Бывших летчиков не бывает

Рассказ из серии ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ.
Но прежде чем вы узнаете о ночном приключении, расскажу предысторию событий.
Я  действительно летчик. Как многие считают - БЫВШИЙ, т.е. на пенсии. Вначале в запасе, сейчас в отставке, т.е на учете не состою по достижение запредельного возраста.Прошло уже 32 года когда я последний раз поднимал истребитель в небо. Бывало  всякое в летной работе. Освоил 7 типов самолетов, инструктор на 3-х типах. Но на современных истребителях не летал. Хотя в кабине многих сидел. Вот и в прошлом году при случае залез в кабину Су-34. Больше всего поразило, что в кабину пилот и штурман (правый пилот) попадают в кабину через переднюю стойку шасси.А тут в сводке новостей сообщение, что потерпел аварию самолет Су-34 , экипаж покинул самолет на парашютах. Летчики живы. У летчиков есть такой тост : Чтобы количество взлетов совпадало с количеством посадок. К великому сожалению, не у всех так бывает. А кому-то в аварийной ситуации ангелы хранители помогают.
И еще одну особенность хочется рассказать для лучшего понимания сюжета. Аэродром Бельбек, где я летал последние 2 года , имеет курс взлета с одной стороны на море, т.е. после пролета БПРМ - ОБРЫВ и метров 200 до кромки моря. МиГ-31 там 1 октября 2022 года разложился. Штурман спасся на парашюте , а пилот погиб . Не хватило доли секунды.
    И вот многие годы мне продолжают сниться сны , где я летаю. Хорошо когда летал во сне на том, на чем наяву летал. Дача у меня совсем рядом с аэродромом и постоянно вижу кто взлетает , т.е. какой тип самолета. И вот со временем стали сниться , что пилотирую современный истребитель. Как я умудрился  во сне летать на новых типах, если я только в кабине сидел и даже на тренажере не делал ни одного полета, логически объяснить невозможно.
     Ночь.с 31 июля на 1 августа . Тишина . Крепкий сон плавно уходит в даль и вижу себя в кабине   истребителя. То что это "Су" я не сомневаюсь. Но пилот справа от меня подсказывает, что это Су-34.Взлетаю без подвесок ( видно тренировочный полет) , включаю форсажи и покатились по ВПП.Отрыв , уборка шасси, механизации крыла, отключаю форсажи в наборе и вижу резкое падение скорости. Взгляд на обороты двигателей, а оба ушли в режим авторотации, т.е. оба отключились. Уменьшаю угол атаки и перевожу на снижение, благо в переди горное ущелье , как бы между гор иду на снижение, внизу река течет и огромный дуб вывернутый с корнем лежит вдоль русла реки. Слышу вопрос по СПУ : ПРЫГАЕМ ? Нет, садимся,- отвечаю.Есть опыт с училища. А садиться -то некуда. Подвернул самолет так , чтобы на ветки дуба  приземлиться. Все смягчит удар, может не загоримся,-подумал я. Так и произошло.Гасил скорость , как пилоты в небе "КОБРУ" делают. На закритических углах.  Хруст веток под нами.Небольшое скольжения по речному песку и мы на твердой почве недвижимы. Аварийно сбрасываем фонари и вылезаем из кабины самолета.  Вызывать ПСС бесполезно, мы в ущелье, рации не работают. Осталось ждать вертолет ПСС . В ожидании завязался разговор . Штурмана заинтересовало , почему мы не катапультировались, а пошли на посадку. Здесь было две причины и какая из них главная определить не берусь. Рассказал штурману историю как я на третьем курсе после 4- разворота при полете по кругу на МиГ-17 на снижении начал уменьшать обороты и они перешли в режим авторотации  , т.е. движок встал. Нас инструктор учил действовать так : РУД на МАКСИМАЛ и включаем "ИЗОЛИРУЮЩИЙ и ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ". Мне тогда повезло. Двигатель набрал обороты уже на выравнивании у земли  и я ушел на второй круг. Тогда действительно катапультироваться нельзя было, высота менее 300 м.  Примерно такой же алгоритм я выдержал и сейчас. Посадка перед собой , запуск в воздухе.Но двигатели не запустились и мы приземлились.Хотя здесь можно было и катапультироваться. Самолет позволяет его покидать на парашюте при наличии двух нулей: Н=0 м. V= 0 км/час. Но мне катапультироваться врачи не рекомендовали. За годы летной работы позвоночник поизносился и при катапультировании он не смог бы выдержать динамическую нагрузку. А при катапультировании одного , другого выбрасывает из кабины автоматически. И вот слышу шум винтов вертолета и просыпаюсь... Обычно сны забываются, но тут другой случай. Повернулся на другой бок и вижу продолжение сна. Мы в классе предполетной подготовки, идет разбор нашей аварии. Объяснительные написаны, слушаем доклад инженера полка. И тут нас ждал сюрприз. Нам стало понятно почему двигатели  не запустились  в воздухе и самолет на земле не загорелся.  В авиации не бывает случайностей, бывает не познанная закономерность. Идет цепь событий, которая приводит к аварии или катастрофе.
Предыдущий полет самолет выполнил без замечаний. Стоял на ЦЗ и готовился к новому полету. Заправка топлива производилась не с ЦЗ , а топливозаправщика.Начав заправку, отлив литров 300 , ломается насос подкачки. Решено заменить заправщика. А техник самолета в спешке уже выставил датчик топлива в планируемую заправку. Тут гудит сирена, началась суета, техник бежит к самолету, цепляется ногой за "водило" и ломает себе ногу. Доктор его отправляет в санчасть. Самолет готовит к вылету техник звена. Смотрит "ЖПС" , нет подписи техника по заправке топливом, заглянул в кабину. По прибору заправка есть. Ставит свою подпись. Мы запрыгиваем в кабину и на вылет. Отрабатывали вывод полка из под удара. Минимальное время на взлет всего полка и перелет на аэродром рассредоточения. Заправки топлива хватило только на взлет на форсаже  и так совпало, что выключение форсажей с окончанием подачи топлива в камеры сгорания  из-за его отсутствия.Так что моя попытка запуска в воздухе была напрасна. Зато при приземлении и гореть-то нечему было. Вот такой сон приснился через 32 года. Как тут не поверишь,что "БЫВШИХ ЛЕТЧИКОВ НЕ БЫВАЕТ". А все о чем я написал в этом сне , когда-то случалось в действительности в мои летные годы со мной и с моими однополчанами. Вот мозг ночью все это обобщил в одном сне мне представил.
 П.С. Это не первый такой сон. Были и вещие сны в таком плане. Были и фантастические, где теряется грань между сном и реальностью. Все это опубликовано здесь же ранее. 
 Прошло время и события имеют место быть...
Однажды я написал рассказ. Ну не совсем чтобы правда, это сон в перемешку с опытом летной эксплуатации различных самолетов особых случаев при отказе авиатехники.  Почти все сны в той или иной мере сбываются со временем...
А сегодня прислали видео посадки на ВПП Су-34 без шасси, но с работающими  двигателями.
" Ну раз видео уже вышло, поздравлю экипаж, впервые в истории Су-34 выполнил посадку «на брюхо», был прецедент аналогичный, но там была выпущена передняя стойка.Мужики, вы красавцы, если бы я был на вашем месте, то скорее всего прыгнул, как завещает особые случаи Су-34."- пишет собственник телеграм-канала Aviahub. А вот ссылка на видео , что я скопировал с телеграм-канала сегодня 22.03.2025г. https://ok.ru/video/9123138308773   
 


Рецензии