который ты с успехом возглавляешь уже много лет. Сколько же лет мы трудимся совместно? Если мне не изменяет память, в 1995 году я начал работать здесь ответственным за направление духовых инструментов и возглавил школьный оркестр от муниципальной консерватории. И в содружестве с тобой осуществили уже немало постановок!
 
И.Л. - Непосредственно режиссёром студии я являюсь уже семь лет. В эту школу я пришла в 1994 году. В этот период открывалось много новых проектов для репатриантов от Министерства культуры Израиля. Муниципалитеты искали пути, чтобы дать возможность трудоустроить огромное количество прибывших в страну учителей музыки. Решили при школах ввести проекты под названием «Школа играет и поёт». Так всё это и пришло в школу «Гесс» города Петах-Тиквы. А прежде я уже три года работала в подобном проекте, так что опыт кое-какой был.
 
В то время мне пришлось встретиться с новой для меня игрой на скрипке в небольших группах. Правда, слово «небольших» можно взять в кавычки, т.к. иногда я работала с половиной класса. Желающих было много! Это был мой первый опыт в этом направлении, и он был успешным. Ты знаешь, Борис, ещё ребёнком я мечтала быть актрисой. С детства копировала всех подряд известных артистов, играла в драматическом кружке в моем родном городе Днепропетровске. Моей самой большой ролью была Земфира из «Алеко» Пушкина. Но, увы, на этом все и закончилось. Мой папа не хотел и слышать о моём желании поступать в театральное училище. Его авторитет для меня был непререкаем, и с его согласия я поступила в Днепропетровский педагогический институт на музыкальный факультет. Затем работа...
 
Но любовь к театру во мне жила, ещё как жила! Совершенно неожиданно по какой-то причине из школы ушёл режиссёр, и надо было спасать ситуацию. А таких неожиданных знаковых поворотов немало бывает в жизни, правда? Вот так всё и началось.
 
         Б.Т.– Начальная школа «Гесс» – это, по сути, обыкновенная школа, каких в Израиле много. Но то, что ты делаешь со своими коллегами, превратило эту школу в необыкновенную. Я бы даже сказал, очень знаменитую.
 
И.Л. – «Оперный проект» в нашей школе существует уже 22 года. Выбор материала для последующей постановки был всегда хаотичен. Но в последние годы учителям музыки в школах был предложен интересный план-проект на основе всемирной науки, истории, музыкальной литературы и архитектуры, начиная с XV–XVI веков: ренессанс, барокко, классика, романтизм, модернизм и постмодернизм. И этот план воплощён в жизнь!
 
В конце каждого учебного года я подключаю коллег, детей и родителей, и мы находим новую тему, а затем и материал для постановки. Как, например, и в этом году. В июне состоялась премьера мюзикла «Алей Кинор» (в основу постановки взят рассказ Шолом-Алейхема «Скрипач») композитора-израильтянки, проживающей в США, Ципи Флайшер.
 
Нас потрясла история о мальчике 3емеле, который страстно хотел научиться играть на скрипке, но родители его были категорически против. Каждый день он подходит к старому домику старого учителя Нафтали, откуда доносятся волшебные звуки, очаровывающие его душу. Трудно ему справиться со своим желанием, и он заходит в дом, где видит учителя и его учеников, впоследствии ставших ему друзьями. 3емеле не стал скрипачом, но любовь к музыке у него осталась на всю жизнь.
 
Кстати, я всегда сама придумываю умный и воспитательный финал. Стараюсь обязательно связать действие с действительностью.
 
Б.Т. - Ирина, я хочу отметить, что и в Израиле, и в других странах подобные детские театры существуют.
 
         И.Л. - В Израиле есть, например, сеть средних школ с музыкальной ориентацией. И там периодически ставят похожие спектакли, в основном, мюзиклы. Есть подобное и в клубах. Но чтобы в начальной школе! Я такого ещё не слышала. Ведь речь идёт о детях с б до 12 лет.
 
Б.Т. - Какие самые большие сложности встречаются в твоей работе?
 
И.Л. - Хочется очень много сделать, и на хорошем уровне, чтобы было оригинально, нестандартно. Но очень мало времени на всё это. А надо многому научить участников действия. Ведь в школе нет драматического кружка, уроков танцев и так далее. Всему этому надо ребят научить, с любовью, с требовательностью – и в минимальный срок.
 
Б.Т. - А какие самые удачные постановки были у тебя за эти годы?
 
И.Л. - Любимая и самая удачная постановка всегда впереди, будет на следующий год.
 
Б.Т. - Я уже немного затронул тему выступлений участников оперы вне школьной сцены, хотелось бы её продолжить.
 
И.Л. - Очень много выступаем с детьми на семинарах, конференциях, конкурсах по линии Министерства просвещения. Дважды мы выступали с прославленным израильским скрипачом Ицхаком Перельманом.
 
Б.Т. - Расскажи, пожалуйста, нашим читателям о технической стороне дела. Костюмы, декорации, звукотехника – откуда всё это?
 
И.Л. - Всё субсидирует школа, и я мало интересуюсь чем-либо, кроме творчества. На мне творческий поиск в чистом виде. Очень приятно и комфортно работать в такой обстановке.
 
Б.Т. - Кроме режиссёрской работы, ты ведёшь ансамбль скрипок. Почти 50 детей. Не трудно и то, и другое сразу?
 
И.Л. - Нет! Это такая радость! Столько удовольствия! Мне как дирижёру школьного оркестра приходится иногда играть вместе с ребятами, и я всегда поражаюсь: это групповые занятия, скрипка - как известно, очень и очень сложный инструмент в обучении - а дети играют довольно стройно и слаженно!
 
Б.Т. - Как ты этого добиваешься? Поделись!
 
И.Л. - Момент творчества – мой самый любимый момент в жизни. Ищу свой путь, много работаю с детьми. Меня считают преподавателем строгим и требовательным. Система моего преподавания отличается от обычного обучения игре на скрипке. Много внимания с самых первых уроков уделяю умению услышать себя и других.
 
Б.Т. - И еще пару слов о последней постановке.
 
И.Л. - В прошлом году придумала рассказ-либретто на известную музыку 20-х годов. Это американские мюзиклы. Своей задачей я поставила донести детям, что минувший ХХ век – это мощное музыкальное развитие не только американской культуры, а и вообще всей, общечеловеческой.
 
Мне очень нравится то, что я делаю. Это творческий процесс, и он меня захватывает. Спасибо Богу, что он мне дал этот дар видеть и понимать, что необходимо делать. Я чувствую сцену и жизнь на сцене. Мне очень помогают мои коллеги, дети и их родители, руководство школы и муниципалитет. Я им всем очень благодарна. Моя задача привить моим ученикам любовь к прекрасному – к музыке, театру, слову, действию.
 
Б.Т. - Какой главный вывод ты сделала бы из всего, о чём рассказала?
 
И.Л. - Я бы добавила: любите музыку! Прививайте эту любовь детям! Эта любовь поможет им найти себя в этой жизни!
 
Не успели стихнуть последние аккорды мюзикла «Алей Кинор» - а Ирина Ляховецкая уже думает о следующей постановке. И на мой вопрос, какой она будет, что новенького мы увидим в ближайшее время, какие наброски есть в её режиссёрских тетрадях, она отвечает: «Пока это большой секрет! Мы объявим о наших планах в сентябре, а в июне все узнает и увидит и наш зритель!»
 
Что ж, на то и существует в театре волнующий воображение занавес: до поры хранить секреты. Пусть творческие планы Ирины и наши общие планы с детьми пока будут секретом для нашей не такой уж маленькой аудитории.
 
Наступит сентябрь, начнётся обучение в общеобразовательной и в музыкальной школах, в нашей студии. Обучение чему? - Как стать настоящим человеком. Образованным, разносторонним, открытым миру и будущему».
 
                ***
 
    К моему большому сожалению, со сменой директора школы оперный проект прекратил свое существование.
    Но не будем печалиться: все имеет своё начало и свой конец. В конце концов, любое прекрасное явление лучше запомнить на пике его расцвета, чем с грустью наблюдать его увядание.
    Прощай, наш незабываемый оперный проект!
    Добро пожаловать, новые творческие идеи!
 
 
 


Рецензии