Письма Учителю. Общение
Первая половина этого года, судя по дневниковым записям, насыщена общением с европейскими учителями, посещением европейских учебных учреждений.
И о своем уже функционирующем детище не забываете.
"14 Апреля. Разбудил меня Кеелер, в котором я кажется сделал находку,..."
Через два дня Вы заключаете с молодым человеком "контракт". Густав едет с Вами в Россию. В Ясной Поляне он помогает отцу-основателю налаживать обучение, показывает школьникам физические и химические опыты.
Проработает Келер в Яснополянской школе до осени шестьдесят первого. Три года после этого Густав занимается с Вашим племянником Григорием. В шестьдесят пятом начинает работать в Тульской гимназии.
Надеюсь, ваши пути ещё не раз пересекались. Два известных педагога всегда найдут тему для общего разговора.
К примеру, Ваши статьи, вышедшие одна за другой в журнале "Ясная Поляна"Первая, задуманная в шестидесятом, посвящена, как мне видится, обзору зарубежному образованию. Во второй Вы пытаетесь соединить два идущих в одном направлении процесса-воспитание и образование.
Без анализа статей, его весьма подробно сделали известные публицисты, попытаюсь изложить субъективный взгляд на поднятые вопросы.
Первая Ваша заметка называется "О народном образовании". Зачин у Вас весьма пессимистичен. Терра инкогнито! Но Вы уже осенью 1859 года вступили на этот остров, населенный Вашими же рабами. И Вы пытаетесь сделать из их детей свободных граждан.
Круто! Но поможет ли здесь европейский опыт? Тем более, что в дневниковых записях один негатив. Мунштра, деспотизм, ненужные для жизни знания, вдалбливаемые в головы бедных школяров.
Нет, такой опыт нам не годится. Для начала попытаемся понять начало формирования личности Ваших рабов. Вы же сами хотите сделать из этих ребятишек не тягло, но гражданина. Или самому приспособиться к изменяющимся историческим условиям?
Не поверите, граф, но оселком жизни нашего вида, как и большинства остальных, является, извините за натурализм, условный рефлекс.
Попади только что рожденный в стаю волков и будет из него Маугли. Конечно, не такой, как у Киплинга. Ближе к животному миру.
Проще говоря, Лев Николаевич, начальный этап жизни отражается на будущем Вашего бывшего раба. А где он появился на свет? В убогом жилище такого же раба, старающегося всеми правдами и неправдами выжить.
Общение этих детей с Вами воспринимается ими больше чудачеством барина, чем реальным инструментом для дальнейшего совершенствования. Да и большинство их родителей враждебно воспринимает эти педагогические эксперименты.
Лишь свободное общение, с самого начала жизни человека, дает шанс на гармоническое развитие личности.
Ваш ученик ЕС.
A propos!
Как Вы думаете, Лев Николаевич, что изменилось в этом плане за последние полтора века?"
Свидетельство о публикации №224080200727
предателей велел тут же, немедля спустить под лёд.
Сильвестр Строганов 02.08.2024 20:24 Заявить о нарушении
Миру-мир, с торжественным пуском.
ЕС.
Евгений Садков 02.08.2024 18:47 Заявить о нарушении