Принцы и золушки

Изучающие английский узнают, что масти игральных карт у англичан называются иначе, чем у нас. Бубы – по-английски Diamonds, что означает Алмазы; Черви - это Hearts, что означает Сердца, Трефы, а иногда говорят Крести – по–английски Clubs, что на русским, означает клубы, а точнее какие-либо организации, чаще всего такие, куда так просто, с улицы не попадешь. И по крестам на карте понятно, что в данном случае под организацией имеется в виду церковь. И наконец, Пики, по-английски Spades. Понятно, что подразумевается армия.

  Эти четыре масти означают четыре основных пути продвижения по карьерной лестнице. Такими были основные пути в годы изобретения игральных карт. Буби – это продвижение в деловой, торговой, банковской сфере. Потому и алмазы. Трефи –  продвижение в церковной иерархии. Потому кресты. Пики - в армии. И Черви – на любовном поприще.

История и литература оставили нам свидетельства того, как люди продвигались на этих поприщах. Что касается Пик – полно военных мемуаров, описаний жизни полководцев.  Буби – биографии миллионеров, промышленников. Трефи - мы можем прочитать, как поднимались по служебной лестнице священники. Таких документов о закрытых учреждениях, меньше.  А вот книг, соответствующих червовой масти - книг о любви – таких океан. Но нас интересуют книги не о любви вообще, о любви большой и чистой или африканских страстях, не про Джульетту, Татьяну Ларину или Анну Каренину. Обратим внимание на те книги, как за счет любовных отношений шло продвижение.

 Классический пример – гаремы шахов, падишахов, султанов, восточных деспотов, когда одна из жен или наложниц   либо за счет того, что сумела понравиться властителю больше других, либо за счет своих личных качеств, поднимается к вершине власти, и естественно богатства. Вариантов много. Мы не будем их разбирать, а только отметим, что возвышение женщины путем обольщений, считается нормальным.

  Вот фигура   альфонса, мужчины, продвигающегося за счет женщин, вызывает презрение. Как пример знаменитый роман Мопассана «Милый друг». Мы знаем о любовниках Екатерины, которые вышли в люди через постель. И хоть потом они нередко показывали себя талантливыми царедворцами, репутация уже была подпорчена.

 Но для женщин играть на слабостях мужчин для получения себе выгод – норма, заложенная природой. В давние годы, в то время, как мужчина был строителем, воином, защитником племени, охотником, добытчиком, долг женщины рожать и выхаживать детей, хранить домашний очаг. В буквальном смысле. Добыть огонь было непросто. И важно было его поддерживать и день и ночь. «Важней всего погода в доме, а все другое ерунда» Домашний очаг - это то самое, ради чего мужчина выкладывается, рискует жизнью. И чтобы он выкладывался ради домашнего очага, очаг должен быть привлекательным для мужчины. Соответственно, женщина должна быть привлекательна. А что ей еще остается? Ведь не может же она стать полководцем. Не может пробиться в кардиналы или епископы. Мало женщин в верхах деловых кругов. Это не ее масти. Особенно так было в старые годы. А и сейчас в странах Востока. Зато полно тех женщин, кто добивался высот, покоряя мужские сердца. Быть желанной - одна из тех профессий, которым женина не учится в школе, а познает сердцем.  Романы о любви называются женскими романами. Но среди них есть специфические - романы о золушках.

Популярный, даже избитый, сюжет, как девушка из самых низов благодаря своему внешнему и внутреннему очарованию вытаскивает счастливый билет. Вот на этом и остановимся.  Золушка –не первое повествование подобного рода.   Сюжеты о связи богов со смертными женщинами известны с древности.
Из Википедии:

«Золушка» — западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле. Это один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенародный розыск. Когда он нашёл Родопис — Золушку — он тут же женился на ней.

Из греческих мифов. Хиона — персонаж древнегреческой мифологии. Славилась своей красотой, которая пленила одновременно двух олимпийских богов Гермеса и Аполлона. Гермес усыпил Хиону и сошёлся с ней днём, а Аполлон посетил её ночью. От каждого из богов Хиона родила по сыну — знаменитого вора и хитреца Автолика от Гермеса и великого музыканта Филаммона от Аполлона. Зевс явился в образе золотого дождя смертной деве Данайе, и от их союза родился герой Персей. Похищенная Зевсом Европа, став его женой, стала жить на Крите, родив ему трёх могучих сыновей, прославившихся на весь мир.
 
В Библии уже действуют не боги, а люди, но ведут себя примерно так же. Вирсавия, женщина молодая, красивая, замужняя, приглянулась царю Давиду. Царь Давид не имел власти нагло забрать ее к себе в наложницы, и послал ее мужа, на войну, на верную смерть. Но Вирсавия поставила ему условие, если она согласится и родит Давиду сына, тот станет царем. И этим царем стал царь Соломон.

С Золушкой немного иначе. В ранее описанных случаях активность, настойчивость проявляют мужчины. Золушка же сама делает первый шаг. Девушка оказалась инициативной и не робкого десятка. Она принаряженная, едет во дворец на бал. Не боится, что там ее выставят?  Ведь она никто и ничто на социальной лестнице. Но это только кажется. У нее туз в рукаве – крестная, которая по совместительству фея. Фея могла бы просто дать Золушке всего до отвала. Но тогда бы не было сказки о любви, которая много веков околдовывает девушек, надеющихся на чудо, на большую и чистую, целомудренную любовь.  Ведь большая и чистая любовь без всяких меркантильных расчетов - это столь редкое чудо, которое не в состоянии подарить даже фея.  Поэтому фея, действует как сводница. Она может только принарядить крестную и направить туда, где можно кого-нибудь закадрить: на вечеринку, день рождения подруги, пикник, сабантуй, корпоратив, бал во дворце. Или организовать совершенно случайную встречу, достойную любовного сериала. Например, в парке на пробежке. На концерте, в библиотеке. Хотя если котлеты отдельно, а мухи отдельно, то принцы на пикники и вечеринки, и на корпоративы с простыми золушками не ходят. И на пробежке в обычном парке принца не найти. Хоть ноги собьешь. У настоящих принцев собственные парки.  Настоящие принцы в музеи ходят с охраной, в определенные для них дни. На концертах сидят в особой ложе. Так что золушкам к ним не пробиться.    

Согласно европейской сказке Золушка приезжает на бал, и восхищает всех своей красотой. Принц знакомится и танцует с ней. Но бьют часы, и Золушка поспешила уйти. Убегает и роняет туфельку. В сказке говорится, что принц так влюбился в нее что не мог забыть. Но почему-то ищет ее по туфельке. Неужто забыл ее лицо? А Золушка легла на дно. Не светится: вот она я.  Почему? Из своей природной скромности? А может ей принц не понравился? Про это в сказке ни слова. 

Так что же Золушка? Понравилось на балу? Конечно, во дворце красотища. Всякому понравится. А принц? А вдруг он урод?  В сказке говорится только о том, как прекрасна была Золушка. И то на балу в шелках и при марафете. Тут и дурнушка может очаровать. Но как выглядел принц? А зачем такие подробности? Что это меняет? Мы же понимаем, что достаточно быть принцем.

 И никто не собирается спрашивать Золушку: об этом принце мечтала? На том самом коне? Нет. Туфелька подошла – с вещами во дворец. Принц соизволил тебя любить.  А кого вообще интересует мнение Золушки?  Кто она такая, чтобы иметь мнение?  От одного того, что сам принц ею интересуется, должна одуреть от счастья.

И современные золушки, девушки чистые, целомудренные и совсем не расчетливые, но способные одуревать, одуревают в массовом порядке.   Целая киноиндустрия на них работает. Чтобы они случаем не одурели от того, что они видят в своих серых буднях. Но увы, на настоящий бал всех золушек не пригласишь. Да и кому они там нужны. А вот на бал голубого экрана – можно. Телевизор, слава богу, в каждом доме. Сначала по телевизору показывали другие сказки: как мы семимильными шагами идем к победе коммунизма, воду заряжали или одним прикосновением в транс вводили. А теперь про золушек показывают.  Чуть не каждый день крутят сериалы о том, как юная, честная, наивная, чистая, но бедная, хотя и умненькая, девушка, - очень часто из провинции, там души чище, - покоряет сердце относительно молодого уже было разочаровавшегося в жизни и все же внутренне чистого, готового к большой любви олигарха. И что важно, она не просто покоряет, а с печатью в паспорте и с серьезным улучшением ее материального положения.

  Такие сюжеты оттеснили фильмы, где героиня добивается всего сама. Таких фильмов и прежде было немного. Просто потому, что добиться всего самостоятельно в нашей жизни - это не очень реально. А жизнь такова, что желающих заскочить в социальный лифт и поняться без остановок гораздо больше, чем этих лифтов. Согласно банальной теории вероятности принцев на свете гораздо меньше, чем чистых и честных девушек. а счастливых билетов ее меньше.  Но ведь сказка от этого печального несоответствия не стала хуже. Не стала менее соблазняющей. Вот она соблазняет. И чем больше девушки понимают, что без принца никак, тем больше верят в сказки.      


 


Рецензии
Женщинам веками не давали образования и права распоряжаться своим имуществом, одсюда единственный путь карьеры-черви. Нам нужны сказки, где девочка играет активную роль в своей судьбе

Екатерина Федина   03.08.2024 10:34     Заявить о нарушении
есть такое - "Москва слезам не верит" но это уже совсем сказка. женщина и мужчина разные существа. это физиологически обусловлено. мужчина не вынашивает ребенка, не чувствует его внутри себя, не рожает - он иной. он больше нацелен на внешние факторы - коллектив, партию, человечество. вместе с тем женщина может всему этому обучиться, хоть ей и сложнее. хоть она глядит на мир своими глазами. но мужчина рожать детей не научится. он рожает больше чем женина книги, философские идеи, технические изобретения и открытия. и такая разница - не хорош не плохо. есть вилы спорта, которые только мужские. я учился в техническом вузе, в группе были девочки. они были более прилежными, старательными. на лекции ходили. тем более у нас была день в неделю военная кафедра, только ля мальчиков. и после нее ты выходил никакой. пять-шесть пар. а девочки имели дополнительный свободный день. но с предметами им было тяжело. просто потому что мальчик с детства держал в руках молоток, отвертку, стамеску, сам себе точил коньки, налаживал роликовые коньки, сам чинил велосипед, сам смешивал проявитель, сам подгонял клюшку. А некоторые умельцы и самопал сделают. И эти навыки проявились в техническом вузе. В то время как девочки это все знают только теоретически. Я потом с такими выпускницами работал. они материала не чувствуют. и в этом разница. но она и не обязана. у нее другая сфера, в которой я профан.

Леонид Колос   03.08.2024 12:09   Заявить о нарушении
Женщины "не рожали" изобретения лишь потому, что их с детства веками ориентировали на обслуживание мужчин, стариков и детей. Женщинам не давали образования и возможность сделать карьеру.Я бы не замечала плохого в подобном разделении труда, типа, женщинам рожать, а мужчинам карьера, если бы не вековая дискриминация матерей, хозяек, жен, я с ней в России также столкнулась. Их труд веками обесценивался. А раз так, надо бороться женщинам за свои права. Ваши девочки с факультета были иначе социализованы в детстве, это понятно. Но сегодня найти и рукастого мужчину нелегко. Я вот в своей жизни единицы таких встречала. Но зато по школьным воспоминанием могу судить, что количество успевающих девочек в разных классах всегда выше процента успевающих мальчиков и дело не в усидчивости, а именно в интеллектуальной развитости. Это мое личное убеждение как бывшего педагога. Просто интеллектуальные достижения женщин традиционно обесцениваются повсюду.

Екатерина Федина   03.08.2024 23:25   Заявить о нарушении