Вольтерьянство

Под словом "народ" поэт понимал "простонародье", то есть крестьян и мещанство. Хотя в произведениях Пушкина достаточно простого люда и крестьян и видно доброе отношение к ним автора, народ не был основным героем пушкинских произведений. Чернь ("двуногих тварей миллионы") раздражала Пушкина всю жизнь. Чернь у него противная, тупая, малодушная, коварная, бесстыдная, злая, неблагодарная, развратная, глупая, безумная. Чернь - это сердцем хладные скопцы, клеветники, рабы, гнездилище всех пороков и т. п. Оскорбления льются, как из рога изобилия. Черни, то есть быдлу, говоря сегодняшним языком,- высшая его доза презрения.

Через три года после "Бориса Годунова" Пушкин напишет и легко опубликует стихотворение "Чернь", в котором более определенно выскажется о роли народа: "Молчи, бессмысленный народ". Стихотворение высокомерное, злое и скучное; для собрания стихов Пушкин дал ему новое название "Поэт и толпа", что сути не изменило. Это стихи о поэте, Божьем избраннике, рожденном для звуков сладких и молитв, которому народ мешает творить. Позже Пушкин еще точнее отшлифовал формулу рабской зависимости:

Зависеть от царя, зависеть от народа

Не все ли нам равно?

Обе части тут равноценны и одинаково тяготили поэта всю жизнь. Чем же он, аристократ, зависел от народа? И ответ, по-видимому: зависимость физическая, даже, может быть генетическая. В широком смысле в России существуют как бы два народа. Один "начинавший ходить", как говорил Гоголь, народ, придуманный интеллигенцией, а затем большевиками. Народ этот отождествлялся с той самой интеллигенцией: "цивилизация в первый раз ощутилась нами как жизнь, а не как прихотливый прививок", по выражению Достоевского. Он прибавляет: "Мы в недоумении стояли тогда перед европейской дорогой нашей, чувствовали, что не могли сойти с нее как от истины". Другой, реальный народ был настолько искалечен веками рабства, страха, что свобода и ценности цивилизации не могли ему быть понятны. А если и требовались, то не в виде свободы слова и чтения, а в виде еды и сапог. Такой народ не только не нуждался в свободе, но готов был топтать все, что создавалось другими народами, свидетелями чего мы и оказались в двадцатом веке.

Стадам не нужен дар свободы,

Их должно резать или стричь.

Брата в письме Пушкин инструктировал вполне цинично: "С самого начала думай о них (людях.- Ю.Д.) все самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься". В письме к Давыдову Пушкин более конкретен: "...люди по большей части самолюбивы, беспонятны, легкомысленны, невежественны, упрямы...".

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

Ко времени послессылочной жизни в Москве социологические изыски Пушкина упростились. Он не строил моделей русской политической системы, а просто объяснял в письме к другу Дельвигу: "...люди - сиречь дрянь, говно. Плюнь на них да и квит".

Дружников Юрий, "Досье беглеца"


Рецензии
Красава! Как есть - Красава!

Даниил Шаломатов   03.08.2024 20:53     Заявить о нарушении
Узнаешь брата Колю! Золотой Телёнок

http://www.youtube.com/watch?v=hB5G4XSXaPA

Даниил Шаломатов   03.08.2024 22:10   Заявить о нарушении
Да, материал - гуано-с!

Даниил Шаломатов   03.08.2024 22:12   Заявить о нарушении
Ам Ням в песочнице. Куличики из песка. Развивающие мультики для детей

http://www.youtube.com/watch?v=EyQET0J4Se8

Даниил Шаломатов   03.08.2024 22:12   Заявить о нарушении
Опять милиционер получился?

Даниил Шаломатов   03.08.2024 23:32   Заявить о нарушении