Чеченцы Ваьппий

Вяппий (чеченское ваьппий) — чеченский тайп, входящий в состав общества аккинцев-ауховцев; населяют область Аух, нынешнего Дагестана, входят в чеченский тукхум аьккхий. По чеченским преданиям у вяппий с древности большие родственные связи с орстхоевцами. Говорят на пхарчоевском (южно-ауховском) говоре ауховского диалекта чеченского языка. У чеченцев аккинцев есть предания, что тайп в древности именовался также как: вабуа, уабой, уобос, есть и также версия, что фраза в книге ЖИЗНЬ КАРТЛИЙСКИХ ЦАРЕЙ грузинского историка Леонтия Мровели — (уобос сын хазарского царя) это древнее свидетельство того что вяппинцы вступали с хазарами в военный союз. Примечательно, но в книге говорится и о том, что потомки уобоса есть овсы, а осетинский историк и лингвист Абаев в осетинском языке обнаружил нахский субстрат до его иранизации, причём нахский субстрат ближе всего именно чеченскому языку. (Книга — В. И. Абаев, «Осетино-вайнахские лексические параллели», 1959 год). Кстати, в чеченском ДНК проекте CHECHEN-NOAHCHO-DNA-PROJECT есть чеченцы как J2 так и G2, это всё коренные чеченцы, гаплогруппы лишь классификации, об этом говорил и чеченский генетик Пахрудин Арсанов, причём несомненно, чеченцы, нахи, это древнейшее общество на земле, по генетике это видно, подметил Арсанов. Смотрите видео — Хасан Бакаев и Пахрудин Арсанов. История чеченцев и ингушей в свете ДНК исследований. Выпуск 17., а в осетинском ДНК проекте OSSETIAN-DNA-PROJECT процентов 70 осетин это G2 и процентов 30 это J2, поэтому кто знает, чьи на самом деле потомки осетины. Может и правда общности Вабой? Уобос? По чеченским преданиям также известно, что прямыми потомками чеченцев вяппий являются бацбийцы. Гордый и пылкий народ, сегодня проживающий в Грузии, в крае Кахетия, в исторической области Тушетия. Бацбийцы в наши дни уже частично утрачивают свой родной язык, однако многие могут достаточно хорошо до сих пор говорить на родном чеченском языке. Характер бацбийцев такой же как и чеченский, они пылки, сильны, их нравы и характер очень похожи на чеченский. Кстати, ещё в далёком 19-м веке крупнейший востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог, Н. Я. Марр писал: Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена. Книга — Н. Я. Марр. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа. По чеченским преданиям известны в истории вяппий тяжёлые времена после монгольского нашествия, а позже завоевания равнинной части Даймохка Тамерланом. Вяппинцы в то время были заперты в горах. Голод, осада, блокада, сделали своё дело. Вассалы-князья со своими дружинами терзали их, как и всех остальных горцев чеченцев не склонивших голову. Но честь дорога, говорили предки чеченцев. Известно выражение приписываемое вяппий, когда потомок пришлого князя пришёл с угрозой к вяппий, сказав, что если они не признают новую власть малокабардинских князей их ждёт унижение, на это старейшина ответил: «Мы не рабы лезущие в князья, убить раненного волка смелости не надо, нам честь дорога, мы потомки великих людей, мы всегда жили свободно и умрём свободно.» Кавказская война: Вяппий приняли активнейшее участие в кавказской войне против царских войск, многие вяппий погибли, большое число тайпа было выселено в Турцию по завершении войны и победе царских войск, как непокорный элемент тайп был выселен почти полностью, но со временем оставшиеся вяппинцы набрали численность снова и на Кавказе. В имамате имама Шамиля были многие чеченцы, как и тайп вяппий, были даже русские вставшие на сторону горцев. (ЭТО ВСЁ БЫЛО ИЗВЕСТНО В ПРЕДАНИЯХ ЧЕЧЕНЦЕВ КОНЦА 19-го НАЧАЛА 20-го ВЕКОВ).


Рецензии