О жертвоприношениях
«Жертва Богу – дух сокрушенный»(с)Давид
Сразу скажу, в наши дни проведение подобных процедур не возможно, по ряду причин, которые я изложил в конце, статья носит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО философский характер.
Тема, о которой я хотел бы поговорить, настолько сложна, многогранна и непонятна, что я много раз откладывал этот разговор. Вместе с тем она представляется мне крайне важной, ведь даже обожаемая мной супруга, которая довольно хорошо разбирается в духовных материях и много чего знает, не так давно снова сказала приблизительно следующее: "Ну построят третий храм, и что? Снова будут резать животных? Это же ужас! Дикость какая!"И я подумал, как это выглядит в глазах других людей, когда они читают писание. Должно быть, у них возникают те же мысли. Как Всеблагой, Любящий, Милосердный Господь может не только терпеть такое непотребство, но и положительно воспринимать его? Собственно, для этого и написана статья.
Повторюсь, тема эта настолько сложна, что даже многие мои учителя не то что о ней не говорят, но, как мне кажется, не слишком понимают суть этого явления и механизма под названием "жертвоприношение". Прежде чем начать излагать суть, необходимо обозначить три момента, без которых статья будет лишена всякого смысла. Но сначала как и полагается благодарность - хочу выразить благодарность Всевышнему за то, что даровал мне понимание столь сложных вещей, а также своей дорогой жене, которая всегда подкидывает пищу для размышлений.
Многие вещи не имеют адекватного названия в человеческих языках, так как мы живем в физическом мире и у нас просто отсутствуют правильные термины. Например, у нас есть понятия "волна", "спектр", "ядро", "синтез", "сигнал", "кинофильм", "книга" и другие, которые максимально четко отражают суть явления. Например, книга, на каком бы языке она ни была названа, дает человеку понимание, что это некий предмет, чаще всего бумажный, на котором записана некоторая информация с помощью символов, которые в свою очередь имеют определенные значения. С духовными понятиями все не так, поскольку мы не можем описать многие вещи. Это усугубляется еще и тем, что в Торе многие вещи описаны теми терминами, которые были доступны людям в тот момент времени. Мечи, цари, плоды и прочие архаичные и не очень вещи — это лишь метафоры и аналогии. Как пример, есть такое понятие "Трон Славы Всевышнего". Кто-то, вероятно, подумает, что это о некотором седалищи, на котором Слава Всевышнего, сидит в свободное от работы время. Люди с абстрактным мышлением, возможно, не будут столь прямолинейны и решат, что это нечто связанное с почитанием и уважением Творца. На самом же деле речь идет о том, что когда Создатель создал материальную реальность, Он установил законы, по которым она работает, тем самым как бы ограничил себя. Он создал ряд каскадных проекций самого себя, поскольку если бы Он сам присутствовал в нашей реальности непосредственно, она не могла бы существовать, подобно тому, как не может вырасти цветок в ядерном реакторе, и вообще мало что там может существовать. Т.е. Трон Славы — это некое явление, которое можно выразить такими словами, как упорядоченность, структура, самоограничение, задание алгоритма, большой взрыв, каскадная модель управления, проекция и многие другие. У нас нет названия для этого, просто пророки понимали суть явления и старались его описать доступными им словами. И в то время инструментарий языковой у них был сильно беднее нашего. Надеюсь, с этим понятно.
Говоря о нашей теме, невозможно не затронуть механизм заповеди. Я попробую своими словами дать максимально понятное определение этому явлению, поскольку, как мне кажется, у многих понятие заповедь — это что-то вроде приказа, и они отчасти правы, но лишь отчасти.
Итак, заповедь — это некий механизм влияния на реальность, а также инструкция, что-то вроде кода в консоли команд, набрав который человек влияет сразу на несколько вещей: а) Он влияет на себя. б) Он влияет на свое потомство (а также предков, но это отдельная тема, очень глубокая и широкая, может, как-нибудь потом...). в) Он влияет на духовные миры. г) Он влияет на физический мир.
Степень влияния определяется различными факторами: время, место, личность (от того, какая именно личность производит влияние, определяется сила этого влияния). Заповеди бывают трех типов: хуким, мишпатим, эдот.
Мишпатим - Некоторым из этих «инструкций» мы можем дать логическое объяснение — такие предписания Тора называет мишпатим. Требование уважать родителей, запреты воровать и убивать кажутся нам понятными и необходимыми.
Эдот - Объяснимы с нашей точки зрения и заповеди типа эдот — «свидетельства», например, требование праздновать Песах в память об исходе из Египта.
Хуким - Но есть законы, не объяснимые в пределах человеческого опыта, хотя, безусловно, имеющие основание в тайнах творения. Эту третью категорию заповедей Тора называет хуким от слова «хок» — «закон». Существование мира регулируется законами. Есть установленные Творцом законы природы. Многие из них уже уловлены и изучены естественными науками, мы умеем их констатировать и даже использовать. Но хотя мы освоили эти законы практически, суть их остаётся для нас загадкой. Понять, почему они действуют так, а не иначе, мы не в состоянии. Почему, например, между физическими телами существует притяжение? Как бы глубоко ни был нами изучен закон всемирного тяготения, ответа на вопрос мы не находим.
Этот факт чётко сформулировал выдающийся физик Макс Планк. В одной из своих книг он пишет: «Наука не может окончательно разгадать тайны природы. Ведь, в конце концов, мы сами — часть природы, часть той тайны, которую пытаемся раскрыть». Среди законов поведения, данных нам Творцом мира и человека, тоже много таких, которые мы не понимаем. Б-г указал нам, как вести себя в жизни для того, чтобы осуществить своё предназначение. Эти указания подобны инструкциям, прилагаемым к механизму и объясняющим, как им пользоваться. Так вот, жертвоприношение — это хуким — закон, который человек понять не может. Именно поэтому тема столь сложна. Но я всё же попробую с Божьей помощью объяснить некоторые аспекты этой заповеди ниже.
К сожалению, в истории нашей цивилизации есть одна досадная деталь... Многие народы, помня о неком механизме, совсем позабыли детали этого механизма и превратили это в варварство и дикость. Надо ли говорить, что языческие жертвоприношения не только не выполняют свою функцию, но и несут негатив. Это просто мерзость и убийство животных, а в давние времена даже людей. Я приведу пару примеров, чтобы было легче понять.
Есть такое понятие карго-культ: также религия самолётопоклонников или культ даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления», а также может служить иллюстрирующим примером к третьему «закону Кларка». В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».
Другой пример. Все мы смотрели хоть когда-то сериалы про больницу и врачей. Хирург точно знает, что он делает и для чего, где делать надрезы и прочие тонкости — ОН ХИРУРГ. Теперь если любой из нас попробует повторить его манипуляции, не обладая навыками, знаниями и прочими инструментами, что будет? Ничего хорошего. Формально всё будет похоже: мы возьмём скальпель, сделаем надрез, зажим, тампон и так далее, но результат этого будет ужасным. Так и с жертвоприношением... К сожалению... Бездумные, глупые туземцы пытались подражать пророкам и людям с неимоверным уровнем познания реальности.
Жертвоприношение (ед. ч. ивр. ;;;;;;;;;, корбан, мн. ч. ;;;;;;;;;;;;, корбан;т). Для начала приведу классические трактовки этого явления, а затем перейду непосредственно к своим выводам и пониманию.
Точно установить назначение жертвоприношений, приносимых до установления закона Моисея, сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю.
Еврейская философия давала жертвоприношению различное символическое или рациональное объяснение.
Филон Александрийский, Иехуда ха-Леви, Авраам Ибн Эзра и Нахманид склонялись к символическому пониманию жертвоприношения.
Маймонид полагал, что Бог лишь терпел заимствованный евреями у идолопоклонников обычай.
Каббала придаёт жертвоприношению мистико-символическое значение. В самом раннем тексте каббалы «Сефер ха-бахир» слово корбан считается производным от корня ;;; («приближать; соединять»), жертвоприношение соединяет совершающего его с Божественным миром. Самое подробное изложение символического понимания жертвоприношения содержится в книге Зоар, где говорится, что жертвоприношение соединяет высший и низший миры, верующего и Бога, а также мужское и женское начала в самом Боге. Принесение в жертву животных интерпретируется символически как искупление грехов плоти. По мнению некоторых каббалистов, мясо жертвенного животного достаётся силам зла; Богу нужна лишь кавана — доброе намерение совершающего жертвоприношение.
Жертвоприношения в Библии появляются уже в истории Каина и Авеля (Быт. 4), которые принесли часть от плодов своего труда в жертву Богу. Жертва Каина была от плодов земли, тогда как Авель принёс жертву из первенцев своего стада. Согласно талмудической традиции, Адам принёс быка в качестве благодарственной жертвы Богу за спасение своей жизни.
Жертвоприношение Ноя, которое он принёс после своего выхода из Ковчега (Быт. 8:20), имеет ряд характерных черт: сооружение алтаря, различие между животными, пригодными и непригодными для жертвы, а сама жертва впервые называется «благоухание (р;;;; ;;;;;;;;), приятное Господу» (Быт. 8:21). Это выражение затем часто повторяется в Библии (см. Лев. 1:17, 2:9).
В истории патриархов многократно упоминается о сооружении ими жертвенников, посвящённых Имени Бога: Авраам (Быт. 15:9), Исаак (Быт. 26:25), Иаков (Быт. 31:54). И хотя прямо о жертвоприношении упоминается лишь один раз у Авраама, принёсшего в жертву Богу барана вместо сына, вопрос Исаака «Где же агнец для всесожжения?» указывает на то, что жертвоприношение животных было в их среде обычным делом.
В истории Иакова (Быт. 28:18, 35:14) рядом с алтарём (мизбеах) впервые упоминается памятник (мацева), на котором он совершил возлияние елея (оливкового масла).
Библия предполагает также существование культа жертвоприношений и у языческих народов. Так, Моисей мотивирует свою просьбу к фараону отпустить евреев тем, что они должны принести жертвы Богу в пустыне (Исх. 5:1—3). Это также явствует из многочисленных предостережений в адрес еврейского народа от участия в жертвоприношениях других племён.
История жертвоприношений в иудаизме характеризуется постоянной тенденцией к централизации. После прихода евреев в Ханаан жертвоприношения, первоначально совершавшиеся в различных местах, постепенно централизуются. Давид учредил новый духовный центр в Иерусалиме, где после освящения храма Соломона сосредоточилось принесение жертв (1 Цар. 8:5, 1 Цар. 8:62—65; 2 Пар. 4:6, 2 Пар. 7:4—9). Однако вплоть до реформы царя Иосии жертвы продолжали приноситься и в других местах (2 Цар. 22—23; 2 Пар. 34—35).
Источник энергии.
Наша вселенная каждую секунду потребляет огромное количество энергии. Будучи милосердным и добрым, Творец обеспечивает 99.99% этой энергии для её поддержания, но 0.00000001% должен внести сам человек. Причины этого связаны как с целью сотворения человека и мира, так и с законами вселенной, которые нам ещё предстоит открыть. Подобно круговороту воды, энергия переходит из материального состояния в духовное и обратно. Пропорции этого процесса мне неизвестны, но предполагается, что они чрезвычайно щедры. Одна единица духовной энергии может быть равнозначна энергии тысячи солнц. Сколько таких единиц выделяется при правильном жертвоприношении, мне неведомо.
Про вечную жертву (корбан а-тамид) сказано в книге Чисел (гл. 28): «И сказал Господь Моисею: прикажи сынам Израилевым и скажи им: приношение Моё, хлеб Мой в огнепалимые жертвы, благоухание приятное Мне, соблюдайте приносить Мне в своё время». В этих словах Тора определяет суть жертвы.
Термин «корбан» происходит от корня «кирув», означающего «близость», «приближение», «находиться рядом». Из этого следует, что цель жертвы — сблизить человека с Творцом (Рамбан на Ваикра 4:2).
Как понимать фразу «хлеб Мой» («еда Моя»), если применить её к полностью нематериальному Творцу?
Очевидно, что данное выражение нельзя понимать буквально. Тора использует человеческий язык, чтобы с помощью известных нам терминов объяснить глубокие, духовные процессы. Для понимания этой метафоры необходимо осознать, что еда символизирует в человеческом восприятии.
На первый взгляд, пища нужна исключительно для поддержания физической оболочки человека, но в каббалистических книгах сказано иначе. Хотя душа не нуждается в материальной пище, её связь с телом осуществляется именно через еду. В каждом материальном объекте скрыт духовный корень: потребляя пищу, организм расщепляет её на составляющие, когда тело питается материальными элементами, а душа — духовными. Благодаря этой энергии душа остается в теле и сосуществует с ним.
Теперь вернемся к жертвоприношениям.
Тора раскрывает, что человек представляет собой микрокосм мироздания. По словам мудрецов, человек — это микромир, а мир — макро-человек. Имеется в виду, что структура всего мироздания идентична устройству человека, его тела и души, и всем процессам их взаимодействия!
Не вдаваясь в детали, можно сказать, что вся вселенная в целом подобна единому гигантскому «телу», где роль души выполняет сам Всевышний. Его присутствие наполняет всё пространство и пронизывает все его составляющие. Жизнеспособность вселенной полностью зависит от постоянного контакта и связи с Творцом, так же как жизнь тела зависит от присутствия в нем души.
Всевышний непрерывно подпитывает своё творение, но эта связь во многом зависит от человека — вершины и цели творения. Исполнение воли Творца оправдывает существование мира и усиливает Его положительное влияние, а нарушение Высшей воли ведет к обратным последствиям.
В любом случае, задача жертвоприношений — усилить связь человека с Творцом и тем самым увеличить энергетическую подпитку вселенной. Можно сказать, что в этом отношении человек является партнером Создателя. Поэтому корбан называется «лахми», «еда Моя», так как благодаря этому действию «Душа мира» получает возможность оставаться в своем «теле», подобно тому как душа человека связана с телом через еду.
«Благоухание, приятное Мне»
Как понять выражение «реях нихоах» — «благоухание, приятное Мне»? Мудрецы, основываясь на грамматическом сходстве, трактуют эти слова как «нахат руах» — удовлетворение: «Я повелел, и Моя воля была исполнена» — несмотря на то, что исполнитель не понимает причины указа.
Однако и в буквальном смысле текста есть намек на сущность жертвоприношений. Из всех органов чувств именно обоняние считается самым утонченным и близким к духовности. Запах — это нечто неосязаемое, в какой-то мере не материальное («реях» от «руах» — дух, ветер, воздух). Не случайно, говоря о жертвоприношении, Тора подчеркивает именно его запах, показывая, что тайна жертвы заключается в обращении материального (животного) в духовное (благоухание, поднимающееся от него).
Основная цель человеческой жизни — использовать материальный мир ради духовных целей, возвышая материю и обращая её в духовность. Это касается и взаимоотношения между телом и душой: призвание души — овладеть телом и направить его ресурсы на свои нужды. Праведники, достигшие такого уровня, уподобляются Храму и жертвеннику — месту, где материальность превращалась в духовность.
Поэтому важнейшим моментом в жертвоприношении было окропление жертвенника кровью животного. Кровь — носитель животной души, т.е. самой жизненной силы животного, и принося её в дар Творцу, человек выражал желание посвятить свои жизненные силы воле Творца. Высшая душа (нешама) по своей природе стремится к свету и добру, основная проблема возникает именно с телом (животной частью — нефеш), поэтому для возвышения этой части приносили жертву с подобной животной душой.
А что коровы и прочая живность?
Наше восприятие мира ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОГРАНИЧЕННО. Многие люди считают физическое существование единственной реальностью, и в этом свете жертвоприношение кажется ужасным. Но что, если посмотреть глубже и шире? Почему Исаак так обрадовался, когда Авраам сообщил ему, что его принесут в жертву? Потому что физический мир — это фикция, иллюзия и не более того. Смерти не существует ни для нас, ни для тех животных, которых приносили в жертву наши предки. Одна корова может дать энергию для существования, возможно, сотни галактик, если не всего мироздания. Конечно, кто-то может сказать: «Ну ты умник, тебя бы так!» Послушайте, это сложная вещь, возможно, самая сложная. Нам жаль горлицу, осла или другое животное, и это НОРМАЛЬНО, ведь мы не бездушные чудовища. Но наши эмоции и чувства основаны на неполных данных, на ограниченном понимании. Вы видите, как человек режет другого ножом — это жестоко? А если это хирург, спасающий пациента, отношение совсем другое, верно? Так и здесь!
А что сейчас?
Сегодня, когда Храм разрушен и мы лишены возможности приносить жертвы, у нас остаётся небольшое утешение в виде молитвы. О взаимосвязи молитвы и жертвоприношений можно говорить отдельно, но можно сказать коротко: ежедневно обращаясь к Творцу с нашими нуждами, мы провозглашаем Его власть и единство, полагаемся на Него во всем, что и является сутью жертвоприношений.
Помимо этого, исполнение заповедей и изучение Торы (особенно законов, касающихся жертвоприношений) также выполняют схожую функцию и служат основным "питательным элементом" для всего мироздания.
Резюмируя еще раз скажу тема не простая и достойна написания многотомных трудов. Это не просто - хрясь курицу и нет грехов. Это сравнимо с квантовой физикой. А просто это как раз у безграмотных туземцев- язычников, которые просто делали ужасные вещи.
Таким образом, есть ряд условий:
Специальный человек, специальное время, специальное место. Если сантехник Вася зарежет курицу в автобусе, это мерзость в глазах Всевышнего, просто бездумное убийство живого существа. А если еще это делается "для Б-га", то это просто кошмар, и вместо освящения Имени Всевышнего - это осквернение Его Имени. Хуже события для мира и человека представить себе нельзя. Вместо святости - тума (нечистота).
Кавана - намерение. Жерта это не взятка, не индульгенция. Жертва - это дух сокрушенный, и только потом какие-то материальные вещи. Об этом и писал Давид : можно хоть миллион жертв принести, будет только вред.
Едва ли сегодня существуют люди, обладающие нужными характеристиками и знаниями для проведения такого рода процедур, а посему защитникам животных можно не опасаться.
слово "жертва" на иврите - ";;;;;" (корбан). Давайте посчитаем гематрию этого слова:
Гематри;я (ивр. ;;;;;;;;) в иудейской традиции — один из методов (наряду с нотариконом и темурой) анализа смысла слов и фраз на основе числовых значений
; (Каф) = 100
; (Вав) = 6
; (Реш) = 200
; (Бет) = 2
; (Нун софит) = 50
Суммируем: 100 + 6 + 200 + 2 + 50 = 358
Теперь найдем слова с идентичной гематрией (358):
;;;; (Машиах) – Мессия
;;; (Нахаш) – змея
Таким образом, слова "корбан" (жертва), "Машиах" (Мессия) и "нахаш" (змея) имеют одинаковую гематрию, равную 358.
Что подтверждает все выше сказанное в одном случае это спасение для человека и мира в другом это грех - смерть и ужас.
Свидетельство о публикации №224080100723