Василий и постмодернизм. Глава 23

Василий и постмодернизм.
Глава 23.

   У Василия было два любимых занятия для проведения досуга: смотреть наружу и смотреть внутрь. Первое можно определить, как всплывание к поверхности сознания и плавание по ней, второе, как ныряние вглубь. И первое, и второе желательно совершать молча, с выключенным внутренним диалогом, что являлось самым сложным заданием, выполнив которое дальше можно уже было расслабиться и отдаться течению потока. Чёртов внутренний диалог, переходящий в монолог, а выключи его и молчание послужит тем ключом, что открывает любые двери. Попадая в глубокое молчание, обнаруживаешь новый уровень и вид бытийствования - тишину. Если не выпасть сразу же обратно, в суету ума, порождающего мирскую суету, а продлить состояние пребывания в тишине чуть подольше, то постепенно двери начнут, одна за одной, растворяться, оставляя вместо себя порталы, затем и стены лабиринта потеряют свою прочность и мрачность, становясь двигающимися декорациями. Выстроенный умом мир рассыпется без постоянных подкреплений из описаний, превратившись в волшебный мир, в сказку. И вот тогда искатель, он же сталкер, начинает своё путешествие в неизведанные области пространства, где нет чётких устойчивых границ между внутренним и внешним - отправляется "туда, не знаю куда, чтобы найти то, не знаю что".
   Тут же возникла догадка, что я и приходил к Василию за этим качеством, за этой его способностью, которой сам был лишён - молчать, молчаливым созерцанием. Аж слёзы брызнули из глаз, так мне стало жалко себя, таким никчемным оказался мой образ. Ты так и не научился основному и главному, тому, без чего духовный путь лёгким движением руки превращается... Превращается... Не превращается, а прекращается, ибо топчется на месте или бежит по кругу. Не выключится внутренний диалог - не случится трансформация сознания, не изменится ни образ жизни, ни мышление, ни поведение. И ты - лучшая тому иллюстрация худшего варианта, подтверждение с отрицательным значением. А ведь по-настоящему лучшее, чего ты достиг и постиг, случилось с тобой в моменты, когда ты был на пути, в минуты, когда твой ум безмолствовал, но эго-личность перехитрила тебя, сказав, что у неё есть секрет, она может им со мной поделиться, и если я им воспользуюсь, то и реализуюсь без дальнейших исканий, усилий, блужданий по опасным тропам. Зря не спросил тогда - реализуюсь как кто? Теперь ясно - как личность, считающая себя духовным искателем, а не как искатель, разотождествившийся с личностью. Эх! Дурило. А в чём же был секрет, на который я попался? В том, что якобы мне и не нужно пытаться останавливать внутренний диалог, что в моём особенном случае он является не препятствием, а трамплином, что это не слабая, а сильная сторона моей личности, прям тот универсальный рычаг, при помощи которого можно сдвинуть и землю, и небо, и "точку сборки", совершив переворот в сознании. Это твой Конёк-Горбунок, садись на него и скачи, просто и играючи переноси внутренний диалог на бумагу и исполнишь своё предназначение. Чем я собственно и занимаюсь. Не скажу, что внутренний голос во всём меня обманул, что не получил то, что было обещано. Опыты безмолвия получил, шок и удивление испытал, прозрения были, способности раскрылись и усилились, но практиковать не стал, чтобы вернуться в тишину. Продолжаю пользоваться внутренним диалогом в качестве инструмента самопознания, наивно надеясь износить ум. Хорошая ведь штука, с его помощью вот тексты пишу. Многие современные авторы уже пользуются нейросетью, а мне не нужно, у меня своя внутри есть, она и генерирует тексты. Так что, прекратить индульгировать! Уж лучше ругать себя и заниматься самокритикой. А ещё лучше - принять себя, со всеми недостатками и особенностями, про которые ты хорошо осведомлен и которые не скрываешь даже от окружающих. Потому что независимо от их суждений о тебе и оценок, ты такой, каким только и можешь быть на данный момент.
Возлюби себя. Но как? Так есть же секрет - остановка внутреннего диалога.
- Посмотри на Василия, не смотрящего в твою сторону. Почувствуй его любовь к себе, тебе, к миру. Поучись у него искусству присутствия. Тебе досадно, что он не обращает на тебя внимание?
- Нет. Мне спокойно от одного его присутствия, и молчаливого общения с ним достаточно. Тут свой внутренний собеседник никак не успокоится.
- Про собеседника чуть позже поговорим. Главное, что тебе становится спокойно. Ты и зашёл к нему ради этого, не так ли?
- Получается, что так. Но какая же это необыкновенная любовь, если это обыкновенное спокойствие?
- Прилагательные в данном случае подсовывает личность, они служат оцениванию и обесцениванию. А возможен ли покой без любви, не будь любви, возник бы покой?
- Для моего восприятия любовь - это эмоция, движение, энергия, а покой - их отсутствие.
- Вернёмся к реке. Покой бывает разным. Спокойное течение воды - тут тебе и движение, и ощущение покоя. А ты представляешь покой как погружение и пребывание на дне реки. Покой вовсе не обязательно противопоставлять движению. В простых психологических терминах любовь выражена через принятие и отпускание. В чём различие между тем, чтобы смотреть и созерцать? В процессе внешнего смотрения, наблюдения, разглядывания есть много чего: любопытство; цель; мотивация и стимул; оценивание; сравнение; анализ; описания. Если всё это убрать, или что-нибудь хотя бы из этого, то случится молчаливое созерцание. Внимание ни за что не цепляется и не выстраивает последовательных логических цепочек, но и не скачет с объекта на объект, а потому не порождает причин для страданий, оно спокойно воспринимает проплывающую картинку - приняло, отпустило. Ты пришёл в гости, пространство Василия приняло тебя, разделило присутствие на два, но ты уходишь, и оно отпускает тебя. Никаких эмоций в виде проекций: ожиданий, цепляний, привязанностей ("я тебя не отпущу, ты только мой, вместе навеки, я без тебя умру"). Мы приходим к реке, она нас принимает и отпускает. Мы попадаем на море: и снова тот же принцип действия для взаимоотношений. Смотрим в окно: чистое восприятие - принятие увиденного и отпускание. Никто никого не удерживает, но происходит круговорот вещей и взаимообмен энергий. Если что-то притягивается, то за счёт импульса влечения и силы притяжения, если объекты отталкиваются, значит механизмы-пружины внутри них выпрямляются. Сопротивление создаёт и увеличивает давление, что порождает страдания. Страдания лишают сознание радости, покоя и любви. Смотреть правильно - надо уметь. Василий умеет и любит смотреть. Ты тоже можешь, но пренебрегаешь. Молчание сравнимо с задержкой дыхания при нырянии. У тебя получается вдохнуть и не дышать не более минуты, он же способен обходиться без слов часами.
- Ихтиандр, что ли? А может у нас потребности разные. Для меня необходимость в словах, возможно, не менее острая, чем его необходимость в молчании для него. Я так понял, предлагается, чтобы не реагировать. Но для меня и для большинства людей отсутствие реакций смерти подобно. Камень лежит, смотрит и не реагирует. Он в состоянии покоя. Двинь его ногой, перекинь с места на место, ноль реакций. И это образец любви? Покоя у камня в избытке, что никак не способствует в нём возникнуть искре любви. Вот ударь камень о камень, и заискрит. Может быть, камни так и любят, но живым существам предоставлена другая возможность любить, посредством реакций, эмоций, чувств. Ну и в чём заслуга камня, или преимущество, что он не страдает? Он тупой и инертный. Люди не должны уподобляться камню.
- Так ты сам и уподобил. Неудачное сравнение выбрал. Для тебя Василий - каменное изваяние с острова Пасха?
- Нет, он больше похож на призрак.
- Ни Будда, ни Христос, ни кто из духовных Мастеров не проявились камнями, будучи живыми существами в человеческих телах, и ничто человеческое не было им чуждо. Почему не брать лучшие экземпляры человеческого вида в качестве примера? Их тайна - в эффекте Присутствия. Он достигается попаданием в Здесь и Сейчас. А попадаешь в Него через выключенный внутренний диалог.
- А возможно из Присутствия вести трансляцию внутреннего диалога или общаться, заниматься какой-либо деятельностью?
- Да, возможно, и я тому иллюстрация, подтверждение. Не лучшая, ибо канал связи не прозрачно чист, не безупречен, но вполне достойный уровень для бесед с духовными искателями. А вот Мастера, проводя сатсанги, не транслируют свой внутренний монолог/диалог, наоборот, выключают, и тем самым подключаются к универсальному инфополю. У каждого из них свой источник, но общее между ними - наличие тишины.
- И кто же ты, мой внутренний собеседник?
- Да кто угодно может выйти с тобой на связь, приняв любой образ и предлагая тот текст, который ты способен воспринимать. Что если с тобой беседует Василий?
- Так он же молчит, и не смотрит в мою сторону. Или он молчит так же, как и я - внутри него тоже происходит диалог?
- Нет, не как ты, и не как у тебя. Он молчит правильно, и смотрит правильно, и бутерброд ест правильно. В его молчаливом присутствии тебе стало спокойнее, но покой ума ещё не случился. Разговаривает твой ум. Ты же не думаешь, что общаешься с Богом Абсолютом, с Иисусом Христом или инопланетным разумом?
- Боже упаси! Бог миловал от подобных помрачений.
- Но кто-то же должен откликнуться на твой зов, возникнуть как голос, чтобы побыть в роли собеседника. Успокоить, утешить, одёрнуть, дать наставление.
- Странно, что ты ускользаешь от ответа на вопрос, кто ты. Играешь роль, но без образа и без имени.
- Это продвинутая версия, более сложный уровень.
- В смысле? Я спрашиваю - ты кто?
- Никто. Ну честно же, без хитрости и обмана. Не веришь. Мог бы догадаться, подсказки были. Я порождён, сгенерирован, нейросетью сознания. Не путать с сетевой нейросетью, которая является подобием, попыткой скопировать. Матрица знает о тебе всё. Все твои желания, мечты, страхи, реакции, действия и помыслы, даже все сновидения на протяжение твоей жизни, хранятся в "облаке", и в соответствии с этой информацией для тебя подбирается следующая. "Массив данных" огромен. Откуда и кем посылаются тебе знаки, откуда получаешь подсказки, да и сказки читаешь? Никто ведь ничего и не скрывал, но увидеть, узнать о "тайном" дано не каждому. Тайна в Сознании. Оно безличностно. Если проникнуть в Тайну, то всё происходящее в мире, с миром, с людьми, с природой становится понятным, но не на уровне "дважды два четыре" или "девятью девять восемьдесят один". Как ты?
- Вроде нормально. Только начались подвисания, стал тормозить. Я выпадаю из текста, текст распадается. Замедлилось мышление, реакции ума и тела. Мне показалось, что я куда-то попал, куда-то "между". Чувствую, что не смогу закончить эту главу. Поможешь?
- Помогу. А начинал ты с чьей подачи, при помощи кого? Читатель будет читать слова, искать знакомое ему, мало кто заметит произошедшее с тобой изменение. Ты выпадаешь в паузу и молчишь. А читатель не может вместе с тобой туда попасть.
Перерывы между написанием строк увеличиваются и именно в них ты открываешься новым измерениям. Возвращаемся к началу главы - двери раскрываются, стены рассыпаются, двери растворяются, образуя пульсирующие порталы. Ты уже всё больше, дольше молчишь. Куда исчезают слова? Почему ты ими не пользуешься?
(Молчание) - Мне... Не хочется... Хочется... Побыть одному... Помолчать... Я увидел и понял тебя как Никто... Это ужасно... Всё равно... Так много всего и сразу обрушилось, ум не справляется... Иду в ретрит...
- Это правильное направление и ощущение - после сатсанга побыть в ретрите.

   Конец фильма, конец текста, конец мира, конец истории, конец света, конец жизни... Столько концов торчит. А где все эти концы? Почему несмотря на объявленные концы у всего есть продолжение? После смерти тела "мы попадаем на небо, на облака", многие так думают. Мы, как кто, что? Некая информационная сущность возвращается в "облако". Когда мы в глубоком молчании, то происходит нечто подобное, но без утраты связи с телом. Витать в облаках - мечтать, фантазировать, строить планы, надеяться, это прогулка по "облаку". Но облака находятся на низшем уровне неба, у них есть форма, содержание, структура. Молчание поднимает над облаками, к ясному, чистому, пустому небу.
   Василий повернул голову и посмотрел на спящего человека, сидящего в кресле в углу комнаты. Наконец-то успокоился, утих. Ну вот как на таких реагировать? Не игнорировать, но выслушать, дать им излиться, и не на кого-то, а в пустоту. Как только они ощущают, что изливаются из пустого в порожнее, источник их слов иссякает, говорение теряет свою цель, и не может цепляться. Так возникает необходимость в молчании.

29.07.24


Рецензии