Первая речь Господа к Иову
Речь Господа к Иову это центральная по значению часть книги. Явления Господа будет два и речей тоже две. Это явление произошло не явно, а в какой-то момент диалога Иова и друзей. Бог явился в тот момент, когда все перестали говорить, но остались все-таки в недоумении и вопросе относительно конечной цели спора. В этом молчании есть определенный исторический символизм, когда в Израиле перед приходом Миссии отсутствовали пророки и были века молчания. В этом недоумении и явился Господь Иову, как сказано, в слове и гневе...
Первое явление Господа Иову было грозное, сквозь бурю и облака. Господь требует от Иова ответа и, беседуя со своим творением, говорит, что Творец абсолютно непознаваем. Далее следуют несколько тем первой речи: 1. Первотварные духи-ангелы как образ звёзд. 2. Укрощение дьявола как образ моря. 3. Бесчинству сатаны положен чин - образ Денницы-Люцифера. 4. Творение человека. Изгнание из Рая. Воскресение. 5. Человечество Адама и Боговоплощение - образ дождя. 6. Творение утробного плода из первичных вод. 7. Душа и история в образах семи животных: ворон, горный олень, дикий осёл, Единорог, страус, конь и орёл. Таково насыщенное содержание первой речи Господа к Иову.
Господь говорит с человеком, вопрошая его, ибо Он вступает в разговор, открывается тому, кто спрашивает, разрешает спор, требует ответа. Господь заинтересован в том, чтобы человек Его спрашивал. Вот теперь Бог говорит к сердечным, тайным помыслам человека и требует ответа. В масаретском тексте Господь является лишь затем, чтобы смирить и подавить человека. Никакого разговора. Но в греческом тексте Творец беседует с человеком о Мире видимом и невидимом, что мир сотворён из НЕ существующего и вопрошает – «Где ты был, когда я основывал Землю?..» т.е. где ты был, когда тебя не было?.. И поскольку Господь говорит с Иовом обо всём творении, Он должен назвать эти основные положения. Далее Он говорит о Земле в смысле - на чём она держится? Ответ: Ни на чём. Вопрос: Кто есть Тот, кто положил камень угольный?.. (или краеугольный) Речь о Христе, на котором и держится Мироздание. Далее сложный вопрос: было ли время, когда уже был мир Божий, но не было Церкви Божией?.. Ответ: первотварными были ангелы Божьи, они и составили первую Церковь и хвалу Богу. Но восхвалили Его не все ангелы. Об отпавших говорится иносказательно через МОРЕ и его глубину, где обитают страшные существа. «Левиафан» это как раз и есть житель моря. В символическом языке Св. Писания море - образ укрощения дьявольских сил с тщательностью, по подобию заграждения воды, ибо она может просочиться в малейшую щель, вырвавшись в мир. Господь устанавливает порядок, когда злоба сокрушается злобой внутри себя, а не только заграждением внешнего периметра, т.е. бесчинству сатаны был положен чин. И сатана этим чином может собирать только свои погибшие души, не покушаясь на большее, и вписан в Божий распорядок Мира.
Далее упоминается сотворение человека из брения: тело-душа-дух. Но человек ещё получил «слово», ибо он - оглаголанный, т.е. вдохновение Жизни Божией было со словом. И человек был помещен в Раю.
С грехопадением открылись врата смерти, чтобы принимать человека в «шеол» (ад).
Но после смерти Господь говорит о Воскресении Христовом, в первую очередь, как и о Воскресении человеческих душ, о Рае и аде.
Такие вопросы были поставлены Господом перед Иовом. Ими был очерчен весь круг мироздания от бытия, в отличие от небытия, до последующей участи человека, от Сотворения человека до Воскресения, и об аде и рае.
Первая речь Господа Иову была сквозь бурю. Отсюда полагают, что Он пришёл смирить Иова, и что такое смирение есть высшая добродетель. Но это не так. Даже когда Господь вразумляет Иова, Он делится со своим творением таким знанием, которое необходимо для спасения и говорит с ним не только как с человеком, но как с человечеством Адама. После всех вопросов, на которых у Иова нет ответов, Господь говорит: «Ведаю, что ты тогда рождён. Число же лет твоих множество». Т.е. Господь требует ответа от Иова как от человечества и самой человеческой природы, а человечеству лет множество. Главная мысль христианства - Бог принял человеческую природу и вочеловечился. Этим смыслом дышит книга Иова на греческом языке, но в масаретском тексте этот смысл угадывается с большим трудом.
Далее Господь спрашивает - как на высоте небесной рождается то, что на земле является как снег, лёд, иней, дождь и роса?.. Но не о погодных явлениях вопрошает Бог к человечеству Адама. А ключ к пониманию - знамение о росе Гедеону из Ветхого завета. Каково символическое явление на землю Сына Божия - как роса, будучи на высоте невидимой, а внизу становится явною, так Бог Слово, посредством плоти стал видимым на земле. Итак, Господь говорит с Иовом, как с плотским человечеством Адама, которую (плоть) Он примет в будущие века, сойдя на землю, и с плотью же вознесется на Небо. Таким образом, круговорот воды даёт для пророчества о Боговоплощении самый удобный символический ряд. Но пока Боговоплощение отложено на особый момент истории, говорит Бог - (Оно) «Отложено ТЕБЕ на час врагов, день войны и битвы». Т.е. тогда, когда Господь соединится по плоти с человечеством Адама и возникнет кульминация вражды «между семенем Жены и семенем змея». Об этом непосредственно скажет Симеон Богоприимец: «Вот лежит сей на падение и на восстание...»
Лёд и иней.
Далее следует вопрос о том, откуда происходит лёд и иней (Божественная сила), и приходит южный ветер? (сатанинские силы). Кто уготовал «пролияние дождю бурному» (Боговоплощение) на землю, где нет мужа? (безмужнее зачатие). Дождь приходит на землю, чтобы насытить пустыню и опустошенность (Схождение Христа в ад) и израстить исход травы (спасение того, что ещё во аде живо). Кто есть Отец дождя (Бог Отец) и сгустков росы? (плоть Богочеловека). Из чьего чрева исходит лёд? (Богородица). Кто родил в Небе иней, лицо бездны кто сковал?.. (Боговоплощение будет и как дождь, и как выпадение льда через иней. Т.е. Небесный иней сошёл как вода и сковал льдом (Христос) того, кто в бездне.) Такова символическая речь Господа - явления мира видимого говорят о мире невидимом. И эту речь Иов понимал.
Небесные созвездия
Далее символический язык Бога переходит от дождя и инея, образов своего воплощения, на небесные созвездия - образы сатаны и врага Божьего. Название этим созвездиям - Плеяды и Орион. Это примеры тесного союза, скученности и широкого охвата или ограждения. Звёзды - это образ ангелов, но часть ангелов отпала, и Господь их укрощает и сковывает. Здесь Плеяды названы как – «союз», как назван и союз сатанинских сил. С другой стороны созвездие Орион раскинулось широко как море, но море, как было уже сказано, Господь «заградил вратами и затворил затворами». Таким образом, Господь спрашивает Иова – «Знаешь ли ты, как сплочен союз сатанинских сил, сможешь ли сделать в нём брешь?..» Господь показывает, что их знаки на небе и под небом, ибо именно поднебесные духи составляют «единый полк воздушного князя мучителя и страшных путей стоятеля».
Появление человека
Следующая сложная тема от Господа - это появление человека в мире с душой и плотью. Как человек возникает, какими путями, какими тайнами?.. Здесь очень важен общий контекст речи. Только тогда символ обретает конкретный смысл. Господь начинает говорить о Своем явлении в образе человека с творения плода во чреве жены, об устроении тончайших покровов разумного зародыша человека. Т.е. женам дана от Бога премудрость соткать плод утробный и тонко вышить его во чреве. Контекст речи Господа в Септуагинте выдержан безукоризненно.
Господь продолжает тему зарождения человека, давая знать, что число людей конечно, но общее их количество неисчислимо, но каждый раз при рождении Господь в облаке приклоняется на землю. И настанет момент, когда Господь Сам приклонит Небо и сойдёт, и это будет Боговоплощение.
Господь сотворяет человека во чреве из праха по подобию сотворения первого человека, но эти творения различаются. Адама Господь слепил из перси, но то, из чего создаётся человек в утробе, разлито как земля до того, как она вышла из первичных вод и явилась суша, т.е. как первичная материя Сотворения Мира. Мысль Господа в том, что Он утробный плод слепляет из первичных вод Первого Дня Творения и придаёт ему определённую человеческую форму ... А Иов проклинал своё зачатие и рождение!.. И вот Господь показывает ему всю божественную тайну рождения человека. Поэтому становится понятно выражение греческого перевода: «Жизнь человека есть поток, текущий от праха». Смерть человека - пресечение этого потока. А умерший человек это «камень тьмы». Это была речь Господа о чуде сотворения человеческой плоти.
Далее речь пойдёт о душе человеческой в образе семи животных...
Свидетельство о публикации №224080301545