Пролог
Первые слова книги Иова значительны, ибо в ней дано библейское учение о человеке - о личном страдании, о человечестве Адама в целом и самое важное - о грядущем воплощении Мессии. Это история страдальца Иова, это антропология Ветхого Завета и это пророчество о Боговоплощении.
Иов был потомок (пятое поколение) от Авраама. Он жил в патриархальный период до Закона Моисея в земле Утс в Идумее к югу от Палестины.
Имя - Иов может переводиться как – «враждующй», или как – «предмет вражды». Здесь важно вспомнить те слова, которые Господь сказал в проклятии змею после грехопадения людей: «И вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и семенем её». Предмет вражды - человек. И ещё говорится о том, что Иов был праведен особо, как Ной и Авраам, ибо он был - истинен. И это значит, что после испытаний он удостоится откровений Бога о человеке и о богочеловечестве Миссии.
Далее, сказано, что Иов был удаляющимся от всякого зла и идёт перечисление большого имущества, владений и большой семьи. Это значит, что земля его была велика и в центре всего этого огромного хозяйства был праведник и, сказано: «Дела великие были его на земле». Это похвала праведнику, ибо в делах Иова не проклята земля, как сказал Господь Адаму после грехопадения.
Ещё важно, что в патриархальный период глава семьи исполнял обязанности священника, т.е. он приносил жертвы за семью и детей для их очищения от даже возможных скверных помыслов. Всё сказанное было прологом на земле. Далее идёт пролог на Небе.
Пред Богом предстают ангелы и сатана (клеветник, который «видит всё высокое», как сохранивший ангельский ум). Бог предлагает дьяволу увидеть и оценить Иова как непорочного служителя Божьего. Дьявол не мог не увидеть подобного праведника и главная линия сюжета книги именно в том, что праведник будет оставлен наедине с лукавым духом, с сатаной. И здесь невинное страдание Иова по сюжету прообразует Сына Человеческого на Голгофе, ибо по своему человечеству Христос был оставлен один на один с сатаной. Это основной стержень книги, где мысль дьявола потерпит поражение, как сам дьявол от Христа. В этом смысле Иов будет величайшим страдальцем во всей истории человечества. Возможно, поэтому еврейский масаретский текст не признает существование Иова, считая его притчею.
Дьявол в ответе Богу сомневается в искренности Иова и его праведности, считая, что он служит Богу - не даром, но в благодарность за всё богатство и за посмертное воздаяние или просто боится кары Божьей. Однако Иов докажет, что богобоязнен не за дары или страх, он посрамит дьявола, ибо богобоязненный человек мудрее сатаны. Далее дьявол предлагает Богу отнять всё богатство Иова, выдвигая версию, что тот будет хулить Бога за такое несчастье. Господь в ответ отдаёт все имущество Иова в руки дьявола, ибо Бог не творит зла. Начинаются испытания. Всё имущество Иова похищается и уничтожается. Даже дом, где пировали сыновья и дочери был разрушен бурей (дух великий), под обломками которого они все погибли. Всё это означало, что Дух Господень отступил от Иова и на него напал дух лукавый. Но Иов, восскорбев, воздал благодарение Богу и не согрешил ни словом, ни помыслом.
Далее действие пролога опять переходит на Небо. Снова ангелы предстают пред Господом, и опять с ними приходит предстать и сатана, ибо он уже должен дать отчёт за свои действия. Речь идёт об Иове и о том, что с ним сделал сатана. Видя его непоколебимость, Бог уже называет его - служитель, чадо божие. Дьявол терпит первое поражение, но просит Бога продолжить искушения – «кожу за кожу» т.е. Иов потерял имение, но сохранил душу и жизнь и если беда коснётся его тела, это будет для Иова катастрофой. Дьявол опять проталкивает свою мысль - не даром человек богобоязнен и праведен - никто никогда ничего не делает даром. Он предлагает Богу коснуться плоти его и послать болезнь и уж тогда-то Иов проклянет Бога. Господь предаёт Иова дьяволу, кроме его души и разума.
Ушёл дьявол от Господа и поразил Иова гноем лютым от ног до головы. Болезнь была схожа с одной из египетских казней - струпы или проказа. И взял Иов черепок строгать гной свой и сел на гноище вне града. Гноище здесь - образ пребывания живым во аде. Далее - Иов вне града, так же, как должен был пострадать Христос.
После некоторого времени жена Иова с плачем и сетование об их общем горе предлагает ему способ самоубийства на фоне отчаяния - похулить Бога и умереть. Иов решительно отказывается, говоря – «Если благое мы приняли от Господа, то злое ли не стерпим?».. Однако это на устах Иова, но мы не знаем того, что же он мыслит, и что же у него на сердце... Пролог окончен.
Свидетельство о публикации №224080301510