К значению сяньб. TAG страна
В отличии от нахско-дагъестанских, индоевропейских и халха-монг. основы ТАГЪ/ДАХ/ТIОХЬ "крыша, плоская вершина горы" и т.п., сяньбийское ТАГЪ означало "страна", причём во множественном числе прояснилось также значение "верх", ср. сяньбийское ТАГЪНАР "горы". Таким образом, мы видим, что в таком парамонгольском ( протомонгольским) языке как сяньбийский понятие "страна" было связано со значением "гора". В других же языках семантика ограничивается лишь "крышей, матерчатым верхом папахи", "плоской вершиной горы".
Попытаемся выявить истоки этих взглядов на примере самих мнг. языков.
Халха-монг. ОРОЙ "вершина, верхушка; темя; зенит". Фиксируем значение "верх, крайняя точка чего-л." Теперь продолжим поиски:
ОРОН I. "жилище, кров"; II страна, государство, край".
Механизм словообразования, присущий мировидение мнг. народов показывает, что подобное соотношение как TAG "страна", но TAGNAR "горы" вполне возможно и объяснимо данными самих мнг. языков.
Мы проявляем интерес к этой основе по ряду важных причин. Прежде всего, потому что существовал ДАХИСТАН, он же ДАhА-Е-СТАН как обозначение преимущественно ираноязычной группировки в низовьях р. Урал. Считается, что термин daha изолированное явление в иранских языках с редкими реликтами, означающим "человек, мужчина" и т.п. К нему возводят индоарицское "враг" и совр. перс. deh "село, деревня". Последнее объясняют как расширение значения "люди". Но мы не знаем убедительных примеров семантического расширения по схеме "люди">"село, деревня". Вместе с тем есть другие примеры ( напр. в латинском), когда "голова, башка" обрастают новым значением "штука животного, человек, кто-то, некто".
Дело в том, что в исторических памятниках сохранилось стойкое словосочетание "ДАХСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ", но нет ни одного "царства дахов". Всё это напоминает нем. DACH "крыша" ( вульг. и диал. "башка"). В нем. "ты получишь по крыше" означает "схлопочишь по башке". И в этом же языке существует словосочетание DACHVERBAND "ключевая организация".Это структура, где сходятся все ключевые функции. Собственно говоря, именно таким "дахфербандом" и являлся сам Дагъестан.
Где бы ни появлялись парфяне у них везде обнаруживался "ДАХИСТАН". Он то тут, то там -везде где парфяне - и это всегда объединение, группировка, но не "монархия". Историки, специализирующиеся на савроматах и сарматах свидетельствуют, что родина сарматских племён - ДАХИСТАН в низовьях Урала и что на Сев. Кавказ они попали именно оттуда.
У древних индоариев с этими "даха, даhа" сложились неприязненные отношения, тогда как для восточных иранцев они считались сородичами.
Сяньбийская форма в виде ТАГЪ "страна" делает практически невозможным, что перс. DEH могло образоваться от значения "множество людей, коллектив". Здесь реликтовые восточноиранские значения с большой долей вероятности сами явл. результатом развития значения "верх, вершина, голова" как мы это видим, например в языке пушту: САЬР "голова, вершина, шляпка гвоздя, остриё", но САРАЙ "человек", САРИ "люди". Обратное же расширение от значения "человек"> "вершина, голова" и пр. невозможно, потому что такое явление ни в одних языках не прослеживается. В словарях языка Авесты (Bartholomae, Altiranisches W;rterbuch) САЬРА означает также "объединение, союз".
В заключение скажем, что для нас классический средневековый мусульманский Дагъестан - типичное конфедеративное объединение, которому больше всех соответствует обозначение МИЛЛАТСКАЯ КОНФЕДРАЦИЯ, где подразделение на этнические группы перекрывалось более важной в идеологическом плане принадлежностью к мусульманско-суннитской общине. Русский язык сам по себе не способен дать адекватного обозначения. но для носителей немецкого языка с ним всёипонятно, во-первых, это EIDGENNOSSENSCHAFT, т.е. "содружество/товарищество, основанное на клятве/присяге", а во-вторых, - DACHVEBAND "ключевая организация". И ничего другого нет. Как совершенно верно заметил востоковед и исламовед Михаэль Кемпер: "исторический Дагъестан -это сплошь союзы, федерации, конфедерации и союзы конфедераций".
Для персоязычного поэта Азербайджана SARIR (доисламской Нагорный Дагъестан и Ичкерия) был идеально справедливым государственным образованием, где все равны. Понятно, что речь шла о "ХОЛБООТОН УЛС" - стране из ассоциаций, союзов, конфедераций, в привычном для носителей мнг. языков значении. В Монголии Чингисхан все эти аналогичные монгольские структуры сумел объединить под своей верховной властью и результат оказался ошеломляющим - чингизидами было завоёвано 20 млн. кв. км.
Гениальный человек - на совести которого прим. 40 млн. убитвх обрёл подходящий для своих грандиозных планов человеческий материал. Все они умели прекрасно сражаться и маневрировать в конном строю и к тому же имели опыт невероятной стойкости в соблюдении взятых на себя обязательств, данных присяг.
Когда знаменитый Субудэй явился однажды ночью к Чингисхана,то "кешик" (стража) не услышав пароля,его избила, скрутила и связанного уложила за юртой до утра. Проснувшийся Чингисхан долго смеялся рассматривая побитого Субудэя, затем извинился перед ним и сказал: " Я поблагодарю охрану, они честно выполнили свои обязанности караульных".
"Железная Яса" Чингисхана не знала никаких исключений и предусматривала быструю расправу над её нарушителями,кем-бы они ни были. Причём в сам "кешик" набирались люди не только из разных племён, но и социальных слоёв, чтобы не создавать кому-л. привилегий и не порождать у кого-л. чувства превосходства.
"Железная Яса" требовала неукоснительного соблюдения законов обязательных для всех - независимо от этнического происхождения, прежних заслуг и социального статуса.
Свидетельство о публикации №224080100425