Четыре сампрадаи
В 1923 году во Враджапаттане началось строительство прекрасного двадцатидевятибашенного храма в честь четырех вайшнавских сампрадай и их главных ачарий. В углах здания должны были находиться ниши для божеств.
В одной нише — Брахма-сампрадая и Шрила Мадхвачарья; в другой —Рудра-сампрадая и Шрила Вишнусвами; в третьей — Кумара-сампрадая со Шрилой Нимбаркачарьей; а в четвертой — Лакашми-сампрадая, возглавляемая Шрилой Рамануджачарьей. Обходя храм, можно было увидеть их все. Идея Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати состояла в том, что хотя в учениях вайшнавских ачарий и существуют некоторые расхождения, все же всехэтих ачарий объединяет вера в то, что Господь — это Верховная Божественная Личность, которой должны вечно служить все живые существа. Каждый из этих ачарий написал комментарии к Веданте, опровергающие имперсональную доктрину Шанкарачарьи.
В учении каждого из четырех ачарий была определенная идея, которую принял и высоко оценил Шри Чайтанья Махапрабху:
1. У Шрилы Мадхвачарьи—опровержение и поклонение форме Господа Кришны, которая почитается вечной.
2. У Шрилы Рамануджачарьи—чистая преданность и служение вайшнавам.
3. У Шрилы Вишнусвами—отношение к Господу как к единственному достоянию человека и рага-марга — путь непосредственной искренней преданности.
4. У Шрилы Нимбаркачарьи —рага-марга и следование гопи в исполнении бхаджаны.
Утвердив ачинтья-бхедабхеда-таттва сиддханту. Господь Чайтанья сделал вайшнавскую философию совершенной, и теперь Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру предстояло сделать так, чтобы все это поняли.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур посетил места деятельности всех четырех ачарий, изучил их книги, их способы поклонения Божествам и т.д. Он опубликовал множество их рукописей, равно как и их биографии. Его усилия были направлены на то, чтобы объединить вайшнавский мир, проповедуя великое учение Господа Чайтаньи, оформленное в писаниях Шестерых Госвами Вриндавана, особенно Шрилы Санатаны Госвами, Шрилы Рупы Госвами и Шри Рагхунатхи даса Госвами, которые являются ачарьями соответственно самбандха-таттвы, абхидхея-таттвы и прайоджана-таттвы. Эти трое ачарий приняли на себя обязательство записать учение Шри Чайтаньи Махапрабху так, как они услышали его от Него Самого и двух Его самых близких спутников: Шрилы Сварупы Дамодары Госвами и Шрилы Рамананды Рая. Госвами подкрепляли все свои выводы исчерпывающими исследованиями священных писаний, строгой логикой и экстатическим осознанием Абсолютной Истины. И в этом - то океане откровений купался и проповедовал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
24 февраля 1924 года, когда Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру исполнилось пятьдесят лет, впервые была торжественно отпразднована его Шри Вьясапуджа. По этому случаю он дал замечательную, ныне часто цитируемую лекцию под названием «Будьте смиреннее травинки». Заключительная часть этой лекции приведена в приложении. Она несомненно воодушевит читателя поразительной скромностью выражений Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
До конца 1924 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур энергично проповедовал и путешествовал. Он основал храм в Бхуванешваре, проповедовал в Ориссе, Дакке, Бенаресе и в Аллахабаде. В Аллахабаде, в Дасашвамедха-гхате, он отыскал место, где Господь Чайтанья передал Свое учение Шриле Руле Госвами.
В 1925 году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и его последователи совершили обхождение вокруг Навадвипа-дхамы, которое совершалось регулярно с 1921 года. Во время шествия Божества восседали на спине слона, и тысячи паломников громко пели Святое Имя. Эта традиция обхождения имеет долгую историю, начинающуюся со Шрилы Дживы Госвами, которого Господь Нитьянанда Сам водил вокруг дхамы после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху. (Более подробно об этом рассказывается в Навадвипа-дхама-махатмье Шрилы Бхактивиноды Тхакура). В Бхакти-ратнакаре рассказывается, как Нароттама дас Тхакур, Шьямананда Прабху и его ученик Рамачандра Кавирадж также прошли этим путем с Ишаной, пожизненным слугой Матери Шачи. Кришна Мишра, один из сыновей Адвайта Ачарьи, бывших великими преданными, имел потомков по имени Шри Джагабандху (Бада Прабху) и Шри Вирачандра (Чхота Прабху), которые начали поклонение Божеству Шри Чайтаньи Махапрабху в Каттве. Установив Божество, они приняли санньясу и также совершили обхождение Шри Навадвипа-дхамы.
По дороге на ликующую процессию Шрилы Сарасвати Тхакура, сопровождавшую Божества Шри Шри Радха- Говинды, напала озлобленная толпа, забросав преданных и Божества градом камней и кирпичей. Несколько демонов, раздраженных проповедью Шрилы Сарасвати Тхакура (он опроверг различные лживые учения тринадцати сект сахаджии, таких как Аула, Баула и т.д.), спровоцировали против него местное население. Дело в том, что Шрила Сарасвати Тхакур, как и всегда в своей проповеди, разоблачил бессмысленное требование обязательной платы за показ Божеств, осудил поклонение и публичное чтение Шримад-Бхагаватам за деньги. Он резко выступил против превращения Божеств и Шримад-Бхагаватам в некоторого рода товар. И теперь люди, пытавшиеся нажиться таким образом, стали подстрекать местное население избить преданных. Шрилу Сарасвати Тхакура, Божества и паломников эти демоны забрасывали камнями, но шествие продолжалось, и никто ничего не смог с ним сделать. Это был живой пример изречения: «Шакалы воют, а караван идет». Очевидец этого происшествия написал в газете «Ананда Базар»: «Сегодня я видел то же, что делали в Навадвипе 400 лет назад по отношению к Авадхуте Нитьянанде двое нечестивых стражников — Джагай и Мадхай».
Рага-марг. Любовные взаимоотношения с Богом
Когда несколько лет назад в ИСККОН возник спор о рагануга-бхакти, мне захотелось досконально изучить, что говорил об этом Шрила Прабхупада. Я знал, что рагануга-бхакти - это часть нашей сиддханты, и что Прабхупада упоминает об этой практике в своих книгах.
Я также знал, что некоторые преданные уже проводили анализ его книг, чтобы обосновать свое отношение к рага-маргу. Но мне, тем не менее, хотелось самому в полной мере усвоить мнение на ту же тему своего Гуру Махараджа, ачарьи-основателя ИСККОН, Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Только это могло все поставить на свои места.
Попытки преданных, не имеющих необходимой предварительной квалификации, практиковать рагануга-бхаджан до сих пор вызывают проблемы в некоторых вайшнавских кругах. К похожим проблемам приводит и стремление отдавать исключительное предпочтение играм Господа с враджа-гопи и пренебрежение другими Его играми как более "низкими" по качеству. В данной статье я коснусь обеих сторон этого вопроса.
Статья содержит в себе главным образом цитаты из книг Шрилы Прабхупады, а также несколько отрывков из комментариев ачарьев Гаудия-вайшнавизма к "Бхакти-расамрита-синдху" Шрилы Рупы Госвами. Я привел их специально для сравнения и сопроводил своими краткими примечаниями. Изначально целью этой работы было разобраться в предмете самому, но впоследствии я переработал свои заметки в статью. Работа не претендует на полноту, но я надеюсь, что она заставит читателя задуматься и поможет лучше разобраться во взгляде Шрилы Прабхупады на вопрос спонтанного преданного служения, или рага-марга.
1) "Учение Шри Чайтаньи", глава 13:
"Тот, кто, услышав об этой привязанности (Враджаваси), начинает сам испытывать привязанность к Кришне, несомненно, очень удачлив. Когда сердце человека глубоко затрагивает преданность обитателей Враджабхуми, и он начинает пытаться следовать по их стопам, его уже не заботят никакие ограничения или предписания шастр. Таковы признаки преданного, достигшего уровня рага-бхакти.
Преданное служение, движимое привязанностью - это нечто совершенно естественное, и тот, кто привлекся им, не спорит с оппонентами, даже когда они приводят аргументы из священных писаний. Естественная склонность к преданному служению также основывается на предписаниях шастр, и тому, в ком живет привязанность к подобному преданному служению, нет нужды расставаться с ней просто под давлением аргументов из писаний".
Примечание: Основная мысль здесь заключается в том, что преданный начинает идти по пути рага-марга с того момента, когда услышанные им описания естественной и спонтанной преданности обитателей Враджа глубоко затрагивают его сердце. Это происходит естественным образом, и такой человек воистину удачлив. Его привязанность доставляет ему глубокое внутреннее наслаждение. Он знает, что прав, и потому не обращает внимания на аргументы со стороны возможных оппонентов.
Однако в устах Шрилы Прабхупады слово "привязанность" обычно является синонимом ступени преданного служения, называемой асакти (см. конец комментария к "Нектару преданности", глава 7, "Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, 23.13-15, "Учение Шри Чайтаньи" главы 1 и 13, "Нектар преданности", глава 19). Таким образом, хотя "преданное служение, совершаемое из привязанности", - это нечто совершенно естественное, для его развития обычно требуется много лет, если не вся жизнь. Поэтому необходимо набраться терпения и ждать, пока оно не пробудится само собой.
2) Лекция по "Нектару преданности", Вриндаван, 20 октября 1972 г.
Если вы будете пренебрегать сиддхантой, заключениями, данными ачарьями, то вы поймете Кришну неправильно. Поэтому Нароттама даса Тхакура говорит... Вот доказательства:
рупа-рагхунатха-паде хаибе акути
кабе хама бхуджхапа се йугала-пирити
Нароттам дас Тхакур, такой возвышенный ачарья, учит нас: "не пытайтесь проникнуть в суть йугала-пирити, любовных взаимоотношений между Радхой и Кришной, полагаясь только на собственное воображение". Нет. Сперва вы должны стараться служить шести Госвами, рупа-рагхунатха-паде хаибе акути, в соответствии с их наставлениями. Как, например, "Бхакти-расамрита-синдху". Шрила Рупа Госвами не начинает с объяснения любовных взаимоотношений Радхи-Кришны. Нет. Вначале он учит читателя, преданного, как стать чистым преданным.
аньябхилашита-шуньям
гьяна-кармадй-анавритам
анукульена кришнану-
шиланам бхактир уттама
Вначале он старается привести преданного на уровень следования всем правилам преданного служения. Видхи-марг. Затем постепенно, когда он привыкнет, перед ним раскроется рага-марг. Рага-марг - это не какие-то искусственные потуги. Он становится сваям эва спхуратй адхах. Севонмукхе хи джихвадау... Взаимоотношения с Кришной невозможно установить искусственно. У каждого есть свои изначальные взаимоотношения с Кришной. Они постепенно будут раскрываться по мере нашего прогресса в преданном служении в соответствии с правилами и предписаниями, данными шастрами и духовным учителем. Когда вы прошли должную подготовку, вы сможете подняться на уровень рага-марга, тогда ваша си... Это называется сварупа-сиддхи. Сварупа-сиддхи. Итак, вы обретаете сварупа-сиддхи на определенном этапе. Подобно сварупа-сиддхи... Половое желание присутствует в каждом человеке, но оно проявляется, когда юноша или девушка достигают зрелости. Этому не нужно учиться. Подобным образом проявляется или раскрывается рага-марг, сварупа-сиддхи. Шраванади-шуддха-читте карайе удайа. Удайа. Здесь используется именно это слово, удайа. Когда наступит восход, солнце появится само собой. Невозможно заставить солнце взойти глухой ночью. Это невозможно. Солнце взойдет само. Просто подождите. Когда придет срок, утром в шесть часов вы увидите солнце. Аналогичным образом и преданное служение - исполняя его, необходимо набраться терпения..."
Примечание: Шрила Прабхупада говорит, что рага-марг придет сам собой. Точно так же, как солнце само восходит по утрам или как половое влечение проявляется по достижению зрелости, рага-маргу не нужно обучаться искусственно. Наши конкретные взаимоотношения с Кришной раскроются нам постепенно (сваям эва спхурати). Нет смысла в самонадеянных попытках развить в себе привязанность к какому-то виду взаимоотношений с Кришной, слушая и обсуждая только их, при этом не имея ни малейшего понятия о наших с Ним истинных и вечных взаимоотношениях. Они сами раскроются в свой срок - это и есть сварупа-сиддхи. Шрила Прабхупада говорит, что рага-марг знаменует уровень сварупа-сиддхи. А до этого времени преданный просто выполняет ваидхи-бхакти.
3) "Шримад-Бхагаватам", 4.28.41:
"Очистившись от материальной скверны, царь Малаядхваджа стал получать наставления непосредственно от Верховной Личности Бога и таким образом обрел совершенное знание. Озаренный этим трансцендентным знанием, он смог постичь все сущее и увидеть мир со всех точек зрения".
Комментарий: В этом стихе большое значение имеют слова сакшад бхагаватоктена гуруна харина. Верховная личность Бога начинает непосредственно общаться с индивидуальной душой, когда в процессе служения Господу преданный полностью очищается от материальной скверны. О том же самом говорит Господь Кришна в "Бхагавад-гите" (10.10):
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
"Тех, кто неустанно служит Мне и поклоняется Мне с любовью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне".
Господь в образе Свердуши пребывает в каждом живом существе и действует как чаитья-гуру, духовный учитель в сердце. Но получать наставления непосредственно от Него могут только чистые преданные, достигшие очень высокого духовного уровня. Вначале, если преданный серьезен и искренен, Господь из сердца направляет его и приводит к истинному духовному учителю. Когда такой преданный, следуя указаниям духовного учителя и регулирующим принципам преданного служения, достигает уровня спонтанной привязанности к Господу (рага-бхакти), Господь начинает наставлять его изнутри. Тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам. Эту привилегию получает только душа, достигшая освобождения. Поднявшись на этот уровень, царь Малаядхваджа находился в соприкосновении с Всевышним Господом и получал наставления непосредственно от Него.
Примечание: В этом отрывке рага-марг вновь приравнивается к уровню освобождения, когда человек находится в личном контакте с Господом и получает Его непосредственные наставления (сакшад бхагаватоктена). Когда преданный достигает уровня рага-бхакти, "Господь начинает наставлять его изнутри.... Эту привилегию получает только душа, достигшая освобождения.".
4) "Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила 8.82, комментарий:
"Все эти расы, или нектарные переживания, находятся на трансцендентном уровне. Чистые преданные принимают прибежище в одном из них и таким образом прогрессируют в духовной жизни. В действительности погрузиться в такие духовные вкусы может лишь тот, кто абсолютно свободен от скверны материальных привязанностей. Когда преданный полностью освобождается от материальных привязанностей, трансцендентные вкусы пробуждаются в его сердце. Это и есть сварупа-сиддхи, совершенство вечных взаимоотношений души с Верховным Господом. Сварупа-сиддхи, вечные взаимоотношения с Верховным Господом, принимают форму одного из трансцендентных вкусов".
Примечание: Та же самая мысль повторяется снова - на уровне сварупа-сиддхи в сердце пробуждается ощущение трансцендентной расы. Это происходит, "когда преданный полностью освобождается от материальных привязанностей".
5) "Шримад-Бхагаватам", 7.5.23-24, комментарий:
"В шастрах говорится: "О мой Господь, Верховная личность и вечный друг, хотя Ты исполнен знания и блаженства, Ты стал другом обитателей Вриндавана. Как же удачливы эти преданные!" В этом высказывании слово "друг" употребляется специально для обозначения сильной любви. Поэтому дружеские отношения лучше, чем просто умонастроение слуги. На уровне, превосходящем дасья-расу, преданный относится к Верховной Личности Бога как к своему другу. В этом нет ничего удивительного, поскольку если преданный чист сердцем, то по мере проявления спонтанной любви к Личности Бога в нем ослабевает чувство благоговения перед Божеством".
Примечание: Если сердце преданного чисто, то по мере того, как проявляется рага-марг, в нем ослабевает чувство благоговения перед объектом своего поклонения. Мой анализ показывает, что Шрила Прабхупада никогда не рекомендовал практику рага-бхакти до достижения сварупа-сиддхи, поскольку, хотя рага-бхакти и является частью садханы, она представляет очень возвышенную ее ступень, на которой нам открывается наша сварупа. На этом уровне преданный понимает, что может глубоко погрузиться в эзотерическую практику, главным образом состоящую из размышлений об играх Господа и своей собственной роли в этих играх, внешне продолжая совершать обычное преданное служение. Однако это очень сокровенные переживания, и потому они остаются тайной для всех окружающих. И уж несомненно, такой преданный никогда не станет рекламировать, что сам находится на таком уровне.
В своей лекции на Радха-кунде в 1932 г. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура сказал: "Говорится: апана бхаджана-катха на кахибе джатхатхата - не следует раскрывать свой бхаджан другим. Если мы пренебрегаем этим наставлением ачарьев-предшественников, то рискуем навсегда лишиться царства преданного служения".
6) "Нектар Преданности", глава 16:
"Спонтанная любовь, проявляемая Вришни и жителями Вриндавана, вечно живет в них. Обсуждать эту любовь на стадии регулируемого преданного служения нет необходимости, так как на более высокой ступени она должна развиться сама".
Примечание: "Она должна развиться сама". Сравните это с утверждениями из цитаты №2: "этому не нужно учиться искусственно" и цитаты №4: "вкусы пробуждаются в сердце". Из этих и других утверждений ясно, что спонтанная преданность сама появится у нас на определенном уровне нашего духовного развития.
7) "Нектар наставлений", текст 8, комментарий.
(Шрила Прабхупада цитирует комментарий "Анувритти" Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура):
""Чайтанья-чаритамрита" советует неофитам оставить все корыстные желания и, руководствуясь указаниями писаний, заняться регулируемым преданным служением Господу [садхана-бхакти]. Таким образом у неофита постепенно разовьется привязанность к имени Кришны, Его славе, образу, качествам и т.д. Развив в себе такую привязанность, он сможет служить лотосным стопам Кришны спонтанно, даже не следуя регулирующим принципам. Эту стадию называют рага-бхакти - преданным служением в спонтанной любви. На этой стадии преданный может следовать по стопам одного из вечных спутников Кришны во Вриндаване. Такое служение называеют рагануга-бхакти".
Примечание: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что, развив в себе привязанность (асакти), преданный может идти по стопам вечных обитателей Вриндавана. Это подтверждает Бхактивинод Тхакур в "Бхаджана-рахасье": "Осознание своей сиддха-дехи может быть полезно лишь на уровне положительной привязанности (асакти). ... Разум того, кто размышляет о своей сиддха-дехе, не имея нужной для этого квалификации, приходит в смятение".
8) "Нектар преданности", глава 16, "Кто может достичь уровня спонтанного преданного служения":
"Тех, кто хочет идти по стопам вечных преданных Господа - Вришни и обитателей Вриндавана, - называют раганугами, что означает, что они пытаются достичь совершенства, которым обладают эти преданные. Преданные, относящиеся к категории рагануги, не очень строго придерживаются регулирующих принципов преданного служения, но в них стихийно возникает привязанность к таким вечным преданным, как Нанда или Яшода, и желание следовать их примеру. Стремление уподобиться какому-то определенному преданному развивается в человеке постепенно, и такую деятельность называют раганугой.
Необходимо, однако, всегда помнить, что желание следовать по стопам обитателей Враджа (Вриндавана) не может появиться у человека до тех пор, пока он не очистился от материальной скверны. Следуя регулирующим принципам преданного служения, человек достигает ступени анартха-нивритти, что означает "очищение от всех видов материальной скверны". Иногда можно видеть, как человек пытается имитировать преданную любовь, хотя при этом фактически не свободен от анартх, то есть дурных привычек. Бывали случаи, когда так называемый преданный объявлял себя последователем Нанды, Яшоды или гопи, но в то же время было очевидно, что у него осталась отвратительная привязанность к материальному сексу. Подобные проявления "божественной любви" - не более чем имитация и потому не имеют никакой ценности. Когда в человеке действительно пробуждается спонтанная привязанность к любовным принципам гопи, в его характере не остается ни малейшего следа материальной скверны.
Итак, начинать надо со строгого следования регулирующим принципам преданного служения, предписываемым шастрами и духовным учителем. Только полностью избавившись от материальной скверны, преданный может действительно стремиться следовать по стопам жителей Вриндавана.
Рупа Госвами говорит: "Тот, кто действительно очистился от материальной скверны, может постоянно помнить какого-нибудь вечного преданного из Вриндавана, чтобы любить Кришну так же, как он. Развив в себе способность к этому, такой человек всегда будет жить во Вриндаване, пусть даже в мыслях". Имеется в виду, что если есть такая возможность, преданный должен переселиться во Враджабхуми, Вриндаван, и постоянно заниматься там служением Господу, следуя примеру преданных Враджа-дхамы, духовного царства Враджа. Но если у преданного нет возможности находиться во Вриндаване физически, он может медитировать на жизнь там, находясь в любом другом месте. Где бы ни был человек, он должен всегда думать о жизни во Враджа-дхаме и о том, как в своем служении Господу следовать по стопам избранного им преданного.
Тому, кто действительно развил в себе сознание Кришны и постоянно занят преданным служением, не следует демонстрировать этого, даже если он достиг совершенства. Имеется в виду, что до тех пор пока человек остается в материальном теле, ему следует продолжать действовать как начинающему преданному. Даже чистый преданный должен придерживаться всех принципов преданного служения. Однако, когда он осознает свои истинные отношения с Господом, он может, продолжая выполнять обязанности в регулируемом служении, начать думать о Господе, выбрав себе в руководители какого-нибудь преданного из ближайшего окружения Господа, и развивать в себе трансцендентные эмоции, следуя примеру этого преданного".
Примечание: Здесь подчеркивается один очень важный принцип: для практики спонтанного преданного служения необходимо быть свободным от материальной скверны, т.е. миновать ступень анартха-нивритти (или освобождения), потому что для того, чтобы постоянно размышлять об определенных лилах или взращивать определенное настроение, необходимо ясно осознавать свои взаимоотношения с Господом. Шрила Прабхупада говорит: "Однако когда он осознает свои истинные отношения с Господом, он может, продолжая выполнять обязанности в регулируемом служении, начать думать об одном из ближайших спутников Господа и развивать в себе трансцендентные эмоции, следуя примеру этого преданного". Таким образом, практика рагануга-бхакти начинается, когда преданный осознает свое действительное положение. Но что происходит до этого? Как может честный преданный сосредотачиваться на манджари-бхаве или другой бхаве, не зная своей действительной сварупы? Поэтому до обретения сварупа-сиддхи более здоровой выглядит практика слушания кришна-лилы общего характера, без незрелых попыток сосредоточиться на какой-то определенной расе.
В трех приведенных ниже цитатах из книг Шрилы Прабхупады затрагивается вопрос об исключительном слушании конкретных лил в определенной расе. Затем приводится дополнительная цитата из "Чайтанья-бхагаваты", показывающая, что Сам Шриман Махапрабху, действуя как ачарья, слушал о самых разнообразных играх.
А) "Шримад-Бхагаватам", 1.8.36, комментарий:
"Каждое из трансцендентных деяний Господа может принести желанный результат, но лишь при условии, что процесс слушания повествований о них совершенен. В "Бхагаватам" описаны деяния Господа, начиная с Его отношений с Пандавами. Многие другие игры Господа связаны с Его отношениями с асурами и прочими. Десятая же Песнь посвящена самому возвышенному - отношениям Господа с гопи, Его подругами в супружеских играх, и с Его женами в Двараке. Поскольку Господь абсолютен, все Его отношения имеют единую трансцендентную природу. Но иногда, слушая неавторитетных толкователей, люди проявляют больше интереса к рассказам о Его отношениях с гопи. Такая склонность свидетельствует о наличии у слушающего сексуальных желаний, поэтому истинный рассказчик никогда не потворствует ей. Слушать о деяниях Господа нужно с самого начала, в той последовательности, в какой они изложены в "Шримад-Бхагаватам" и других писаниях, и это поможет слушателю постепенно прогрессировать и достичь совершенства. Поэтому не следует считать, что отношения Господа с Пандавами менее значительны, чем Его отношения с гопи. Мы всегда должны помнить, что Господь вечно трансцендентен к любым материальным привязанностями. Во всех вышеупомянутых отношениях Он всегда является главным действующим лицом, и слушание повествований о Нем, Его преданных или Его противниках способствует нашему духовному прогрессу".
Б) "Шримад-Бхагаватам", 4.12.44, комментарий:
"Неофиты обычно пытаются понять игры Господа, деяния Его преданных их мало интересуют, но истинный преданный не должен проводить разграничение между рассказами о Господе и рассказами о Его преданных. Находятся глупцы, которые хотят слушать только о танце раса. Остальные песни "Шримад-Бхагаватам" их не интересуют, и они не желают их слушать. Поэтому профессиональные декламаторы "Бхагаватам" иногда начинают публичные чтения с глав, описывающих раса-лилу, как будто остальные разделы "Шримад-Бхагаватам" не представляют никакой ценности. Но ачарьи не одобряют такое искусственное деление "Шримад-Бхагаватам" и нарушение непрерывности повествования. Искренний преданный должен читать каждую главу и каждое слово "Шримад-Бхагаватам"…
В) "Источник вечного наслаждения", стр. 396:
"Преданные Кришны всегда стремятся услышать о непостижимых деяниях Господа. Его деяния: сражения, похищение невесты или бегство с поля боя абсолютны и духовны по природе, поэтому преданные слушают о них с духовным интересом. Чистый преданный никогда не разделяет деяния Господа на те, о которых следует слушать и на те, о которых слушать не стоит. Есть, однако, категория так называемых преданных, известных как пракрита-сахаджии, которые очень любят слушать о том, как Кришна танцевал с гопи, но не проявляют интереса к рассказам о Его сражениях с врагами. Они не знают, что ратные подвиги Господа и Его встречи с гопи одинаково трансцендентны, ибо происходят на абсолютном уровне. Чистые преданные с наслаждением узнают обо всех божественных лилах Кришны, смиренно слушая обо всех трансцендентных играх Кришны, описанных "Шримад-Бхагаватам" - они смиренно слушают рассказы о них и не отвергают ничего из услышанного".
Г) "Шри Чайтанья-бхагавата", Антья 10.33-34:
"Слушая, как Гададхара читает "Шримад-Бхагаватам", Господь Чайтанья проявлял множество признаков экстатической любви. Сотни раз Господь Чайтанья внимательно слушал, как Гададхара читает истории о Прахладе или о Дхруве".
Примечание: Существуют определенные преданные, которые предпочитают слушать только о лилах враджа-гопи в мадхурья-расе и пренебрегают всеми остальными лилами Кришны и Его воплощений. Более того, они считают, что другие лилы оказывают пагубное воздействие. Одна такая преданная однажды сказала мне, что я должен быть осторожен в работе над "Гитамритой" - записью художественного чтения "Бхагавад-гиты" - поскольку, по ее словам, это может уничтожить мою бхаву. Но если это так, то почему Шрила Прабхупада писал комментарии на "Бхагавад-гиту" и постоянно проповедовал ее? И более того, почему Шрила Вишванатха Чакравартипада, высочайший расика-бхакта, писал к ней такие подробные комментарии* ?
Другой показательный случай подобного рода произошел с одним преданным в храме ИСККОН Джуху несколько лет назад. Когда его попросили прочитать лекцию по Прахлада-шикше из "Шримад-Бхагаватам", он пожаловался одному местному брахмачари: "Они навязывают мне Прахлада и Хираньякашипу, но я хочу говорить только о гопи". Можете вы себе представить, чтобы Шрила Прабхупада мог ответить подобным образом? Разве проповедник-вайшнав имеет право ставить собственное удовольствие выше блага своей аудитории? Сам Шрила Прабхупада очень любил давать лекции по наставлениям Прахлады Махараджа и всегда делал это с огромным наслаждением и энтузиазмом.
Еще одна преданная, также в Бомбее, была ревностной преданной Господа Рамы. Однако после общения с некоторыми "расика-бхактами", она перестала кланяться Господу Раме во время приветствия Божеств, останавливаясь у алтаря Радхи-Расабихари и не желая подходить к Сита-Раме, в страхе, что это помешает ее "бхаве". Однако мудрецы Дандакараньи, которые, в отличие от нее, реально обладали адхикарой для рагануга-бхакти, не испытывали таких волнений при встрече с Господом Рамой. Напротив, Его красота лишь еще больше усилила их любовь и еще раз напомнила им об объекте их поклонения, Господе Говинде. Более того, по милости Господа Рамы их желание полностью осуществилось, и в следующих жизнях они родились как враджа-гопи в праката-лиле Кришны.
Эти и другие подобные случаи - наглядный пример заблуждений о природе и практике рага-марга, которые, к сожалению, все чаще встречаются среди преданных ИСККОН и других вайшнавских организаций.
9) "Нектар наставлений", текст 8, комментарий:
"Шрила Рупа Госвами говорит в Бхакти-расамрита-синдху (1.2.295):
сева садхака-рупена
сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава-липсуна карйа
враджа-локанусаратах
"В трансцендентной обители Враджа (Враджа-дхаме) нужно служить Верховному Господу Шри Кришне с тем же чувством, что Его приближенные, и приняв непосредственное руководство одного из приближенных Кришны, идти по его стопам. Этим методом пользуются как на стадии садханы (духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве), так и на стадии садхьи (осознания Бога), когда человек уже является сиддха-пурушей - душой, достигшей духовного совершенства".
Примечание: Я помню, что когда в 1979 году в первый раз прочитал перевод этой шлоки из "Бхакти-расамрита-синдху" в "Нектаре наставлений", то воспринял ее как оправдание соблазну поскорее нырнуть в высшие сферы. Но в "Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья-лила, 22.158) Шрила Прабхупада переводит этот стих иначе, опуская часть о том, что "этим методом пользуются на стадии садханы (духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве)".
Однако и Шри Джива Госвами, и Шри Вишванатха Чакравартипада в своих комментариях к словам садхака рупена указали, что это просто означает "находясь в физическом теле". Шри Мукунда Дас Госвами добавляет, что это также может означать "на ранней стадии духовной практики". Конечно же, мы принимаем перевод, данный Шрилой Прабхупадой в "Нектаре наставлений", но что же в данном случае означает "находящихся в материальном рабстве"? Можно с легкостью толковать это на разные лады, но согласно цитате №8, кандидат должен по крайней мере миновать ступень анартха-нивритти. Таким образом, выражение "находящихся в материальном рабстве" приобретает вполне определенные границы, а именно - на уровне ништхи, ручи или асакти.
Напомним, что же Шрила Прабхупада подразумевает под анартха-нивритти в "Нектаре преданности" (см. цитату №8): "Когда в человеке действительно пробуждается спонтанная привязанность к любовным принципам гопи, в его характере не остается ни малейшего следа материальной скверны. Итак, начинать надо со строгого следования регулирующим принципам преданного служения, предписываемым шастрами и духовным учителем. Только полностью избавившись от материальной скверны, преданный может действительно стремиться следовать по стопам жителей Вриндавана" [выделено автором].
Нет ничего удивительного в том, что иногда садхака мнит себя более возвышенным, чем он есть на самом деле. Для такого преданного мысли о собственном духовном величии, а иногда и самореклама, являются источником несомненного удовольствия. Разумеется, такое умонастроение является анартхой и будет препятствовать его росту в духовной жизни. Желания лабхи, пуджи и пратиштхи не только мешают преданному встать на рага-марг, но и препятствуют следованию вайдхи-садхана-бхакти.
10) "Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, 22.153:
лобхе враджа-васира бхаве каре анугати
шастра-йукти нахи мане - раганугара пракрити
Если преданный, побуждаемый такой трансцендентной алчностью, идет по стопам обитателей Вриндавана, его не заботят доводы и предписания шастр. Таков путь спонтанной любви.
Комментарий: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что преданного привлекает служение обитателей Вриндавана - а именно пастухов, Нанды Махараджи, Яшода-майи, Радхарани, гопи, коров и телят. Возвышенного преданного привлекает служение, которым занят один из вечных спутников Господа. Такое влечение называется спонтанным. На санскрите оно именуется сварупа-упалабдхи. Этот уровень недостижим в самом начале. Сперва необходимо выполнять служение в строгом соответствии с регулирующими принципами богооткровенных писаний и наставлениями духовного учителя. Благодаря непрерывному служению посредством практики вайдхи-бхакти постепенно пробуждается наша естественная склонность, которая называется спонтанным влечением, или рагануга-бхакти.
Возвышенный преданный, находящийся на уровне спонтанного служения, уже изучил шастры и владеет логикой и искусством ведения спора. Когда он достигает уровня вечной любви к Кришне, никто не может заставить его сойти с этого пути - ни с помощью логики, ни прибегая к доводам шастр. Возвышенный преданный уже осознал вечные отношения, связывающие его с Господом, и потому неуязвим для логических аргументов других. [выделено автором].
Примечание: Это еще одна цитата, подтверждающая ту же мысль. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что спонтанное влечение на санскрите называется сварупа-упалабдхи. Каждый, кто хоть немного знаком с санскритом, может понять значение этого термина: "когда преданный обретает сварупу". Он добавляет: "Возвышенный преданный осознал свои вечные отношения, связывающие его с Господом". Это совершенно ясное утверждение. Более того, он описывает способ достижения этого уровня: "Благодаря непрерывному служению посредством практики вайдхи-бхакти постепенно пробуждается наша естественная склонность, которая называется спонтанным влечением, или рагануга-бхакти".
11) Лекция Шрилы Прабухпады по "Нектару преданности", Вриндаван, 23 октября 1972:
"Лучший пример - это Чайтанья Махапрабху. Он - Сам Кришна, но играет роль маха-бхагаваты. Он никогда не обсуждал раса-лилу Кришны перед широкой аудиторией. Никогда. Вы не найдете ни одного случая, чтобы Чайтанья Махапрабху обсуждал раса-лилу прилюдно. Нет. Никогда. С обыкновенными людьми Он просто пел мантру Харе Кришна, а когда Он встречался с учеными... с некоторыми философами... такими, как Сарвабхаума Бхаттачарья, Пракашананда Сарасвати - с ними Он вел философские дискуссии, [обсуждал] "Веданта-сутру". А с преданными высокого уровня, преданными, подобными Рамананде Раю - с ними Он обсуждал лилы Кришны. Можете сами в этом убедиться. Он никогда не обсуждал лилы Кришны с первым встречным и поперечным. Нет".
Примечание: В этих словах Шрила Прабхупада подчеркивает осторожность, с которой необходимо относиться к публичному обсуждению сокровенных тем.
Дополнительные цитаты из других источников:
В важнейшем из стихов, описывающих рагануга-адхикару, Шрила Рупа Госвами говорит ("Бхакти-расамрита-синдху", 1.2.292):
тат тат бхавади мадхурйе
шруте дхир йад апекшате
натра шастрам на йуктим ча
тал лобхотпатти лакшанам
"Когда возвышенный преданный слышит о преданных Вриндавана, находящихся в отношениях шанты, дасьи и др., в нем проявляется склонность к таким взаимоотношениям и они начинают привлекать его. Воистину, он начинает страстно жаждать такого особого вида преданности. Когда такая жажда пробуждается в нем, его разум более не зависит ни от наставлений шастр, богооткровенных писаний, ни от логики и аргументов" (перевод стиха из "Чайтанья-чаритамриты", Мадхья-лила 22.155).
Примечание: Шрила Джива Госвами в своем комментарии к этому стиху говорит следующее: "Когда, слушая о враджа-лиле из "Шримад-Бхагаватам", преданный начинает испытывать небольшое наслаждение и к нему приходит понимание нектарных чувств враджабаси, это является признаком того, что, возможно, в нем пробуждается стремление к рагануга-бхакти". (Из тики* "Дургама-сангамани" Шри Дживы Госвами на "Бхакти-расамрита-синдху").
Шри Мукунда Дас Госвами в своем комментарии делает похожее утверждение: "Когда в результате такого слушания в сердце возникает, пусть в ограниченной степени, приносящее наслаждение понимание сладостных бхав враджабаси, такой человек более не связан наставлениями писаний..." (Из тики Мукунды Даса Госвами на "Бхакти-расамрита-синдху".)
Из этих тик как будто следует, что ачарьи прошлого поощряли практику рага-марга даже на ранних стадиях бхакти, т.е. как только появлялся небольшой вкус к наслаждению враджа-лилой. Однако это было сотни лет назад в Индии, когда большинство людей не имели ни малейшего представления о том, что такое недозволенный секс. С тех пор ситуация очень сильно изменилась, даже в Индии, что уж говорить о западном мире.
Известно, что во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура бабаджи с Радха-кунды вступали в недозволенные связи с женщинами. Шрила Гауракишора Дас Бабаджи однажды сказал: "Жить у Радха-кунды было бы одно удовольствие, если бы не одиннадцать распутников, захвативших ее". Интересно, чтобы он сказал теперь? В то время Шрила Сарасвати Тхакур изменил подход к рага-маргу даже для своих собственных учеников, подчеркивая проповедь, а не бхаджан, как главный метод преданного служения. Шрила Прабхупада просто применил тот же принцип в отношении проповеди во всем мире. Поэтому мы должны идти по их стопам, с верой следуя примеру ачарьи-основателя ИСККОН.
В отличие от комментариев ачарьев прошлого, наш ачарья, Шрила Прабхупада, писал: "Один мирской негодяй сказал однажды, что когда вайшнавы произносят имя "Радха, Радхa", он просто вспоминает жену цирюльника, которую тоже зовут Радха. Это практический пример. Если человек не достиг уровня освобождения, он не должен пытаться слушать о любовных отношениях между Радхой и Кришной. Если человек еще не освобожден и слушает описания танца раса, ему на ум придут его собственные любовные похождения и внебрачные связи с женщиной, которую тоже могут звать Радха. В обусловленном состоянии не следует даже и помышлять о подобных возвышенных темах. Вместо этого нам надлежит следовать регулирующим принципам и таким образом достичь уровня спонтанного влечения к Кришне. Тогда и только тогда можно будет слушать о Радха-Кришна-лиле. Хотя эти описания могут нравиться и обусловленным, и освобожденным душам, обусловленной душе не стоит пытаться слушать о них" [выделено автором]. ("Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила, 8.256)
Примечание: Несмотря на то, что эти игры могут приносить наслаждение, если человек не обладает квалификацией, он "не должен пытаться слушать о них". Но поскольку Шрила Прабхупада сам опубликовал описания этих игр, у кого-то категоричность этого утверждение может вызывать справедливое недоумение. Одно объяснение этому кажущемуся противоречию заключается в том, что Шрила Прабхупада описывает игры Кришны в "Источнике вечного наслаждения" очень невинным образом, снабдив их философскими комментариями, чтобы читатель мог избежать их превратного толкования. Другое объяснение заключается в том, что сам Шрила Прабхупада никогда не делал на них особого акцента и никогда не умалял значимость других лил, а также не рекомендовал нам сосредотачиваться на какой-то конкретной расе прежде, чем мы достигли уровня сварупа-сиддхи. Это согласуется со всеми предыдущими утверждениями. Поэтому тот, кто подталкивает других к преждевременной практике рагануга-бхаджана, посвящая их в сокровенные игры Радхи и Кришны, делая на них особый упор и умаляя при этом значение всех других игр Кришны, действует прямо вопреки наставлениям Шрилы Прабхупады.
Очень жаль, что некоторые Гаудия-вайшнавы не видят в Шриле Прабхупаде ачарью, находящегося на уровне Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Вишванатхи Чакраварти или Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. У меня, по крайней мере, такое положение Шрилы Прабхупады не вызывает сомнений. Поэтому для меня, как и для любого другого, кто принимает его таким образом, его конкретные наставления по всем аспектам практики преданного служения являются абсолютными и непреложными.
Сиддханта Гаудия-вайшнавов дана для всех, но указания по ее конкретному применению нам дает наш собственный ачарья. Если мы на деле, а не на словах, принимаем Шрилу Прабхупаду ачарьей, то наш долг также принимать и его указания относительно теории и практики рага-марга, которые прежде всего относятся к преданным категории гоштхйананди. Его метод безопасен и надежен. Он ограждает нас от склонности к сахаджии и потому приобретает особую важность в условиях осуществления всемирной проповеднической миссии.
Если сахаджии снова вырядятся в одежду Гаудия-вайшнавов, как это уже было до прихода Бхактивиноды Тхакура, то наша всемирная проповедь будет отброшена лет на сто назад. Это будет серьезным ударом по миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.
До прихода Шрилы Сарасвати Тхакура, во-первых, была значительно выше квалификация людей, а во-вторых, не существовало такого широкого проповеднического движения. Поэтому годился подход бхаджанананди. Но даже в этой традиции, которая описывается в пятнадцатой главе "Харинама-чинтамани", шравана-даша (слушание о своей сварупе) начинается с уровня асакти.
Справедливости ради нужно отметить, что споры о рагануге принесли нам неоспоримое благо. Преданные стали лучше понимать цель духовной практики и философию Шри Чайтаньи. Но уже налицо результаты неверного понимания и преждевременного применения практики рагануга-садханы. И кто знает, каких еще негативных последствий нам ждать в будущем?
Подведем итог, обобщив позицию Шрилы Прабхупады по теоретическим и практическим аспектам рассматриваемого вопроса на основе предыдущих цитат.
1. Желание уподобиться одному из преданных Враджа развивается в человеке постепенно. Оно раскрывается по мере нашего продвижения в практике регулируемого преданного служения. Его невозможно вызвать искусственно. Поэтому необходимо набраться терпения. (О таком отношении Шрила Прабхупада говорил с Бхакти Чару Свами во Вриндаване в 1977 г. и с Хришикешанандой прабху в Маяпуре в 1973 г.)
2. Искреннее стремление идти по стопам обитателей Враджа приходит к человеку только тогда, когда он освобождается от материальной скверны.
3. Непрерывно занимаясь служением в рамках вайдхи-бхакти, мы постепенно пробуждаем в себе естественную склонность к рагануга-бхакти.
4. В характере преданного, испытывающего спонтанное влечение к любовным принципам гопи, не остается ни следа материальной скверны.
5. Когда человек действительно освобождается от материальной скверны, он обретает способность всегда думать об одном из нитья-сиддх, вечных спутников Кришны во Вриндаване, и любить Кришну так, как это делает нитья-сиддха, примеру которого он подражает. Развив в себе такую склонность, он всегда живет во Вриндаване, по крайней мере в мыслях.
6. Чистые преданные не проводят различий между деяниями Господа и не слушают только об одних, избегая других. Чистые преданные испытывают наслаждение от всех трансцендентных игр Кришны, описанных в "Шримад-Бхагаватам". Они не отвергают ни одной из них.
7. Когда преданный осознает свои подлинные отношения с Господом (то есть обретает сварупа-сиддхи), он продолжает одновременно заниматься регулируемым преданным служением, постоянно думает о Господе в своем сердце и развивает свои трансцендентные эмоции, идя по стопам одного из Его вечных спутников.
8. Преданный, действительно развивший в себе сознание Кришны, даже достигнув совершенства, не должен посвящать в это других. До тех пор, пока он находится в материальном теле, он всегда должен вести себя как начинающий преданный.
Примечание: Осторожный подход Шрилы Прабхупады к рага-маргу похож на систему, описанную ачарьями прошлого, которая сводится к продолжению практики вайдхи-бхакти (а в нашем случае, проповеднической деятельности) до тех пор, пока наша сварупа не раскроется сама. Это, несомненно, доставляет удовольствие Господу Гауранге, поскольку благодаря проповеди многие получают доступ к бхакти-маргу. По милости Шри Чайтаньи вайшнав-гоштхйананди может и непременно достигнет того, что раннее обреталось посредством нирджана-бхаджана*.
Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур писал:
йатха йатха гаура падаравинде
виндета бхактим крита-пунйа-расих
татха татхотсарпати хридйакасмад
радха-падамбходжа-судхамбу-расих
"Когда, благодаря несметным благочестивым поступкам, у человека появится преданность лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, тогда, пропорционально глубине этой привязанности, его сердце неожиданно наполнится нектаром, стекающим с лотосных стоп Шримати Радхарани". ("Чайтанья-чандрамрита", 88)
Аналогичное утверждение содержится в песне Нароттама Даса Тхакура Гауранга-дйути-пада:
гауранга-гунете джхуре нитйа-лила таре спхуре
се джана бхакати-адхикари
гаура-према-расарнаве се таранге джеба дубе
се радха-мадхава-антаранге
"Тот, кто восхищается движением Господа Гауранги, получает право войти в нитья-лилу Радхи-Кришны. Тот, кто испытывает наслаждение, купаясь в волнах океана гаура-према-расы и помогая Господу Чайтанье Махапрабху раздавать любовь к Кришне, немедленно становится близким спутником Шри Шри Радхи-Мадхавы".
В "Шри Навадвипа-дхама Махатмье" (Глава 18) Бхактивиноды Тхакура мы находим описание того же метода достижения спонтанной преданности Радхе-Кришне:
"Дживу с Кришной связывают пять видов взаимоотношений: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Однако вступить в эти отношения может только тот, кто вначале будет поклоняться Гауранге в настроении шанты и дасьи. И тогда, в процессе его преданного служения, сами собой откроются его вечные отношения с Господом.
Тот, кто достоин мадхурья-расы, поклоняется Гауранге в образе Радхи и Кришны. Поскольку Радха и Кришна объединились в одном лице, в образе моего Гауранги Райи, Их игры не проявляются в Его облике. Но когда поклонение Гауранге в дасья-расе достигает в сердце живого существа полной зрелости, там сама собой проявляется мадхурья-раса. В это время поклонение Гаурахари делает человека достойным поклоняться Радхе и Кришне во Вриндаване. Тогда Гауранга позволяет преданному войти во Вриндаван и погружает его в нектар вечных игр Радхи и Кришны".
Заключение: Следуя по стопам своего духовного учителя, Шрила Прабхупада дал нам совершенную систему для достижения высочайшего уровня любви к Богу. Нам остается только воплотить ее в жизнь. Поэтому давайте с верой и решимостью будем следовать Шриле Прабхупаде, движимые горячим желанием идти по пути чистого преданного служения.
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Рага-марга — путь сердца
(26 августа 1997 года, Москва)
Если кто-то может вовлечь свой ум в служение Нитьянанде и Шри Чайтанье Махапрабху, это очень благоприятно. Но в поклонении Божествам есть определенные сложные моменты. Есть два типа поклонения. Первый — ведический стандарт, путь ведического поклонения, второй — это путь сердца, путь рага-марги. Я благословляю всех вас на путь поклонения рага-марги. Путь рага-марга — это путь более спонтанного поклонения сердца, там нет таких жестких правил [как в виддхи-марге]. Поклонение рага-марга — это, скажем так, семейное поклонение, как вы служите, например, своим детям. Вы моете их, предлагаете им еду, укладываете спать. Вы переодеваете своего ребенка и даете ему наставления.
Зная это, вы можете понять, что такое рага-марга. Отношения с Господом в рага-марге — отношения очень интимные. Но для того, чтобы поддерживать такое служение, необходима очень большая искренность. Если у вас есть искреннее настроение служения, если вы действительно хотите… Вы можете делать все, просто воспевая Харе Кришна маха-мантру. И через повторение Харинама, Святого Имени, вы можете удовлетворить Господа.
Видите, Божества уже «пришли» в его сумку. Каким образом я могу сказать «нет»? Я не могу сказать, что эти Божества пришли не по Своей воле. И, коль скоро Божества уже пришли, я должен оказать Им соответствующее внимание и служение. Кто-то может думать, что Божество — это просто некая металлическая форма, но мы не будем считать, что Божество — это просто кукла из металла. Несмотря на то, что Божество предстает в форме из металла, Само Оно может вести Себя как дитя.
Может кто-нибудь помнит историю Сакши Гопала? В «Чайтанья-чаритамрите». Когда Мадхавендра Пури был больным, Божество разговаривало с ним во сне. И также Оно мистическим путем доставляло Своему слуге молоко.
Наше понимание Божеств совершенно отличается [от понимания Мадхавендры Пури]. Божество Само желало принять его служение. Я должен уважить желание Господа и дать определенные инструкции, как это делать правильно. Но, несмотря на это, может быть, какие-то мои инструкции и инструкции Самого Божества могут отличаться. Я всегда принимаю в расчет то, что Божество Само знает лучше, чем я, что для Него лучше, что для Него хуже. Божество знает лучше, чем я, что для Него хорошо, а что для Него плохо. Таким образом Божество проявляется. И мы должны следовать желаниям Божества. Это будет благотворно для нас. Но если у кого-то нет Божества, и он будет просить меня об этом, — я должен следовать ведическому пути.
Я могу рекомендовать Божество, но существует восемь форм поклонения.
[санскрит]
Божество может представать в каменной форме или в форме из дерева. Также Божество может предстать в форме изображения — фотографии или картины. Я могу с легкостью порекомендовать вам форму фотографии, потому что фотография может везде с вами быть. Где бы вы ни находились, вы можете взять с собой фотографию, предложить фотографии Божества пищу и после этого принять прасадам. Даже просто стакан воды можете предложить Божеству. Я думаю, что это очень просто и практично. И это очень благотворно.
Мы знаем, что многие религиозные концепции также отдают предпочтение изображению Господа в форме картины, иконы. Мы знаем, что в Индии есть христианские церкви. Там есть изображение Иисуса Христа. И они поклоняются этому изображению. В каждой церкви. В каких-то церквях вы можете видеть святую Богоматерь с младенцем. Мы знаем, что Господь проявляется в разных формах, поэтому мы не можем игнорировать это, должны принимать это во внимание. Но если вы хотите познать Господа с полным осознанием, конечно вы должны прийти к концепции сознания Кришны. В сознании Кришны очень просто и прекрасно изложено все о Господе. Полное объяснение дано в сознании Кришны.
Даже исламские храмы [мечети]… Мы видим, что они украшены некими изображениями, мандалами [орнаментами, шамаилями]. И когда мы видим изображение, мы не протягиваем к нему ноги, мы уважительно относимся к нему. Мы оказываем свое почтение и уважение. Каждый оказывает почтение.
У них, может быть, нет полного видения, концепции. Но тот, кто знает эту идею, должен выражать почтение. Если же какой-либо человек не имеет более полного представления о Божественном и хочет узнать об этом больше, мы должны ему помочь. И мы будем практиковать то, что усвоили для себя.
Если вы приедете во Вриндаван, то среди множества храмов вы увидите, что в каждом храме в четыре часа утра звенит колокол, там производятся какие-то действия, начинается богослужение. И тысячи людей каждый день воздают служение в этих храмах. Это для кого-то кажется ложным, но как же то, что ложно, может продолжаться в течение пяти тысяч лет. Это факт мировой истории — на протяжении пяти тысяч лет мы воздаем поклонение Господу.
Концепцию Бхагавана можно понять так: Бхагаван — это мой личный Господь, с которым я устанавливаю непосредственные отношения.
Их [христиан] самая высшая концепция — поклонение сыну Господа. Он является центром поклонения как сын. И мы все вокруг имеем непосредственные отношения с сыном Господа. Все играют определенную роль — родители (как отец и сын), друзья, остальные также имеют какие-то отношения. И девушки имеют свои отношения с Ним, как с возлюбленным или другом. Но концепция сына является центральной — Господь предстает как сын.
Вриндаван — трансцендентная обитель Господа, где Он со всеми Своими атрибутами постоянно играет, являет Свои божественные игры. Я думаю, что, на самом деле, это достаточно просто для нас понять. Только необходимо предложить Господу свой ум. И обращаться к Господу с верой. Вера — фундамент. Вера — фундамент всех религий.
Свидетельство о публикации №224080300221