Как сказку сделать Лекарством от Страха
Почему же современные родители так негативно их воспринимают?
Все дело в том, что слишком «прокаченные» современные родители разучились, да, да, разучились, воспринимать мир через язык образов, которым написаны сказки.
Они переносят сказочные истории на реальные жизненные события и трактуют их исходя из современного смысла. Сказка, это не рассказ, повесть, биография, не жизненная история и т.д. Сказка – это прежде всего язык символов. Если вы его не знаете, тогда вы часто можете не понимать, о чем эта сказка, а значит проще сделать ее плохой и непригодной для современных детей.
Таким образом происходит отключение нашего внутреннего мира от огромного пласта сакральной, накопленной веками информации: о жизни, смерти, храбрости, трусости, мудрости, пороках, страхах и т.д.
Страшные сказки прекрасный инструмент для работы с детьми и взрослыми на предмет того самого СТРАХА. Ведь не зря же именно реакция на какое-то событие в сказке вызывает такую бурю негодования у взрослых и немой страх у детей. А все дело в том, что в этот момент сказка начинает свое лечебное действие, только не многие знают как сказку сделать ЛЕКАРСТВОМ от СТРАХА, поэтому бегут и от сказки, и оставляют свой страх внутри, боясь взглянуть ему в глаза. А ведь именно чтение сказки и может нам помочь посмотреть абсолютно безопасно нашему страху в глаза, что позволяет потом и в настоящей жизни уже более легко справляться с тем, что нас пугает.
Алгоритм работы со страшными сказками:
1. Прочитать сказку. Читать можно вместе с детьми или до прочтения детям, тогда у вас будет возможность подготовиться к совместному чтению и сделать процесс прочтения и расшифровки сказки с детьми интересным, управляемым и понятным.
2. Обозначить самые страшные и непонятные места, сюжеты для вас в этой сказке. Детям я бы задала тот же самый вопрос, не пытаясь ответить за них, потому что то, что непонятно и страшно для вас, ими может восприниматься совершенно по-другому.
3. Подумать какая метафора, скрытый смысл может скрываться за этими событиями. К чему приводит это главного героя сказки? Что привело к началу события в сказке?
4. Что нас больше всего пугает в этой сказке и как этот страх может проявляться в нашей жизни, чего, по сути, мы боимся, через образы сказки?
5. Читать и рассматривать сказку целиком, а не отдельной фразой, за которой может теряться весь смысл сказки и тот урок, который эта сказка в себе несет.
6. Чего мы пытаемся избежать, отказавшись от понимания скрытого смысла этой сказки, от чего отворачиваемся в своей жизни, чего не хотим видеть и принимать, а проще отмахнуться и сказать, что такие сказки читать детям нельзя, да и взрослым тоже)
7. Познать смысл сказки и использовать его как лекарство для исцеления страха, как своего, так и своих детей.
Тепличное растение очень тяжело выживает в естественной среде. Почему? Оно не приспособлено к этому. Любая непогода может его погубить или принести серьезный вред. Когда детей мы с вами воспитываем как тепличные растения, то в реальной жизни им бывает непросто встречаться с многообразием жизни во всех ее проявлениях и эти проявления бывают самые разные. Иногда прочтение страшной сказки в садике, а может быть встреча с какой-то информацией, которую он где-то услышал и неготовность ребенка и родителей к такого рода информации приводит к очень серьезному нервному стрессу, что лишний раз нам лишь показывает, насколько неустойчива нервная система и для того, чтобы привести ее в состояние равновесия нужно не прятать ребенка опять в условия тепличной жизни, а научить взаимодействовать с разной информацией, не боясь ее, а постигая ее смысл и управляя ею.
В каждом возрасте своя глубина познания сказки! Не нужно 5-летнему ребенку открывать все смыслы, которые открыл для себя взрослый родитель. Это рано и ребенок просто не воспримет вашу информацию.
Важно помочь ребенку задать вопросы к этой сказке. Если сказка ему понравилась, то попросить рассказать, чем именно, какой самый яркий момент он запомнил, было ли что-то что его напугало или смутило. Если ребенок говорит, что нет, сказка понравилась и расскажет вам свое восприятие, то этого достаточно. Если напугала, то пусть поделиться в какой именно момент, что было самое страшное. Было ли так страшно герою сказки? Смог ли он преодолеть свой страх и как? Чем закончилась сказка? Какой урок вынес герой из своего страха или страшной ситуации? Стал ли он сильнее?
Если сказка заканчивается трагично, возьмем к примеру "Девочку со спичками", то можно предложить ребенку придумать другой конец сказки, но только тогда должны произойти изменения не только в конце сказки, но и в середине, а может быть даже и в начале, потому что такой путь героя приводит его туда, где закончилась сказка, но если он изменит свой путь, то и окончание сказки тоже естественным образом поменяется. На самом деле вопросов огромное количество. Сколько детей и взрослых, столько может быть вопросов. Каждый будет реагировать на что-то свое и важно вот это свое и помочь понять и разобрать, применить к себе, именно таким образом сказка переходит в разряд «лекарств», такая нравственная, духовная прививка для души ребенка.
Если лекарство принято и усвоено, то в следующий раз мы с вами становимся свидетелями того, как в реальной жизни, ребенок, встречаясь с каким-либо проявлением страха, используя полученную информацию благополучно разрешает своей внутренний конфликт, становясь сильнее, укрепляя не только тело, но и свой внутренний дух, опираясь на это справляется с ситуацией во внешнем мире.
Поэтому сказка это прекрасный инструмент прожить этот опыт в символической форме. Пройти путь героя и стать сильнее. Обрести необходимые знания, умения и навыки для решения своих реальных задач.
Какие страшные сказки вам бы хотелось разобрать? Что в них для вас самое страшное и непонятное?
Свидетельство о публикации №224080201512