Кто Вы, Рудольф Штайнер
Ефим Дроздов
Как-то мне случайно на глаза попался рассказ Людмилы Улицкой с интригующим названием "Великий учитель". В нем я впервые увидел имя Рудольфа Штайнера, которого писательница и окрестила "великим учителем". Это имя мне, как я думаю, и большинству моих читателей ни о чем не говорило. Я устыдился своей серости и полез в интернет, чтобы узнать, кто же он, Рудольф Штайнер, а заодно и приобрел пару его книг.
Вот некоторые его биографические данные. Рудольф Штайнер родился в 1861г. в Хорватии в очень простой семье. Отец его работал телеграфистом на железной дороге. После окончания школы юноша с 1897 по 1883г. учился в Венском университете. В 1891г. Штайнер стал доктором наук, а с 1900г. начал читать лекции по философии. В 1913 основал вместе с женой Антропософское общество. Полное собрание его сочинений насчитывает 354 тома. Дал более 6000 лекций. В свое время был властителем дум европейской молодежи. Умер ученый в 1925г.
А теперь по существу. Какие же идеи пропагандировал Штайнер в своих книгах? Откроем одну из них под названием "Духовные иерархии и их отражение в физическом мире". Она состоит из 10 лекций, прочитанных ученым в 1909г. В вводной лекции он ставит перед собой задачу - разгадать загадку Человека. Для этого Штайнер устремляет свое воображаемое око ввысь, к тем духовным существам, которые, по его мнению, обитают над человеческим миром и которые предвосхитили появление Человека на Земле.
Он приводит пример часового мастера, который прежде чем создать часовой механизм, конструирует в уме все его части и их взаимодействие, а только потом приступает к работе. Так и мы, считает ученый, шаг за шагом, разбирая этот механизм, можем прийти к источнику его создания.
"Так и человек, - говорит философ, - когда он возвышается до ясновидческого созерцания.., может проникнуть в мир духовных существ. Поэтому мы можем сказать: прежде, чем возник наш мир, уже существовала та самая мудрость, о которой мы, собственно, и должны говорить. Она и есть план мироздания."
Что это? Признание существования Бога? По Штайнеру все намного сложнее. По словам ученого, "чтобы встретиться с первозданной мудростью.., мы должны возвратиться в те времена, когда еще не существовало внешней, видимой Земли, и когда не было окружающего мира, ибо он сам возник из самой этой мудрости. И после того как эта мудрость, мудрость создателей миров, прошла через многообразные формы, она... стала достоянием святых Риши, великих учителей Индии.
Все то, что записано об этой мудрости в прекраснейших и лучших книгах всего лишь слабый отголосок... великой мудрости Гермеса (Гермес - древнегреческий бог торговли и богатства, удачи, плодородия и животноводства - Е.Д.), Заратустры (Заратрустра - жрец и пророк - Е.Д.) и возвышенного знания древних Риши.
Сообщения, содержащиеся в Евангелиях и других христианских писаниях, в обновленном виде содержат в себе мудрость святых Риши, как бы вновь родившуюся из источника вечной молодости. Сокровища, которые содержатся в глубинах христианского откровения и являются ни чем иным, как сокровищами восточной мудрости, возрожденными с помощью новых сил.
Нет такой мудрости Востока, которая не влилась бы в оккультизм Запада; и в учении и практике розенкрейцеров (орден розы и креста - теологическое и тайное общество, основанное в период позднего Средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем - Е.Д.) можно найти абсолютно все, что некогда охраняли великие мудрецы Востока. Поистине, во всем, что можно познать как мудрость Востока нет ничего такого, что не содержалось бы в мудрости Запада."
Понятие Бога Рудольф Штайнер все чаще заменяет понятием о невидимых духовных существах, которые якобы произошли из людей, но поднялись в духовной сфере над людьми. Причем у них есть своя иерархия: есть такие, что еще недавно были людьми и стали духовными существами. Они занимают нижнюю ступень. Те, кто совершил такое перевоплощение раньше, те занимают второй этаж. Самые ранние духовные существа, "старожилы" духовного мира, занимают самую высокую ступень.
Причем, как утверждает ученый, древние, называя какое-нибудь космическое тело, например "Меркурий", имели ввиду вовсе не то, что подразумевает современный человек, а всю совокупность духовных существ, связанных с этим космическим телом. Одно и то же слово обозначало два разных понятия: духовное и физическое.
"Прямая линия соединяет все то, что говорилось в преданиях древних обитателей Европы о богах, звездах и мироздании, все то, что греки и римляне поведали в своих мифологиях.., с той, заслуживающей справедливого восхищения и признания, мифологией, которая была создана Коперником, Кеплером и Галилеем."
Далее Штайнер напомнил, что в древности люди различали четыре стихии, которые назывались так: земля, вода, воздух и огонь. "Землей" они называли все твердое. Даже если зимой вода в озере замерзала, то она называлась "Землей". К тому времени, когда люди научились плавить металл, то расплавленный металл они называли "Водой". Кроме того, "Водой" назывались все жидкости. "Воздухом" назывались все газы. Если дерево сгорало и превращалось отчасти в дым, то он назывался "Воздухом". Сложности возникли со словом "Огонь". Сюда же относилось и тепло. Ясное дело, что огонь - это когда что-то горит. Но в отличие от остальных трех стихий огонь - это не вещество, а процесс. К тому же люди научились различать тепло, которое исходит от более нагретых тел, т. наз. внешнее тепло, и внутреннее, или как мы говорим "душевное" тепло. Поэтому в огне, как считали древние, проявляются материальное и духовное.
В древности говорили: "Обрати взор на какой-нибудь горящий предмет, пожираемый пламенем! В этом пылающем предмете ты видишь двоякое. Одно... было названо дымом, другое получило название света. Т.о. когда пламя пожирает какой-нибудь предмет, мы видим оба составляющих этого природного явления: с одной стороны свет, с другой - дым... Огонь находится посредине между светом и дымом."
В ответ на вопрос: "Ты видишь свет?" ответят: "Да, я вижу свет." Но и вопрос, и ответ были неверными: человек видит не сам свет, а предметы, испускающие свет или попадающие в луч света. "Поэтому духовная наука говорит: хотя свет делает все видимым, он сам по себе невидим. Т.е. огонь находится на границе между внешне воспринимаемым, материальным, и эфирно-духовным.
Огонь, с одной стороны, разделяется на свет и тем самым открывает путь к сверхчувственному миру. За это он должен послать нечто в мир материальный, в мир непрозрачного, но видимого. В мире ничего не возникает односторонне. Все возникающее имеет две стороны: если с одной стороны возникает свет, то с другой стороны возникает помутнение, темная материя. Это древнее духовнонаучное учение."
Свидетельство о публикации №224080200922