Огненные тараны Героев. Гастелло

     Гастелло Николай Францевич – капитан, командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА.

     Информация из Википедии и других материалов Интернета:
     «Родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в г. Москва, Российская империя ныне Россия. Белорус. Его отец – Франц Павлович Гастылло (1875—?) из деревни Плужины (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова (1889—1964), русская, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, похоронен в Ржевском районе Тверской области, в деревне Кокошкино.
     Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
     В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, где Николай поступил на работу на «Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая». В 1930—1932 Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.
     В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск.
     Май 1932 — декабрь 1933 года — учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов.
     В 1933—1938 годах — служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базировавшейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
     В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку.
     В мае 1939 года стал командиром звена, а через год — заместителем командира эскадрильи.
     В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка.
     Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь—июль 1940 года).
     Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском.
     В 1940 году Н. Ф. Гастелло было присвоено звание капитана.
     Весной 1941 года, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.
     24 мая 1941 — 23 июня 1941 года — командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка.
     24—26 июня 1941 года — командир 2-й эскадрильи той же части.
     24 июня 1941 года огнём из пулемёта, стоящего на аэродроме ДБ-3ф, сбил немецкий самолёт-разведчик Юнкерс-88, экипаж которого был взят в плен.
     Произвел 4 боевых вылета.
     26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил «огненный таран» — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Члены экипажа Гастелло — А. А. Бурденюк, А. А. Калинин и Г. Н. Скоробогатый в 1958 году были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно)».
    
     Дополнительная информация:

     Выписка из наградного документа в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО):
     «26 июня капитан ГАСТЕЛЛО с экипажем: БУРДЕНЮК, СКОРОБОГАТЫЙ и КАЛИНИНЫМ повел звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно-Радошковичи, у Радошковичи показалась вереница танков противника, звено ГАСТЕЛЛО сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана ГАСТЕЛЛО, получив прямое попадание, объятый пламенем не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан ГАСТЕЛЛО и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.
     По наблюдению ст. лейтенанта ВОРОБЬЕВА и лейтенанта РЫБАСА они видели, как капитан ГАСТЕЛЛО развернулся на горящем самолете и повел его в самую гущу танков.
     Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть летчика капитана ГАСТЕЛЛО и смерть героического экипажа».

     Причина гибели по данным электронного банка документов ОБД «Мемориал»: 
     «26.6.41 сбит ЗА пр-ка, горящий с-т направил в группу танков пр-ка».

     Примечание:
     Расследованием специальной комиссии установлено, что самолет капитана Н. Ф. Гастелло упал на большую поляну примерно в 2 км от шоссе на краю болота возле деревни Мацки (Минский район, Минская область, Белоруссия).


Рецензии
26 июня 1941 года огненные тараны совершили сразу два бомбардировщика.
Гастелло и Маслова.
Странность в том , что останки самолёта Гастелло позднее были обнаружены в 2км от шоссе на поляне.

Была как-то информация , что о подвиге и Гастелло и Маслова было уже известно в 41м, но статья о подвиге именно Гастелло вышла раньше, получила широкую огласку в газете и на радио и решили подвиг как бы не разжижать, оставляя именно его.

Потому и Героя Советского Союза первоначально дали только Николаю Гастелло.
В экипаже Маслова заслуженных Золотых Звезд удостоились все четверо.
Правда, лишь спустя 50 лет после гибели.

Владим Филипп   02.08.2024 13:48     Заявить о нарушении
В чём вся и суть, таран совершил экипаж Маслова, направившего самолёт на зенитную батарею. Гастелло был просто сбит и упал в 2 км от шоссе, где никого таранить не мог.

Игорь Бородкин   02.08.2024 15:45   Заявить о нарушении
У немцев 26 июня потери именно зенитчиков у деревни Мацки в общем-то были, но характер ранений на огненный таран не тянет. В отличие от артиллеристов у которых подходящие кандидаты есть.

Сергей Кукин   02.08.2024 16:37   Заявить о нарушении
Владим, я рад, что Вы правильно поняли меня и благодарю за рецензию!
Так уж получилось, что в результате неразберихи первых дней войны был отмечен только случай с экипажем Гастелло, а в отношении экипажа Маслова была допущена несправедливость...
С уважением,

Олег Каминский   02.08.2024 17:00   Заявить о нарушении
Игорь и Сергей, благодарю вас за отклики!

Олег Каминский   02.08.2024 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.