7. О понимании счастья и несчастья

Счастлив тот, кто, слыша хулу себе, может ею воспользоваться для исправления.
Уильям Шекспир*

* Уильям Шекспир — William Shakespeare; (1564–1616), английский поэт и драматург, считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии.

7.1. О том, какое бывает счастье

Не вещи смущают людей, но их мнение о вещах.
Эпиктет

Четыре вида счастья

У одного философа-практика спросили, как он представляет счастье:
Философ сказал:
 — Есть четыре вида счастья: то, что длится минуту, день, месяц и всю жизнь.
— Как различить такое счастье? – спросил ученик.
— Физическая любовь доставляет минутное счастье. Когда родится сын, человек чувствует себя счастливым целый день, пока ребёнок не надоест ему криками. Невеста наслаждается счастьем месяц – до беременности. Добрая жена и достаток в семье позволяют испытывать счастье всю жизнь.
Тут же с ним в разговор вступил другой человек, изложив своё мнение следующим образом:
 — Если будешь ответственным за своё счастье, то и сохранишь его. Минутное счастье может длиться долго, коль способен сберечь свою любовь. И счастливый день превратится в годы, если умеешь сделать счастливым другого. Всё зависит от человека. Никто не поможет в этом вопросе и во многих других, касающихся таких важных вещей, как счастье и успех.

Цена и ценности

Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью.
— Это просто доказать, – продолжил он свою мысль. — Ибо за деньги можно купить постель, но не сон, еду, но не аппетит, лекарства, но не здоровье, слуг, но не друзей, женщин, но не любовь, жилище, но не домашний очаг, развлечения, но не радость, учителей, но не ум. И этот список можно продолжить.
Счастлив тот, кто умеет соразмерять свои нужды и осознаёт, что его средств достаточно для удовлетворения его желаний. Счастлив тот, кто умеет оценивать свои возможности и способности. Каждому живётся хорошо или плохо, в зависимости от того, что он сам по этому поводу думает, – завершил разговор Мастер.

Кусочек глины

Бог долго трудился, чтобы создать человека по своему подобию. Он знал своё дело и пользовался доступным природным материалом, который у него имелся. После сотворения человека осталась частичка неиспользованного сырья, и Бог предложил человеку:
— Что ещё слепить тебе?
— Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог на эту просьбу, только взял руку человека и вложил в ладонь оставшийся комочек глины.

Позиция Диогена* Синопского

Для киников** характерна необычность жизненной позиции. Всем известен Диоген, который жил в бочке – Диоген из Синопа. Он признавался, что всю жизнь шёл наперекор стихии и против течения.
Для киника добродетель и счастье – одно и то же, ибо счастье открывается в добродетели. Счастье – не знать страстей и сжигающих желаний, быть безразличным к расхожим и фальшивым ценностям, свести потребности до минимума, сохранять независимость и уравновешенность духа.
Хочется вслед за Диогеном воскликнуть: «Люди! Разве не время понять, что является истинно ценным? Разве не пора поумнеть!?».

*Диоген Синопский — (ок. 412–323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

**Киники — последователи философской школы. Её ярким представителем считается Диоген Синопский. Мыслителей школы еще называли циниками за их несколько угрюмый характер, строгие взгляды, недовольство существующим социальным, политическим и религиозным укладом.

Чтобы быть человеком

Проповедник задал в своей проповеди риторический вопрос:
— Как вы понимаете, что нужно, чтобы быть достойным называться человеком?
И сам отвечал:
— Ему нужны четыре вещи: он должен быть богатым, сильным, обладать знаниями и добродетелями.
— Но как же вы говорите про богатство? – спросил прихожанин. – В Библии по-другому написано.
— Богатство – это почва, на которой может развиваться человек. Сила даёт тепло и свет, которые влияют на рост и развитие. Знание – это метод, с помощью которого нужно понимать и регулировать жизнь. Добродетель же – цель, к которой следует всю жизнь стремиться. Это и есть счастье.

7.2. О том, как люди понимают счастье

Как прекрасно

Лао-цзы* каждый день ходил рано утром на прогулку. Его сопровождал сосед. Но он знал, что Лао-цзы – человек молчания. В течение многих лет сосед по утрам прогуливался с мудрецом, но никогда ничего не говорил. Однажды к нему приехал гость, который тоже захотел прогуляться с Лао-цзы. Сосед сказал гостю:
— Ничего не говори, так как Лао-цзы хочет жить непринуждённо. Молчи. И ничего не говори.
Они вышли, а утро было так прекрасно! Пели птицы, цветы благоухали – всё дышало счастьем. По привычке гость сказал:
— Как прекрасно.
Только это, и ничего больше за часовую прогулку гость не произнёс, но Лао-цзы посмотрел на него так, будто тот совершил грех.
Вернувшись и входя во двор, Лао-цзы сказал соседу:
— Никогда больше не приходи! И никогда не приводи ещё кого-нибудь! Этот человек, похоже, очень разговорчив. Утро было прекрасным, оно было таким тихим. Этот человек всё испортил.

*Лао-цзы — древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению.

Жизнь прекрасна

Дзенский мастер ходил по рынку и всем говорил: 
 — Жизнь прекрасна!   
Многие соглашались с ним, но ему возразил один торговец: 
 — Это всё не так! Я работаю с раннего утра до позднего вечера, мало зарабатываю и очень устаю. Моя жена уродина и у меня двое сыновей-дураков! 
 На что Мастер ответил: 
 — Да, ты прав! Твоя жизнь гадость! Только сам человек решает, какая у него жена, дети и какая жизнь.

Бродило счастье

Счастье бродило по свету. Всем, кого встречало на пути, исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не могло выбраться оттуда. К яме подходили люди и загадывали свои желания, и Счастье выполняло их. Помочь же Счастью выбраться наверх никто не догадался.
И вот мимо ямы шёл молодой человек. Он увидел Счастье, но не стал ничего у него просить, а поинтересовался:
— Счастье, чего тебе хочется?
— Выбраться отсюда, – ответило оно.
Юноша помог ему вылезти из ямы и пошёл своей дорогой. А Счастье... Счастье побежало за ним следом.

Буду счастливым

Когда один из основателей группы Битлз Джон Леннон* был маленьким, его мать рассказывала ему, что счастье – это главное в жизни. В школе детям дали задание: написать, кем они хотят стать, когда вырастут. Джон написал: «Счастливым».
Учитель сказал:
— Ты не понимаешь задание!   
Будущий великий музыкант ответил:
— Вы не понимаете жизнь!
И он был прав. Мечта любого человека – быть счастливым. Но что же это за ощущение такое и как его почувствовать и сохранить?

* Джон Уинстон Леннон — John Winston Ono Lennon; (1940–1980), британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник. Один из основателей и участник группы The Beatles, один из самых популярных музыкантов XX века.

Викинг рассуждает о счастье

Старый викинг Торкиль, сидя на пиру в кругу друзей, вдруг сказал, что за всю долгую жизнь не было у него ни одного верного друга. Со всех сторон раздались возражения.
Один напомнил ему:
— Вспомни, кто первым протянул тебе руку в изгнании! Это был я.
Другой сказал:
— Когда враги сожгли твой дом, кто строил новый дом вместе с тобой? Это был я.
Третий призвал к памяти Торкиля:
— Кто в битве заслонил тебя собою? Вспомни о друге!
Торкиль ответил им:
— Я помню всё, что вы сделали для меня. Я люблю вас, но вы друзья в несчастьях моих, и я благодарю вас за это. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. А я очень редко был счастлив. Это было, когда на охоте я спас короля, и он при всех обнял меня и назвал лучшим рыцарем. Все мне говорили приятное, но сердца друзей молчали. Это было, когда моя дружина одержала победу над датчанами. Меня считали спасителем народа, но и тут молчали сердца друзей. Когда лучшую деву я ввёл в дом и назвал женой, слова друзей шли не от сердца.
В счастье человек как будто на вершине горы, а сердца людей открыты вниз.

Самое главное

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом: «Что самое главное в жизни?». Окружившие его люди стали высказывать свои мнения по этому поводу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни – это здоровье.
Другой добавил:
 — Самое главное – это иметь прекрасное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий высказал иное мнение:
— Самое главное – это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как все высказались, люди спросили у Сократа, что он думает по этому поводу.
Сократ стал рассуждать:
— Я думаю, что самое главное в жизни – это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали:
 — Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий великолепное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, – ответили люди.
— Тогда скажите мне, – продолжал Сократ, – человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
 — Нет, Сократ, – отвечали люди, – скорее даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.
— А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? – продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К богатому, имеющему положение в обществе, с прекрасным телом, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который умеет лечить?
— К тому, который умеет лечить, – отвечали афиняне.
— Будет ли такой доктор счастливым в этой жизни? – хитро спросил философ.
Присутствующие заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

Нежданное наследство

В Лондоне жил один человек. Довольно скромно жил, можно сказать, даже бедно. И однажды его скромное жилище посетил адвокат. Вынув из портфеля какую-то официальную бумагу, он объявил:
— Мне поручено сообщить, что недавно умерший дальний родственник всё своё имущество завещал вам. Вы получите в наследство его поместье с прилегающими к нему обширными лесами, сто тысяч фунтов стерлингов наличными и собаку.
Наследник затянулся окурком и, выпустив облако дыма, с важным видом спросил:
— Какой породы собака?

7.3. О разном восприятии несчастья

Как солнце – красота и украшение неба, так великодушие – блеск и светоч всякой добродетели.
Джованни Боккаччо*

* Джованни Боккаччо — Giovanni Boccaccio; (1313–1375), итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи Раннего Возрождения.

Встретишь таких же

Суфий сидел около оазиса у входа в один ближневосточный город. К нему подошёл юноша и спросил:
— Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
— А какие люди были в том городе, из которого ты ушёл?
— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда, – сказал молодой человек.
— Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.
Немного погодя другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
— Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же вопросом:
— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришёл?
— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, мне нелегко было с ними расставаться.
— Ты найдёшь таких же и здесь, – ответил старик.
Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошёл, он обратился к старику с упреком:
— Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?
— Сын мой, – говорит старик, – каждый носит свой мир в своём сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь тоже не найдёт добра. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.
 
Прыжок

В своё время великий Леонардо да Винчи, ставший автором многих полезных приспособлений и механизмов ренессансной Италии, не обошёл вниманием и парашют, разработав конструкцию простейшего аппарата с натянутым куполом. Однако гениальное изобретение осталось только на бумаге.
Известно, что в дальнейшем такая конструкция вполне себе использовалась и до появления парашюта как такового. Рассказывают, что в двадцатых годах XVII века француза Лавена заточили в крепость. Восприняв это событие как несправедливость, узник решил бежать и совершил смелый поступок, прыгнув из башни в протекавшую внизу реку.
Для воплощения такой авантюры в жизнь француз сконструировал некое подобие парашюта. Из простыней он сшил большой шатёр, к низу которого прикрепил верёвки и пластины из китового уса, которыми, скорее всего, пожертвовала жена тюремщика, распростившись со своим корсетом.
Конечно, риск затеи был огромный, но Лавену совершенно не хотелось сидеть в заточении. В тот момент, когда стража уснула, он выбрался из камеры и бросился вниз с башни. И ему повезло: импровизированный парашют не подвёл, и узник благополучно приводнился. Он вполне почувствовал прекрасный воздух свободы.
Но, увы, стража заметила беглеца и во¬дворила парашютиста обратно в крепость. Знал ли Лавен о трудах Леонардо да Винчи и Фаусто Веранцио*, осталось неизвестным. Лишь известно, что в 1617 году Веранцио воплотил свою мечту в жизнь, спустившись на куске квадратного холста с колокольни собора Святого Марка в Венеции.

* Фаусто Веранцио — Faustus Verantius; хорватский: Faust Vran;i;; (ок. 1551–1617), венецианский эрудит и епископ. 

Добро творит счастливый

Одного царя народ в его царстве считал жадным. Правитель собирал огромные налоги со своих подданных, и люди становились всё беднее и несчастнее.
Однажды царь подумал, что пора ему повысить авторитет среди своего народа и соседних царей. Тогда он собрал мудрых советников и спросил:
— Как должен поступать царь, чтобы его все уважали?
— Надо творить добро, – однозначно отвечали мудрецы.
Но царь не знал, как творить добро, и попросил советников объяснить, как это делать.
— Добро творят счастливые люди. Когда счастье переполняет людей, тогда они хотят и других сделать более счастливыми.
Царь подумал, что он несчастный человек и у него не хватает богатства для счастья. Он увеличил в своём царстве налоги, но от таких действий счастливее не стал.
Мудрецы же пришли к выводу, что добро творит счастливый, но сделать человека счастливым чужое добро не может.

7.4. О стремлении к достижению счастья

В поисках счастья

Было это давным-давно, когда Господь создал землю, деревья, животных и людей. Человек стал владыкой над всем. Но когда он за грехи свои был изгнан из рая, то почувствовал себя несчастным. Тогда и посетила его мысль: попросить зверей принести ему счастье.
— Хорошо, – сказали звери, привыкшие слушаться человека.
И разошлись они в разные стороны в поисках человеческого счастья. Долго искали, но так и не обнаружили счастья, ведь они даже не знали, как оно выглядит. И поэтому решили принести то, что их самих делало счастливыми.
Рыба принесла плавники, хвост, жабры и чешую. Тигр – сильные лапы, когти и клыки. Орёл доставил крылья, перья, сильный клюв и острый глаз. Но ничего из этого не делало человека счастливым. И тогда сказали ему звери, чтобы он сам пошёл искать своё счастье.
С тех пор каждый человек ходит по земле и ищет собственное счастье, но мало кто догадывается искать его в себе.

Где спрятано счастье

Как-то раз боги, собравшись на пиру, решили проверить людей на сообразительность. Один из них предложил:
— Давайте что-нибудь отберём у людей.
Немного подумав, другой воскликнул:
— Нужно отобрать счастье. Проблема только в том, куда его спрятать, чтобы они не нашли.
Первый высказал предположение:
— Можно запрятать его на вершине самой высокой в мире горы.
— Нет, помни, что у них много сил, кто-то сможет взобраться на гору и найти счастье. А если найдёт один, то поделится открытием с остальными, и все узнают, где счастье, – возразил другой. 
Тогда третий выдвинул свою версию:
— Можем спрятать его на дне моря!
Ему ответили:
— Не забывай, что они любопытны и способны изучать морские пространства, и обязательно найдут счастье.
— Спрячем его на другой планете, подальше от Земли, – предложил кто-то ещё.
— Нет, – отклонили и его предложение. – Мы ведь дали людям достаточно ума, чтобы путешествовать по мирам. Они обнаружат эту планету и передадут счастье на землю.
Старейший из богов, на протяжении всего разговора хранивший молчание, изрёк:
— Я думаю, что знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы его никогда не нашли.
Заинтригованные коллеги повернулись к нему, чтобы услышать мудрейшее решение.
— Спрячем внутри их самих, они будут так заняты его поисками снаружи, что им и в голову не придёт искать счастье в своём сердце.
Боги согласились. С тех пор люди тратят свою жизнь на поиски счастья, не задумываясь о том, что оно может быть спрятано в них самих.

Три понятия о счастье

Жили на белом свете три друга, и каждый мечтал о счастье. Но счастье они представляли по-разному. Первый думал, что счастье – это богатство, второму счастьем представлялся талант, а третий видел счастье в семье.
Проходило время, каждый из друзей двигался своей дорогой, стремясь к счастью. Одним вечером собрались друзья, чтобы поговорить о жизни. Первый друг, рассказав о своей жизни, подытожил:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй друг - известный художник сделал такой вывод:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни, истерзанный одиночеством.
Третий признался:
— А я счастливый человек, я познал счастье. Ухожу, обласканный близкими, и оставляю после себя самое ценное: добрых людей.

Кто самый счастливый
 
Существует история о беседе философа Солона* с царём.
Напыщенный лидийский царь Крёз** спросил Солона, знает ли он кого-либо счастливее его.
Солон ответил:
— Да, знаю.
— Кто же это? – с удивлением спросил царь.
— Это мой соотечественник Телл, человек высокой нравственности, воспитавший достойных детей и доблестно погибший в сражении за отечество.
— Твой ответ – какое-то чудачество, – заметил Крёз и продолжил. —  Кого же ещё ты считаешь счастливым после Телла?
— Два брата. Клеобис и Битон. Два богатыря, которые очень любили свою мать. Однажды, когда волы долго не возвращались с пастбища, братья сами запряглись в повозку и под общее ликование афинян отвезли счастливую мать в храм Геры.
— А меня ты не причисляешь к числу счастливых людей?! – воскликнул грозный царь.
— Царь лидийский, – отвечал мудрец. — Нас, эллинов, боги наделили таким умом, который не позволяет предвидеть будущее. Счастливым можно назвать лишь того, кто прожил достойную жизнь. А назвать счастливым человека, ещё живущего, всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, не закончившего поединок.

*Солон — (638–559 до н. э.), афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Солон происходил из знатного рода, который ранее был царской династией.

** Крёз — (595–546 до н. э.), последний царь Лидии из рода Мермнадов, правивший в 560–546 гг. до н. э.

Счастливое решение

Один царь был изгнан из своего царства могущественным соседом. Изгнанник, переодевшись в нищенскую одежду, бежал с женой из своего отечества и скрылся в столице своего врага. Там царица родила ему сына, которого назвали Алвином. Он рос смышлёным и способным мальчиком.
Однажды изгнанного царя узнал прислужник и выдал захватившему царство варвару. Беднягу схватили вместе с женой, связали и повели по городским улицам. Алвин видел, как их вели. Он смог подойти к родителям, и отец сказал сыну:
— Сын мой, запомни. Вражда не умиротворяется враждой, а только добрым согласием. Не смотри, сын мой, ни слишком далеко и ни слишком близко.
Жестокий царь повелел казнить царя и царицу за городом, и приговор был исполнен. Алвин, подкупив стражу, сжёг тела родителей и, по обычаю того времени, со скрещёнными руками три раза обошёл вокруг костра. Затем он удалился в лес, где долгое время пробыл в страданиях и молитве. Совершив нужные ритуалы, отправился он в город и поступил на службу в царские конюшни.
Ухаживая за лошадьми, он имел привычку петь, и царь-лихоимец, услышав прекрасное пение, сделал юношу приближённым, а позже – и своим доверенным лицом.
Однажды Алвин сопровождал царя на охоту. Их лошади скакали рядом, вся свита отстала и направилась по другой дороге. Юноша подумал: «Этот царь причинил столько зла. Отнял у родителей и стада, и землю, и казну, и убил моих отца и мать. Теперь настало время отомстить за всё». И он извлёк из ножен меч.
Но в этот момент в его голове мелькнула мысль: «Мой отец, когда его вели на казнь, сказал мне важные слова. Нельзя преступить слова моего отца».
И он вложил меч в ножны. Трижды овладевало им желание убить царя-злодея и трижды побеждал наказ отца.
Царь заметил движения юноши и воскликнул:
— Почему же ты медлишь?
И Алвин открылся царю и рассказал ему о последних словах своего отца.
— Сын мой Алвин, не смотри ни слишком далеко, ни слишком близко, ибо вражда не умиротворяется враждой, а только мирным согласием. – пересказал юноша завет отца.
Тогда царь попросил прощения у юноши и сказал:
— Прости меня, если можешь, и даруй мне жизнь, сын мой Алвин!
— Как могу я даровать тебе жизнь, о царь? Это ты, царь, можешь даровать мне жизнь, ведь я замышлял убийство!
— В таком случае даруй ты мне жизнь, сын мой Алвин, а я дарую жизнь тебе.
Они подали друг другу руки и поклялись никогда не причинять один другому зла. И царь сказал:
— Сын мой! Что означали слова твоего отца перед смертью?
И юноша ответил:
— Мой отец хотел сказать этими словами вот что: не давай вражде долго длиться в своём сердце, не расходись слишком опрометчиво со своими друзьями, не руководствуйся в своих поступках мыслями из прошлого или будущего, а руководствуйся интересами настоящего.
Царь воскликнул:
— Чудно! Удивительно! Как умно ты рассуждаешь!
Он отдал Алвину свою дочь в жёны и вернул ему царство его отца.

Змея на шее

Некий змеелов подружился с ядовитой змеёй и никогда с ней не разлучался. Куда бы ни шёл человек, змея, обвивая его шею, всегда находилась там. Ловец змей стремился общаться с людьми, но они разбегались, увидев его со змеёй на шее.
— Меня никто не понимает! – печалился змеелов, обращаясь к своей любимице. — Даже поговорить со мной никто не хочет! Значит, люди не умеют любить и не принимают друг друга по-человечески!
 Его разговор со змеёй услышал один знакомый и, отойдя подальше, крикнул:
— Эй, ты! Сними свою змею, и тогда никто не будет от тебя убегать! Именно это и будет человеческим отношением к другим. Ты увидишь, что люди не виноваты.

Выход из ситуации

Жил один богатый человек на вилле у самого синего моря. Не знал он никаких бед – отдыхал после трудов праведных. Вдруг получает письмо от своего соседа по деревенской усадьбе, который и сообщает, что управляющий его домом ведёт разгульный образ жизни, используя хозяйские доходы. Тут же владелец поместья предлагает управляющему дать отчёт о всех доходах и расходах. Тот испугался и стал думать, как выбраться из такой ситуации. 
Сообщил он своему хозяину, что в течение недели составит подробный отчёт. А сам в это время собрал друзей-приятелей, с которыми устраивал пирушки, и сообщил им, что пришло время расплачиваться по счетам.
Первый сказал:
— Я не напрашивался на участие в твоих сборищах, а участвовал в ваших оргиях лишь из любопытства, по твоему личному приглашению. Я не при чём.
Управляющему нечего было на то возразить.
Второй предложил организатору гулянок найти другую работу и постепенно расплатиться с хозяином. На что управляющий возразил:
— Где так быстро найдёшь работу с хорошей оплатой? Притом, что я умею!? – махнул рукой расточитель хозяйской собственности.
Третий изложил свою позицию быстрого решения проблемы:
— Зачем ломать голову? Существует простой вариант – уничтожить улики.
— Что ты имеешь в виду? – с надеждой обратились собравшиеся к нему.
— Короткое замыкание, и все концы в воду, – многозначительно заявил третий.
На этом и порешили. Собутыльник, предложивший спасительный выход, заверил, что с удовольствием устроит фейерверк.
Но тут дверь открылась, и на пороге появился хозяин с полицейскими.

7.5. О том, чего не избежать

Условия Демокрита*

Когда у персидского царя Дария** умерла его прекрасная жена, царь долго находился в безутешном состоянии. Демокрит пообещал вернуть к жизни покойную, если царь обеспечит его всем необходимым для оживления.
Дарий приказал придворным создать условия и исполнять все указания Демокрита. Когда подготовка к исполнению задуманного была завершена, философ заявил:
— Теперь мне не хватает только одного.
— Я и это выполню, – заверил царь.
— Напиши на гробнице жены имена трёх человек, никогда не испытавших горя, и красавица тотчас оживёт, – заявил Демокрит.
— Как же три, если не найдётся ни одного такого человека во всём царстве! – в сердцах воскликнул Дарий.
— Так что же ты, нелепейший человек, не перестаёшь страдать, если всем людям приходится испытывать горе, – вынес свой вердикт философ.

*Демокрит Абдерский — (ок. 460–ок. 370 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

* *Дарий I Великий — D;rayavahu;; (550–486 до н. э.), царь Ахеменидской державы, правил в 522–486 годах до н. э. При Дарии I владычество Персии простиралось от Египта до Индии и охватывало более 80 народов. От времени его царствования сохранилось много тысяч клинописных текстов.

Письмо

Рассказывают. Будто бы, когда Александр Македонский лежал в горячечном бреду в предсмертном состоянии, он велел гонцам отправиться с письмом к своей матери.
Предчувствуя свою кончину, великий завоеватель предупреждал мать о страшной вести. Он таким способом утешал её, стараясь обратить внимание на то, что нет ни одного человека, избежавшего горькой участи живых – смерти.
В письме он писал: «Когда ты прочтёшь это письмо, приготовь побольше мяса и устрой торжество, но только для тех людей, у которых не умер никто из родственников».

Принимай как есть

Человек захотел на парусном корабле переплыть море. Он уселся на берегу и стал ждать попутного ветра. Проходит день за днём. А ветер дует всё не тот и не в ту сторону.
— Господи! – восклицает человек в отчаянии. — Когда же подует попутный ветер, и я смогу отправиться в путешествие?
— Когда ему заблагорассудится, потому что Бог не тебя назначил управителем погоды, – подсказывает ему прохожий.
— Что же мне делать?
— Подчиниться тому, что не способен изменить и улучшать в себе то, что можешь. Самое разумное – заботься о том, что от тебя зависит. Всё остальное принимай так, как оно происходит, – посоветовал ему мудрый человек.

Утешение

Платона спросили:
— Чем утешиться человеку, если он попадёт в беду?
Платон ответил:
— Мудрый утешает себя мыслью: что должно было случиться, то и случилось. Глупый утешает себя тем, что такое случалось и с другими.

Не как осёл

Пришёл к Эпиктету человек с жалобой на одолевающие его несчастья.
— Не полагай своего счастья в том, что не в твоей власти, – бесстрастно заявил философ в ответ на жалобу.
— Я уже и не жду счастья. Что мне делать с несчастьем? – продолжал вопрошать горемыка.
Философ посоветовал:
— Если настало тебе время переносить неприятности – неси их бодро, а не так, как осёл, противясь, стеная и изнемогая под ударами кнута.

Три цзацзуаня

В жанре цзацзуань передаются обычаи и культурные традиции китайского народа. Они представляют собой уникальное явление в мировой литературе. Ван Цзюнь Юй* писал о житейских тяготах в традиционной манере своего времени.
Жалко:
Если скряга богат;
Если красивая девушка выходит за урода;
Если хорошую картину изгрызли крысы;
Когда в новых туфлях и в новых штанах гоняют мяч;
Если переплавляют древний бронзовый сосуд;
Когда осёл объедает цветы и т. д.

Невыносимо:
Жить в комнате, за которую задолжал;
Когда представляешься начальнику, а тебя кусает блоха;
Когда прилёг отдохнуть в жаркий день и одолевают мухи;
Когда поссорился с женой;
Когда тебя не любит начальство;
Когда нужно переправиться и нет лодки.

Двойная неприятность:
Получить палкой по чирею;
Молиться о счастье и лоб расшибить;
Зимой отправляться в дальний путь верхом.
(По Цзацзуань. Изречения китайских писателей)

* Ван Цзюнь-юй – (1020–1097?), китайский писатель.


Рецензии