О православном этикете
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
За годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервалось немало традиций, стёрлось из памяти многих людей то, что раньше, каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.
За это время, были утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения христиан, которые в продолжение многих веков складывались в церковной среде.
Незнание, казалось бы, самых простых вещей: как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сёстры во Христе – приветствовать друг друга – всё это становится, для новоначальных христиан, серьёзной проблемой.
Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своём опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости, незнание правил церковного этикета.
Вот один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения. После чего, остаётся печальный опыт посещения храма.
Правила и наставления благочестивого поведения в храме.
«Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19,46). Молиться Богу можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви, едиными устами и единым сердцем, скорее доходит до Бога.
Перед входом в храм, выключите мобильный телефон, достаточно перевести его в режим полёта .
Входите в храм, ища мира, успокоения и очищения своей души, ибо Господь говорит «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы (Мф.11,28)
Войдя в Святой Храм, сотворите три поясных поклона, молясь: «Боже, очисти мя. грешнаго(ю) и помилуй мя», «Боже, буди милостив мне, грешному (ой)», «Вси Святии, молите Бога о мне, грешном(ой)».
В храм приходите до начала Богослужения: подайте поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставьте свечи, приложитесь к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить перед нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон. Необходимо помнить, что почитая икону, мы кланяемся не доске, на которой она написана, а Тому, кто на ней изображён, воздавая, таким образом, через образ поклонение Первообразу.
Творите крестное знамение с благоговением, не спеша, не искажая креста. При правильном крестном знамении первые три пальца правой руки соединяем вместе в честь пресвятой Троицы, два последних — безымянный и мизинец — соединяем, прикладывая к ладони, что означает две природы Христа (Он Бог и человек). Сложив правильно пальцы, полагаем их на лоб, затем на чрево (живот), правое и левое плечи и только потом совершаем поклон.
Православный христианин всегда должен носить на себе нательный крест (включая младенцев).
Когда проходите мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановитесь и положите поясной поклон с крестным знамением.
Не желательно во время Богослужения ходить по храму и разговаривать, ставить свечи или передавать их, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пение Херувимской песни и Евхаристического канона молящиеся должны хранить благоговейное молчание. В это время недопустимо беспокоить других вопросами и просьбой передать свечу.
В храме не любопытствуйте , не рассматривайте молящихся, а сосредоточенно вникайте в Богослужение, участвуйте в общей молитве. Если вам непонятны слова молитв и песнопений, творите про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (ю)».
Если приходите в Святой Храм с детьми, следите за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно — не бегали, не шумели и не отвлекали молящихся. Приучайте их к молитве, если детям требуется уйти из храма, скажите им, чтобы они перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их.
Если дитя малое расплачется в храме, сразу же выведите или вынесите его из храма.
В православном храме до;лжно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомлённым.
По старым нашим обычаям, мужчины должны находиться в правой части храма, а женщины в левой. Прохода от главных дверей к царским вратам не до;лжно занимать.
В храме никого не осуждайте . Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешая общей молитве. Соблюдайте в сердце своём мир, храните молитву, помните свои грехи, молитесь за того, кто грешит.
До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходите из храма, ибо это — неуважение к святости храма и грех перед Богом. Если же это случилось с вами (что раньше вышли), то скажите об этом на исповеди священнику.
Женщины должны входить в храм прилично и скромно одетыми, с покрытой головой. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
Ко Святому Причащению подходят православные христиане, имея на себе нательный крест, после исповеди и покаяния в грехах, и разрешительной молитвы священника (детям до 7-ми лет исповедь не требуется). Готовящиеся к причащению, должны быть на вечерним Богослужением. Вычитать каноны и молитвы ко Святому Причащению.
Ничего не есть и не пить, начиная с 12-ти часов ночи до самого Причащения.
Исповедь должна совершаться после вечернего Богослужения накануне или утром до начала Божественной Литургии.
Перед причащением руки сложите крестообразно на груди (правая сверху), с верой и любовию ко Христу причаститесь Его Святых Тела и Крови, поцелуйте низ Чаши (Ребро Христово), но не крестясь, чтобы случайно не толкнуть её и отойдите к столику запить Причастие теплотой. После Причащения выслушайте (прочитайте) благодарственные молитвы по Святому Причащению.
По окончании Литургии подойдите и приложитесь к кресту, который даёт верующим священник из алтаря. Если нужно уйти раньше, например, с маленькими детьми, то можно приложится к большому распятию.
Выходя из храма, сотворите три поясных поклона с крестным знамением и помолитесь.
Православная церковь об одежде определяет: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную … посему тех, которые отныне, зная это, дерзнуть делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики — повелеваем извергать из священного чина, если же миряне — отлучать от общения церковного» ( VI Вселенский Собор, правило 62 ).
О Благословении.
Благословение имеет много значений. Первое из них — это приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать её в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к не облаченному батюшке, который с вами не знаком.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
Верующему человеку очень важно соблюдать церковный этикет, который значительно отличается от светского. Например, встречая священнослужителя на улице, нужно обращаться к нему особым образом:
— Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскресе!».
Подавать первому руку (для рукопожатия) священнику не тактично, но если священник сам Вам протянул руку для рукопожатия, то нужно поздороваться рукопожатием.
— Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
— В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – её нужно поцеловать, как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать её не нужно.
Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят ещё несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.
— Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.
— При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
— Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.
— Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.
Обращение к духовенству.
В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая даётся в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.
Формы обращения к диакону.
К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».
Формы обращения к священнику.
Существует несколько форм обращения. В православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нём, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».
Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».
В какой форме – на «ты» или на «вы» – нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.
Как здороваться со священником?
По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.
Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, всё равно можно подойти и взять у него благословение.
Обращение к архиерею.
К архиерею обращаются: «Владыко»: «Владыко» – это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».
Правила общения мирян.
Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергий, Сергей, Серёжа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах.
Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.
Приветствие.
Для малознакомых или не знакомых людей достаточно кивка головы и обычной фразы приветсятвия: Добрый день (вечер), Здравствуйте, С праздником!. Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», а отвечают «Воистину Воскресе!». Для более знакомых людей (мужчин) — рукопожатие и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой. Для более знакомых людей (женщин) — обнимание и троекратное лобызание (щека к щеке) начиная с правой щеки.
Обращение в монастырях.
Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.
Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».
К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».
В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».
В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».
Умудри нас Господь.
Будьте в мире со всеми.
Храни Вас Бог.
Свидетельство о публикации №224080201448