5. Притчи о дружбе и приятельстве

Ни раба, ни повелителя в дружбе не надо. Дружба любит равенство.
Иван Гончаров*

*Иван Александрович Гончаров — (1812 — 1891), русский писатель и литературный критик.

5.1. О настоящей дружбе

Друзья – это те сокровища, которые украшают человека. 
Древнеегипетская мудрость

Достойное поведение

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел летающих птиц.
— Мама, какие это птицы? – спросил птенец.
— Это наши приятели, – ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такая его доля, но и ему необходимы друзья. Иначе какой же он король птиц, если у него нет друзей. Все птицы, которых ты видишь – верные наши друзья.
Довольный объяснением, молодой орёл смотрел, как летают птицы, и понимал, что теперь это и его друзья.
— Ой! – внезапно воскликнул он, – они воруют нашу пищу.
— Успокойся, сынок, они не воруют нашу пищу.  Это мясо я им отдала. Запомни на всю жизнь: каким бы голодным ни был орёл, он должен часть своей добычи отдать птицам, живущим по соседству. Они не могут подняться так высоко, как мы, и нам следует заботиться о них.
И достойное поведение орла – делиться последним куском с бедствующими.
(По Леонардо да Винчи)

Конфуций упреждал

Конфуций упреждал, что особое влияние на людей оказывают друзья, потому что им принято доверять.
Цзы-гун, его ученик, спросил о том, что значит быть кому-то другом. Учитель ответил:
— Будь честен с ним, когда даёшь ему совет, и побуждай к хорошему. Но если он не слушает, то не настаивай, чтобы не быть униженным.


Высшее благо

Греки считали дружбу одним из высших благ. Они утверждали, что настоящая дружба может быть только между хорошими людьми.
Аристотель писал, что дружба возникает от восхищения добродетелями другого, и это восхищение внушает благожелательность и старание подружиться с человеком и производить на него приятные впечатления.
Основа дружбы – правдивость и доверие. Поэтому самый краткий и верный путь к дружбе – стараться быть таким, каким друг нас желает видеть. О дружбе существует много пословиц и поговорок. Всем знакомая крылатая фраза: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты» популярна до сих пор.
Считалось, что с плохими людьми не следует водиться, чтобы от них не перенять их пороки. Можно обнаружить письменные источники, в которых указывается, что в законодательстве некоторых стран было предусмотрено наказание за дружбу с негодяями. Упоминается, что Харонд* наказывал тех граждан, которые были уличены в дружбе с дурными людьми. Он их карал как преступников.

*Харонд — (VII до н. э.) законодатель в греческих колониях на Сицилии и Калабрии.

Запись на камне

Гриша и Никита дружили с детства. Иногда они спорили по незначительному поводу, но обычно быстро мирились. Один раз в пылу перепалки Гриша не сдержался и дал пощёчину Никите.
Никита, почувствовав обиду, всё же не поднял на друга руку. Он сдержался и написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Вскоре эта ситуация забылась.
Однажды они решили искупаться и пошли к реке. Никита, хотя и хорошо плавал, попал в водоворот. Изо всех сил он старался справиться с потоком, но его стало затягивать вглубь. Друг бросился на помощь и спас его.
Когда Никита пришёл в себя, он выцарапал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Гриша, прочитав запись, спросил:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Никита ответил ему:
— Когда кто-либо нас обижает, о проступке лучше сообщить на песке, чтобы ветер унёс эту запись. Но когда совершаются хорошие и смелые поступки, мы о них должны сделать запись на камне, чтобы никакой ветер не смог эту память стереть.

Ко мне друзья ходят

Жили два соседа. Пришла зима, выпал снег. Сосед рано утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал тропу, посмотрел, как там дела у соседа. Видит, к его дому ведёт аккуратно утоптанная дорожка.
Ночью снова шёл снег. Сосед встал пораньше, принялся за работу, глядит, а у другого дома дорожка уже проложена.
И в очередной раз, когда сосед вышел убирать снег, он увидел ту же картину. Днём встретились они на улице, и любопытный сосед спрашивает:
— Я вот всё удивляюсь, когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед засмеялся:
— Да я его и не убираю. Это ко мне друзья ходят!

5.2. О разных видах дружбы

Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Сенека*

*Луций Анней Сенека, Сенека Младший, или просто Сенека — Lucius Annaeus S;n;ca minor; (4 до н. э. — 65), римский философ-стоик*, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
*Стоик — последователь школы стоицизма; человек с твёрдым характером, мужественно переносящий жизненные испытания.

Друзья и попутчики

У мудреца спросили:
— Сколько видов дружбы существует?
— Четыре, – ответил он. И продолжал:
— Есть друзья, как еда. Каждый день ты нуждаешься в них.
— Есть друзья, как лекарство. Ищешь их, когда тебе плохо.
— Есть друзья, как болезнь. Они сами ищут тебя.
— Но есть такие друзья, как воздух. Их не видно, но они всегда с тобой.
— А те, которым ты поверил, а они уходят от тебя? – спросил молодой человек.
— Это не друзья, это попутчики.

Сколько нужно друзей

Однажды молодой мужчина пришёл за советом к известному мудрецу и спросил его:
— Мне очень хочется узнать, сколько друзей нужно человеку? Я размышлял над поговоркой: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», но не пришёл к определённому выводу и решил обратиться к вам. Мне кажется, если стараться завести себе как можно больше друзей, то можно стать зависимым человеком. Да и времени не хватит на сотню друзей?
— Я могу ответить на твой вопрос, – сказал мудрец, – вернее, ты сам себе и ответишь. Видишь вон ту огромную яблоню? Это одно из самых высоких деревьев в саду. Сорви и принеси мне, пожалуйста, яблоко с самой верхней ветки.
Мужчина рассмотрел дерево, оценил возможность дотянуться до верхней ветки и заметил:
— Ваша яблоня действительно очень высокая. Как же я сделаю это?
— Попроси друга помочь тебе. Вместе вы доберётесь до самой верхней ветки, – ответил мудрец.
Мужчина так и сделал. Он забрался на плечи своему товарищу, но до верха не смог дотянуться.
— Не выходит, – с заметной грустью в голосе пожаловался он.
Мудрец улыбнулся:
— Разве у тебя нет других друзей?
Мужчина привёл к дереву своих товарищей и знакомых. Они забирались друг на друга, стараясь дотянуться до макушки яблони, но им не удавалось выполнить задание.
Посмотрев на тщетные попытки, мудрец подозвал мужчину и сказал:
— Думаю, теперь ты понял, сколько друзей нужно человеку?
— Да, Учитель, спасибо, я всё понял. Друзей должно быть много, чтобы вместе с ними можно было справиться с любой проблемой!
Мудрец покачал головой:
— Наверное, друзей может быть несколько... Или всего один разумный человек, который додумался бы принести лестницу!

5.3. О доверии, взаимопомощи и верности в дружбе

В дружбе нет никаких иных расчётов и соображений, кроме её самой. 
Мишель Монтень

Не бросают друзей

По пустынной дороге шёл человек с собакой. Он устал, и собака устала. Наконец человек увидел оазис. Прекрасные ворота открыты, а за оградой слышится музыка и журчание ручья. «Чудесное место, вот где можно отдохнуть», – подумал путник. 
— Что это такое? – спросил путешественник у привратника. 
— Это рай. Ты уже умер и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему, – отвечает привратник.   
— А есть там вода, пища? – продолжает расспрашивать человек.   
— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны.  Всё, что захочешь.   
— Со мной собака.   
— Сожалею, с собаками нельзя. Её придется оставить здесь.   
И путешественник поковылял дальше. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.   
— Я хочу пить, – попросил путешественник у человека.   
— Заходи, во дворе есть колодец, – услышал приветливый ответ бедолага. 
— А моя собака? – продолжает разговор скиталец. 
— Возле колодца увидишь поилку.   
— А поесть мне и собаке? 
—  Могу угостить тебя ужином. Найдётся косточка и для собаки. 
—  А что это за место? – любопытствует человек. 
— Это рай, – заявляет смотритель.   
— И здесь рай? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай находится там.   
— Врёт он все. Там настоящий ад. 
— Как же вы в раю это терпите? – вопрошает путешественник.   
— Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

Твои друзья с тобой

Один молодой человек решил жениться. Неделю он бегал в хлопотах, занимаясь подготовкой к свадьбе.
В один из вечеров он обратился к отцу:
— Папа, у меня к тебе просьба. Я не успеваю всё сделать, поэтому даю тебе список моих друзей. Обзвони их, пожалуйста, и пригласи на торжество.
— Хорошо, сынок, – ответил отец.   
В день свадьбы сын подбежал к отцу и начал возмущаться:
— Папа, я же просил тебя обзвонить всех моих друзей!
— Я так и сделал, – отвечал отец.
— Но в моём списке было пятьдесят друзей, а я вижу только пятнадцать из них.
 — Сынок, я обзвонил пятьдесят человек. Каждому из них я сказал, что звоню по твоей просьбе, что у тебя сейчас проблемы и тебе нужна помощь друзей. И попросил всех прийти к нам в это время. Поэтому не переживай, сын: все твои друзья и пришли.

Дружба существует

Был некогда в городе Сиракузах грозный правитель Дионисий*. Своей жестокостью он так настроил жителей против себя, что стал подозревать всех в заговоре и желании убить его. Однажды тиран велел схватить грека Мироса и когда того привели, Дионисий в гневе накричал на него:
 — Мне донесли, что ты оклеветал меня и замышлял против меня худое.
— Нет, – сказал Мирос, – я не клеветал, я только называл тебя жестокосердым, каков ты и есть.
— Негодяй! – в гневе воскликнул правитель, – ты за это умрёшь на кресте.
— Я готов на смерть, – сказал Мирос, – я не стану молить тебя о пощаде. Но дай мне три дня свободы, чтобы я мог проститься с моей семьей. Я оставлю своего друга порукой в том, что я вернусь на смертную муку. Правитель подумал и сказал с хитрой усмешкой:
— Я исполню твоё желание. Ступай. Я даю тебе три дня сроку. Но если через три дня ты не явишься в Сиракузы, я отправлю твоего друга на мучения. И Дионисий подумал про себя: «Не вернётся больше Мирос. Пусть же народ узнает, какой он обманщик и предатель».
Вернувшись от правителя, Мирос пришёл к своему другу и сказал:
— Дионисий осудил меня на казнь, но даёт мне три дня свободы, чтобы я мог проститься с моей семьёй. Прошу тебя, побудь за меня три дня в заключении и будь порукой в том, что я вернусь.
Друг согласился исполнить просьбу Мироса и обнял его на прощание. Стражники повели друга в темницу и заковали в кандалы. Мирос, прибыв в селение, где жили его мать и сестра, простился с ними. Затем поспешил вернуться в Сиракузы.  Юноша преодолевал различные препятствия, а в конце пути разбойники загородили ему дорогу и подняли на него свои дубины.
— Что вам нужно? У меня ничего нет! – вскричал Мирос. — У меня есть только жизнь, но она мне нужна для спасения моего друга.
И разбойники отпустили его. Перед входом в город Мирос обогнал каких-то путников, и до него донеслись их слова:
— Теперь его, наверное, распяли.
Дурное предчувствие сдавило сердце Мироса, и он помчался спасать своего друга. И вот Сиракузы. Вершины городских башен золотит закат. Навстречу Миросу вышел его старый слуга.
— Назад! – закричал он Миросу. – Ты опоздал. Беги отсюда! Думай о своём спасении! Друг твой предан на муку. Ему говорили, что ты обманщик и предатель, но он верил в тебя до конца.
— О, если уже поздно, – сказал Мирос, – если уж моё возвращение не спасёт его, так я разделю с ним ту же участь.
Крест посреди площади и гул собравшейся толпы свидетельствовали о том, что Мирос находится на месте казни. И вот ведут его друга к помосту. Мирос пробивается сквозь толпу и кричит:
— Палач! Остановись! Я тот, вместо кого хотят казнить безвинного!
До казни дело не дошло.  Грозный правитель решил поступить справедливо и велел привести к себе осуждённых.
Дионисий сказал им:
— Вы победили моё сердце. Один друг, не раздумывая, идёт в темницу за своего друга, а другой, не взирая ни на какие трудности, выполняет данное обещание. Вижу, что дружба существует.

*Дионисий Старший — (432 — 367 до н. э.), тиран, правитель Сиракуз в 405 ; 367 гг. до н. э.; вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики и Италии.

Три друга

У молодого человека было три друга. Первых двух он очень любил, помогал, когда они нуждались в помощи, для третьего внимания не хватало.
Случилось так, что молодой человек из-за неразумных трат набрал долгов. Пришло время рассчитываться, но денег у него не было. Он отправился к друзьям в надежде на их помощь. Первый отказался выручить беднягу.
— Я не могу занять тебе денег, их у меня нет. Меня обеспечивают богатые приятели. Вот, впрочем, могу предложить тебе на первое время хлеба и вина. Тебе на пару дней хватит, а большего от меня не жди. Огорчённый юноша пошёл ко второму другу.
— Друг мой, – сказал он, – вспомни, как я всегда ценил тебя и дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в затруднительном положении, помоги мне.
— Сегодня я очень занят, – ответил второй друг, – мне совсем не до тебя. Всё, что я могу для тебя сделать, это проводить тебя к ростовщику. Больше ничем не могу помочь.
Так ни с чем и воротился бедняга от своих любимых друзей. Тогда он решился пойти к третьему другу. Придя к нему с унылым видом, он заговорил:
— Мне стыдно обращаться к тебе с просьбой, ведь я мало уделял тебе внимания, но вот случилось несчастье, и не к кому, кроме тебя, обратиться за помощью.
  — Что же ты так рано загоревал? – ответил третий друг. – Я считаю тебя близким человеком. Не беспокойся. Чем смогу, я помогу тебе.

О верности

Персидский царь Ксеркс собирался напасть на Грецию. Хотя у него было преимущество во флоте, эллины приняли решение сражаться. Перед тем как дать бой, греки позаботились о близких: на судах они переправили женщин, детей и стариков на остров Саламин.
Среди пожилых людей был Ксантипп, отец знаменитого оратора и полководца Перикла*. Собака отца Перикла не хотела разлучаться со своим хозяином. Она бросилась в воду и поплыла вслед за судном. Выбившись из сил у берегов Саламина, четвероногая упала замертво. Это ли не показатель бесконечной верности?
Философ и историк Плутарх писал, что собаке поставили мемориал на берегу одного из островов Эллады.

*Перикл — (ок. 494/493 — 429 до н. э.), афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

5.4. О предательстве

Разрушить легче

Бузурджмихра* спросили:
— Почему друзья так легко становятся недругами, а вот врагов превратить в друзей гораздо трудней?
И тот ответил:
— Но ведь точно также и дом разрушить легче, нежели построить, и разбить сосуд проще, чем его сделать, и растратить деньги легче, нежели заработать их.

*Бузурджмихр, министр персидского царя Хосрова 1 Ануширвана.

Разговор о дружбе

Один раз в кафе за одним столиком оказались молодые люди, разочаровавшиеся в своих былых друзьях. Разговорившись, они поведали свои печальные истории.
Один рассказывал, что они с другом постоянно ссорились из-за любого несовпадения мнений и часто дело доходило до рукоприкладства. И случилось так, что друг однажды нанёс ему серьёзную травму.   Уже будучи в больнице, у него было время для осмысления такой дружбы. Исходя с этого события, он сделал вывод:
— Нельзя доверять другу, на вид доброму, но вспыльчивому.
Другой рассказал историю о том, как его бывший друг, ставший почти членом семьи, соблазнил его жену. После чего ему пришлось подать на развод.
— Когда же я пытался выяснить отношения и что-то исправить, – продолжал он свой рассказ, – выяснилось, что даже брат друга порвал с ним связи. Я   узнал нелицеприятные вещи о бывшем друге: оказывается, склонять чужих жён к измене – его привычное поведение. Всем хочу сказать:
«Не делайте другом своей семьи человека, которого отвергли его родственники, ведь они его лучше знают, чем вы».
— Свобода говорить, не подбирая слов, мешает людям уважать и по-настоящему любить друг друга, – заключил третий.

В дружбе всем делятся

В одной суфийской притче рассказывается.
Праведный халиф Омар*, как-то гуляя за пределами своего дворца, случайно набрёл на компанию людей, заявивших ему, что они составляют тесное содружество и братство.
— А как вы относитесь к имуществу друг друга? Бывает ли так, что вы расходуете имущество и деньги без ведома того из вас, кому они принадлежат? – спросил халиф.
— Каждый из нас тратит только своё. О золоте и серебре друг друга мы ничего не знаем и не хотим знать, – отвечали ему люди из этого дружеского союза.
Халиф Омар задумался над услышанным и потом сказал:
— Дело у вас неладно, и об этом свидетельствуют ваши речи. Вы лишь тогда сможете считать себя близкими в душе, когда решитесь без сомнений пользоваться золотом и серебром друг друга. Дружба будет только тогда, когда заботы и деньги не будут отдельно, и не будет так, что у одного из вас огромные богатства, а другой нуждается в тёплой одежде. Все у вас должны быть равны: и богач, и бедняк. И тогда вы станете истинным братством людей.

*Умар ибн аль-Хаттаб, известный как Умар I — (594 — 644); арабский государственный, политический и военный деятель. Второй праведный халиф, правивший в 634 – 644 годах. Один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда.

Хитрая задумка

Сын Моллы Насреддина хвастался и утверждал, что у него сто друзей. Молодой человек был уверен, что каждый из этих ста человек не бросит его в трудную минуту, так как зовётся его другом. Тогда мудрый Молла спросил: «А уверен ли ты, сын мой, что эти люди – твои друзья?». На что получил ответ сына: «Да!». В свою очередь Молла предложил юноше проверить дружбу на прочность.
— Возьми мешок, набей его ватой, – велел он сыну.
После того, как мешок был подготовлен, последовало следующее указание отца:
— Обойди всех своих друзей по очереди, говоря каждому, что ты попал в беду. Скажи, что от твоей руки погиб человек и его тело сейчас находится в мешке. Попроси каждого из своих друзей помочь тебе избавиться от тела.
И молодой человек, взвалив мешок на плечи, вышел из дома. Прошло много времени, прежде чем он вернулся. На лице его читалась обида.
— Что случилось? – спросил Молла.
— Девяносто из моих друзей закрыли дверь перед моим носом, едва услышав о теле в моём мешке! – сообщил раздосадованный юноша.
— Понятно, – покачал головой Молла. — Эти девяносто из ста не являются твоими друзьями. Они не помогут тебе в трудную минуту. Но что же сказали остальные десять?
— Девять из оставшихся согласились помочь мне закопать мешок с телом и готовы были отправиться со мной рыть могилу, – сказал юноша.
— А что же сказал последний? – спросил Молла.
Он сказал:
— Давай вместе пойдём к судье, и я скажу, что это сделал я.
— Понятно, сын мой, – вновь покачал головой Молла, – лишь один из сотни является настоящим другом.

5.5. О дружеской помощи

Мне не нужно друга, который, во всём со мной соглашаясь, меняет взгляды, кивая головой; ибо тень то же делает лучше.
Плутарх*

* Плутарх — Lucius Mestrius Plutarchus; (между 45 и 50 — между 119 и 125), древнегреческий писатель и философ римской эпохи. Вырос и прожил большую часть жизни в беотийском городке Херонея.

Кошка или собака

Жил человек, зависимый от алкоголя, короче говоря, пьяница. Все его оставили: жена, дети, родственники. С ним были только кот и собака, которые постоянно спорили, кто из них настоящий друг хозяина. Захотел хозяин выпить, а денег нет. Кошка, которая выручала его, предложила свои услуги:
— Ты продай меня, да купи себе выпить. А я, как твой самый верный и настоящий друг, сбегу от новых хозяев и снова вернусь к тебе.
Сказано-сделано. Продал пьяница кошку. Купил на вырученные деньги бутылку вина. И только собрался выпить, как собака вдруг так зарычала, что бутылка выпала у него из рук, и вино пролилось на землю.
— Ах так! – рассердился пьяница и принялся бить собаку.
Но та даже убегать не стала.
— Бей, – говорит, – только не пей!
Тут кошка вернулась. Узнала, в чём дело. Презрительно посмотрела на побитую собаку и снова отправилась с хозяином на базар. Кошка была продана, и хозяин вернулся с бутылкой вина.
Стал открывать бутылку, собака как бросится на хозяина. Бутылка упала и разбилась.
Не на шутку разозлился пьяница, принялся бить собаку.
— Ненавижу! – кричал. — Убью!
— Убей! – согласилась собака. – Только не пей!
Посмотрел в глаза собаки забулдыга, сел на пол и заплакал. Собака легла рядом и, преданно положив лапы на его колени, всем своим видом показывала доверие и любовь.
А кошку, когда та вернулась, хозяин прогнал.

Завещание друга

У коринфянина Эвдамида было два друга: Хариксен и Аретей. Эвдамид был беден, тогда как оба его друга были богаты. Почувствовав приближение смерти, бедный друг составил такое завещание: «Завещаю: Аретею кормить мою мать и поддерживать её старость. Хариксен обязан выдать замуж мою дочь и дать ей богатое приданое, какое он сможет, а в случае, если жизнь одного из них пресечётся, я возлагаю долю его обязанностей на того, кто останется жив».
Друзья Эвдамида приняли это завещание с удовлетворением, хотя некоторые люди смеялись над ними. Друзья честно выполняли то, что им было завещано. Когда умер Хариксен, Аретей перенял и его обязанности. Он ухаживал за матерью Эвдамида, а также выдал замуж дочь друга, поделив поровну приданое между ей и своей дочерью.
Почему друзья охотно приняли на себя заботу о близких Эвдамида, спросите вы? Ответ прост: Эвдамид, поручив друзьям позаботиться о его родных, оказал им доверие, именно этим он предоставил им возможность проявить себя достойными дружбы.
 
Коня за царство

Рассказывают об одном случае на скачках.  Киру*, посетившему соревнования, очень понравился конь, которым управлял ставший победителем молодой человек. Царь спросил его, за сколько бы он продал своего коня.
На что юноша ответил, что нет таких денег, за которые он хотел бы продать своего прекрасного друга.
Тогда царь задал другой вопрос:
— Согласен ли ты обменять коня на целое царство?
Юноша не согласился и с таким предложением, он нашёл достойный ответ:
— Нет, государь. Но я охотно отдал бы его, если бы мог найти столь же достойного друга среди людей.
Древнегреческий поэт Менандр** также говорил о великой ценности дружбы. Он считал, что тот человек, кому довелось встретить хотя бы тень настоящего друга, может считать себя счастливым.

*Кир — Кир Старший, основатель персидской монархии (6 в до н. э.). История рассказана Ксенофонтом.

**Менандр — (342 — 291 до н. э.), древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической поэзии.

Памятник собаке

Австрийская легенда рассказывает об одном храбром воине, проводившем свою жизнь в сражениях. Был у него верный друг, которого он всегда возил с собой, его любимая собака. Однажды, будучи в Голландии, воина подстерегла опасность. Собака защитила хозяина, но погибла сама.
Несчастный воин похоронил своего верного пса, а на могиле возвёл мемориал. Два века стоял этот монумент, вплоть до начала XIX века. Время шло, памятник развалился и исчез, но предания о нём сохранились. После того как стали производиться поиски, было обнаружено место захоронения собаки. Когда это произошло, кто-то произнёс фразу: «Вот где собака зарыта!», ставшую впоследствии крылатой. Насколько эта история является поучительной, судите сами.


Рецензии