Герои арктического фронта холодной войны

Воинское служение и подвиг неразрывно связаны друг с другом. Служение проявляется в каждодневном выполнении воинского долга по защите Отечества, постоянном совершенствовании профессиональных навыков. Под подвигом же понимают героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Воинский подвиг, это когда воин делает больше, чем велят воинский долг и устав. 
Множество примеров высокого воинского служения и подвигов связано с историей холодной войны, в ходе которой советские моряки проявили себя как бесстрашные, мужественные воины, достойные потомки своих великих предков, о некоторых из которых читатель мог узнать в предыдущих главах.
Холодная война, великое, не имеющее в истории аналогов по географическому размаху, военно-политическому напряжению усилий и длительности соперничество между двумя супердержавами — Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом — происходило на всех морях, океанах и континентах практически всю вторую половину XX века.

Главным аргументом в борьбе с «ястребами» Пентагона и НАТО, принявших на вооружение концепцию ограниченной ядерной войны, стала так называемая «ядерная триада» России, в состав которой входят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) сухопутного базирования, МБР на подводных лодках и стратегическая авиация.
Не трудно понять, насколько уязвимы самолеты, которым предстоит преодолеть несколько эшелонов противоракетной и противовоздушной обороны противника. Большими шансами успешного применения обладают межконтинентальные баллистические ракеты сухопутного базирования, траектория которых проходит на высоте тысяча и более километров, но при этом они могут быть обнаружены радиолокаторами на очень большом расстоянии. Исходя из этого, легко понять, какая особая роль в ядерной триаде принадлежит атомным подводным ракетоносцам, обладающим большой автономностью плавания и способным скрытно маневрировать на больших глубинах, в том числе под арктическими льдами. Ледовый панцирь Северного Ледовитого океана служит для них наиболее защищенной стартовой площадкой при нанесении ракетно-ядерного удара. Проблема заключается в том, что для этого кораблю предстоит всплыть для залпа в назначенное время, проломив толстый лед. В течение длительного времени такая задача считалась практически невозможной, но и она оказалась по плечу российским подводникам…
Освоение высоких широт началось практически сразу после появления в составе ВМФ СССР атомных подводных лодок и продолжается по настоящий день. Подледное пространство Арктики используется для боевого патрулирования ракетных подводных лодок, скрытного перехода атомоходов из Баренцева моря на Тихий океан и в обратном направлении, а также для нарушения морских коммуникаций, пролегающих через моря Северного Ледовитого океана.

Как справедливо пишет контр-адмирал В.Г. Лебедько, один из пионеров подледного плавания: «Плавание под льдами Арктики как тогда, так и позже, всегда таило в себе неопределенность, огромную зависимость от множества случайностей и высокую вероятность внезапного возникновения критических ситуаций. Крайне малоисследованный район, непредсказуемость процессов образования льда, возможные встречи с айсбергами и глубоководными ледовыми осколками, неустойчивость работы навигационных приборов, и наконец, опасность возникновения любой неисправности (в частности, пожара) требовали предельного мужества, ответственности, постоянной собранности и совершенно необычного психологического настроя всего экипажа лодки. Такой психологический настрой по своей необычности не шел ни в какое сравнение ни с одним из известных нам видов деятельности человека на Земле и даже в космосе. В Арктике нет проторенных дорог, они всегда различны, и каждая опасна по-своему. Поэтому каждый арктический поход был подвигом».
В течение последних 60 лет наши подводники выполнили около трехсот походов под лед. Им принадлежит немало выдающихся подвигов и достижений, о некоторых из которых мы расскажем дальше.

Первое место среди них по праву занимает капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, командир атомной подводной лодки К-3,  «Ленинский комсомол», впервые достигшей в подводном положении Северного полюса. Это произошло 17 июля 1962 года в 6 часов 59 минут 11 секунд по московскому времени. Попытка отыскать полынью и всплыть на полюсе не удалась, поэтому Государственный флаг СССР пришлось поднять в другой точке всплытия, примерно в 100 милях от полюса. После возвращения в базу руководителю похода, командующему 1-й флотилией Северного флота контр-адмиралу А.И. Петелину, капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Р.А. Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Историческая ценность этого похода не уступает значению первого полета человека в космос, осуществленного советским космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. К слову сказать, первый космонавт не раз бывал в гостях у подводников, о службе которых заметил: «Ваши подводные лодки так похожи на космические корабли, а вы все – герои». Довелось ему посетить и атомную подводную лодку К-3, о чем свидетельствует запись в Книге почетных гостей.

Следующий, 1963 год, отмечен первыми межфлотскими переходами подо льдами Арктики. Вслед за атомной подводной лодкой К-115 проекта 627А под командованием капитан 2 ранга И.Р. Дубяго с Северного флота на Тихий океан провел атомную ракетную подводную лодку К-178 проекта 658 капитан 1 ранга А.П. Михайловский (командир похода капитан 1 ранга Н.К. Игнатов). За время похода лодка выполнила 10 ледовых маневров (2 всплытия в битом льду, 6 – в полынье и 2 приледнения), прошла под водой 3460 миль, из них под льдами – 1617 миль. Маневр всплытия в то время был новым и необычно трудным, для этого требовать погасить инерцию движения корабля и всплывать без хода при практически нулевой плавучести. Несмотря на отсутствие совершенных технических средств и опыта, уже во время первого всплытия командир сумел всплыть в полынье, по размерам близкой к размерам подводной лодки. Такое везение не всегда способствовало подводникам. Поиск полыньи мог занять несколько часов, а чтобы лодка точно вписалась в ее размеры, обычно требовалось несколько попыток, всякий раз требующих предельного напряжения всего экипажа. Командование и правительство по достоинству оценили достижение подводников. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 1 ранга Михайловскому Аркадию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Этим же указом Звание Героя Советского Союза было присвоено капитану 2 ранга И.Р. Дубяге.

Одним из первых А.П. Михайловский на практике осваивал применение ракетного оружия. Руководил стрельбами многих типов баллистических, крылатых и зенитных ракетных комплексов, состоявших на вооружении ВМФ СССР. В 1968 году, уже в должности командира дивизии, совершил свое второе подледное плавание, возглавив межфлотский переход группы из двух атомных подводных лодок — К-42 проекта 627А и К-55 проекта 658. Особенностью этого похода стало наличие на борту кораблей штатного ядерного оружия. Свое последнее, пятое подледное плавание А.П. Михайловский, начальник штаба 1-й флотилии, совершил в 1971 году в качестве руководителя похода подводной лодки К-147. В течение 33 суток лодка выполняла уникальные гидрографические, гидрометеорологические и геофизические исследования, прошла подо льдами 7789 миль, установив рекорд по продолжительности подобных плаваний. Приобретенный опыт позволил А.П. Михайловскому в должности командующего Северным флотом (1981-1985) осуществлять руководство подводными силами на новом этапе освоения Арктики – проведению испытаний ракетного и торпедного оружия в высоких широтах, отработке тактики взаимодействия ракетных и многоцелевых подводных лодок.

1963 год завершился еще одним блестящим успехом советских подводников. В арктическое плавание отправилась подводная лодка К-181 проекта 627А под командованием капитана 1 ранга Ю.А. Сысоева (старший на борту и руководитель похода — командующий Северным флотом адмирал В. А. Касатонов). 29 сентября 1963 года в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку Северного полюса. В 6 часов 51 минуту лодка совершила всплытие, став первой советской подводной лодкой, всплывшей в непосредственной близости от полюса. На льду, на установленной специально мачте были подняты государственный и военно-морской флаги. По приказу командира корабля все свободные от вахты члены экипажа получили возможность сойти на лед, подышать воздухом и даже поиграть в футбол. Имя Ю.А. Сысоева пополнило список подводников, удостоенных звания Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 года. В последующем, Ю.А. Сысоев стал командующим 3-й флотилией подводных лодок Северного флота (1974-1976).
5 ноября 1967 года в состав ВМФ СССР вошла первая ракетная подводная лодка второго поколения К-137 «Ленинец» проекта 667А, ознаменовавшее подлинную техническую революцию на флоте и повысившее его роль в составе «ядерной триады». Главным конструктором подводного крейсера стал Сергей Никитич Ковалев, создатель практически всех будущих отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. На корабле были установлены самые совершенные по тому времени технические средства, включая электронно-вычислительную технику и навигационный комплекс. Флот приобрел способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по наземным объектам в глубине территории противника.
14 декабря 1969 года в составе ВМФ СССР появилось новое объединение – 3-я флотилия подводных лодок Северного флота, в командование которой вступил контр-адмирал Г.Л. Неволин, заслуживший признание как один из создателей морских стратегических ядерных сил ВМФ СССР. В состав флотилии вошли поступающие от промышленности ракетоносцы нового поколения. И уже в августе 1971 года на штурм высоких широт отправилась подводная лодка К-411 проекта 667А под командованием капитана 1 ранга С.Е. Соболевского (руководитель похода вице-адмирал Г.Л. Неволин). 30 августа К-411, третьей в истории подводного флота и первой из стратегических подводных лодок достигла Северного полюса. В течение суток лодка маневрировала в районе полюса в поисках полыньи для всплытия. Обе предпринятые попытки оказались безуспешными, но полюс был все-таки «взят». Здесь подводники провели торжественный спуск бронзового вымпела с изображением герба Советского Союза, а также капсулы с землей, взятой у монумента Боевой славы подводников-североморцев. Экипаж корабля первым в ВС СССР был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».

1972 год стал переломным в истории холодной войны. По оценкам специалистов впервые был достигнут паритет между СССР и США в развитии и применении вооружений на всем географическом пространстве. Закрепили его новые достижения советских подводников в Арктике. Впервые в районе Северного полюса всплыла ракетная подводная лодка К-245 проекта 667А под командованием капитана 1 ранга А.С. Афанасьева. Это событие произошло 21 октября. По установившейся традиции в приполюсном районе был установлен Государственный флаг и оставлена капсула с землей, взятой у подножия монумента «Героям-подводникам ракетоносцев» в поселке Гаджиево. Командир электромеханической боевой части подводной лодки капитан 2 ранга Л.А. Станкевич позже вспоминал: «Конечно, это было доказательство величия СССР. Экипаж радовался, командир поздравлял и благодарил каждого отдельно. После некоторые стали фотографироваться. Да, зрелище было впечатляющее. И радость от того, что они находятся среди бесконечного ледяного покрова на самом Северном полюсе».

Руководил походом контр-адмирал В.Н. Чернавин (в будущем командующий Северным флотом и главнокомандующий ВМФ СССР). На борту находился также командир дивизии подводных лодок контр-адмирал Л.А. Матушкин, которого по праву можно считать одним из пионеров подледного плавания.
Еще будучи командиром подводной лодки Б-70 проекта 611 он совместно с В.Н. Чернавиным, командиром однотипной Б-76, и В.Н. Берковичем, командиром С-347 проекта 613, принял в период с мая 1958 по сентябрь 1960 года участие в опытах подледного плавания на пределе емкостей аккумуляторов, положивших начало освоению Арктики. В последующем ему довелось принять участие в 7 походах подо льдами Арктики, включая 3 межфлотских перехода, в том в качестве руководителя первого в истории советского подводного плавания перехода подо льдами с Тихоокеанского флота на Северный на борту К-255 в сентябре 1981 года.

Таким же опытным «арктическим капитаном» к этому времени являлся В.Н. Чернавин. Помимо подледного плавания на Б-76, он в должности командира подводной лодки К-21 проекта 627А в 1962 году впервые в отечественном флоте совершил автономное плавание продолжительностью 50 суток, и, пройдя подо льдами Арктики, отработал методику подледного плавания и всплытия в полынье. В его послужном списке значится также участие в должности командира походного штаба трансокеанского перехода двух атомоходов К-116 и К-133 под руководством контр-адмирала А.И. Сорокина с Северного на Тихоокеанский флот. Тогда, в феврале-марте 1966 года, впервые в истории советского флота за полтора месяца атомоходы прошли 25 тысяч миль в под водой, не всплывая на поверхность.

1982 год стал новым знаковым годом в истории ВМФ СССР и его подводных сил. Считается, что первые в истории боевой потенциал нашего флота достиг такого уровня, что он мог реально противостоять в Мировом океане объединенным военно-морским силам Североатлантического блока. В течение этого года было совершено наибольшее количество походов в Арктику: 24 похода ракетных подводных крейсеров стратегического назначения и 7 многоцелевых атомных подводных лодок). Обычной для «стратегов» становилась задача с формулировкой: «Выйти в море, в установленное время занять район, где в приледненном состоянии вступить на боевое дежурство. С получением сигнала на применение ракетного оружия в назначенное время всплыть в надводное положение, взломав лед, и произвести пуск одной баллистической ракетой по боевому полю».

Впервые на практике такую задачу выполнил ракетный подводный крейсер К-92 проекта 667БД под командованием капитана 1 ранга В.В. Патрушева (старший похода контр-адмирал И.Н. Литвинов) в апреле 1982 года в районе севернее Новой Земли. В условиях тяжелой ледовой обстановки ракетоносец вначале выполнил маневр приледнения, тщательно удифферентовав лодку с нулевой плавучестью, а затем, с получением сигнала на выполнение практической ракетной стрельбы, продул балласт и взломал лед. По данным эхоледомера его толщина не должна была превышать 1,2 метра, но когда команда обследовала оставшуюся на палубе глыбу, то выяснилось, что ее толщина превышала в два раза толщину разрешенной. Это хорошо видно на фотоснимке. Подводникам пришлось поломать голову над тем, как освободить крышки ракетных шахт ото льда. Как вспоминал участник похода, начальник штаба 31-й дивизии А.А. Петелин, выручила флотская смекалка: «По мнению команды, решили, что колоссальные глыбы льда можно привести в движение, используя раздвижные упоры, предназначенные для аварийной заделки пробоин. Примерно так, как египтяне двигали каменные блоки на строительстве храмов и пирамид. Вынесли длинные раздвижные упоры, уперли их одним концом в льдину, другим в рельс на палубе и лед задвигался, да так, что скоро глыба за глыбой стал падать с высокого борта за борт».

Следует заметить, что в октябре 1983 года состоялся поход тяжелого подводного ракетного крейсера ТК-208 проекта 941 под командованием капитана 1 ранга А.В. Ольховикова (руководитель похода вице-адмирал Е.Д. Чернов) для проверки его возможностей взламывать арктический лед. Из положения «приледнение» им были выполнены пять всплытий в стартовое положение. При этом для того, чтобы освободить крышки шахт от обломков льда требовалось до трех часов напряженной работы! Если верить воспоминаниям командира БЧ-5 корабля В.В. Кисеева, ТК-208 удавалось взломать лет толщиной в 2,8-3 метра!
1982 год отмечен еще одним выдающимся событием в истории подводного флота, связанным с именем А.А. Берзина, недавно назначенного командиром ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-424 проекта 667БДР. С экипажем этой лодки на борту однотипной К-211 ему выпала честь совершить уникальное подводное плавание по периметру Северного Ледовитого океана в условиях полярной ночи. Походы в Арктику к этому времени хоть и стали привычными для подводников, но по-прежнему оставались сопряжены со смертельным риском. Александр Александрович вспоминал: «Тяжело давалось освоение Арктики: не берусь даже подсчитать число столкновений наших подводных лодок со льдом, с айсбергами на глубинах даже 200 метров, количество развороченных легких корпусов, смятых рубок, погнутых выдвижных устройств, оторванных буксируемых антенн». Таким же сложным оказался поход К-211. Экипаж выполнил 14 всплытий с проламыванием тонкого (до 1 метра) льда во всех секторах Арктики, семь длительных приледнений, впервые отработал различные приемы для сокращения времени занятия стартового положения при получении сигнала на применение ракетного оружия. Эти наработки дополнили инструкции по подледному плаванию и легли в основу оперативных расчетов и нормативов по применению морских стратегических ядерных сил. Не стоит забывать, что толщина льда в большинстве случаев исключает возможность всплытия с его проламыванием. В Канадском секторе лодка не могла всплыть целых 17 дней: над головой подводников тянулся сплошной лед толщиной до 25 метров с подсовами до 90 метров. Не говоря уже о том, что при каждом всплытии экипажу требовалось очистить палубу от ледяных глыб, чтобы обеспечить открытие крышек ракетных шахт.  Все это происходило в кромешной тьме, на сорокаградусном морозе. Сам процесс всплытия является сложнейшим маневром, требующим исключительно слаженных действий всего экипажа и мастерства командира. Подъем с глубины 80 метров может продолжаться более двух часов, при этом лодку застопорившую ход может снести течением от выбранного места, или она неожиданно встретит не замеченный ледяной подсов.

В следующем походе под лед впервые осуществилась мечта А.А. Берзина достичь Северного полюса. Это произошло осенью 1986 года во время похода подводного ракетоносца нового поколения К-51 проекта 667БДРМ под командованием капитана 1 ранга Г.И. Русакова (А.А. Берзин был руководителем похода), в ходе которого были успешно проведены испытания недавно принятых на вооружение ракетного и навигационного комплексов.
На следующий год А.А. Берзин вступил в командование 31-й Краснознаменной дивизией подводных лодок Северного флота. Эта соединение было одним из самых мощных в ВМФ: 80 процентов ракетоносцев находились в составе сил постоянной готовности. Корабли несли основную тяжесть боевых служб в Северной Атлантике и Арктике. Возможности соединения подтвердил очередной поход А.А. Берзина к Северному полюсу, на борту К-51, уже под командованием капитана 1 ранга А.И. Сугакова, с выполнением практической ракетной стрельбы.

В феврале 1989 года за высокую выучку, мастерство и доблесть при выполнении заданий государственной важности дивизия награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть», а в мае этого же года командиру дивизии А.А. Берзину присвоено звание контр-адмирала. В должности командира дивизии Александр Александрович проводил в море до 170 суток в год. Дважды ходил старшим на боевые службы и дважды – в 1988 и 1990 годах руководил межфлотскими переходами подводных крейсеров с Северного флота на Тихоокеанский флот через Северный Ледовитый океан. Отличительной особенностью таких переходов является необходимость форсирования мелководных морей Северного Ледовитого океана с максимальными глубинами пятьдесят метров. Лодке высотой 18 метров приходится маневрировать в узком коридоре, ограниченном снизу сложным рельефом дна, а сверху нависающими многометровыми ледяными наростами.

Последующие годы были очень тяжелыми для страны и Военно-морского флота. Лишь в 1994 году было принято решение в преддверии 300-летия Российского флота осуществить групповой поход подводных лодок к Северному полюсу. Это задание было поручено экипажам ракетного подводного крейсера К-18 проекта 667БДРМ (с экипажем однотипной К-117) под командованием Ю.И. Юрченко и атомной большой подводной лодки Б-414 проекта 671РТМК под командованием С.В. Кузьмина (старший на борту вице-адмирал А.И. Шевченко). Руководство походом возложено на А.А. Берзина, находившегося на борту К-51. К этому времени он занимал должность заместителя командующего 3-й флотилией подводных лодок Северного флота. Обе лодки успешно справились с поставленной задачей и водрузили над Северным полюсом государственные флаги России и Андреевские флаги. Правда всплыть точно на полюсе К-18 не удалось, и чтобы сойти на лед знаменной группе К-51 пришлось воспользоваться надувной резиновой лодкой, предусмотрительно взятой с собой Александром Александровичем. Забытые весла при этом заменили обычные лопаты. За этот поход А.А. Берзин вместе с Ю.И. Юрченко и С.В. Кузьминым был удостоен звания Героя Российской Федерации. А среди тех, кто водрузил Государственный флаг России, находился старший помощник командира капитан 2 ранга А.А. Моисеев, будущий адмирал, командующий Северным флотом, чьи заслуги были отмечены орденом Мужества.

В этом походе пересеклись судьбы двух выдающихся подводников, преданных делу освоения Арктики.
Вице-адмирал Анатолий Шевченко – единственный в нашей стране подводник, обогнувший под водой Гренландию и совершивший три похода к Северному полюсу, а также к полюсу недоступности. В сентябре 1979 года он, будучи командиром К-513 проекта 671РТ (старший на борту контр-адмирал Р.А. Голосов) впервые привел свою лодку на Северный полюс. Через три года А.И. Шевченко возглавил поход подводной лодки К-255 проекта 671РТМ под командованием капитана 2 ранга В.В. Ушакова, в ходе которого лодка проникла в пролив Мак-Клур Канадского архипелага, разделяющий острова Канадского архипелага. Дальнейшее плавание проходило в районах, которые на картах Генерального штаба были сплошным белым пятном. Над рубкой атомохода нависал прочный ледовый «потолок». Ледовые подсовы и торосы достигали десятиметровой толщины, но экипаж успешно справился с поставленной задачей.

Не менее сложным стал проведенный под руководством А.И. Шевченко поход К-524 проекта 671РТМ под командованием капитана 1 ранга В.В. Протопопова. 15 августа 1985 года лодка вышла из базы и взяла курс на север. Впервые в мире атомоход под водой и подо льдом прошел проливы земли Франца-Иосифа. Потом взял курс на Гренландию и, обогнув остров с северо-востока, лодка прошла через узкие и мелководные проливы, отделяющие Гренландию от Земли Гранта и Земли Гриннела. Далее, следуя вдоль западного побережья Гренландии она миновала постоянно покрытый льдом бассейна Кейна, вышла в море Баффина, и через пролив Дэвиса вышла в Северную Атлантику. Как и в 1982 году корабль приходилось вести «по газете» – карт этого района у нас не было. Одна смертельная опасность сменялась другой: вырвавшись из лабиринта подводных скал и ледовых торосов лодке приходилось затем маневрировать в окружении айсбергов, осадка которых достигала полкилометра. В заключение этого похода К-524 обнаружила в Северной Атлантике авианосец «Америка» и успешно провела по нему серию учебных торпедных атак. За этот поход капитан 1 ранга В.В. Протопопов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Советские подводники смогли обеспечить военно-стратегический паритет со своим вероятным противником вплоть до распада СССР. Последним салютом уходящей эпохе могущества нашей страны стал первый в мире залп 16 межконтинентальных баллистических ракет в истории подводных ракетоносцев, осуществленный атомной подводной лодкой К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ под командованием капитана 2 ранга С.В. Егорова. Это событие произошло 6 августа 1991 года. На борту лодки вместе с экипажем находились члены государственной комиссии, включая легендарного генерального конструктора ЦКБ «Рубин» С.Н. Ковалева. Многие сомневались в успешности такого эксперимента, но не командир подводного ракетоносца.  Представленный к званию Героя Советского Союза, но так и не получивший высокой награды из-за смены политического руководства страны, Сергей  Владимирович Егоров рассказывал: «Я верил в свой корабль, верил в своих людей, особенно в старпома, ракетчика и механика. Верил в опыт своего предшественника – капитана 1 ранга Юрия Бекетова. Правда, тот стрелял только восемью ракетами, но все вышли без сучка и задоринки. Мне же сказали, что даже если тринадцать выпустим, то и это успех. А мы все шестнадцать шарахнули! Без единого сбоя. Как очередь из автомата выпустили. Но ведь “пуля” - дура. А что говорить про многотонные баллистические ракеты? Нет ракета - большая умница, с ней надо только по-умному».

Послесловием к истории холодной войны в Арктике стал успешный пуск ракеты из ледовой полыньи неподалеку от Северного полюса, произведенный 25 августа 1995 года тяжелым ракетным подводным крейсером ТК-20 «Северсталь» проекта 941 под командованием капитана 1 ранга А.С. Богачева (старший на борту контр-адмирал В.В. Макеев). Сопровождали «стратега» к полюсу две многоцелевые атомные подводные лодки. В последующем Александру Сергеевичу Богачеву удалось установить непревзойденный рекорд по количеству проведенных ракетных пусков – 58!
Это стало повторением первого ракетного пуска из приполюсного района, осуществленного в августе 1985 года подводной лодкой К-129 (с экипажем К-487 под командованием капитана 1 ранга В.Е. Соловьева) проекта 667БДР. В паре с ракетоносцем отправилась к полюсу многоцелевая подводная лодка К-218 проекта 671РТМ под командованием капитана 1 ранга Ю.П. Авдейчика. Тогда же впервые в мире эти две лодки осуществили совместное всплытие в одной полынье на Северном полюсе.

Преемником С.В. Егорова в должности командира К-407 «Новомосковск» стал еще один воспитанник контр-адмирала А.А. Берзина – капитан 2 ранга А.А. Моисеев, будущий адмирал и командующий Северным флотом, которому суждено было стать продолжателем дел своего наставника, и вписать новые яркие страницы в летописи достижений российских подводников в Арктике. 
7 июля 1998 года впервые в истории отечественного ВМФ из подводного положения с борта К-407 «Новомосковск» был произведён запуск ракеты-носителя с двумя микроспутниками, предназначенными для обеспечения мобильной связи, исследования магнитных полей Земли и решения других научных задач. В 2006 году, уже в должности начальника штаба соединения, капитан 1 ранга Александр Моисеев, на борту однотипного подводного ракетоносца К-84 «Екатеринбург», в компании лучших «арктических капитанов» своего поколения (старший похода контр-адмирал А.О. Воложинский, командир лодки капитан 1 ранга С.В. Рачук) принимал участие в пуске новейшей баллистической ракеты комплекса «Синева». Заключительный этап плавания проходил в районе покрытом многолетним, паковым льдом, по прочности не уступающим бетону.  С трудом удалось отыскать небольшую полынью для всплытия. В эти минуты в отсеках «Екатеринбурга» царила тишина. Подводники хорошо понимали, что любая ошибка может привести к трагедии: вокруг толстый лед, под килем четырехкилометровая глубина, а предел прочности самой подлодки ограничен несколькими сотнями метров… Лишь когда рубка лодки вышла из-под воды все вздохнули с облечением. В 15 часов 19 минут 9 сентября 2006 года ракета взмыла ввысь. Впервые в мире нашим подводникам удалось осуществить пуск баллистической ракеты так близко от полюса. Стрельба завершилась попаданием в наземную цель всех четырёх разделяемых блоков. Как говорят в таких случаях сами ракетчики, «попали точно в колышек». Через два года Моисеев возглавил переход ракетного подводного крейсера К-44 «Рязань» проекта 667БДР с Северного флота на Тихоокеанский. И снова над лодкой нависали тяжелые льды. В течение месяца лодка не могла всплыть на поверхность! За этот поход капитан 1 ранга Александр Моисеев был награжден орденом Мужества и стал одним из немногих, кто был удостоен такой награды дважды. Еще через год, летом 2009 года, А.А. Моисеев возглавил поход подводного ракетоносца  К-117 «Брянск» на Северный полюс, завершившийся успешной боевой стрельбой из приполюсного района.

Морские стратегические ядерные силы по-прежнему остаются важнейшим компонентом ракетно-ядерной триады страны. Среди тех, кто своим ратным трудом помог добиться военно-стратегического паритета в годы холодной войны и заслужил благодарную память народа следует назвать Героев Советского Союза и Российской Федерации Э.Д. Балтина, Р.А. Голосова, В.Н. Дронова, Г.М. Егорова, В.К. Коробова, А.П. Михайловского, В.Л. Березовского, В.Н. Чернавина, А.И. Павлова, А.И. Петелина, Л.А. Матушкина, В.В. Холода, В.Л. Хмырова, А.В. Ольховикова, В.М. Макеева, Ю.А. Сысоева, Ю.И. Юрченко, А.И. Сугакова, полного кавалера ордена «За службу Родине в Вооруженных силах» В.А. Порошина и многих других подводников.
В составе ВМФ России находятся уже атомоходы четвертого поколения. Опираясь на опыт предшественников, командиры и экипажи современных кораблей осваивают не только новую технику и вооружение, но и приступают к решению все более сложных задач арктической навигации, совместных действий в составе тактических групп и разнородных сил.

Подтверждением мастерства и высокого уровня подготовки российских подводников в наши дни стало успешное проведение арктической экспедиции «Умка-2021» с участием трех российских атомных подводных лодок, включая новейший тяжелый ракетный подводный крейсер К-549 «Князь Владимир» проекта 955А. На завершающем этапе экспедиции, 26 марта 2021 года, они одновременно вспыли близ Северного полюса в радиусе 300 метров друг от друга, проломив полутораметровые льды. Достижением, не имеющим аналогов в истории как советского периода, так и в современной истории Российской Федерации, назвал это поход президент Российской Федерации В.В. Путин.


Рецензии