Множество силков, МН 26 Часть вторая
Часть вторая
Слушать иллюстрированную версию сутты можно на канале ЮТуб по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=Gl-llImGgZw
Достигнув просветления, я вначале подумал о том, что моё
Учение слишком тонко и непостижимо. Трудно проделать
Путь к бесстрастию, лежащий выше всех умозаключений.
Люди стремятся к наслаждению, они лелеют свою
привязанность к приятному. Как же им прекратить жажду?
Если я начну проповедовать, то моё Учение будет непонято,
и я буду утруждаться понапрасну. Вместе с этими мыслями,
ко мне пришли неслыханные прежде строфы:
Оставлю я желание учить
Существ, заблудившихся в жажде и зле.
Бесполезно, увы, направлять их к Пути;
К свободе благой, что познал я в себе.
Окутаны тьмой, люди в страсти горят –
Далёка от них тонкая суть.
Против мира стремлений направлен мой взгляд,
Существа же во лжи видят путь.
Размышляя так, я, поначалу, склонился к недеянию. 7
Однако Брахма Сахампати, Владыка Земли, услышал мои
мысли божественным слухом и подумал: «Мир, в котором
Пробуждённый отказывается проповедовать неизбежно
разрушится». В мгновение ока спустившись из небесной
обители, он предстал передо мной.
Брахма обратился ко мне с неслыханными прежде в земном
мире строфами:
В мире лжи сорняки разрослись,
Люди в печали скорбят…
Ты, герой, стоящий на пике горы,
Пробуди свой Божественный взгляд!
Будут те, кто Путь твой поймут,
Войдут в Учения Дверь.
Странствуй по миру, свободный от пут,
Твой час наступает теперь!
Тогда я, движимый состраданием, охватил мир
Пробуждённым Видением. Я увидел существ, у которых
зеркало ума едва покрыто пылью и тех, чьё зеркало ума
скрыто пылью; их благие и дурные качества; тех, кого легко
обучать и необузданных. Я увидел, что различия в развитии
существ подобны различию между лотосами, рождёнными в
грязной воде. Есть такие лотосы, которые всегда пребывают
под водой; есть такие, которые достигают поверхности воды;
а есть такие, которые родившись в грязи, поднимаются над
поверхностью пруда, не затронутые ни водой, ни грязью.
Увидев это, я ответил Брахме Сахампати:
То, что лежит за пределами смерти, открою другим.
Пусть верой себя укрепят существа, вступив на мой Путь.
Услышав эти слова, удовлетворённый Брахма тут же исчез. А
я, первым делом, вспомнил об Аларе Каламе и Удаке
Рамапутте. В их сознании было мало пыли, и они бы быстро
поняли моё Учение. Но в этот миг ко мне приблизилось
божество, которое сообщило мне, что и Алара Калама и
Удака Рамапутта уже покинули тела. Огорчённый этой
утратой, я подумал: «Те пятеро аскетов, которые были со
мной в ту пору, когда я предавался самоистязанию, очень
старательны. Я обучу их». Видя Божественным Взглядом, что
они пребывают в Бенаресе, я отправился туда.
По дороге в Бенарес я встретил странника Упаку, который
искал знание, лучшее, чем то, что было преподано ему. Он
спросил меня: «Друг, твоё лицо ясно и чисто. От тебя исходит
сияние. Кто твой Учитель?» На этот вопрос я ответил:
Я всё преодолел,
Во мне угасла жажда.
Познав себя,
Я стал Учителем для всех.
Теперь в заблудшем этом мире
Я Колесо Учения готовлюсь повернуть.
Услышав эти слова, Упака зародил в сердце сомнение.
Покачав головой, он сказал: «Пусть будет так, друг», и
свернул на другую дорогу. 8
Я продолжил свой путь и достиг Оленьего парка, в котором
пятеро аскетов занимались самоистязанием. Завидев меня,
они договорились не обращаться ко мне иначе, как «друг» и
не прислуживать мне, поскольку порицали меня, считая, что я
оставил духовное старание и живу беспечно. Но когда я
приблизился, они не совладали с собой – один встал, чтобы
принять мою чашу, другой устроил для меня сиденье; третий
приготовил воду для омовения ног. При этом, всё же, они
обратились ко мне, как к равному – «друг».
Я упрекнул их и сказал, что не так надлежит обращаться к
Пробуждённому. В ответ аскеты высказали мне свой упрёк.
Однако, рассказывая о своём Пробуждении, я убедил их
встать на путь моего Учения. Получая мои наставления, они
сумели на собственном опыте постичь истину и достичь
совершенного знания.
Они, как и я, избежали множества силков, сплетённых из пяти
нитей чувств. Эти пять нитей таковы: формы, звуки, запахи,
вкусы и телесные ощущения. Беспечные существа,захватываются этими нитями подобно оленям, запутавшимся в силках. О них можно сказать: «Они в беде. Они
подневольны». Те же существа, которые ищут постоянное,
избегают этой беды. Они подобны оленю, который свободно
лежит на груде силков, не запутавшись в них.
Отстранившись от неблагородного поиска, ум обретает
свободу и уверенность. Он пребывает в различных
состояниях сосредоточения, находя в них удовлетворение, не
попадая в ловушку привязанности к чувственным
удовольствиям.
Услышав эту проповедь Учителя, ученики, собравшиеся в
хижине Раммаки, испытали радость и удовлетворение.
Конец изложения сутты о Множестве силков или
Благородном поиске.
Пусть Будет Благо!
Свидетельство о публикации №224080300655
Так же,слушать иллюстрированную версию сутты можно на канале "сто рек" На Дзене:
http://dzen.ru/video/watch/676c3e1063b01e74f3177b3a
Марина Тигра 27.03.2025 16:28 Заявить о нарушении