Дагур. боолжоогу, боолжоол в ав. яз

Дагур. БООЛЖООН в ав. яз.

Дагур. БООЛЖОГУ "назначать время,место, договариваться", БООЛЖООН " договор, условие" и т.п.: ав. БОЛЖАЛ "срок", "назначенное время", БОЖЕЛ, диал. боржи, боржел, бужел "доверие, вера, верность", БОЖИЗЕ, диал.боржизе, боржие "верить, поверить, увериться в чём.-л.

Тур. БОРДЖ "долг".


Таким образом, доисламское представление ауарского народа о "вере", восходит к понятию "долг, обязанность". Далее, от него развилось значение "доверие, вера".

В наши дни основное слово для понятия "вера" это арабо-мусульманское "иман", но собственно ауарское - БОЖИ, БОЖЕЛ.

Ряд специалистов по монгольской истории считают, что у чингизидов бытовал собственный вариант митраизма и называют его "монгольским митраизмом". Любая национальная разновидность митраизма уделяла повышенное внимание верности договорам, следованию данному слову.

О распространении митраизма в Дагъестане мы ничего не знаем, но в микротопонимике Ауарии встречается местность "Митрил байдаби" - "площади Митры".

Митра, он же "Мир Сусне Хум", Mithra Sol Invictus и пр. - всегда "посредник" между Богом- создателем ( Ahuramazda у иранцев, "Вечное синее небо" у монголов)  и людьми. Чингизиды считали себя  монотеистами - "Бог един, но путей к нему как пальцев много". Что-либо подробное о религии монголов эпохи чингизидов учёным неизвестно.

Согласно дошедшим до нас сведениям в культе чингизидов играла какую-то роль "священная гора" в урочище Бурхан-халдун. Чингисхан приступая к молитве, снимал с себя пояс и накидывал себе на шею, что трактуется как "перепоручение себя Богу".

Батый (Бат хаан) перед сражениями просил мусульман молиться за него. А Хубилай - создатель империи Юань тяготел к тибетскому варианту будлизма, при этом основным воинским контингентом его армии явл. мусульмане.


Рецензии