Педагог потрепала за плечико
Не так давно, насколько я знаю, уволена директор Совхозной школы №10 - по статье Кодекса о труде «За поступок, несовместимый с педагогической деятельностью» (примерно так, по памяти). Я имею высшее университетское педагогическое образование и опыт работы (история, обществоведение, право) и в этой школе №10, и в Екатеринбурге в школах 51, 156, 148 (в 5,8,9,10 классах, при десятилетках, притом в 8-х классах обычно было по 40-43 школьника), и в ТУ №1 (слесарное дело). Поэтому мнение своё получил не с потолка, а из опыта. А мнение моё таково: Белоярский РайОНО принял неправильное решение: эта статья в Кодексе — для ориентира, а не для применения направо-налево по любому прикасанию педагога к учащемуся. Достаточно было директора уволить как несправившегося, а не давать повода легкомысленным родителям для торжества и умаления школы. Если хотите ответить кратко — назовите такие случаи увольнения по этой статье в области за 23-24 годы. А я приведу вам случаи из своей жизни и педагогической работы, за которые школы вообще надо было закрыть...
1). 1957 год, учусь в первом классе Хромцовской школы (65 км от Свердловска-Екатеринбурга), учительницу Анфису Сергеевну подменил директор Сечин. В углу у доски сразу насыпал горсть гороху и предупредил, что нарушителей поставит голыми коленями на горох. А мы учились 1 и 3 классы вместе. И третьеклассник Петька, сволочь. рассмешил-таки меня (мы на одной парте). Сечин поставил меня в угол, велел упереться в угол лбом и 15 минут не шевелиться, иначе поставит на горох. Я стоял и взглядом изучал горох, размышлял о жизни.
2). Физкультуру тоже вел Сечин. Нас, первоклассников, построил в рекреационном зале, взял то ли балалайку, то ли мандолину, стал играть типа марш, чтоб маршировали. Но мы с Сережкой не удержались и... заплясали (дома у нас была своя педагогика). Директор Сечин оценил и вовсю заиграл плясовую (вроде, «Барыню»), мы с Сережкой вышли на круг, треньканье, топот, все подхлопывают в ладошки. И вот двери обоих классов приоткрылись, выглянули учительницы, вежливо попеняли Сечину, тот прекратил «безобразие», заставил маршировать... Вот кого надо было уволить по этой статье! Безобразие! Испорчен урок! Вместо школьного занятия — пропаганда и демонстрация вакханальной пляски! Никак несовместимо с педагогикой.
3). В школе 156 (Вторчермет, окраина) я неделю вел историю в 4-х классах, сентябрь, тепло, окна раскрыты, а я плохо знаком с классом, с контингентом. И вот метрах в 120-ти пожар, горит барак «под снос». Все мальчишки вмиг через окно — и оказались у пожара, скачут под струями, заглядывают в окна. Я струхнул не на шутку, ведь на время урока за них отвечаю я — головой. Приказал остальным сидеть! А сам — к бараку. А ребята уже внутри. Я тоже в окно, всех четверых выпроводил через подоконник, но первый снова уже вбежал в горящую дверь, я повторно выпроводил. Пока выбирался сам, этот малец уже опять в горящей комнате под струями. Тогда я заскочил, схватил за шиворот и дал такого пендаля, что он вылетел и приземлился на карачки на траву. Моё дело было - быстрейше удалить мальчишку из опасной зоны, а сам - уж как повезёт. всё произошло "на автомате". Растопырив руки, «гоню» это маленькое «стадо» «вождей краснокожих» к школе, оглянулся: в той горящей комнате рухнул потолок. Так я загнал всех в класс, закрыл окна. Мальчик с красным лицом, насупился, я подошел спросить, как себя чувствует. Ответ: «Я скажу отцу, он боксёр, он завтра вам всю рожу разобьёт!» Я опять струхнул, но педагогика советовала другое: «Только ты всю правду расскажи отцу. А то не будет знать, за что бить!» Из школы назавтра выходил озираясь. На следующем уроке спрашиваю мальчика: «А почему папка-то не пришел? Некогда, наверно, было?..» Мальчик не ответил, уткнулся в книжку. Видимо, дома ещё и от отца досталось. Формально, меня надо было немедленно уволить по статье, да только ситуации бывают всякие, и педагог должен знать и свои обязанности, и педагогические приемы. И выбирать единственно возможный поступок.
4). Последний пример — для иллюстрации педагогического приёма «метод взрыва», когда все другие методы исчерпаны. Школа 148 на Новой Сортировке (ул.Техническая) восьмой класс: парень демонстративно на протяжении ряда уроков щелкает семечки и плюёт перед собой через губу в проход. Ни устыжения, ни апелляция к классу и прочее не действуют. И вот урок, звонок на перемену, выпускаю класс, а его оставляю, закрываю дверь на ключ. Заставляю убрать, отказывается. Нагло смотрит в глаза. Но я ведь тоже человек, не только учитель. Говорю: «Сейчас ты пузом соберёшь все скорлупки, и пусть меня уволят, посадят, но ты рожей вымоешь весь пол!» Хватаю парня за грудки, начиная со стола учителя протаскиваю по всем трем рядам парт, в стороны — слышно — летят пуговицы, ставлю на колени перед кучей скорлуп: «Убирай немедленно своё говно!!!» Вижу, у восьмиклассника слёзки навернулись, раскраснелся от путешествия по партам, всё собрал себе в карман, а мне говорит: «Я матери скажу, она напишет на вас...» - «Пусть пишет. Но срать в классе ты не будешь!» На следующем уроке смотрю, три пуговицы, отлетевшие тогда, аккуратно пришиты, подштопан рукав у плеча. Я подошёл, взял за плечи, «любуясь» материной работой: «Хорошая у тебя мать, заботливая. Только ещё раз прошу, не мусори, не подавай пример ребятам, всем охота в чистом классе учиться...» На проход он больше не плевал... складывал в стол. Жизнь потом исправит его, но один из уроков подчинения, так необходимый мужчине и будущему солдату, он получил. В школе. От педагога. Дома он, может, без отца, и мать, может, втайне благодарила меня...
Всех без исключения школьников всех классов я любил, как своих детей и как «предметы» моего труда. Обижаться или ненавидеть школьника — это признак педагогической профнепригодности. Никогда не переходил «на личность». Ребята видели это, и частенько после урока, собирая свои причиндалы в портфель, я находил карандашный шарж на меня: стою с листком у доски, говорю (а говорил я окая), а внизу название «Александро Лексеич!» Храню эти шаржи и желаю всем, кого я учил, счастья.
P.S, Короткая иллюстрация-вопрос к «поступок, несовместимый с педагогикой». В №148 учитель географии, после неоднократных увещеваний, одному восьмикласснику сказал, мол, больше у меня на уроке тебя не будет. Я дежурный учитель, иду по второму этажу после звонка, смотрю, географ выводит паренька в коридор, а сам в класс и дверь на ключ. Спрашиваю на перекуре, а он преспокойно: «Он же в класс стремится баловаться, я и родителям писал, завучу обмолвился... Ну пусть в коридоре учится. А я не собираюсь вытанцовывать, мне над успеваемостью надо думать... Пусть они собираются, директор, родители, районо, и приведут его «в чувство». А меня пусть хоть увольняют — не пущу на урок!» Совсем антипедагогично, да? Но кто снял с родителей обязанность быть тоже самыми ПЕРВЫМИ педагогами для детей??? И вот РайОНО создает прецедент: школа — бяка! А ты, мальчик, девочка, умничка, жертва произвола педагога. А по-моему, тут произвол родителей, переложивших груз воспитания пристойного поведения — на школу, да еще и с увольнением по статье. «Уря, наша взяла!» Ну-ну...
(У самого меня с детьми и внуками полный комплект, есть со степенью, есть преподаватели и учителя, есть другие профессии).
Свидетельство о публикации №224080200851