Принцы и золушки
Эти четыре масти означают четыре основных пути продвижения по карьерной лестнице. Такими были основные пути в годы изобретения игральных карт. Буби – это продвижение в деловой, торговой, банковской сфере. Потому и алмазы. Трефи – продвижение в церковной иерархии. Потому кресты. Пики - в армии. И Черви – на любовном поприще.
История и литература оставили нам свидетельства того, как люди продвигались на этих поприщах. Что касается Пик – полно военных мемуаров, описаний жизни полководцев. Буби – биографии миллионеров, промышленников. Трефи - мы можем прочитать, как поднимались по служебной лестнице священники. Таких документов о закрытых учреждениях, меньше. А вот книг, соответствующих червовой масти - книг о любви – таких океан. Но нас интересуют книги не о любви вообще, о любви большой и чистой или африканских страстях, не про Джульетту, Татьяну Ларину или Анну Каренину. Обратим внимание на те книги, как за счет любовных отношений шло продвижение.
Классический пример – гаремы шахов, падишахов, султанов, восточных деспотов, когда одна из жен или наложниц либо за счет того, что сумела понравиться властителю больше других, либо за счет своих личных качеств, поднимается к вершине власти, и естественно богатства. Вариантов много. Мы не будем их разбирать, а только отметим, что возвышение женщины путем обольщений, считается нормальным.
Вот фигура альфонса, мужчины, продвигающегося за счет женщин, вызывает презрение. Как пример знаменитый роман Мопассана «Милый друг». Мы знаем о любовниках Екатерины, которые вышли в люди через постель. И хоть потом они нередко показывали себя талантливыми царедворцами, репутация уже была подпорчена.
Но для женщин играть на слабостях мужчин для получения себе выгод – норма, заложенная природой. В давние годы, в то время, как мужчина был строителем, воином, защитником племени, охотником, добытчиком, долг женщины рожать и выхаживать детей, хранить домашний очаг. В буквальном смысле. Добыть огонь было непросто. И важно было его поддерживать и день и ночь. «Важней всего погода в доме, а все другое ерунда» Домашний очаг - это то самое, ради чего мужчина выкладывается, рискует жизнью. И чтобы он выкладывался ради домашнего очага, очаг должен быть привлекательным для мужчины. Соответственно, женщина должна быть привлекательна. А что ей еще остается? Ведь не может же она стать полководцем. Не может пробиться в кардиналы или епископы. Мало женщин в верхах деловых кругов. Это не ее масти. Особенно так было в старые годы. А и сейчас в странах Востока. Зато полно тех женщин, кто добивался высот, покоряя мужские сердца. Быть желанной - одна из тех профессий, которым женина не учится в школе, а познает сердцем. Романы о любви называются женскими романами. Но среди них есть специфические - романы о золушках.
Популярный, даже избитый, сюжет, как девушка из самых низов благодаря своему внешнему и внутреннему очарованию вытаскивает счастливый билет. Вот на этом и остановимся. Золушка –не первое повествование подобного рода. Сюжеты о связи богов со смертными женщинами известны с древности.
Из Википедии:
«Золушка» — западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле. Это один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.
Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенародный розыск. Когда он нашёл Родопис — Золушку — он тут же женился на ней.
Из греческих мифов. Хиона — персонаж древнегреческой мифологии. Славилась своей красотой, которая пленила одновременно двух олимпийских богов Гермеса и Аполлона. Гермес усыпил Хиону и сошёлся с ней днём, а Аполлон посетил её ночью. От каждого из богов Хиона родила по сыну — знаменитого вора и хитреца Автолика от Гермеса и великого музыканта Филаммона от Аполлона. Зевс явился в образе золотого дождя смертной деве Данайе, и от их союза родился герой Персей. Похищенная Зевсом Европа, став его женой, стала жить на Крите, родив ему трёх могучих сыновей, прославившихся на весь мир.
В Библии уже действуют не боги, а люди, но ведут себя примерно так же. Вирсавия, женщина молодая, красивая, замужняя, приглянулась царю Давиду. Царь Давид не имел власти нагло забрать ее к себе в наложницы, и послал ее мужа, на войну, на верную смерть. Но Вирсавия поставила ему условие, если она согласится и родит Давиду сына, тот станет царем. И этим царем стал царь Соломон.
С Золушкой немного иначе. В ранее описанных случаях активность, настойчивость проявляют мужчины. Золушка же сама делает первый шаг. Девушка оказалась инициативной и не робкого десятка. Она принаряженная, едет во дворец на бал. Не боится, что там ее выставят? Ведь она никто и ничто на социальной лестнице. Но это только кажется. У нее туз в рукаве – крестная, которая по совместительству фея. Фея могла бы просто дать Золушке всего до отвала. Но тогда бы не было сказки о любви, которая много веков околдовывает девушек, надеющихся на чудо, на большую и чистую, целомудренную любовь. Ведь большая и чистая любовь без всяких меркантильных расчетов - это столь редкое чудо, которое не в состоянии подарить даже фея. Поэтому фея, действует как сводница. Она может только принарядить крестную и направить туда, где можно кого-нибудь закадрить: на вечеринку, день рождения подруги, пикник, сабантуй, корпоратив, бал во дворце. Или организовать совершенно случайную встречу, достойную любовного сериала. Например, в парке на пробежке. На концерте, в библиотеке. Хотя если котлеты отдельно, а мухи отдельно, то принцы на пикники и вечеринки, и на корпоративы с простыми золушками не ходят. И на пробежке в обычном парке принца не найти. Хоть ноги собьешь. У настоящих принцев собственные парки. Настоящие принцы в музеи ходят с охраной, в определенные для них дни. На концертах сидят в особой ложе. Так что золушкам к ним не пробиться.
Согласно европейской сказке Золушка приезжает на бал, и восхищает всех своей красотой. Принц знакомится и танцует с ней. Но бьют часы, и Золушка поспешила уйти. Убегает и роняет туфельку. В сказке говорится, что принц так влюбился в нее что не мог забыть. Но почему-то ищет ее по туфельке. Неужто забыл ее лицо? А Золушка легла на дно. Не светится: вот она я. Почему? Из своей природной скромности? А может ей принц не понравился? Про это в сказке ни слова.
Так что же Золушка? Понравилось на балу? Конечно, во дворце красотища. Всякому понравится. А принц? А вдруг он урод? В сказке говорится только о том, как прекрасна была Золушка. И то на балу в шелках и при марафете. Тут и дурнушка может очаровать. Но как выглядел принц? А зачем такие подробности? Что это меняет? Мы же понимаем, что достаточно быть принцем.
И никто не собирается спрашивать Золушку: об этом принце мечтала? На том самом коне? Нет. Туфелька подошла – с вещами во дворец. Принц соизволил тебя любить. А кого вообще интересует мнение Золушки? Кто она такая, чтобы иметь мнение? От одного того, что сам принц ею интересуется, должна одуреть от счастья.
И современные золушки, девушки чистые, целомудренные и совсем не расчетливые, но способные одуревать, одуревают в массовом порядке. Целая киноиндустрия на них работает. Чтобы они случаем не одурели от того, что они видят в своих серых буднях. Но увы, на настоящий бал всех золушек не пригласишь. Да и кому они там нужны. А вот на бал голубого экрана – можно. Телевизор, слава богу, в каждом доме. Сначала по телевизору показывали другие сказки: как мы семимильными шагами идем к победе коммунизма, воду заряжали или одним прикосновением в транс вводили. А теперь про золушек показывают. Чуть не каждый день крутят сериалы о том, как юная, честная, наивная, чистая, но бедная, хотя и умненькая, девушка, - очень часто из провинции, там души чище, - покоряет сердце относительно молодого уже было разочаровавшегося в жизни и все же внутренне чистого, готового к большой любви олигарха. И что важно, она не просто покоряет, а с печатью в паспорте и с серьезным улучшением ее материального положения.
Такие сюжеты оттеснили фильмы, где героиня добивается всего сама. Таких фильмов и прежде было немного. Просто потому, что добиться всего самостоятельно в нашей жизни - это не очень реально. А жизнь такова, что желающих заскочить в социальный лифт и поняться без остановок гораздо больше, чем этих лифтов. Согласно банальной теории вероятности принцев на свете гораздо меньше, чем чистых и честных девушек. а счастливых билетов ее меньше. Но ведь сказка от этого печального несоответствия не стала хуже. Не стала менее соблазняющей. Вот она соблазняет. И чем больше девушки понимают, что без принца никак, тем больше верят в сказки.
Свидетельство о публикации №224080100947
Екатерина Федина 03.08.2024 10:34 Заявить о нарушении
Леонид Колос 03.08.2024 12:09 Заявить о нарушении
Екатерина Федина 03.08.2024 23:25 Заявить о нарушении