Друзья Иова и богословский спор

                конспект по лекциям Е.А.Авдеенко

Появляются новые действующие лица книги - друзья Иова - Елифаз, Вилдад и Софар. Все они были властители и князья своих больших областей. Все они были идумеяне. Елифаз родственник Иову и самый старший и ответственный. Царственность этих особ имеет значение, ибо Иов в своём народе также почитался как царь. Кстати, цари в Израиле времён Христа также были идумеяне, как Ирод. Для израильтян этот вопрос был весьма болезнен, ибо последним царём иудейским был Иисус Христос, которого они распяли и после остались вообще без царей. Итак, царское достоинство Иова ещё один повод считать его прообразом Христа. В масаретском тексте, конечно же, всего этого упоминания нет.
Друзья, придя к нему и увидев его, заплакали, разодрали одежды свои и посыпали землю на головы свои. Так молча сидели 7 дней и ночей. Друзья плакали о нём как об умершем. Далее друзья начинают спорить с Иовом и сострадать ему по собственным человеческим силам. Между ними начинается решительный богословский спор.
Иов начинает с того, что ставит вопросы мирового уровня, а именно - проклинает день своего рождения и ночь зачатия, как бы говоря этим о том, что само существование человека в мире уже есть страдание. Это состояние возникло при содействии дьявола при грехопадении прародителей. Иов желает, чтоб день его рождения и день грехопадения погиб. Но для человека это невозможно, но возможно лишь тому, кто в будущем одолеет Левиафана (дьявола), т.е. Миссия Христос. Иов в это верит, но ныне желает себе смертного покоя в Шеоле (во аде), и он разгневан. Если обратиться к общему смыслу книги Иова, то это учение о человеке. Антропология книги включает в себя: Первое - учение о сатане, поскольку личные страдания праведника начались тогда, когда он не был избавлен от лукавого. Второе - страдание в человечестве произошли от грехопадения, которое произошло через змея. Третье - страдание Богочеловека начнется тогда, когда Он Богом будет оставлен один на один с сатаной. Иов утверждает, что вся жизнь есть страдание, но верит в освобождение от дьявола, что Бог победит Левиафана. Иов не сломлен, хотя мысль о самоубийстве и возникает, но как неисполнимая. Он имеет ввиду то, что Бог скрыл как найти смерть, а через неё упокоение. Последний смысл этого желания мы находим в словах Христа -  «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас...Возьмите иго Мое на себя и обретёте покой душам вашим»...ибо покой не в смерти, а в Боге.
Иов в гневе оканчивает свою речь. Ему отвечает Елифаз. Он считает, что Иов неверно говорит о Боге и не желает с этим мириться. Елифаз напоминает ему о его делах, как делах мудрого, и, главная мысль Елифаза - страдание есть следствие греха. Иов бы не страдал, если бы не согрешил, уверенно утверждает он. Далее следует откровение, бывшее Елифазу, его пророчество, его молитва и вывод - покайся, ибо ты согрешил. Елифаз свято верит, что грех есть начало погибели, а Иов гибнет, значит - не прав ни в чём. В чем же ошибка Елифаза?.. Положения мудрости нельзя совместить рационально, как-то синтезировать или над ними возвыситься. Мудрость часто бывает противоречива, а эти противоречия просто надо иметь ввиду, учитывать их и не пытаться примирить. Кто согрешает, тот страдает. Это истина?.. Истина.  Но не всегда верно обратное понятие - ты страдаешь, следовательно - согрешил. Это отсутствие сострадания к человеку. Друзья не милостивы. Оказывается, что в Божьем мире есть ещё невинное страдание - не согрешивший страдает. Человеку не дано разобраться в Божьих промыслах. Поэтому Христос ясно сказал - не суди... А Елифаз судит. Тем не менее, и он прав. Ему было откровение от Бога, как он сказал, но от Бога ли оно - не ясно до конца. Он слышит вопрос: «Что же? Человек будет ли чист пред Господом?» Иов и Елифаз ответят - нет. Но Иов кроме греха первородного за собой ничего более не признаёт. Для Елифаза этот вопрос по божественной сути неразрешим, ибо только в Боговоплощении явится «Человек чист». Тогда ответ будет - да. Этот человек символизируется как нисходящий с Небес снег и лёд. И это -  Христос. Здесь столкнулись два масштаба, Божественный о человеке и частный, личный, и они не совпали. В споре Иова и Елифаза оба не правы. Но Иова Господь исправит, а Елифаз согрешил к погибели. Ещё один вопрос встаёт в споре - Будет ли от дел своих непорочен муж?.. Дело происходит  тогда, когда Закона ещё нет. Далее, в будущем, апостол Павел скажет, что - нет, никакими делами Закона не оправдается человек, а апостол Яков подходит с другой стороны и говорит, что вера, если она истинна, не может не проявлять себя в делах. Итак, в откровении Елифаз услышал два вопроса, в которых является противоречивость мудрости, не постигаемая умом. Это испытание он не прошел. Его выводы: и ангелы строптивы, и человек почти ничто… Но этот вывод унижает Творца, и поэтому Иов восстанет на своих друзей за подобные о Боге слова - Бог не таков, чтобы Его творение было почти ничто, ибо это противоречит основам библейского мировоззрения, в основе которых лежит мысль - человек прах от земли, но бессмертен. Однако Елифаз продолжает утверждать, что человек пред Богом ничто, хрупкое, эфемерное существо, внезапно погибающее. Он считает, что так смиряет человека, унижая его. Но он не прав. Тем и опасен путь земной мудрости, что если остановиться на одном из истинных положений - тварь не есть Творец, то можно потерять конечный божественный вывод - человек есть Образ Божий, Богу уподобляющийся, а Бог соединится с человеком в будущем как Богочеловек. Елифаз до этого додуматься никак не может и теряет мудрость, проклинает грешников, сам впадая в грех осуждения. Он молится обо всем этом Богу, но его молитва обращается ему во грех, о чём Господь и укажут ему в конце. Однако в своём жестоком богословии Елифаз внезапно начинает пророчествовать. Вначале он говорит об откровении, которое будет дано детям Авраама и язычникам, которые просветятся словом Божьим и войдут в божественную семью народов Авраама по вере. Иов потомок Авраама, и ему, таким образом, даётся то же обетование. Далее следует второе пророчество Елифаза о кончине человека в образе пшеницы вовремя пожатой и привезенной на гумно, и не потерявшей ни одного зерна. Так же и человек полный днями, упокаивается как праведник. Так было сказано об Аврааме, а здесь - об Иове.
Итак, Елифаз в конце делает свой вывод от лица всех друзей, говоря Иову – «Ты же познай о себе, если что сделал. Мы исследовали се»... Мудрость вникает в дела Божьи, чтоб держаться праведности, но... пути Господни неисследимы. Это и есть антиномия мудрости. И последнее, что сказал Елифаз в своей яркой, но ошибочной речи – «Познай о себе»... т.е о своих грехах.
Итак, в книге Иова благочестивые люди спорят о Боге, и сам Бог разрешит их спор. Иов и Елифаз. Спор их таков, что могут быть оба неправы. Ведь это не житейская мудрость, ибо из осколков истины не возникает истина. Поэтому Бог скажет Елифазу - Ты не сказал обо Мне ничего истинного.


Рецензии