8. Притчи о смысле жизни
Блез Паскаль
8.1. О поисках пути
Имя Бога написано на каждой звезде.
Клод Адриан Гельвеций*
*Гельвеций Клод Адриан — Claude Adrien Helv;tius; (1715–1771), французский литератор, философ материалист, идеолог французской эпохи Просвещения.
О первой ступеньке к Богу
Один человек пришёл к старцу и сказал:
— Я хотел бы полюбить Бога, научи меня!
Старец ответил:
— Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?
Человек сказал:
— Я не интересуюсь мирскими делами. Я хочу прийти к Богу.
Старец снова сказал:
— Вспомни еще раз: любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка, хоть кого-нибудь?
Человек ответил:
— Я ведь уже сказал тебе: я человек религиозный, а не обычный мирянин. Меня интересует только путь к Богу.
— Пока это невозможно, – сказал ему старец. — Сначала ты должен кого-нибудь полюбить. Это и будет твоя первая ступенька. Ты спрашиваешь про вершину, а сам не ступил на первую ступеньку. Иди и хоть кого-нибудь полюби.
Притча о мудрой рыбе и воде
Однажды рыбы в реке услышали, как люди говорят, будто рыбы могут жить только в воде. Услышав это, рыбы очень удивились и стали спрашивать одна другую: что такое вода? Спрашивали, спрашивали – никто не знает. Тогда одна рыба сказала:
— Говорят, в море живет старая мудрая рыба, она, должно быть, знает, что такое вода. Давайте поплывём туда и спросим её.
И вот поплыли рыбы в море, к тому месту, где жила мудрая рыба, и спросили её, что такое вода. И старая мудрая рыба сказала:
— Вода – это то, чем мы живём. Вы оттого и не знаете воду, что живёте в ней.
И мы настолько привыкли, что есть воздух, вода и свет, что не воспринимаем их как ценность.
Из ада
Один человек встретил дервиша, и у них завязался разговор. Прохожий полюбопытствовал:
— Откуда идёшь, странник?
Странник ответил:
— Из ада.
— И что ты там делал?
— Мне нужно было огоньку, чтобы раскурить трубку.
— И что, дали тебе прикурить?
— Нет, тамошний царь ответил, что у них нет огня. Я, конечно, спросил: «Как же так в аду и без огня?». Хозяин ада ответил мне: «Говорю тебе, у нас нет огня. Каждый приходит сюда со своим собственным». Этот огонь и есть наше собственное «я».
Разговор с парикмахером
Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:
— Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому лично я не верю в его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
— Знаете, что я скажу?! Парикмахеров не существует.
— Как это так? – удивился парикмахер. Один из них сейчас перед вами.
— Нет! – воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.
— Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
— В том-то и дело! – подтвердил клиент. — И я о том же! Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.
Заполненный холст
Пришёл однажды Старец в студию художника. В беседе художник сказал Старцу, что не верит в Бога, и привёл свои аргументы. Старик не стал его переубеждать.
Спустя пару дней мудрый человек снова наведался к художнику и принёс с собой великолепную картину. Художник был изумлён. Он ещё не видел более совершенного полотна.
— Какая прекрасная живопись! Скажите, кто это написал? Кто автор?
— Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним – полка с красками. Краски случайно опрокинулись, разлились, и вот вам результат.
— Зачем же так шутить? – засмеялся художник. — Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии и бесподобное сочетание оттенков. За всем этим великолепием чувствуется рука мастера и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!
Тогда мудрец улыбнулся и сказал:
— Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла создателя. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир с лесами и горами, океанами и долинами, со сменой времён года, волшебными закатами и тихими лунными ночами возник по воле слепого случая, без замысла Творца?
О добрых и злых помыслах
Женщина жалуется:
— Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю.
Священник улыбается:
— Если к вам придут два человека – один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?
— Доброго, – откликается женщина.
Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!»
И ведь уходят.
Слабость веры
Одна женщина спросила у батюшки, можно ли верить гаданиям и гороскопам.
— Нельзя, – отвечал священник, – потому что грех это большой.
— Как же так, батюшка? – удивилась женщина. — Прочитала я недавно в гороскопе, что день будет неудачным. Так ведь так оно и вышло: на рынке обманули, на работе неприятности, с подругой поссорилась.
— А ты не верь, – отвечал священник, – и это не будет иметь над тобой никакой власти. Ибо жизнь человека зависит от Промысла Божия, от молитвы горячей, от трудов праведных. Должна ты на милость Божию уповать, а не приметам верить и не смотреть на то, что на пути твоём чёрная кошка пробежала.
Но женщина продолжала покупать гадательные книги, читать газеты с гороскопами и предсказаниями. Вычитала она раз в гороскопе, что в этот день следует украшения покупать, и купила золотые серёжки. А золото фальшивым оказалось.
В другой раз увидела женщина в календаре, что нельзя в этот день лечиться, и она не пошла в больницу. А когда тяжело заболела, то вспомнила слова батюшки, да только поздно уже было.
8.2. О мечте
Великая подмога уметь смеяться над самим собой, когда сглупил и видишь это.
Ромен Роллан*
Ромен Роллан — Romain Rolland; (1866–1944), французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед. Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1915 году.
Ещё не время
Юная, свежая, светлая Мечта пришла к человеку и попросила:
— Воплоти меня в жизнь!
— Ещё не время, – ответил человек, – я слишком молод для такой Мечты.
Через какое-то время Мечта вновь обратилась к нему:
— Теперь ты взрослый, осуществи меня, пожалуйста!
— Ещё не время, – покачал головой человек, – надо сначала крепко встать на ноги.
— Ну что ж, ты уже добился всего желаемого. Пора наступила, – торопила его Мечта, когда он уже крепко стоял на ногах.
— Ещё не время, – сказал человек, – надо детишек поднять, а уж потом я смогу заниматься тобой.
— Может сейчас? – спросила Мечта на свадьбе его младшей дочери.
— Нет, нет, ещё не время, – покачал головой человек. – Столько хлопот, дети, внуки, всем надо помогать. Давай поговорим об этом потом.
— Хорошо, потом, – вздохнула Мечта.
Человек вышел на пенсию и через какое-то время вспомнил о Мечте.
— Эй, Мечта, ты где? По-моему, пришла пора!
— Уже не время, – вздохнула старая, поблёкшая, одряхлевшая и почти растаявшая Мечта. – Уже не время.
Исполнение мечты
Однажды к Гайдну* пришёл мясник, который оказался любителем и знатоком его произведений.
Мясник, почтительно сняв шляпу, обратился к композитору:
— Маэстро, на днях свадьба моей дочери. Я и моя семья обожаем вашу музыку, и поэтому я обращаюсь к вам с просьбой. Напишите мне новенький красивый менуэт.
Гайдн согласился и пообещал сочинить менуэт. В назначенный срок мясник получил драгоценный подарок.
Через несколько дней композитор услышал оглушительные звуки. Подойдя к окну, он увидел великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр странствующих музыкантов.
Мясник выступил вперёд и с чувством произнёс:
— Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за прекрасный менуэт с моей стороны может быть только лучший из моих быков.
С тех пор до-минорный менуэт Гайдна стал называться «Менуэтом быка».
*Франц Йозеф Гайдн — Franz Joseph Haydn; (1732–1809), австрийский композитор, основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов.
Авторитет автора
Один учитель прочёл ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:
— Кто написал его?
— Если я скажу, что это наш государь, вы будете благоговеть перед текстом и отдавать поклоны. Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом государя. Но если я скажу, что автором был простой человек, вы, пожалуй, растеряетесь. А если узнаете, что текст написал бухгалтер, вы просто посмеётесь, – ответил учитель.
К сожалению, это горькая правда. Многие люди уважают других не за их дела, а преклоняются перед большими авторитетами: властью, силой и богатством.
Карнавал
Не все задумывались, что карнавал существовал с незапамятных времён и связан с языческим праздником в честь бога Диониса. Дионис символизировал природное стихийное начало. Культ Диониса был связан со стремлением человека отрешиться от забот и тягот жизни и слиться в хаотичном единстве с природой.
В Древней Греции хмельная и раскрепощённая толпа возила изображение Диониса на колеснице по улицам города.
В современном карнавале участники прячут свои лица под масками и одеваются в необычные костюмы, чтобы избавиться от своего «Я». Таким образом они изгаляются над людьми, не желающими включаться в их дикую пляску. Это праздник людей, уставших от себя, от неизбежных вопросов о смысле существования. Переодеванием они демонстративно перечёркивают нравственные табу и стирают границы между злом и добром. Праздник позволяет им побыть другими, отдохнуть от одолевающих сомнений. Высокомерно представляя себя образцом для подражания, они хотят забыть о презренных «ты» вокруг. В обличье клоуна, попирая все рамки нормальности, легко представить себя королём. Не так ли выглядит сейчас наш мир?
Добиться цели
Один фехтовальщик отправился на службу в императорский дворец. Усталый, продрогший и голодный, пришёл он к городской стене. Ему пришлось сразу же участвовать в нескольких поединках. В результате он в первой же схватке чуть было не поплатился жизнью. Выброшенный за ворота после проигрыша Хикида* принял позу медитации.
В течение тридцати часов из крепости наблюдали за неподвижной фигурой юноши. Затем послали группу стражников, чтобы отогнать его от дворца. Хикида расправился с ними за несколько секунд, но никого из них не убил, считая это недостойным своего меча. Затем он снова стал медитировать, издеваясь над трусостью нападавших. Немного позже смелый фехтовальщик быстро провёл семь поединков и все выиграл с большим преимуществом. Ворота крепости для него открыли, и он был принят на службу.
*Бунгоро Хикида — (1437-1487), один из известнейших японских фехтовальщиков своего времени.
В заводи
Нам не нравится без конца плыть по реке и грести, поэтому мы выкопали ямку и образовали заводь. Не похожа ли наша жизнь на эту заводь? Что же такое заводь? Это не живое озеро, полное новых животворных процессов, а застывший пруд, заросший болотными растениями. Он такой тихий, спокойный, безопасный… Но из него исчезла жизнь, в нём погибают живые мысли и чувства. И в этом безопасном мире мы часто удивляемся, почему не чувствуем себя живыми и не ощущаем полноты жизни.
Мы сознательно отделились от жизни не тонкой плёнкой, а толстой кирпичной стеной, потому что боимся страданий и не хотим видеть страданий других.
(По 365 дзен)
8.3. Об изменении обстоятельств
Порок не в том, чтобы иметь желания, а в неумении подчинить их правилам разума.
Джон Локк*
*Джон Локк — John Locke; (1632–1704), английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Он признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.
Отец и дочь
Приходит дочь к отцу и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжёлая жизнь, меня преследуют трудности и проблемы. Я всё время гребу против течения, у меня нет больше сил! Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь кастрюльки с водой: в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в джезву насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, налил в чашку кофе из кофейной посуды.
— Что изменилось? – спросил он девушку.
— Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, – ответила она.
— Да, дочь моя, но это лишь поверхностный взгляд на вещи. Смотри глубже – твёрдая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Жидкое яйцо стало твёрдым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. То же самое происходит и с людьми. Сильные с виду могут размякнуть и стать слабыми, тогда как хрупкие и нежные могут окрепнуть.
— А кофе? – спросила дочь.
— О, это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой среде и изменил её – превратил кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые меняют обстоятельства жизни и превращают их во что-то новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Купил своего осла
У Моллы был ленивый осёл, который так надоел ему, что Молла, решив от него отделаться, повёл осла на базар и вручил перекупщику, чтобы тот его продал.
Перекупщик начал расхваливать осла:
— Вот осёл! Не осёл, а красавец! Шерсть у него – как бархат, лицо – как луна, шаг – как у иноходца, сядь на него и пей на ходу чай!
Молла, услышав все эти восхваления, подумал:
— Если этот осёл так хорош, то зачем продавать его другим? Лучше уж я сам куплю.
Он подошёл к перекупщику, заплатил ему больше той цены, что назначил сам, и привёл осла домой.
— Почему ты не продал его? – спросила жена.
— Жена, – ответил Молла, – этот осёл чуть не ускользнул из наших рук. Хорошо, что я вовремя спохватился.
На чаше весов
Жена похвалила Моллу за успешную покупку осла и рассказала свою историю:
— А я сегодня обманула продавца сливок.
— Как?
— К нам во двор пришёл продавец сливок. На одну чашу весов он положил полуфунтовый камень, а на другую, где стоял кувшин, налил сливки и начал взвешивать. Я сняла с руки золотой браслет и потихоньку положила на чашу с камнем. Продавец ничего не заметил и налил сливок больше, чем следовало. Я заплатила ему за полфунта, схватила кувшин и побежала домой.
— А куда девался браслет?
— Продавец же не видел его, а то не налил бы лишних сливок. Он положил браслет вместе с весами в сумку и ушёл.
— Молодец, жена! Если мы и дальше будем так стараться – ты внутри дома, а я вне дома – то мы очень скоро наладим наше хозяйство.
Пусть они живут
Однажды во время прилива на берег выбросило много морских звёзд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце и гибнуть.
Мальчик, гулявший по берегу, стал собирать и бросать иглокожих подальше в море, чтобы они выжили. К нему подошёл человек и сказал:
— Это просто глупо, оглянись! Берег просто усеян множеством этих животных. Твои попытки ничего не изменят. Ты не сможешь им всем помочь.
Мальчик поднял следующую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Но мои попытки изменят многое, хотя бы для одной звезды.
Назначение человека
Беседуют два философа о величии человеческой души. Один говорит:
— Душа всегда должна стремиться вперёд и всё выше в гору.
— Вероятно, вы не учитываете важный фактор – обстоятельства, – парирует другой. — Ведь не каждый человек едет по широкой и открытой дороге. Некоторым приходится ехать по непригодным к проезду тропам и обочинам дороги.
— Конечно, в езде по обочинам не столь много благородства и заслуги. Разумная душа не устремляется вперёд без оглядки, она умеет обойти препятствия и считается с обстоятельствами, – отвечает своему коллеге первый.
— Мой друг, не хотите ли вы согласиться с моим мнением, что главное для человека должным образом двигаться вперёд с позиции, на которой он находится? – вопрошает собеседник.
— Да, именно так: каждый должен совершенствоваться и хорошо выполнять своё человеческое назначение на своём месте.
Не лейте слёз напрасно
Однажды старый профессор, читая лекцию, вдруг замолчал. Он стоял, опершись о кафедру, и услышал голоса с задних рядов:
— Профессор, поделитесь с нами секретами своей выдержки. Как вы сдерживаете эмоции? Ведь каждый из нас знает, насколько непросто доходчиво объяснять нам серьёзные вещи.
Вместо этого лектор принялся рассказывать яркий анекдот, и студенты расхохотались.
Когда смех в аудитории затих, лектор снова рассказал эту же историю, но теперь лишь некоторые засмеялись. На лице многих студентов застыл вопрос. Услышав анекдот в третий раз, никто в аудитории даже не улыбнулся. В воздухе повисла напряжённая тишина. Студенты находились в недоумении.
А профессор улыбался и задал студентам свой вопрос:
— Почему вы не смогли посмеяться над моей шуткой трижды? Вы же ежедневно грустите много раз над одной и той же проблемой.
И сидящие в аудитории задумались.
Пуговица
Жил один человек. Жил он не очень хорошо, поступал по-разному. Решил человек взяться за ум: стал совершать добрые дела и спасать душу, но особенного изменения к лучшему в себе не замечал.
Как-то шёл по улице, видит, у одной старушки пуговица от пальто оторвалась, упала на землю.
Подумал: «Да чего там! Пуговица. Не поднимать же. Ерунда такая». Но поднял пуговицу, догнал старушку и, передав ей пуговицу, забыл об этом.
Прошло время, человек умер. Видит он весы: на них слева зло лежит и тянет чашу вниз, а справа мизер какой-то. И зло перетягивает.
— Эх, – думает человек, – и здесь не повезло!
Вдруг ангел появляется и пуговицу кладёт. И чаша с добрыми делами перевешивает.
— Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно.
И услышал, как ангел говорит ему:
— Из-за того, что ты кичился своими добрыми делами, они и пропали. А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты спасся от гибели.
Кто виноват
Братья поссорились. Младший был в обиде на старшего, и старший, поняв это, пришёл для примирения к младшему. Первый не отворил ему дверь. Второй отправился к старцу, которого в деревне считали мудрым, и рассказал ему о случившемся.
Старец отвечал:
— Посмотри, нет ли тому причины в твоём сердце? Не признаёшь ли ты себя правым? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине брат и не отворил тебе дверей.
И увидев, что человек ждёт совета, старец продолжил:
— Если даже он виноват перед тобой, скажи себе, что ты виноват перед ним. И оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой.
(По Святитель Игнатий Брянчанинов*. Отечник.)
*Игнатий — Брянчанинов Дмитрий Александрович; епископ Кавказский и Черноморский; (1807–1867).
8.4. О поисках смысла жизни
Резчик по камню
У подножия большой горы жил резчик по камню. Он откалывал небольшие кусочки камня от горы и делал из них фигурки божков. Однажды он вырезал очень красивую фигуру, решил отнести её в сад императора и установить там.
Он отправился в сад и случайно увидел императора.
— Ого! Это не то, что я простой резчик по камню, – сказал он себе. – Он такой могущественный. Жаль, что я не император.
И резчику так захотелось стать императором, что он стал им.
— Теперь у меня вся власть, не то, что у простого резчика!
Однажды выдался день, когда нещадно палило солнце. У императора не было сил терпеть жару.
— Солнце, не свети так ярко, – обратился он к солнцу.
Однако солнце не повиновалось ему. И тогда он сказал:
— Солнце могущественнее императора. Я хочу быть солнцем.
И он стал солнцем. Однажды солнце заслонили облака.
— Значит, я не самый могущественный, если мне могут мешать облака.
И он захотел стать облаком и стал им. Но однажды облако оказалось рядом с горой, которая преградила ему путь.
— Значит, гора сильнее меня, – подумал он. И стал горой.
Но однажды он увидел маленького человечка, который подошёл к горе и стал откалывать кусочки камня.
— Резчик по камню сильнее горы, – подумал он.
И ему так захотелось стать резчиком по камню, что он стал им.
8.5. О своём понимании смысла существования
Старушка
Одна семья приехала на отдых и проводила свои дни на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Они обратили внимание на маленькую старушку: она шла по берегу, её седые волосы развевались по ветру. Она что-то бормотала про себя. Подбирая с песка какие-то предметы, она складывала их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.
Вечером, когда они вернулись в гостиницу, узнали, что маленькая старушка посвящает своё время заботе о других. Она подбирает с пляжа острые предметы, о которые дети могут поранить себе ноги.
Три желания Сулеймана
Перед своей смертью султан Сулейман позвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих желания.
Самое первое, что он завещал: его гроб должны нести на руках самые лучшие лекари Османской Империи. Второе желание султана заключалось в том, чтобы по всему пути, по которому будут нести его гроб, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни. Третье завещание было ещё более поразительным. Он велел, чтобы его руки выступали из гроба, и народ видел бы их.
Когда главнокомандующий армией в смятении от услышанного, спросил у султана причину таких пожеланий, Сулейман всё разъяснил следующим образом:
— Пускай лучшие лекари несут мой гроб, и тогда все увидят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти.
Разбросанные, заработанные мною драгоценности покажут людям, что богатство, которое мы получаем от этой жизни, в этом мире и остаётся.
Пусть все видят мои руки, знают и усвоят, что даже падишах султан Сулейман ушёл из этой жизни с пустыми руками.
Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие во зле. Будда Шакьямуни
Беседа с пастухом
Однажды пастух увидел Будду, который сидел под деревом, погрузившись в медитацию. Он сел рядом и попытался размышлять, подражая Благословенному. Он в уме пересчитывал баранов и высчитывал выручку от продажи их шерсти.
Оба сидели молча. Наконец пастух не выдержал и спросил:
— Господин, о чём ты думаешь?
— О Боге, – ответил Будда.
— Знаешь ли, о чём думал я? – продолжил разговор пастух.
— Тоже о Боге.
— Ошибаешься, – возразил пастух, – я думал о выгоде от продажи шерсти.
На эти слова пастух услышал такой ответ:
— Тоже о Боге. Только моему Богу нечего продавать, а твой Бог должен сначала сходить на базар. Но может произойти непредвиденное: он на пути встретит разбойника, и тот поможет ему обратиться к этому дереву.
О человеческом уделе
Проходят занятия в университете. Студенты на философском коллоквиуме дискуссируют о своём понимании не только смысла жизни, но и вообще смыслов.
Первый заявляет:
— Вопрос состоит в том: «Есть ли вообще смысл человеческого существования?».
Выступающий, считая, что процессы расширения смыслов влияют на поведение, говорит:
— Каждое занятие человека показывает его суть и даже, как нам кажется, всякий пустячный поступок может проявить либо человеческое достоинство, либо его ничтожность. А отношение к жизни внешне выражается и в поведении, и в мимике.
Второй поддерживает высказанное мнение, приводя примеры из исторических судеб философов:
— Демокрит и Гераклит* – два философа. Демокрит, считая судьбу человека ничтожной и смешной, всё же в обществе людей ходил с насмешливой миной на смеющемся лице, показывая этим пренебрежение к неминуемому исходу, к смерти.
В обсуждение включается ещё один студент, он поддерживает поднятый вопрос:
— Гераклит понимал, что страдания и горести неизбежны в жизни, и кончина человека ужасна. Философ вечно ходил с печальным лицом – у него человеческий удел вызывал жалость и сострадание. Это его понимание смысла жизни.
— Смерть представлялась ужасной Цицерону, желанной Катону, безразличной Сократу, – дополняет их выступления доцент, проводящий коллоквиум. — Тогда в чём смысл жизни?
* Гераклит Эфесский — (ок. 544–ок. 483 до н.э.), древнегреческий философ, создатель первой исторической формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный за непонятный, образный смысл своих писаний.
О славе и известности
Джалаладдин Руми был уважаемым человеком, писал книги. Но однажды в его доме появился оборванный дервиш. Руми по своему обычаю вежливо приветствовал его. Дервиш подошёл к столу, где лежала книга, над которой работал Руми, и выбросил её из окна. Руми в изумлении воззрился на него.
— Неужели тебе не надоело писать и читать? – сказал дервиш. Пора вместо книги изучать жизнь. Ведь все вещи, которые кажутся важными, ничего не будут значить в момент, когда ты покинешь этот мир. Гораздо важнее то, что уйдёт вместе с тобой, потому что решение этой проблемы приведёт тебя в вечность.
После этого разговора Руми осознал, что важно не приобрести знание, а жить этим знанием. Важно не говорить, а быть. Он отказался от своего статуса и ушёл скитаться вместе с этим просветлённым дервишем.
Через несколько месяцев дервиш исчез. И Руми погрузился в глубокую печаль: от прежней жизни он отказался, а учитель, который привёл его в новую жизнь, оставил его. Эта печаль и стала его посвящением: из этой боли родилась его подлинная душа. Руми стал величайшим из поэтов-суфиев.
Что делать?
В. В. Розанов* считал, что мир следует познавать в повседневной естественности и в целостности. Когда один юноша спросил его: «Что делать?» – он невозмутимо отвечал:
— Как что делать? Если лето следует чистить ягоды и варить варенье, а если зима – пить с этим вареньем чай.
*Василий Васильевич Розанов — (1856–1919), философ, писатель, педагог, литературный критик.
8.6. О понимании общего блага
Тайна воды
Человек в пустыне изнемогал от жажды. Он не мог дальше двигаться и прилёг на горячий песок. За ним шла смерть – и он увидел её рядом с собой. Она улыбалась ему страшным ртом и предложила:
— Могу исполнить твоё последнее желание, человек, дам выпить глоток воды.
— А можешь вместо глотка воды исполнить другое желание? – пересохшими губами прошептал человек.
— Могу, говори, – удивлённая таким желанием, ответила смерть.
— Я хочу узнать, где в пустыне есть вода. Открой мне эту тайну и бери мою жизнь.
Смерть ещё больше удивилась такому исходу события.
— Хорошо, – ответила она, – я открою тебе эту тайну, но что это тебе даст? Ведь ты сразу умрёшь.
— А это уже моё дело, – сказал человек. И в его глазах загорелся огонь.
Смерть увидела огонь такой могучей силы духа, что отступила от человека. Она ушла и исчезла в пустыне.
А человек услышал, как под слоем песка журчит родник. Он раскопал песок и утолил жажду, а потом пополз к людям, чтобы рассказать о воде.
О благородстве и милосердии
Мишель Монтень рассказывал такую историю.
Когда император Конрад Третий победил при осаде герцога Баварского, он не пожелал пойти на уступки. Осаждённым ничего не оставалось, как смириться с позорными и унизительными условиями. Император всё же предложил им одно снисхождение: позволил дамам благородного звания, запертым в городе вместе с герцогом, выйти из осады пешком, сохранив свою честь. Он разрешил дамам унести на себе всё, что они могут взять. И дамы погрузили на свои плечи мужей, детей и самого герцога, стараясь таким образом спасти их от гибели… Благородный и смелый подвиг дам так восхитил императора, что он проявил своё милосердие к побеждённым.
(По Мишель Монтень. Опыты)
Почёт шубе
Ходжа Насреддин отправляется в гости в своём поношенном, видавшем виды халате. Никто не обращает на него внимания. Тогда Ходжа бежит домой, облачается в пышные одежды, сверху надевает ещё шубу и возвращается на праздник. Ходжу встречают куда почтительней, сажают на лучшее место, угощают. А Ходжа протягивает рукав шубы к блюду и говорит:
— Прошу, шубейка.
— Что ты делаешь, Ходжа? – удивляются гости.
— Раз почёт шубе, пусть шуба и кушает, – отвечает Ходжа Насреддин.
О должностях
На лавочке в парке беседуют два пенсионера.
— Почему люди гонятся за привилегиями и должностями? – начинает разговор первый. — Я вот детям говорю, что не это главное в жизни.
— Ответ один – чтобы извлечь выгоду для себя, – говорит второй. — Ими руководит жажда стяжательства и честолюбие.
— Не со всеми твоими мыслями могу согласиться. Многие из них занимаются благотворительностью и большинство своих возможностей используют на благо общества. Вот в нашем доме живёт депутат, подчёркиваю, не в особняке, а в многоквартирном доме. По его инициативе и детская площадка появилась, и новое оборудование в поликлинике.
— Не буду отрицать таких фактов, но такие есть в меньшинстве, – ведёт свою линию второй.
Но именно они и останутся в памяти людей, – заявляет услышавший их разговор прохожий.
О Сизифе
Однажды два мудреца проходили мимо горы, к вершине которой катил свой камень Сизиф*. Один мудрец, глядя на муки Сизифа, заметил:
— В жизни есть место для выбора: делать то, что хочешь или то, чего не хочешь. Этот человек выбрал второе.
— Его заставили заниматься этой работой обстоятельства, – ответил другой мудрец, — увы, выбора у него не было.
— Был! – воскликнул первый мудрец. – Он мог или подчиниться обстоятельствам, или нет.
— Но если бы он не подчинился, его бы за это жестоко наказали! — возразил другой мудрец.
— А разве, следуя чужой воле, он наказан не более ужасно, чем если бы он не подчинился? – спросил первый.
Этот разговор услыхал Сизиф.
— Эй, вы! – прокричал он мудрецам, – вы это о чём? И не стыдно вам, бездельникам, лицемерить? Да, жизнь моя тяжела. Однако я ею доволен. Ибо, если не можешь изменить обстоятельства, измени к ним своё отношение и радуйся тому, что назначено судьбой. Это и есть мой выбор.
Сказав это, Сизиф дотащил глыбу до вершины, но она в очередной раз сорвалась и с грохотом полетела вниз.
— Ну и дурак же ты, Сизиф, – ответил ему первый мудрец. — К любому делу с умом подходить нужно. Что ты всё тащишь и тащишь наверх этот камень? Неужели ещё не понял, что не по силам тебе взгромоздить его на вершину?
— Это моя судьба, – ответил Сизиф. Спустился вниз и снова покатил камень наверх.
— А хочешь, я тебе подскажу, что нужно сделать, чтобы камень сам на гору запрыгнул? – сказал мудрец.
— Сам? Неужели это возможно? – почесал затылок Сизиф.
И камень снова полетел вниз.
Подозвав к себе Сизифа, мудрец что-то прошептал ему на ухо.
Сизиф задумался, глянул на камень, на вершину…И помчался к вершине горы. Там он выкопал яму и закатил туда камень.
Сизиф стукнул себя кулаком в грудь:
— Я сделал это! У меня получилось! Спасибо тебе, мудрец, за совет. Теперь я знаю, как закатывать камень на вершину.
Сказав это, Сизиф сбросил глыбу вниз и, спустившись, снова покатил её наверх.
Мудрецы посмотрели ему вслед.
— О да, – вздохнул второй мудрец, – в жизни всегда есть место для выбора.
*Сизиф — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.
Путеводный свет
В далёкие времена, когда ещё отсутствовали сети мировой паутины и различные двигатели, люди ходили в плавание на простых кораблях. Тогда одна команда отправилась в дальнее путешествие, полное опасностей. Через несколько дней их судно попало в шторм и затонуло, а спастись удалось лишь нескольким бывалым морякам.
Очнулись они на далёком незнакомом острове, в страхе и голоде продержались несколько дней. И, наконец, туда причалил чужой корабль. С безмерной радостью встретили спасение люди. Они с благодарностью приняли провизию и другую помощь, но не уехали с острова.
Они решили построить здесь высокий и прочный маяк. Несмотря на уговоры, моряки остались на этом острове до конца своих дней, гордясь своим предназначением. Освещать путь и направлять людей стало огромным счастьем и честью для каждого из них.
Приёмыш
Однажды яйцо пролетающей птицы попало в гнездо птицы, гуляющей по земле. И она высидела птенца. Птенец вылупился, стал расти и развиваться. Он спросил у приёмной матери:
— Когда же я полечу?
Она отвечала ему:
— Будь настойчив, как все птицы.
Птица, которая не умела летать, не могла показать своему приёмному сыну, как нужно взлетать. А птенец думал: «Она не учит меня летать, но, если бы не она, я так и остался бы в яйце».
Свидетельство о публикации №224080301259