Эстергом

     О жизни и по городу. Проезжая по мосту, через Дунай в Словакию. Польша,   Ченстохова. 

     Бывает, что вдруг, высвечивается и западает тебе в голову давно промелькнувший ранее город, случай или пейзаж. И ты начинаешь думать о нем.
Ну, как же так –был там, но прошел мимо. Пропустил, не вник, не понял, смотрел – но не видел.
     Почему то сейчас цепляет меня  Эстергом – городок в Венгрии. Большой храм - Базилика на  высоком холме,   внизу – Дунай, широкий, сливающийся с горизонтом. Мост, на другом берегу – Словакия. Слева, под холмом два шпиля церкви и улицы
города.  Посмотрел и уехал. Но, сейчас,  спустя годы, после поездки хочется  узнать  поближе, то есть- написать.    
       Также  как и о жизни, которая пролетела в миг. Хочется вернуться, рассмотреть понять –что это было.  А, люди, кто они, окружавшие тебя.  Родные, дяди-тети, знакомые, друзья.  Дочь единственная, как она росла, училась, радовалась, переживала…  Почему  раньше не задумывался.

     Мост связывающий Эстергом со словацким городом Штурово  назван  именем Марии-Валерии, дочери Франца Иосифа  императора Австро-Венгрии.  Портреты императора и Елизаветы - его супруги  висят в Христианском музее.  Музей  внизу, прямо под холмом в трехэтажном здании Епископского  дворца. Дворец примыкает к церкви святого Игнатия. Необычно узкий  барочный фасад  церкви стиснут двумя башнями со шпилями.
Среди экспонатов  музея -  венгерская   средневековая   живопись  и итальянская  живопись эпохи Треченто -  Весны Возрождения.
В одном из залов -  скульптура «Мадонна»,  XV век. Высокий лоб, лицо почти девочки, робкая улыбка на губах и большой, крупный кучерявый ребенок  на коленях.  Она мне напомнила  «Мадонну  Бенуа» Леонардо да Винчи  и «Мадонну с младенцем» Андреа Вероккио.
       А, вот, живописное и редкое по сюжету полотно. «Мадонна с двумя младенцами».  Мадонна обнимает двух толстеньких, не таких уж и маленьких  младенцев.  Один – Христос, другой – Иоанн Креститель. Младенцы  - лобызаются. Это работа одного из учеников Леонардо да Винчи  и тоже  XY век. Мадонна  выглядит постарше. Видимо, период изображения совсем юных  дев прошел.
Среди художников Треченто – Андреа де Бартоло.  Я подошел к картине, подумав, что это Джотто.
      От площади, на которой музей и церковь отходят, вымощенные  брусчаткой,  улочки старого города.
      Какой все же просторный и очень живописный вид отсюда с вершины холма, от грандиозного сооружения Базилики святого Адальберта. Когда мы с Сашей Сорокиным думали,  что еще посмотреть после Будапешта, то Эстергом выбрали, конечно, из за  этого храма – величественного, самого большого и высокого в Венгрии.  Внутри его было спокойно, красиво и умиротворенно.
  А вдобавок еще получили  панораму Дуная. Собор расположен на идеальном, с точки зрения обзора, холме на крутом, высоком берегу.
  Сейчас бы очень к месту прозвучала  Эстергомская   месса     Ференца Листа. Но вместо этого  слышу  возглас  Саши Сорокнна: «Хватит смотреть – надо ехать». Я  очнулся, и  мы начали спускаться  с  холма, машина стоит внизу. Едем  к мосту через Дунай. Посредине его проходит воображаемая граница между двумя государствами.  Я оглядываюсь – города нет, то есть. он теряется на фоне Базилики.
Ну, и что я расширил, понял, узнал. Какой он, этот  Эстергом?
Прочитал, что в Эстергоме родился Иштван I – будущий король и основатель венгерского государства. Во время его правления город был центром духовенства страны. Это конец Х века.

Проезжаем Словакию. Вот и Польша. По ней ехать долго. Ночевать будем в Варшаве. О, слева - город Ченстохова. В отдалении высится колокольня монастыря Ясной Горы. В этом  монастыре  хранится  знаменитая  икона  Ченстоховской  Божией Матери.  Она – центр притяжения не только о католиков со всей Польши, но и из других стран. Из книги «Повесть о жизни» Константина Паустовского    знаю, что сюда его маленького привезла однажды бабушка.  Вместе с другими паломниками они вышли из поезда на вокзале  и здесь всех  уже  ожидал ксендз.   Люди опустились на колени,  и поползли, распевая  псалмы,  в сторону монастыря.  Не близко, совсем. Маленький  Костя был напуган и спросил бабушку – зачем люди  так делают. Бабушка ответила, что это грешники и они хотят вымолить прощение  у Бога.
         
       Конечно, я не сторонник  религиозного фанатизма, как и любого другого.  Но, вот, чтобы меня  простила за все Лена – пополз бы. Но, куда, в какую сторону?   Не в Ченстохов же, тем более, что он остался позади.
А я, все всматриваюсь уже в окрестности его. Что хочу увидеть там, или кого.
 


Рецензии