Князь Святослав Игоревич

 Я уже писала о князе Святославе Игоревиче. Писала, что полностью отказывать князю в реальности не решусь.
 Но князь наш, чуть реальнее Ахилла и Одиссея. Предполагается,  был некто, кто запомнился потомкам. Медей насчитано не менее двух. Столько одна наворотить  не могла.  Аргонавты и путешествия царя Итаки появились в результате больших пиратских набегов будущих князей и царей Эллады.

 Сравнить можно с бурным началом князей Монако и лордов Англии.

 Вполне возможно,  князь Игорь Рюрикович и девица скандинавских кровей Ольга родили сына Святослава.
 Игорей предполагают   двух.  Браков тоже.   Сводных братьев  Святослава -  соответственно. Имя одного знаю.  Улеб.
 А остальное - нечто, соответствующее фантазиям Льва Диакона. Возможно, слова «иду на вы» были общепринятой формулой начала военных действий одного главы вооружённой группы с другим.
 Сказители  соревновались в словоплетении. Летописцы пересказывали старые легенды на страницах летописей. Лет через триста, четыреста и даже шестьсот.
 Ранние Рюриковичи - продолжение  былинных традиций.
 История князей, как минимум,  до монгольской  Руси - тот самый былинный эпос, в существовании, которого нам отказано.

 Святослав, «аки пардус», передвигающийся в сторону противника, спящий, положив седло под голову, на лошадиной попоне, питающийся из одного котла с дружиной -  традиция  описаний Александра Македонского.

 Кто- то ходил и разрушил единым махом  сильный каганат, бывший активной политической единицей того времени. От арабской Испании до Византии. Мы верим, что можно разрушить каганат кочевников, чуть что, уходивших на лошадках в степь.
   Создал же Олег единым махом государство от Новгорода до Киева, просто шагнув через леса и петляющие реки.
 Мы верим, что Олег нарёк Киев матерью городов русских, не задумываясь об амбициях  монаха, написавшего эту формулу.

 А она уходит корнями в «Анти исход» Ефрема Сирина. Статью ту мне удалили, не разобравшись. Сирин в «Анти исходе» говорил о евреях, противных богу. Теперь, когда сирийцы - христиане, они - богоизбранный народ.
 С тех пор всякая новая метла называет себя богоизбранной и строит новый пуп земли. Кто помнит и знает того Ефрема?  Долгое время  «пупом земли» или матерью городов считался Иерусалим. Мог ли Олег - язычник сказать фразу, наполненную христианским смыслом?
 Мог. Просто, как общую формулу. То самое» иду на вы».
 Мог. Как христианин арианского толка. Вся Европа, кроме франков, была арианской. Медиевисты  млеют, разбирая историю Священной германской Римской империи, о которой, ходят слухи, плохо знали даже в Византии.

 Когда император самоназванного образования   восхотел  короноваться по старинному цесарскому обряду, в Константинополе долго смеялись, аж до икоты.  Но престол апостола Петра в Риме поддержал германского императора. Дело было сделано.
А нам остался вопрос о вере язычников, пришедших с Рюриком.

 Скорее всего,  ту фразу написал человек с пером. Монах. Он и назвал факт  перераспределения собственности и сфер влияния красивой формулой перетаскивания финансовых потоков -  одеяла на себя.
 Мы также верим во вселенский размах,   мировое значение хожения Вещего князя на Царь - град. И пусть историки разбираются, что там было на самом деле. Всё это -  «преданья старины глубокой».

  Не агитирую не верить.
 Более того, надо бы верить и в Рюрика, как в реальных Ахилла,  Одиссея и Приама.

 Почему Ахилл для меня связан со Святославом?  Потому, что эти имена связал Лев Диакон. Связал и раскрыл принцип написания летописей.
В принципе, мы  его  и сами знаем.
 Всё уже было под Луной.
Помните Экклезиаста? Зачем повторять? Если ты читаешь написанное мной, значит, ты мог прочитать и другие тексты. Значит, ты поймёшь мои аналогии и параллели. Диакон увидел в поэме историю Илиады.
 Язычники тщатся взять просвещённый и святой  город.
 Русы во главе со Святославом - продолжатели эллинистической традиции.
 Они ищут славы для себя.
 Не для бога.
 По этой причине Ахилл - Святослав   несчастны. Они думают о тщете.
  Если захватило само произведение, то описание князя можно взять у историка,  рассказывавшего об  Аттиле.  А идея страдающего героя напрашивается сама собой.
Тем более, другой античный историк прямо называл Ахилла киммерийцем.
 И фибула на плаще у него. Светленький. Сражался пешим. И злой был, как собака.

 Самое интересное здесь  то, что Гомер писал поэму в восьмом веке до нашей эры. Как раз в то время, когда реальные киммерийцы штурмовали крепости государства  Урарту. Государство строило хорошие оборонительные сооружения.
 Степняки только пограбили окрестности, но пограбили так, что заинтересовали Ассирию, терпеть ненавидящую  Урарту.
 В её летописях появилось слово «гимери» или «кимери», которое могло обозначать степняков. Племена были наняты Ассирией, приглашены в Месопотамию. По одной из легенд скифы появились там  только через 500 лет. Тоже  как  наймиты. Поговаривают, использовались против киммерийцев.
 Интересно, вдруг, правда? И летят мимо утверждения, что оба племени были ираноязычными.
Гомер,  действительно мог писать антивоенную штуку. Утром - в газете.  Вечером - в куплете?

 События в обеих историях перекликаются. Там и там поединки, хотя времена уже  не те. Русы могли выйти на поединок, как выходили Челубей, Редедя с русскими. Уровень один.
 А христианину - не к лицу и не по летам.  Там и там единство места и действия, как на сцене. Там и там природа действует, как реальная сила. Окопчик Ахилла представлен.

Чувствуется,  текст написан литератором с хорошим опытом пропагандиста.  Святослав говорит языком другой культуры.
 Из военного скандинавского вождя превращаясь в человека, знающего, что такое родина, честь и достоинство.
 Не скажу, что так могли говорить офицеры Российской империи или Советского Союза, как нас уверяют.
 Это мы занимаемся модернизацией.
 Вслед за Диаконом.
 «Окоп Ахилла» - тот год, который Святослав провёл  у порога напротив острова Хортица. 
Здесь включаем воображение вплоть до полного сомнения в ходе событий, придуманных византийцем.
  Погибших на переправе, обезглавленных  воинов достаточно. Неплохо Византия знала и  степные обычаи.

Образ создан. Его надо использовать. Беда  в том,  что Святослав проиграл. А победил бы?
Те священники, что хают Святослава, воспели бы  великое стояние на порогах, после которого Святослав нашёл в себе силы победить.
 А так мы пинаем и пинаем труп пращура, не вспоминая о  Спасителе,  спустившемся в Ад за некрещёнными великими.
 Разве Святослав  не Русич?
 Срабатывает традиция отрицания церковью нехристя, поддержанная нехристями -  коммунистами.

Не христианство коммунизма не вызывает сомнение.
 А его близость к дофилософии первых культур, не вызывает сомнения не только у меня.
 
Ещё вспомним желание князя выбраться из Киева в Болгарию.
«Там - середина земли моей».
 Строчка из летописи, написанной монахом. «Середина земли»- Иерусалим.
 Снова вопрос. Таким ли Святослав был язычником или перед нами снова трактовка события через библейскую фразу?
 Что летописец знал о тех временах через сотни лет? Существование древних устных, может, письменных преданий не вызывает сомнения.  И монахи старались, расцвечивали информацию, как могли.

 Все эти походы «от края и до края». В поисках «последнего моря», от Александра до Тимучина - старинные формулы.
 Только надо помнить, что до библейских записей уже был Шумер «от моря и до моря». С одной стороны - Персидский залив. С другой - Средиземное море. Первые. И вся ойкумена.
 Но слово записано. И оно стало традицией.

 Ещё, говорят, что было поверье,  Царь - град будет взят по воде, аки посуху». Что и проделал Вещий Олег. Не совсем понятно, почему в этой фразе не видят библейской основы.
 Святослав, якобы, не крестился специально по причине поверья, что Константинополь будет взят язычником.
 Но по подобному пророчеству  язычник Кир  взял Вавилон и освободил евреев.  И вошёл в сонм еврейских святых.
 Он же и лишился головы, когда вторгся в пределы владений скифов - массагетов.
 Наверное, на переправе через бурные Аму - Дарью или Сыр - Дарью. Когда переправляющиеся особенно уязвимы.

  А здесь мы имеем дело не с библейской традицией, а со «сказочником» Геродотом.
 Об Индии ходили чудесатые россказни.  Македонский ничего такого там не нашёл, но родилась страшилка о племенах «гога и магога», запечатанных великим полководцем где- то на крайнем море. А прорвутся гоги и магоги через печати, так наступит конец времён.
Прорвались и тоже «от моря и до моря».
 Орда, если кто не догадался.

 К индийским сказкам можно отнести и «Тысячу и одну ночь». В её же  традициях  написаны Ибн - Фадлановские путевые заметки. Видел он русов у булгар. Интересно, что во времена  киевских Рюриковичей по просторам  шастали и другие  джентльмены удачи.  Со славянками, бросающимися в погребальные костры, «историк»  не встречался.
 Слухи - россказни. 
Ибн - Фадлан был командирован в, ещё не мусульманский  Булгар. С агитационной целью. Миссия не удалась. Не знаю, выплатили ему командировочные или нет.  Поиздержавшемуся неудачнику пришлось поправлять финансовое положение популярным методом.
Любили арабы путевые заметки с людоедами, преодолениями опасных пустошей, небылицами, витязями. И всякими «сумасшедшими Максами».
 Поголубоглазей.

Очень может быть, что под каждым византийским текстом лежит библейский текст. Иерусалим осаждали и разрушали. С царями и пророками людям не везло. Записывали всё аккуратно, правили и переписывали.
 Интересно, что сами специалисты говорят о небрежности вавилонских летописцев. Писчей работы было так много, что писали кое- как, использовали старые таблички, сокращали и не прописывали.
 А эти старались. Видать, кто- то им сказал, что богоизбранные они. Понимали, что пишут образцы для подражания.

Тут есть «подводные камни». Не смотря ни на какие достижения историков, археологов, источниковедов, многие вещи остаются не подвластными для исследования и понимания. Может, так было. Может, эдак.
 Мы можем бесконечно приближаться к истине. Помнить о традициях. Верить или не верить в события.
 Даже из неверия получается стройная система «фактов».


Рецензии