6. Притчи о человеческих характерах
Ральф Эмерсон*
*Ральф Уолдо Эмерсон — Ralph Waldo Emerson; (1803–1882), американский эссеист, поэт, философ, пастор, лектор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США.
6.1. О духовности
Доброта лучше красоты.
Генрих Гейне*
*Христиан Иоганн Генрих Гейне — Christian Johann Heinrich Heine; (1797–1856), немецкий поэт, публицист и критик позднего романтизма. Мастер сатиры, фельетона, путевых заметок.
Дух и душа
Тело, уставшее от плотских желаний, спросило у Разума:
— А что такое Дух и почему он ценится, но я его не вижу?
— Дух – это творческая способность, это то, что созидает. Всё, что ты имеешь, он облагораживает. Эту разумную энергию, которая проявляется от Бога, учёные определяют как законы. Дух вдыхает силу в различные элементы. И всё это работа разумной сущности, – ответил Разум.
— Так во мне есть дух или нет? – дальше спрашивает Тело.
— Дух имеет прямое общение с твоей душой. Именно через перемены, которые происходят в душевном мире, ты приобретаешь понятие о его происхождении. Душа представляет Божественный мир. Светлая душа, которая мыслит, это и есть Божественное в человеке.
В разговор вступает Душа:
— Я бесконечно изменчива и могу принимать разнообразные формы, я умею к себе и своему состоянию приспосабливать обстоятельства. Разум помогает приводить в движение скрытые во мне могущественные пружины. У меня есть целый спектр возможностей, и я способна обеспечить сохранность Тела и Разума. Вместе с Телом я испытываю страдания и обиды, а с помощью Разума могу спастись от жёстких ударов судьбы.
Бог в любви
Пророк Илия ушёл в пустыню и предался посту и молитве. Когда пришла буря и огонь, а Илия закрыл глаза, Бог был не в буре и огне, а в тихом голосе, который говорил с ним. Бог, как и свет, приходит тихо, без шума.
Бог – в Любви. Человеку необходима любовь. Он предназначен для любви. Если мы ждём, чтобы нас полюбили, это похоже на такую картину: мы сидим перед печкой и ждём, что кто-то принесёт нам дров, чтобы растопить печку и согреться. Если любим, Бог находится в нас, и мы любовью согреваем этот мир.
Пять категорий людей
Один индийский мудрец, беседуя с собравшимся народом, рассказывал о разнообразных характерах людей. Особо он упомянул о качествах людей надоедливых. Он сказал:
— Есть пять категорий людей, которые утомляют себя и близких. К первой категории относятся невежды, постоянно поучающие других. Вторая категория включает людей, желающих неосуществимого. Третий тип – это правители, не советующиеся со своими друзьями. Далее идут те, кто берётся за непосильную работу, и потом следуют люди, нечестно служащие своему правителю.
Неси скорби с благодарением
Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках.
Старец сказал ей: «Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся, не забывай укорять себя, неси с благодарением болезни и скорби. Это выше всяких подвигов!».
6.2. О доброте душевной
Всякое доброе дело несёт награду в себе самом.
Александр Дюма*
*Александр Дюма-отец — Alexandre Dumas; (1802–1870), французский писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов, мастер приключенческого романа.
Сейчас весна
Слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой в руке. Рядом лежала картонка с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Увидев, что в шляпе было всего лишь несколько монет, он бросил туда бумажную купюру и переписал надпись на картонке. Мужчина ничего не сказал слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Незрячий узнал его по шагам и спросил, не он ли тот человек, который исправил надпись. Прохожий подтвердил его догадку. Тогда незрячий человек попросил сказать, что именно он написал.
Человек ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой, я не написал. Просто составил другое предложение.
Он пожелал человеку добра. Новая надпись сообщала людям: «Сейчас весна, но я не могу её видеть».
Заноза
Много лет назад какой-то буйвол взбесился и перепугал всех людей в округе. Люди не знали, что делать и решили убить животное. Но оно не давалось в руки. Один юноша смог найти подход к озверевшему буйволу и схватил его за рога. Затем смельчак положил руку на голову быка, и тот, как будто моля о спасении, поднял заднюю ногу, и юноша увидел огромную занозу, которая мучила бедное животное. Занозу вынули, и буйвол успокоился.
Людям тоже надо разуметь, где и какая заноза находится в организме.
Гостеприимство
Однажды по степи шёл старик и вел за руку слепую старушку. Ни воды, ни еды у них не было. Пришли они к богатой усадьбе, у ворот сада их встретил вельможа. Он предложил старику посетить его уголок, только для слепой и дряхлой старушки здесь не нашлось места. Хозяин посоветовал отдать её в богомольню. Старик поблагодарил богача за приглашение и со старухой отправился дальше. Вскоре они оказались у какой-то небольшой избушки.
— Проходите, гостями будете. Чем сам богат, тем и вас угощу, – пригласил их добрый человек.
Хозяин дома накормил и напоил путников и сказал:
— Если вам некуда идти, можете оставаться. В тесноте, да не в обиде. Дай Бог, и переживём зиму вместе.
6.3. О человеческих слабостях
Слабохарактерные люди не могут быть искренними.
Франсуа Ларошфуко*
*Франсуа VI де Ларошфуко, герцог де Ларошфуко — Fran;ois VI, duc de La Rochefoucauld; (1613–1680), французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Принадлежал к аристократическому роду Ларошфуко.
Слабое создание
Король Франции Людовик XV слыл дамским угодником и очень огорчался, если узнавал об измене возлюбленной. Известен случай, когда его высочайшее величество укорял одну из своих фавориток:
— Ты расточала свои милости моим подданным; ты была благосклонна к Шуазелю!
— Да, но он так могущественен, сир! – оправдывалась дама.
— И маршалу Ришелье! – продолжал Людовик.
— Он такой умница! – и здесь нашла оправдание красавица.
— А Манвиль?
— Женщина – слабое создание, если б вы знали, Ваше Величество, какой он красавец!
Тут Людовик не выдержал:
— Ну а герцог Омон? Он что? Красавец, умница?
— О, государь, но он так глубоко предан вам! – не растерялась и в этом случае фаворитка короля.
Уроки мудрости от Конфуция
Конфуций признавался:
— Искусные слова, умильный взор, почтительность сверх меры – всё это вызывает стыд во мне. Дружить с тем, кого ненавидишь, стыдно.
Один придворный спросил Кун-Цзы о том, что такое человечность.
— Если трудность предпочли успеху, это может называться человечностью. Быть человечным – значит победить себя, – был ответ.
— Устремлённость к человечности освобождает от всего дурного, и благородному мужу следует стремиться говорить безыскусно, а действовать искусно, – советовал Учитель.
Однажды Конфуций находился в уделе Чэнь, когда получил известие о пышных празднествах в его провинции. И он с возмущением воскликнул:
— Я возвращаюсь! Возвращаюсь! Мои сынки стали дерзки и фамильярны. Они достигли всяких совершенств, но не умеют себя ограничивать.
— Но как преодолевать плохое? – спросил ученик.
Конфуций ответил, что люди не умеют контролировать чувства, поэтому они с лёгкостью начинают ненавидеть; любить же трудно.
Ученик опять спросил учителя:
— Почему же легко ненавидеть?
— Потому что для всех поступков можно придумывать отговорки. Мир устроен так, что хорошего всегда трудно добиться, а плохого – легко.
— Никто из нас не стремится к чему-то плохому, – сказал ученик.
— По крайней мере, для себя, – добавил Учитель.
(По «Конфуций. Уроки мудрости»)
Копейка
Шёл по дороге паренёк и нашёл копейку.
— Что ж, – подумал он, – и копейка составляет деньги.
Он поднял её и положил в кошель. И продолжал размышлять:
— А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью.
Только подумал, так чувствует: кошель потяжелел. Заглянул в него, а там тысяча рублей.
— Странное дело, – удивился паренёк. — Была копейка, а теперь в кошельке тысяча рублей.
— А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью. И молодой человек в кошельке тут же обнаружил десять тысяч рублей.
— Чудеса! – порадовался паренёк. — А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью.
И теперь в кошельке он увидел сто тысяч рублей. Закрыл паренёк свой кошель, и тут объяло его раздумье:
— Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно. И подарков много не стану покупать, мне самому кое-какую одежонку нужно справить.
И чувствует паренёк, что кошель легким стал. Раскрыл его парень, а там всего одна копейка лежит.
6.4. О нравственных качествах
Не в одиночестве
У одного старца, который жил в далёкой от мирских благ обители, спросили:
— Как у тебя хватает терпения в этом заброшенном уголке земли пребывать в одиночестве?
Он ответил:
— Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник – Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним – молюсь.
О красоте
Через одну провинцию проходил Учитель дао с учениками. Они зашли на постоялый двор. У хозяина двора были две наложницы: красивая и безобразная. Хозяин ценил безобразную, а красивой пренебрегал.
На вопрос Учителя, какая тому причина, он ответил:
— Красавица сама собой любуется, а я не понимаю, в чём заключается её красота. Безобразная сама себя принижает, а я не понимаю, в чём состоит её уродство.
— Запомните это, ученики, – сказал Учитель. — Действуйте достойно, но гоните от себя самодовольство, и вас полюбят всюду, куда бы вы не пришли.
О щедрости
Среди арабов возник спор, кто в регионе является самым щедрым. Выбрали трёх самых богатых и щедрых мужчин. Был назначен комитет, который решил, что каждому из троих следует доставить письмо: «Твой друг Вахид попал в беду. Он просит тебя помочь ему».
Были выбраны посланники, которые должны были передать кандидатам письмо и сообщить комитету о результатах посещения богача. Когда посланный человек прибыл к дому первого кандидата и рассказал о поручении, тот ответил:
— Не беспокой меня по пустякам. Возьми в доме всё, что захочешь, и отдай моему другу Вахиду.
Представители комитета на основании доклада гонца сделали вывод: такое поведение говорит о большой щедрости, но также и о большом высокомерии.
От слуги второго щедрого человека вестник получил такой ответ:
— Мой хозяин очень высокомерен, и я не буду беспокоить его твоим посланием. Я отдам тебе всё, что он имеет, а также дарственную на его недвижимость.
В комитете приняли сообщение вестника и решили, что этот человек и есть самый щедрый человек в Аравии. Однако они не знали, чем закончилась миссия ещё одного гонца. Тот, прибыв к дому третьего щедрого человека, услышал следующее:
— Упаковывайте моё имущество и возьмите эту записку к ростовщику, чтобы ликвидировать недвижимость, а затем подождите немного, пока не придет человек от меня. – С этими словами человек вышел.
Когда были выполнены указания, посланник обнаружил, что у двери его ждет рыночный агент. Агент сказал:
— Если ты посланец от Вахида, то я должен передать тебе деньги за одного раба, только что проданного на рынке.
Рабом был третий щедрый человек.
Рассказывают далее, что сам Вахид, который был членом судейского комитета, через некоторое время посетил дом, в котором прислуживающий ему раб оказался третьим щедрым человеком.
Вахид сказал:
— Шутка может зайти слишком далеко! Не пора ли освободиться из рабства?
И щедрый человек ответил:
— Шутка для одних может не быть шуткой для других. Я зарабатываю своё освобождение по договорённости с хозяином. Осталось каких-нибудь пару лет, и я буду свободен опять.
6.5. О манипулировании другими
Для вас, маэстро
Немецкий писатель Герхардт Гауптман, * посещая Венецию, зашёл в антикварную лавку и увидел редкое произведение искусства.
— Сколько стоит эта ваза? – обратился писатель к хозяину.
— Шесть тысяч лир, – ответил хозяин. — Но вам, высокоуважаемый маэстро, мы готовы продать эту красоту за четыре тысячи. Знайте, высокочтимый господин, такая скидка только для вас!
Гауптман с удовлетворением заплатил деньги и подумал: «Неплохо всё-таки быть знаменитым».
— Скажите, куда вам доставить вазу? – поинтересовался хозяин.
— В гостиницу «Националь», – ответил писатель.
— А вручить кому? – с наивным выражением лица спросил хозяин.
Остаётся лишь добавить: умеют и знают торговцы, как воспользоваться человеческими слабостями.
* Герхардт Иоганн Роберт Гауптман — Gerhart Johann Robert Hauptmann; (1862–1946), немецкий драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1912 год.
От горя до радости
Человек, содержавший обезьян, как-то сказал им:
— Теперь по утрам я буду давать вам по три мерки каштанов, а вечером по четыре.
Услышав такое заявление, обезьяны рассердились.
Тогда хозяин им сказал:
— Если вы настолько недовольны моим решением, я могу поступить по-другому. Утром я буду вас снабжать четырьмя мерками каштанов, а вечером вы будете получать по три мерки.
После этого заявления обезьяны обрадовались.
В данном случае от манипуляции и перемены местами количество пищи не изменилось, но ситуация вызывала в одном случае гнев, а в другом –радость.
О воздействии вина
Во время светского обеда за столом разговаривали о вкусе вина. Один из гостей сказал, что он обычно выпивает только один бокал, поэтому не может судить о других подаваемых к столу напитках. Когда соседи поинтересовались, почему он не хочет попробовать вина разных сортов, тот поведал о четырёх особенностях опьянения.
— У тех, кто пьёт вино, проявляются четыре особенности поведения. Сначала вино делает человека похожим на павлина, и он восхищается своими манерами и походкой. Затем человек уподобляется обезьяне, которая начинает болтать с любым и на любую тему. Выпивая третью чашу, он становится похож на льва, который уповает на свою силу и становится самодовольным.
И, наконец, напившись, человек полностью теряет обличье и уподобляется свинье, которая начинает валяться в грязи и нечистотах и радуется этому.
Если бы были деньги
Существует много историй о необыкновенной изобретательности писателей, вынужденных выпутываться из непростых бытовых ситуаций. Так, однажды парижский ремесленник пришёл к Бальзаку и потребовал у писателя деньги за выполненную по ремонту квартиры работу. У гениального знатока человеческих душ, как часто и случалось, денег не было, и он предложил работнику прийти в другой раз. Ремесленник возмутился и начал кричать:
— Всякий раз, когда я прихожу к вам за деньгами, то вас никогда нет дома, а теперь вы дома, но у вас нет денег.
— Это же вполне понятно, – с улыбкой отвечал Бальзак. — Если бы у меня были деньги, то меня и теперь не было бы дома.
Искушения
Жил-был один пустынник-монах. Бес, искушавший его многие годы, пообещал монаху, что не будет больше доводить его искушениями, если он согрешит.
— Соверши, – говорил он, – какой-либо один из грехов: или человека убей, или соверши блуд, или один раз упейся. После этого я уже не буду тебя доводить, и ты пребудешь в мире.
Пустынник подумал про себя так:
«Страшно человека убить, ибо это есть самое большое зло, и убийца заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыд великий. Погубить хранимую до того чистоту тела – гнусно. Не следует оскверняться не познавшему этой участи. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Пойду и упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и потом буду мирно жить в пустыне».
Взяв сплетённые им корзины, монах отправился в город, продал свой товар, пошёл в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав с женой, начал его бить. В драке пустынник убил мужчину.
Таким образом, монах совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил через пьянство.
Убейте старшую
Пришла как-то к старцу некая семейная пара.
— Отче, – говорит супруга, – я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится, мы не сможем прожить. Благословите сделать аборт.
— Вижу, живётся вам не просто, – отвечает старец, – что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь. Ей ведь пятнадцать лет: пожила девочка на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел. Несправедливо будет лишать его этой возможности.
Женщина закрыла лицо руками и зарыдала.
6.6. О разных недостатках характера
Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.
Демокрит*
*Демокрит Абдерский — (460–370 до н. э.); древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Эгоцентризм
Все страдания в мире происходят из-за того, что люди хотят жить сами для себя. Зло рождается от желания быть единственным, стать центром мира. По божьим законам это немыслимо. Поэтому Иисус говорит:
— Кто любит себя, пусть выйдет вон.
Наши мысли и желания терпят крах, потому что строим свои замки на песке. Мы можем быть счастливыми в мире, если живём по Божьим законам.
Когда солнце утром встаёт, оно встаёт для всех. Оно светит для всех, и все направляют к нему взоры. От него исходит та энергия, которая нас воскрешает и возносит. И как солнце озаряет мир, так нам следует распространять свет.
Голодная собака грызёт голую кость.
Сойку Сигэматсу
Ваша собака
Сензаки Сенсей, Мастер практики дзен, * спрашивал: «Когда вы слышите лай собаки, думаете ли вы, что это лает ваша собака?».
Это очень интересный вопрос. Ведь если это так, вы сразу же побежите через поле в другое место и в другое время. Вы помчитесь за этим лаем и возникшими ассоциациями. Ваш разум не успокоится. Вы будете терзаемы звуком и формой. И вы будете зависеть от этого лая.
Между тем, когда вы спокойно сидите в тишине, лай зависит от вас, от лая вашей собаки внутри.
(По Роберту Эйткену)
* Дзэн – это творческое состояние, возникающее, когда «жаждущий припадает к источнику Бытия». Это – практический опыт, получаемый в учении. Мастера передают его на примере своей жизни, без слов поучая: «Делай, как я!»
О гордыне
Однажды, путешествуя по стране, мудрец Востока пришёл в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи. Здесь проходили соревнования на звание лучшего художника региона. Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе. Множество прекрасных картин представили они взору строгих судей.
Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи оказались в замешательстве. Предстояло выбрать достойнейшую из двух лучших картин. В смущенье смотрели они на прекрасные полотна, перешёптывались между собой и искали в работах возможные ошибки.
Путешественник, наблюдая за происходящим, предложил свою помощь. Узнав в страннике известного мудреца, члены жюри с радостью согласились с его предложением. Тогда тот подошёл к художникам и сказал:
— Мастера, ваши картины прекрасны, но, как и уважаемые судьи, должен признать, не вижу в них изъянов, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать их недостатки.
После долгого осмотра своей картины первый художник откровенно признался:
— Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу отыскать в ней изъянов.
Второй художник стоял молча.
— Ты тоже не видишь недостатков? – спросил мудрый учитель.
— Нет, я просто не уверен, с которого из них следует начать объяснение, – честно ответил смущённый художник.
— Ты победил в конкурсе, – сказал, улыбнувшись, мудрец.
— Но почему? – воскликнул первый художник. — Ведь я даже не обнаружил ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашёл их у себя множество?
— Мастер, не способный увидеть в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий недостатки, которые не приметили другие, ещё может совершенствоваться, – ответил мудрый человек.
О гневе
О двух страшных спутниках человека рассказывали арабские мудрецы. Они предупреждали людей об опасности необузданных страстей.
«Справа от тебя находится гневливость. Гнев бушует, будто огонь, охватывающий дерево, он будто поток, текущий с гор, он будто львица, лишившаяся своих львят.
Тот, что слева от тебя, грязен, алчен и ненасытен. Это обжорство, которое вечно голодно, алчно и ненасытно. Оно подобно голодной свинье, которая ждёт, когда ей подкинут корму».
Исходя из сказанного, человеку подобает отделить правду от кривды, истину от лжи и достойное от неподобающего.
(По Шидфар. Ибн Сина)
Надо выпить воды
Один король почувствовал жажду. Он сказал своим придворным:
— У меня сухо во рту. Он мог бы сказать: «Я хочу пить». Но король есть король, может выражаться, как пожелает. Его слуги не подумали о том, что нужно дать королю воды, ибо это слишком просто. Они хотели угодить своему правителю: тут же побежали на рынок, купили дорогое смягчающее масло и принесли государю. Король выпил его. У него прошла сухость, но стало тошнить.
Тогда позвали самого лучшего доктора королевства, который предложил ему маринад и уксус. Король выпил и это снадобье. Ему стало немного лучше, но заболел живот. Затем ему дали лекарство от боли. Боль в животе прошла, но опять стало сухо во рту. Ему принесли ароматный сироп, вкуснейшее вино, гранатовый сок. Он пил всё, что ему предлагали: вино, сироп, соки, лекарства – и пищеварение его вконец расстроилось.
Среди его слуг был старик-садовник. Он наблюдал эту глупую суету и, наконец, решился сказать королю:
— Я думаю, Ваше Величество, что Вам нужно выпить простой воды. Я всегда так делаю, когда у меня сухо во рту.
Король, конечно, очень рассердился и сказал:
— Ты глуп, если думаешь, что простая вода может помочь мне! Приходили лучшие врачи, но их снадобья не помогали. Собирался консилиум астрологов, и они сказали, что на меня воздействуют тёмные силы, желающие моей смерти. Так что лечить меня не так просто, как ты, глупец, думаешь!
И правитель прогнал садовника. Но через некоторое время король попросил принести воды и, выпив её, почувствовал облегчение.
Зеркало
Один еврей пришёл к ребе и спросил:
— Ребе, вот я не понимаю: почему бедняки так добры и всегда готовы помочь в меру своих сил? А богачи не замечают просьб о помощи и не видят никого вокруг. Неужто их так ослепляет богатство?
Ребе попросил мужчину выглянуть в окно и спросил, что же он там видит в данный момент.
— Я вижу там женщину, гуляющую с сыном, и людей, спешащих по своим делам, – ответил мужчина.
— Отлично. А сейчас взгляни-ка вот в это зеркало. Что ты в нём видишь?
— Разумеется, я вижу себя.
— Дело в том, что и зеркало, и окно – это простое стекло. Но если к стеклу добавить немножко серебра, то человек начинает видеть лишь себя.
6.7. О воспитании характера
Человек, не могущий управлять собой, не пригоден для управления другими. Уильям Пенн*
*Уильям Пенн — William Penn; (1644–1718), ключевая фигура в ранней истории английских колоний в Америке, Пенн почитается в США как один из отцов-основателей государства и его первой столицы – Филадельфии.
Как достичь успеха
Однажды юноша пожаловался тренеру-мотиватору что не может самореализоваться.
— За что бы я не брался – не могу достичь успеха. Думаю, что я невезучий и ничего у меня не получится. Таких теперь называют лохами, – жаловался молодой человек.
— Во-первых, составьте план работы и проработайте каждый пункт. Пообещайте себе что-нибудь замечательное, а потом делайте всё, что необходимо для выполнения этого обещания, – дал совет тренер.
— Дальше второго пункта я не могу продвинуться...
— Значит, вы недостаточно упорно занимаетесь. Вам следует укреплять свою волю, – продолжал поучать мотиватор.
— Именно воли у меня и не хватает, – признался молодой человек.
— Что же, я вам дам комплекс упражнений, который вы обязуетесь выполнять в течение трёх недель. – И тренер продолжил внушать юноше позитивные мысли. — Вы были рождены, чтобы стать успешным.
Но чтобы стать им, нужно планировать, готовиться, работать над этим каждый день, и результаты обязательно придут. Нет общих секретов успеха, каждый открывает их индивидуально, на своём опыте. Успех – это бесконечный процесс и образ жизни.
Через три недели юноша приходит к тренеру. Тот и спрашивает:
— Как дела? Чего достигли?
Молодой человек отвечает:
— Я понял, что успех – это бесконечный процесс. А чего достигли вы?
— Я теперь – тренер-одиночка, – с неподдельной грустью ответил тренер.
Доколе вставать и падать
Брат сказал авве Сисою:
— Авва! Что делать мне? Я пал во грех.
Старец отвечал:
— Покайся и встань.
Брат сказал:
— Я встал и опять пал.
Старец отвечал:
— Снова покайся и встань.
Брат:
— Доколе же мне так каяться, вставать и падать?
— До кончины твоей. Пока тебя не настигнет смерть павшим или поднявшимся, – ответил ему старец.
Смотри в зеркало
Сократ одному юноше, который пришёл к нему с вопросом о том, как ему надлежит жить, дал следующий совет:
— Тебе, как и любому человеку, полезно смотреть на себя в зеркало. Если лицо в зеркале выглядит безобразным, не надо добавлять к этому ещё свои отвратительные поступки. Если же лицо красиво, помни, что нельзя осквернять красоту неблаговидными действиями.
Жребий
Однажды ночью загорелась соборная мечеть Каира. Пожар не смогли потушить, и мечеть сгорела дотла. Мусульмане заподозрили в этом христиан и стали поджигать их дома. Много домов горело, и весь город был объят пожаром.
Правитель Египта приказал схватить поджигателей домов христиан и собрал их в одном месте. Затем он повелел заготовить материал для жеребьёвки. Жребии включали три вида наказания: казнить, отрубить руки и наказать плетьми. Нарушители закона тащили жребий и соответственно ему получали возмездие за содеянное.
Жребий, указывающий на казнь, выпал человеку, который горько сожалел о злодеянии и каялся, молясь об одинокой матери, за которой некому будет ухаживать. Он всё повторял:
— Я не боюсь казни, но у меня останется мать одна, кроме меня у неё никого нет.
Услышал это преступник, которому по жребию выпало получить наказание плетьми. Он предложил горемыке обменяться результатами жеребьёвки, взял себе его наказание обрекаемого на казнь и сказал:
— У меня нет матери, она умерла.
И его казнили вместо человека, у которого была мать. А спасённый от неизбежной участи получил наказание плетьми.
Можно золото отдать и серебро!
Благородный, говорят, творит добро.
Но блажен, кто ради друга в крайний миг
Жизнь за жизнь его отдаст! – И тем велик.
Две лепёшки
Одна бедная индийская женщина каждое утро пекла две лепёшки. Одну для семьи, а вторую для случайного прохожего. Вторую лепёшку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог её взять.
Каждый день, когда женщина пекла лепёшки, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев она ничего не знала о своём мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.
Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит и забирает вторую лепёшку. Но вместо слов благодарности он только бормочет:
— Зло, которое Вы делаете, остаётся с Вами, а добро возвращается Вам!
Это происходило день за днем. «Каждый день этот человек забирает лепёшку и говорит одно и то же!», – думала женщина.
— Я избавлюсь от этого противного горбуна! – однажды решила она и добавила яд во вторую лепёшку.
Но когда она собралась положить хлеб на подоконник, её пронзила мысль: «Что же я делаю?».
И она бросила лепёшку с ядом в огонь. Приготовила другую и отправила на подоконник.
Горбун, как обычно, взял лепёшку, пробормотав неизменные слова:
— Зло, которое Вы делаете, остаётся с Вами, а добро возвращается Вам!
И продолжил свой путь, не подозревая о бушующих в душе женщины эмоциях.
В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина её открыла, она увидела своего сына. Он был измождён: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.
— Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был недалеко от дома, но потерял сознание. Я мог бы умереть, но старый горбун не прошел мимо и отдал целую лепёшку. Он сказал, что хотя это его единственная еда, но он видит, что я нуждаюсь в пище больше.
Когда мать услышала эти слова, она побледнела, ноги её подкосились, и она вынуждена была прислониться к двери, чтобы не упасть.
Теперь женщина поняла смысл слов: «Зло, которое Вы делаете, остаётся с Вами, а добро возвращается Вам!».
Рай и ад
Однажды один добрый человек беседовал с Богом и спросил его:
— Господи, я бы хотел узнать, что такое рай и что такое ад?
— Нет ничего проще, – сказал Господь.
Повёл Господь человека по коридору и открыл первую дверь. Человек увидел большой круглый стол. Посередине стола громоздилась чаша, наполненная вкусно пахнущей пищей.
Он даже почувствовал, что у него слюнки потекли. Однако люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. У всех были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к их рукам. Они могли дотянуться до чаши и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.
Добрый человек был потрясён увиденным. Господь сказал:
— Ты сейчас только что видел ад.
Затем Господь и добрый человек направились ко второй двери. Господь отворил её. И увиденная картина повторилась: такой же огромный круглый стол, такая же чаша и волшебный запах вкусной еды.
Люди, сидящие вокруг стола, держали ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз все выглядели сытыми, счастливыми и довольными.
Добрый человек сказал Господу:
— Я не понимаю.
— Это просто, – ответил ему Господь. — Люди научились кормить друг друга. А те, которых ты видел за первой дверью, думают только о себе.
Ад и рай устроены одинаково. Разница – внутри нас.
Свидетельство о публикации №224080301122